Кружок по изучению родного края- это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения исторического наследия саратовского края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Родной край"»
Рабочая программа кружка 4-Б класса
«Родной край»
Автор-составитель:
Учитель Твердохлебова А.А.
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
1.Обоснование необходимости и разработки программы.
Кружок по изучению родного края- это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения исторического наследия саратовского края.
2.Цель и задачи программы.
Цельзаключается в том, чтобы дать дополнительные знания учащимся о природе и истории родного края.
Задачи программы:
— организация и систематическое развитие творческой деятельности школьников;
— овладение учащимися знаниями элементарных основ истории родного края: формирование навыков развития речи.
— развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
— повышение уровня художественной образованности школьников — расширение круга знаний об истории Саратова, развитие умений и навыков игровой деятельности, художественно-образного восприятия;
— воспитание интереса и любви к Родине; формирование художественно-творческой активности школьников.
3.Особенности программы
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения , прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков театрального искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные средства.
Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений истории родного края. Содержание образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие материала (ученик –слушатель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – исследователь). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между детьми и взрослыми, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение родного края.
Обучение в кружке строится на приобщении детей к окружающему миру и к истории через познание окружающего предметного мира, его исторического прошлого и настоящего.. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих родного края, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль людей в развитии своего города. В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с родным краем. Понимание огромной роли родины в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа рассчитана на детей 8-10 лет. Занятия проходят 1 раз в 2 недели по 45 минут, 17 часов в год.
5.Краткое описание основных способов и форм работы с детьми.
Изучению истории родного края уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека. Теоретическая деятельность учащихся на кружке связана с уроками окружающего мира, литературы и музыки. Практическая деятельность (в умении составлять) – с уроками чтения и развития речи. Разнообразные формы приобретает самостоятельная работа учащихся по углублению и расширению знаний, полученных на занятиях, наблюдению и осмыслению окружающей действительности. Формы занятий: игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, самостоятельная работа, обыгрывание сценок. Формы подведения итогов по каждой теме или разделу- конкурсы стихов, инсценирование пьес, костюмированное выступление перед родителями.
6. Краткое описание основных методов и технологий.
Поисковая работа находит выражение
в коллекционировании репродукций по выбранным темам,
в устройстве выставок,
в чтении литературы по искусству,
рассматривание альбомов по видам искусства,
посещение выставок и музеев. театров
Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения. Большое эстетико-воспитательное значение приобретают занятия, посвящённые изучению жизни и творчества выдающихся художников. Нужно научить ребёнка понимать искусство, тогда и отношение к собственной деятельности будет приобретать серьёзный, творческий характер. Художественные умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе посещения кружка
7. Прогнозируемые результаты.
В результате учащиеся должны знать:
особенности художественного слова, разнообразие языка;
основные жанры театрального искусства ;
знаменитых людей Саратова;
биографию н.И.Вавилова
Дети должны уметь:
работать с дополнительной литературой;
выбирать наиболее подходящий стиль общения для создания работ;
добиваться правдоподобия в создание рассказов о родном крае;
пользоваться различными средствами выразительности;
оформлять свои творческие работы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие экологических чувств на основе знакомства с историей родного края;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности
8.Средства, необходимые для реализации программы.
Арсенал упражнений и техник, используемый на занятиях, многогранен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков),
художественных материалов (различных видов текстов о родном крае).
Особенностями среды кружка являются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация, здоровьесбережение.
С целью накопления опыта творческого общения в программу кружка вводятся коллективные задания. А это очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении рисунков, проектов, газет о родном крае.
Планирование занятий 17 занятий 1 раз в две недели
№ п/п
Содержание
Кол-во часов
Дата
Планируемый выход
1
Родной край
1
Выставка рисунков
2
Заочное путешествие «Животный мир нашего края»
1
Проекты
3
Выставка «Дары природы»
1
Выставка поделок
4
Конкурс рисунков «Золотая осень»
1
Выставка рисунков
5
Звезда Н.И.Вавилова взошла в Саратове
1
Посещение школьного музея
6
«Земля-наш общий дом»
1
Защита проекта
7
Жалобная книга России.
Плакаты, выпуск газеты.
8
Экспедиция добрых дел. Изготовление и вывешивание кормушек (социально-значимая акция)
2
Посещение детского сада. Вывешивание кормушек на территории школы и детского сада
9
Конкурс стихов о зиме.
1
Конкурс стихов
10
Конкурс «Лучший знаток народной медицины»
1
КВН, выставка рисунков
11
«Животные и цветы – барометры, предсказывающие погоду»
1
12
КВН «Разгадай кроссворды о природе»
1
13-14
Операция «Подснежник»
2
Изготовление листовок
15
Экологическая акция «Помоги берёзам»
1
16
Экспедиция добрых дел. Изготовление скворечников.
1
Выступление агитбригады в д/с «Птицы прилетели». Развешивание скворечников.
17
Итог.
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.В.А.Осипова, З.Е.Гусакова и др. «История Саратовского края»,издательство Саратовского университета,1983 г.
2.Е.К.Максимова. «Поволжский край», издательство Межвуз ,1984 г.
3.А.И.Иванова. «Саратов и современность», издательство Саратовского университета, 2000 г.