Урок – исследование для учащихся 4 класса на тему
«Обвинская роспись»
Цель урока: Приобщение учащихся к истокам народного творчества Пермского края.
Задачи
Развивающие:
- Развивать воображение, цветовое восприятие;
- Творческую активность и любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца, усидчивость;
Обучающие:
- Обучить учащихся основным элементам росписи обвинской росписи
- Сформировать навыки последовательного ведения работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование
Вид занятия: рисование по образцу и представлению
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий
Приемы преподавания: беседа, постановка вопросов, демонстрация.
Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, гуашь, кисти.
Музыкальный ряд: классическая музыка
Зрительный ряд: электронная презентация «Обвинская роспись»,
ХОД УРОК
- ВВОДНАЯ БЕСЕДА
Учитель: Давным - давно все окружающие предметы простые люди выполняли из дерева. Дерево было дешевым материалом и доступным. Перед вами дом, что в нем видите (прялка, посуда, фонарь – свеча). Все предметы обихода выполнены из дерева. Дерево со временем темнело и крестьяне стали покрывать изделия рисунками – росписью. Длинными зимними вечерами, расписывали посуду красивыми узорами.
Учитель: Роспись по дереву один из национальных и самобытных видов декоративного искусства на Руси. Вы все прекрасно знаете эти промыслы и легко мне их назовете!
Педагог показывает слайды с изображением Жостовских подносов.
Учитель: что это за народный промысел?
Учащиеся отвечают.
Учитель: А какие особенности у этого промысла?
Учащиеся: Жостовские подносы – железные, их покрывают специальным черным лаком (красным, зеленым). На них многоцветные букеты.
Педагог показывает слайды с изображением Городецкого орнамента
Учитель: Что за промысел? Какие особенности у этого промысла?
Учащиеся: Городецкая роспись – кухонная посуда (птицы, кони) в цветах.
Педагог показывает слайды с изображением Гжельской посуды
Учитель: Что за промысел? Какие особенности у этого промысла?
Учащиеся: Гжель – посуда из глины, фарфора. Орнамент – цветы в букетах, все голубого цвета.
Педагог показывает слайды с изображением Хохломы.
Учитель: Что за промысел? Какие особенности у этого промысла?
Учащиеся: Хохлома – орнамент с различными травами, цветами, ягодами и птицами на золотом, красном или черном фоне.
- ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Учитель: Молодцы! Оказывается, и у нас, в Пермском крае тоже есть красивая роспись, с которой я сегодня вас хочу познакомить. Но перед тем как познакомиться с этой росписью, посмотрите внимательно на карту Пермского края. Вы обратили внимание, что у нас в Пермском крае очень много рек. В XIX в. в Ильинском районе Пермского края зародился этот промысел. И назвали его в честь реки, притока реки Камы, которая здесь протекает. Посмотрите внимательно на карту и назовите мне эту реку.
Педагог показывает слайд, где указаны районы и реки Пермского края.
Ребята называют реку.
Учитель: Правильно, река Обва, в долине которой расположилось селение Ильинское. Следовательно, роспись называется ….
Ребята называют
- УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Обвинская роспись- русский народный художественный промысел, существующий с XIX в. в Ильинском районе Пермского края. Период расцвета обвинской росписи приходится на 1870-1900 годы.
Педагог показывает слайды
Учитель: Сначала обвинская роспись была сдержанная по цвету. Обвинской росписи был свойственен холодный колорит: синий, чёрно-зелёный, пронзительно голубой или зеленоватый фон обычно сочетается с тёплыми тонами растительных мотивов.
Педагог показывает слайды
Учитель: Благодаря массовому изготовлению изделий на рынок, для привлечения внимания в базарной торговле, крестьянские мастера стали использовать яркие, сильные по цветовому эффекту цвета. Для Обвинской росписи характерна роспись на желто-оранжевом и оранжево-красном фоне.
На оранжевом фоне они рисовали голубые листья, а разживку – жёлтой. Если фон был зелёный, то в орнаменте преобладал красный.
Педагог показывает слайды
Учитель: Главный элемент обвинской росписи – цветок. Цветок – звезда – это фирменный знак Обвинских рисовальщиков, его еще называют «Обвинская роза» Это 8-лепестковый цветок или два четырёхлепестковых цветка, наложенных друг на друга.
Педагог показывает слайды
Учитель: Цветок с круто закрученной спиралью в середине.Часто цвет лепестков чередуется так: красный с белым, зелёный с жёлтым, синий с белым и т. д.
Педагог показывает слайды
Учитель: Оставшееся пространство заполняется травкой, веточками, гирляндами разноцветных капель. Есть и мелкие детали завитки, спирали. Получается сказочный волшебный сад.
Педагог показывает слайды
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учитель: Предлагаю вам стать народными мастерами и попробывать изобразить Обвинскую розу на таком предмете быта, как прялка.
Идет выбор и обсуждение материала и задумок. Учащиеся выполняют практическую работу.
- ИТОГ УРОКА
Учитель: Ребята, расскажите, о своих замечательных узорах (рассказы учеников) Давайте стен с вашими творческими работами пополним новыми замечательными работами Обвинской росписи. Молодцы!