Цели урока: 1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г.Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
Для учителя: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции плакат «Городецкая роспись»
Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.
План урока:
1.Актуализация - 10 мин.Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Работа со словарем.
2.Постановка художественной задачи - 2 мин.
3.Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции - 10 мин.
4.Выполнение практической работы: выполнение росписи– 15 мин.
5.Анализ детских работ - 3 мин.
6. Рефлексия - 3 мин.
7.Заключительное слово - 2 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте.
Ребята! Обратите внимание, как красиво оформлен наш класс. Какие интересные предметы мы здесь видим! Посмотрите!
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?
Мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.
Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.
Но для начала я предлагаю вспомнить о тех народных промыслах, которые мы уже изучили.
Учитель: Ребята скажите.
Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются?
Хохлома? — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)
Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики – это район, состоящий из 27 деревень, расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.
(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике)
А вот такие прекрасные вещи (показ разделочная доска, коробочка), делают мастера ещё одного промысла - Городца.
Это один из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан
Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.
Постановка художественной задачи.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи купавку и розан так, как это делают народные мастера.
Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок
Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.
Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.
Поэтапный показ на доске учителя.
3. Практическая работа.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.
4. Анализ детских работ, оценивание.
Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита.
Учитель: Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы.
Учитель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Учитель: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Учитель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
5.Рефлексия.
- Ребята вам понравился сегодня урок?
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
6. Заключительное слово учителя.
Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Городецкая роспись" »
Урок изобразительного искусства в 5-м классе по теме: «Городецкая роспись»
Цели урока: 1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г.Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
Для учителя: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакат «Городецкая роспись»
Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, салфетки.
План урока:
Актуализация - 10 мин.
Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. Работа со словарем.
Постановка художественной задачи - 2 мин.
Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой
декоративной композиции - 10 мин.
Выполнение практической работы: выполнение росписи– 15 мин.
Анализ детских работ - 3 мин.
Рефлексия - 3 мин.
Заключительное слово - 2 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте.
Ребята! Обратите внимание, как красиво оформлен наш класс. Какие интересные предметы мы здесь видим! Посмотрите!
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?
Мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами. Рассмотрим еще один вид росписи, который до сих пор поражает своей красотой и изящностью форм, но об этом чуть позже.
Народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал. Передавал предметы обихода по наследству, так в каждой местности возникали свои традиции.
Но для начала я предлагаю вспомнить о тех народных промыслах, которые мы уже изучили.
Учитель: Ребята скажите.
Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются?
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
(Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)
Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи.
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики – это район, состоящий из 27 деревень, расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы.
(Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике)
А вот такие прекрасные вещи (показ разделочная доска, коробочка), делают мастера ещё одного промысла - Городца.
Это один из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись».
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан
Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.
Постановка художественной задачи.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи купавку и розан так, как это делают народные мастера.
купавкарозан
Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!
Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок
Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.
Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.
Поэтапный показ на доске учителя.
3. Практическая работа.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.
4. Анализ детских работ, оценивание.
Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита.
Учитель: Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы.
Учитель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Учитель: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Учитель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
5.Рефлексия.
- Ребята вам понравился сегодня урок?
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
6. Заключительное слово учителя.
Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.