Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми из социально неблагополучных семей»
Отчет о работе со слабоуспевающими детьми
(1 четверть)
В начале года я проводила диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося. В течение четверти использую на своих уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
Готовлю и использую на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал; своевременно ликвидирую пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провожу повторный контроль знаний; ставлю в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости; провожу занятия с уч-ся, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.
С начала учебной четверти сосредотачиваю усилия на развитии у учащихся навыков учебнопознавательной деятельности и работоспособности. Делаю акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;– особое внимание обращаю на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитываю интересы школьников;– на всех этапах урока обеспечиваю дифференцированный подход.
Анкета
выявления отношения учащихся к учению и приёмам учебной деятельности
Ученик: Айсин Александр Иванович
Дата 3 сентября 2015\2016 учебный год
1.Что затрудняет твоё успешное учение (подчеркни и допиши, что ещё)?
В школе:
а) Не умею применять теорию на практике
б) Плохо запоминаю
в) Нет терпения и трудолюбия
г) Плохое отношение учителем
Дома:
а) Не хватает времени
б) Сложные отношения в семье
2. По каким предметам ты ощущаешь большие проблемы в знаниях:______________________________________________________________________________________________________________________________________
З. Всегда ли удаётся выполнить домашнее задание, самостоятельную работу в классе? ______________________________________________________________
4. Какую помощь в учении, и по каким предметам ты котел бы получить?
а) От учителя __________________________________________________________
б) От родителей ________________________________________________________
в) От товарищей________________________________________________________
5. В каких видах помощи со стороны учителя ты нуждаешься?
• Дополнительные занятия
• Карточки памятки, помогающие выполнить самостоятельную роботу в школе, дома
• План ответов
Индивидуальные консультации
Дополнительные занятия
6. Оцени свою работу в школе:
а) Учусь в полную силу
б) Учусь по возможности
в)Учусь потому, что заставляют
г)Учусь потому, что нужно
д) Не хочу учиться
Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки Дети их быстро запоминают и усваивают По русскому языку использую табличку «Гласные. Согласные (по звонкости, мягкости)»
По математике дети затрудняются в запоминании знаков выражений « » и «. Для этого использую изображение птицы. Клюв закрыт – знак «больше», клюв открыт – знак «меньше» и т.д.
в) В начальной школе необходим навык беглого чтения.
Слабоуспевающие дети могут повторять буквы, слоги по нескольку раз, «проглатывают окончание».
Рекомендую использовать наборы карточек от простого к сложному. Ежедневно использую эти карточки, как жужжащее чтение. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения
Важно читать не только быстро, но, самое главное, выразительно.
Задание«Читай по правилу»
направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи. Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) ВАЖНО: тексты должны быть несложные, по объему небольшие.
Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.
V. Для развития общего кругозора, развития речи, воображения, устойчивости внимания, мышления
- Игра«Знаешь ли ты животных?»
Предлагаю использовать карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаются вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Дети раскрашивают (рис. 18).
Следующая игра развивает устойчивость внимания.
- «Веселые данетки» - загадки. Например:
Веселые данетки – без фантиков «конфетки» -
Только «да» и только «нет» - дайте правильный ответ!
-Если ты бежишь в буфет,
Значит ты голодный? …(да)
- В небе месяц и звезда –
Значит, это полдень?...(нет)
-«Игра на внимание». Например:
Внимание! Внимание! Игра в словочетания!
- Принцессами из книжки - Ноготки на пальчиках
Мечтают стать…(девчонки) Красят только…(мальчики)
- Любят спорт, машинки, гонки -Увидев серенькую мышку,
Настоящие…(мальчишки) От страха завизжат…(девчонки)
- Игра«Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения. Учитель называет маму, учащиеся – их детей. Например:
брусника, черника, голубика – ягода автобус, трамвай, троллейбус - транспорт
-Игра«Говори наоборот»
Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например:
Веселый – грустный большой - маленький
Горячий – холодный узкий - широкий
Сладкий – горький глубокий - мелкий
-Игра «Найди лишнее слово».
Например: храбрый, злой, смелый, отважный
яблоко, слива, огурец, груша
час, минута, лето, секунда
молоко, сметана, хлеб, творог
VI. Послушаем «царицу Тишину»
Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы, становятся пассивными. Рекомендую использовать следующий прием:
Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе, предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся удобно, закрывают глазки, отдыхают. Ребятам очень нравится слушать «царицу Тишину». Обязательно говорю тихим спокойным голосом: «Царица Тишина» похвалила всех ребят, а особенно…(называю имя шумного, неорганизованного ребенка) и села рядом с ним. А мы посмотрим, останется ли она в нашем классе до конца урока, или уйдет к другим детям».
Также предлагаю использовать «облачко настроения»
Если в классе начинается посторонний шум, тихонько вывешиваю на доске «облачко настроения». (Изображение облачка с двух сторон. С одной стороны – слезки- дождик, с другой – улыбка). «Смотрите, ребята, погода в классе портится. Кажется, дождик собирается». Как только ребята успокаиваются, меняю облачко на другую сторону. Такие небольшие приемы помогают настраивать ребят на организацию учебной деятельности, способствуют концентрации внимания.
Мною представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности.
ВЫВОД:
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.