Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса
Программа дополнительного образования "Там на неведомых дорожках" предназначена для учащихся 1 класса, занимающихся проектной деятельностью. программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки написанию проектных работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Анадыря»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № 1 от 18.09. 2015 г.
Утверждаю
И.о. директора
МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»
Бутакова Ю.С.
«____» сентября 2015 г.
Программа внеурочной деятельности
в начальной школе
для учащихся 1 классов
социального направления
«Там, на неведомых дорожках»
Программу разработала:
Зацепина Наталья Викторовна
г. Анадырь, 2015 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования учащихся 1-х классов «Там, на неведомых дорожках» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение лексических тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к старшим школьникам.
Низкая мотивация младших школьников в освоении учебного материала может быть изменена, если ввести занятия по литературному краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, домашнего окружения и своей школы.
Программа дополнительного образования «Там, на неведомых дорожках» предназначена для учащихся 1 классов, занимающихся проектной деятельностью. Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю. Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
Программа детского объединения учащихся «Там, на неведомых дорожках» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, коммуникативную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
постановка проблемы, формулирование темы;
целеполагание, выдвижение гипотез;
ознакомление с литературой по данной проблематике;
овладение методами проектной деятельности
сбор собственного материала, его анализ;
обобщение, выводы;
защита работы.
Цели и задачи:
Углубление и расширение знаний учащихся по лексическим темам;
Развитие креативных способностей и умений самостоятельно работать с источниками;
Приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;
Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Составлять рассказ;
Оформлять фото- презентации;
Применять полученные знания на практике;
Самостоятельно провести беседу с одноклассниками;
Практиковаться в умении проводить презентации для слушателей в программе Power Point
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательныерезультаты внеурочной деятельности детей «Там, на неведомых дорожках» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний через изучение ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки необходимой информации
Календарно – тематическое планирование (30 часов)
Раздел 1. «Заботы моей семьи» -8 часов
№
п/п
Тема
Содержание деятельности.
Кол-во часов
Интеграция с другими предметами или воспитатель-
ной работой
Теоретическая часть занятия. (Форма организации деятельности)
Практическая часть занятия. (Форма организации деятельности)
1
Знакомство. Техника безопасности на занятиях.
Проективные методики, знакомство
Игра-знакомство: «Кто я и что мне нравится?».
1
Психологические тесты
2
Имя твое.
Беседа: «Что означает твое имя». Что нам дарит природа осенью.
Самостоятель-
но найти в книгах. Игра что выше, где найти?..
1
Чтение и физкультура
3
Фамилия – герб семьи
Беседа «Что означает твоя фамилия». Как отдыхает наша семья на природе?
Самостоятель-
но найти в книгах. Рассказ и рисунок о выходе на природу, дачу.
1
Изобразительное искусство и чтение
4
Моя семья. Семейные традиции.
Беседа: «Где работают мои родители?» Как я помогаю по дому и в саду.
Проектирование семейного праздника «День рождения семьи».
1
Трудовое обучение
5
Семейные традиции в прошлом
Знакомство с традициями царской семьи и другими известными семьями Анадыря
Составление герба своей семьи и просмотр презентации
1
история
6
Летопись семьи
Беседа: «Генеалогичес-
кое древо семьи».
Составление генеалогического древа семьи.
1
Окружающий мир и история
7-8
Конкурс исследователь-
ских работ «История моей семьи – история моего народа»
Беседа «Что такое биография»
Работа по изучению биографии своих предков, игра: «Что было, что будет»
2
Раздел 2 «Малая родина – мой город» - 10 часов
9-10
Моя школа - мой дом.
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.
Конкурс рисунков «Моя школа»
2
11-12
Школа города Анадыря, их ученики и учителя
Рассказ об учителях и бывших учениках школы.
Сбор материала о знаменитых людях Анадыря
2
13
Символы города.
беседа
Сбор материала о памятниках города Анадыря
1
14-15
Реставрация церквей.
Церкви Чукотки
Интернет-экскурсия. Викторина.
2
16
Мой двор, моя улица. За что люблю.
Беседа
Составление небольших рассказов о своем дворе
1
17-18
Улицы Анадыря. Прогулка с родителями.
Беседа
Сбор материала о названиях улиц города.
2
Раздел 3 «Начальные навыки туризма» -3часа
19
Туристское снаряжение. Ориентирование.
Беседа.
Практическая работа: укладывание рюкзака
1
20
Гигиена туриста. Правила техники безопасности.
Беседа.
Практическая работа.
Доврачебная помощь.
1
21
Какие бывают растения и животные (Безопасность)
Беседа
Изучение литературы. Игра; «Третий лишний»
1
Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа
22-23
Растительность нашего края.
Беседа.
Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю-
щих в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
2
24
Животный мир нашей местности.
Беседа.
Сбор информации о животных местности.
1
25
Защита проекта «Наша семья в защите окружающей среды»
Беседа.
Защита проекта
1
Раздел 5 « Поиск» – 5часов
26-27
Какую пользу наша школа приносит нашему городу.
Беседа.
Оформление записей, фотоматериа-
лов.
2
28-29
Защита проекта «Это всё моя семья»
Беседа.
Конкурс презентаций
2
30
Фотовыставка “Мои достижения!”
Сбор фотографий Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям.
1
Итого
30ч.
Содержание программы (30 часов, 1 час в неделю)
1. Вводная беседа и знакомство - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 7ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема класса.
3 . «Малая родина – мой город»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом, моя улица.
История школы
Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
4. Начальные навыки туризма - 3ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Ориентирование в пространстве и времени.
Что должен помнить турист.
Правила техники безопасности в походе и на экскурсии.
Практические занятия:
Растительность нашего края.
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности.