Просмотр содержимого документа
«Роспись по дереву»
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа «Прикладное творчество» составлена на основе примерной авторской программы С. Чуянова. Москва «Просвещение» , 2009 г.
Обоснование выбора УМК
Авторская программа С. Чуянова. Москва «Просвещение» , 2009 г.
Учебник декоративно – прикладное искусство в жизни человека . Москва «Просвещение», 2014 г.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса, согласно утвержденному базисному учебному плану школы, рассчитана на 34 учебных часа из расчета1 час в неделю. Срок реализации программы 1 год.
Основные цели и задачи курса
Цель курса – дать учащимся возможность самовыразиться, почувствовать себя талантливыми, выйти в жизнь уверенным в себе человеком.
В задачи проведения курса входит:
- изучение традиций, истории городецкой росписи;
- изучение современного развития городецкой росписи;
- овладение приемами писания элементов городецкой росписи;
- выполнение собственными силами учащихся росписи изделий по мотивам городецкой росписи;
- способствование формирования чувства национального достоинства;
- развитие сознания того, что традиционная культура России – достояние нашего государства.
Общая характеристика учебного предмета
. Программа элективного курса «Городецкая роспись» предусмотрена для изучения учениками приемов, традиций, истории, современного развития городецкой росписи. Польза от данного курса очевидна. Он поможет ученикам выбрать себе профессию. Умение расписывать деревянные изделия пригодится в жизни: можно расписными изделиями украсить интерьер своего дома; можно своими руками выполнить прекрасный подарок.
На вводном занятии учащиеся знакомятся с историей и современным развитием городецкой росписи.
Практическая часть занятий делится на четыре части:
- овладение приемами писания элементов росписи;
- копирование росписи изделий мастеров народного промысла;
- самостоятельное выполнение эскизов росписи;
- роспись деревянных изделий и покрытие их лаком.
На протяжении всего курса широко используется принцип наглядности. Наглядность – одно из важнейших условий методики проведения занятий. Учащимся предлагается для изучения и повтора образцы изделий народного искусства. На занятиях используются учебные таблицы, выполненные учителем. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов городецкой росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись деревянных изделий.
Формы и методы деятельности
Основным методом обучения является деятельностный. Кроме этого используется метод проектной деятельности. Форма обучения – трудовая деятельность: индивидуальная, групповая и коллективная.
Планируемые результаты изучения курса
К концу занятий учащиеся должны:
- владеть приемами писания городецкой росписи;
- уметь писать главные элементы росписи;
- самостоятельно выполнять простые композиции по мотивам росписи на бумаге;
- выполнять роспись на плоскостных деревянных изделиях;
- уметь работать с лаками.
В конце курса в школе устраивается выставка работ учащихся. Работы, выполненные на высоком уровне, экспонируются в выставочном зале «Вернисаж».
Литература.
1. В.А. Бородулин. «Основы художественного ремесла». М. Просвещение. 1979.
2. С.К. Жегалова. «Русская народная живопись». М. Просвещение. 1984.
3. Х.И. Махмутова. «Роспись по дереву». М. Просвещение. 1987.
4. А.П. Рогов. «Кладовая радости». М. Просвещение. 1982.
6. Л.В. Шевчук. «Дети и народное творчество». М. Просвещение. 1985.
7. Т.Я. Шпикалова. «Народное искусство на уроках декоративного рисования». М. Просвещение. 1979.
Календарно – тематическое планирование
элективный курс (34ч.)
№ п/п
Наименование тем и разделов
Количество часов
Планируемые результаты
Тип урока
Примерные сроки проведения
1
Введение. История создания и развития городецкой росписи.
1
Знать: цели и задачи курса. Корни и традиции городецкой росписи. Роспись донец прялки в Городце. Современное развитие городецкой росписи. «Экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи. Знакомство с книгой С. Чуянова «Городецкие праздники».
Урок изучения нового: лекции с элементами беседы.
2
Элементы. Сюжеты и приемы городецкой росписи.
1
Знать: правила держания кисти в руке. Понятие «узор» и «орнамент», разница между ними. Основные элементы городецкой росписи: круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Показ учебных таблиц.
Комбинированный:
повторение знаний, полученных на предыдущем занятии. Правила держания кисти в руке. Понятие «узор» и «орнамент», разница между ними. Основные элементы городецкой росписи: круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
3
Этапы выполнения городецкой росписи.
1
Знать: последовательность выполнения городецкого цветка «Бутон». Показ учебной таблицы.
Комбинированный: последовательность выполнения мотива «лист»
4
Бутон – разновидность городетских цветов.
1
Уметь выполнять последовательность городетского цветка «бутон».
Комбинированный:
Написание цветка «бутон»
5
Купавка – самый распространенный цветок в городетском орнаменте
1
Уметь: выполнять последовательность городетского цветка «Купавка».
Комбинированный
6
Розан – любимый цветок в городетской росписи.
1
Соблюдать последовательность выполнение городетского цветка
Комбинированный
7
Городетские цветы
1
Выполннять роспись городецких цветов
Комбинированный
8-9
Простые композиции из главных элементов городецкой росписи.
2
Уметь составлять простые композиции из цветов и листьев плоскостных изделий
Комбинированный
10 - 11
Композиция из цветов и листьев на плоскостных изделиях.
2
Уметь копировать простые композиции из цветов и листьев плоскостных изделий
Комбинированный
12 - 14
Композиция из цветов и листьев на плоскостных изделиях.