Рабочая программа внеурочной деятельности "Правила вежливости"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Правила вежливости"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления «Правила вежливости» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М.: Дрофа, 2012 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Правила вежливости"»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления «Правила вежливости» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М.: Дрофа, 2012 г.
Предлагаемая программа определяет процесс и результат включения ребёнка в целостную систему социальных отношений через развитие культуры речевого общения и нравственных качеств личности.
Практическая значимость курса – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
В рамках реализации ФГОС программа внеурочной деятельности «Школа вежливости» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Актуальность программы в её способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Цель программы - совершенствование речи через развитие культуры речевого поведения, литературных способностей, чувства коммуникативной целесообразности.
Задачи программы:
Познакомить с нормами литературного языка.
Формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия.
Развивать навыки вербального и невербального общения.
Совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль.
Воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.
Основные средства обучения.
- игры словесно-логические;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Данные занятия - это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.
Содержание рабочей программы
1. Мир взрослых людей
Теоретическая часть.
1.Ввести детей в мир общения. Правила речевого этикета. Речь - средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Значение эмоций и жестов.
2.Имя выделяет человека среди других. Формы имён, клички добрые и обидные.
3.История возникновения имён и фамилий, отчеств. Значение имён.
4.Члены семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Проявление тёплых отношений в семье. Потребность радовать близких добрыми делами.
5.Рассказ К.Ушинского «Петушок с семьёй» (приложение). Обогащение словаря (образование названий детёнышей зверей, птиц, их места обитания).
6.Самый близкий и дорогой человек – мама. Как я помогаю маме. Мамины глаза, улыбка, руки, доброе сердце.
7. Воспитание уважения к старшим. Соблюдение норм общения в семье. Забота о старших, помощь им.
8 Дом – жильё для человека, план моей квартиры, моё любимое место в квартире. Предметы, создающие уют.
Практическая деятельность.
1.Речевая разминка «Кто умеет улыбаться». Игровая ситуация «Игра в знакомство», игра «Волшебная палочка», мимические этюды.
2. Речевая ситуация, игра «Кто скорее соберёт» (собрать членов семьи, опираясь на имена, отчества и фамилии.)
3.Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц. Речевая ситуация, игра «Кто у кого?», игра «Кто, где живёт».
4. Выставка «История моего рода»
5. Художественное слово. Игра «Кто, где живёт».
6. Игра-драматизация «Всё в порядке» Э. Ушинский
7. Составление памятки «Как не надо». Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?»,
8. Игра: «Где, чей домик?», игра «Найди по плану».
Форма проведения: учебное занятие, беседа, речевая разминка, игровая ситуация.
выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям, коллективная работа по заданию в рабочей тетради.
2. Давайте играть вместе!
Теоретическая часть.
1. Мои друзья в школе. Культура общения в классе, навыки социального поведения. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие речевой памяти и произносительных навыков.
2. Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо.
Культура общения между друзьями. Типы собеседников. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие невербальных средств общения, интонационной выразительности.
3.Девочки и мальчики могут быть друзьями. Мальчики первыми приветствуют девочек, уступают место, пропускают вперёд. В разговоре с девочками не допускают фамильярности, делают комплименты. Девочки не унижают достоинство мальчиков, не навязывают свое мнение, поддерживают беседу.
4. Ссоры и споры. Играем вместе. Поиск конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развитие навыка импровизации и пантомимики. Воспитание доброжелательности, коммуникативности.
5. Вид общения – игра. Игры для ума и тела. Обучающие и развлекательные. Обучение в процессе игры партнёрству, взаимовыручке. Соперничество - это не конкуренция. Поведение вовремя игр. Игра должна быть весёлой, доброй.
1. Дидактическая игра «Мы разные», разыгрывание речевой ситуации.
2. Беседа «Мой друг». Игра «Говорящая ладошка».
3. Игровой тренинг «Что не так» (речевые фразы в общении с противоположным полом), театральные этюды.
4. Обыгрывание речевой ситуации, составление памятки «Спор – не ссора».
5.Игровой тренинг «Словотворчество». Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
6. Игра «Продолжи». Сценки-этюды. Дикционные и дыхательные упражнения.
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, речевые ситуации), наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый (этюды), иллюстративный, практический (игры).
Формы подведения итогов: головоломка «Есть или нет».
3. Секреты твоего успеха
Теоретическая часть.
