Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные краеведы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные краеведы»
Основные цели программы - формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края, развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные краеведы»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 4 города Данкова
Липецкой области
Рассмотрена на заседании МК
начальных классов
______ августа 2015 года
Протокол №_____
Утверждена
приказом № _____
МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области
______ августа 2015 года
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юные краеведы»
для 3 класса
на 2015 -2016 учебный год
Учитель начальных классов
Сграбилова Ирина Петровна
2015 год
Пояснительная записка
Необходимость развития подрастающего поколения в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма, в усвоении и воспроизводстве социального опыта.
Реализация краеведческого компонента на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Изучение родного края позволяет сформировать у ребенка социокультурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях.
Основные цели данной программы - формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края , развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие .
Реализация целей программы предусматривает решение следующих задач:
формирование у школьников знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края посредством реализации в учебном процессе коммуникативной функции родного языка;
формирование эмоционально- ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия родного края;
формирование умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своего родного края;
формировать чуткость к красоте, добру и добротворению, чувство преемственности добрых дел, высоких замыслов и заветов;
творческое выражение своего отношения к культурному наследию, природе, истории родного края.
Сохраняя общие черты, характерные для всех учебных предметов, краеведение имеет свои специфические особенности влияния на процесс формирования ценностно-смысловых отношений личности школьника к окружающей действительности. Одной из них является ценностный потенциал содержания краеведения, где приоритетной ценностью выступает понятие «родной край».
Понятие «родной край» есть ценность, отражающая географические, культурно-исторические, экономические, национальные особенности региона, в котором происходит жизнедеятельность субъекта. При изучении краеведения происходит осознание родного края в качестве дома, что способствует выработке стратегии поведения, направленной на сохранение среды обитания и в ней себя самого.
Существенным обстоятельством при изучении родного края выступает реализация в виде личностных смыслов школьника такого ценностного объекта как природа. Современный этап развития общества характеризуется новым состоянием всех сфер общественной жизни, где глубокому переосмыслению в социальном сознании подвергается вся система ценностей. Статус самостоятельной ценности получает природа в силу своей уникальности, единственности и неповторимости. При этом природа выступает не только объектом изучения, но и источником развития нравственных чувств, оказывающая на человека, оставшегося с ней наедине, облагораживающее воздействие. Природоведческие вопросы в содержании краеведческого образования – это основа для формирования у подрастающего поколения современного экологического сознания.
Следует отметить, что влияние природы на психику человека учитывается многими выдающимися представителями педагогики, науки, литературы. В творческом наследии русских писателей среди многообразных отношений людей как специфические выделяются отношения к природе, в которых объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире. Литературное произведение способно обогатить школьника стремлением не просто к господству над природой, а стремлением к одухотворенному творчеству во имя добра и красоты. Через философско-этические искания героев показаны размышления писателей о глубокой, органической связи человека с окружающим миром, о его выборе своего места в природе. В произведениях М.М. Пришвина замечательные описания природы и жизни простых людей пронизаны элементами сказок, легенд народного творчества. Все это способствует формированию ценностно-смыслового отношения школьника к природе, которое выступает как сложное и динамичное явление, включающее в себя потребности личности в глубоком овладении знаниями о природе, осмыслении ее уникальности и значимости, в стремлении вносить позитивные изменения в ее существование.
Содержание краеведения как элемента культуры представлено устойчивыми характеристиками взаимоотношений человека с миром и самим собой, отражающих его представления об истине. В соответствии с этим в содержание краеведческого образования включены вопросы об особенностях менталитета людей, проживающих на территории родного края, о жизненных проблемах человека, о проблемах социокультурного развития региона. Эти знания необходимы школьнику для обретения себя, для выстраивания собственного мира ценностей, для овладения творческими способами решения проблем, для открытия рефлексивного мира собственного «Я». Важной составляющей содержания являются источники субъектного опыта школьника, которые представлены собственной биографией (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности), результатами повседневной жизни, реальным взаимоотношением с миром вещей и людей. При изучении краеведения необходимо рассматривать вопросы о семейных традициях, династиях, о судьбе семьи в судьбе родного края.
Художественно-эстетические, этнографические вопросы в содержании краеведческого образования способствуют формированию чувственного опыта у воспитанников, через переживание, перевоплощение, перевоссоздание различных моделей культуры. Поэтому декоративно-прикладное искусство и фольклор края (основные обряды, местные диалекты, художественные промыслы) являются неотъемлемой частью содержания многих программ по краеведению.
Существенное место в изучении родного края занимают исторические вопросы. Школьникам необходимо иметь четкое представление об исторической линии развития своего региона с древних времен, о причинах кризисов и успехов в разных сферах трудовой и политической жизни. Во всем многообразии и полноте отразить общественно-исторические вопросы помогает материал, который включает в себя сведения о древних и современных гербах городов региона, их происхождении.
Особое значение при определении сущности знакомых воспитанникам объектов и явлений, причин их существования и предназначения в жизни человека имеют вопросы топонимики.