1.Происхождение языка. Древние языки. Первые звуки, слова, язык жестов. Богатство и разнообразие языка: лексические средства выразительности (эпитеты, сравнения). Выражение одной мысли различными структурами предложений.
2. Невербальные (несловесными) средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Роль эмоций в жизни людей – радость, грусть, страх. Как воспринимать несловесную информацию. Обогащение эмоционально-волевой сферы ребёнка. Развитие воображения, пантомимических навыков.
3 Что такое общение? Виды общения. Правила общения. Цели общения. Для чего общаются люди? Средство общения. Умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Мастерская успешного общения.
4. Письмо. Общение на расстоянии, современные виды общения. Устное и письменное общение. Развитие творческой инициативы.
5. Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Роль книги в жизни человека. Любовь к книге, бережное отношение к ней.
6.Театр, актёры, зрители. Говорим тихо, во время действия молчим и слушаем. Театральная речь – образец для подражания.
7.Давай дружить с тобой, волшебница природа! беседа о правилах поведения на природе. Закрепить правила поведения, общения с природой.
Практическая работа.
1.Речевая разминка, лексико-грамматические игры и упражнения, «Сказка о язычке».
2.Этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра «Что было потом».
3. Беседа по теме. Словесная игра «Салат из сказок».
4.Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Игровая ситуация, написание письма.
5.Инсценировка стихотворения, дикционное упражнение, словесная игра «Сказка наизнанку».
6. Моделирование театральных ситуаций, сказка «Вежливые слова». Сочинять этюды на заданную тему и по сказкам.
7. Игра-пантомима «Угадай кто».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие,практикум, моделирование, инсценировка.
Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, объяснение, речевые ситуации, работа с книгой), наглядный (наблюдения, демонстрация), проблемный, игры-тренинги.
Формы подведения итогов: практикум.
4. Речевой этикет
Теоретическая часть.
1. Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов, правильное их употребление. Выразительное произношение фраз, несущих различную эмоциональную окраску. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно-этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление). Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов.
2.Слова благодарности в зависимости от ситуации. Культура речевого общения. Уместное употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. обращение с просьбой к собеседнику. Работа над интонационной выразительностью.
3.Вежливое обращение с просьбой к собеседнику. Правила общения, которые используются при просьбе.
4. Выход из конфликтных ситуаций, с использованием речевых формул извинения. Доброжелательное отношение в игре. Правила общения, которые используются при извинении.
Практическая деятельность.
1.Игра «Назови вежливое слово - приветствие» (прощание). Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности).
2.Сказка «Город Спасибоград».
3.Мини-сценка «Рак-бездельник». Артикуляционные и дидактические упражнения.
4. Памятка «Слова-извинения».
Форма проведения: игровое учебное занятие, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, инсценирование.
Методы и приемы: словесный (сказка, тренинги. беседы), игровой (объяснение сочетается с игрой), наглядный (наблюдения, демонстрация), объяснительно-иллюстративный, деятельностный, проблемный.
Формы подведения итогов: беседа-диспут.
5. Искусство спора и диалога
Теоретическая часть.
1.Понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.
2.Телефон – это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Снимает трубку тот, кто находиться рядом с телефоном. Специальное слово «алло». Телефонный этикет.
3. Какие бывают магазины. «Поход» в магазин за товаром. Поведение в магазине, классификация товара. Описание предмета, которого покупаешь. Речевое общение в модельной ситуации.
4.Я принимаю гостей (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом). Правила гостевого этикета.
Практическая деятельность.
1.Беседа. Разговор про вежливость.
2. Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре (речевая разминка, речевая игровая ситуация, словесная игра «Испорченный телефон»).
4.Обыгрывание ситуации «Приём гостей» (речевая разминка, речевая ситуация, художественное слово).
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие,практикум, ролевая игра.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный (наблюдения, демонстрация), проблемный, игровой (объяснение сочетается с игрой)
Формы подведения итогов: круглый стол «Культурный человек».
6.Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1.Текст. Виды текста. Части текста, пересказ с помощью взрослого.
2. Мои любимые сказки. Пальчиковый театр «Теремок». Короткий рассказ с опорой на предметы.
3. Животные нашего зоопарка. Где живут, чем питаются, повадки.
4. Виды игрушек. Составление плана описания «Моя любимая игрушка».
Практическая деятельность.
1.Составление короткого рассказа с опорой на картинки.