Обязательной частью содержания краеведческого образования выступает нравственный компонент. При изучении краеведения необходимо учитывать, что нравственное формирование личности может происходить только в процессе активной интерпретации и реконструкции накопленного предшествующими поколениями социального опыта, существующего в виде образцов, где воплощены продукты созидательной деятельности человека во всех областях культуры. Каждый такой образец культуры несет в себе определенную форму «мысленного сосредоточения человеческой судьбы» . Вступая в общение с образом личности другой исторической эпохи посредством ее творческого, героического наследия, современный человек открывает для себя возможность осознания своей жизни как «нравственно ответственной», включенной в трагедии и события другого времени. В связи, с чем важным обстоятельством в краеведческом образовании подрастающего поколения выступает знакомство школьников с деятельностью людей своего края, их взглядами, убеждениями, нравственными позициями
Основными понятиями содержания данного предметного курса выступают понятия малой родины, родного дома, родного языка, народной культуры, окружающей природы.
Круг и содержание краеведческих знаний, тематика и формы организации учебной деятельности в данной программе определяются с учетом возрастных особенностей школьников и доступности с педагогической и практической сторон.
Реализация данной программы предполагает использование разных форм и методов учебной деятельности : методов устного изложения материала ( беседы, объяснения, рассказы, сообщения, лекции) выполнение творческих и практических работ ,уместно вспомянутые стихотворения, песни, диалог в музее, в выставочном зале у живописных полотен , отразивших « земли родной минувшую судьбу».
Курс « Краеведение» рассматривается как системообразующий компонент организации внеурочной деятельности. Он рассчитан на 1час в неделю (35 часа в год). Относится к внеучебной деятельности. Был создан на основе материалов и рекомендаций О. В. Яблоновской « Краеведение» . Соответствует требованиям ФГОС НОО Краеведение как направление внеурочной деятельности может исходить из следующих видов деятельности :
Следует рассматривать краеведение как системообразующий компонент организации внеурочной деятельности, через который будут осуществлены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления, общественно полезная и проектная деятельность и др.
Рассматривая краеведение как направление внеурочной деятельности необходимо уделить внимание её конкретным формам исходя из следующих видов деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Образовательныерезультаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.[1]
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Край ты мой, родимый край! 6 часов
Введение. Понятия: краеведение, родина. Родной край- малая родина. Родина- место, где родился человек, где живут его родные люди. Происхождение слова « родина». Поэтические строки о родине.
Карта Липецкой области. Заочная экскурсия по родному краю. Герб Липецкой области и города Липецка. Герб города Данкова. Возникновение города Данкова. Экскурсия в краеведческий музей : неолитическая стоянка в селе Долгое.
Тематика чтения:
И. Бунин «О счастье мы всегда лишь вспоминаем», « Родине», Б. Шальнев «Есть такая земля», Б. Александров «Береза- символ России», Н. Михалков « Родина».
Творческая работа : рисунки на тему «Родной край», сочинения «Каким я вижу свой край».
Учащиеся научатся :
определять местоположение Липецкой области, различать гербы Липецкой области , Липецка, Данкова, определять суть понятия «малая родина»,называть главные реки Липецкой области.
Получат возможность научиться:
составлять небольшое описание своих замыслов.
Тема 2. Как хорошо, что есть семья. 5 часов
Разговор о маме ,папе, бабушках и дедушках, о сестрах и братьях. Мама и папа на работе. Родительский дом – основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты. Праздники в семье. Детские народные песни. Колыбельные песни. Народные праздники: родины, крестины, именины.
Выдающиеся люди родного края о своих родителях , отчем доме.
Тематика чтения:
М. Пришвин «Родина», Л. Толстой « Косточка», « Отец и сыновья», А Пушкин « Няне», З. Воскресенская « Мама», Н. Саконская «Разговор о маме», Б. Емельянов « Мамины руки». А. Барто « Разлука», Е.Благинина «Вот такая мама», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».
Творческая работа: изготовление открыток маме, папе, бабушке, дедушке. Составление рассказа « Дом , в котором я живу. Рисунки на тему : « Наша семья».
Учащиеся научатся :
понимать смысл слов: семья, родители, отчий дом;
определять состав своей семьи;
называть место работы родителей.
Получат возможность научиться :
составлять описание своего дома , различать колыбельные песни.
Тема 3. Маленькие открытия родного края. 11 часов
Родные пейзажи, леса с торжественным гулом в вершинах деревьев , луга с россыпью цветов. Времена года. Лирика и проза литераторов –земляков. Осенние и зимние календарные праздники. Детские жанры праздничных дней. Поэзия народного календаря . Народные приметы о погоде.
Тематика чтения:
М. Пришвин « Берестяная трубочка», « Цветущие травы», «Расцвет шиповника», «Как распускаются разные деревья», «Дятел», «Ежи»;
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Деревья дышат». А. Пушкин «Птичка», «Только что на проталинах весенних», И. Бунин «После половодья».
Творческие работы: выставка рисунков «Цветы родного края». Сочинения « Любимое время года». Проектные исследования: « Народные приметы о погоде», «Признаки времен года», «Времена года в поэзии земляков», « Календарные праздники».
В результате изучения темы учащиеся научатся:
выявлять особенности состояния природы родного края в зависимости от времени года;
называть календарные праздники;
применять народные приметы о погоде;
получат возможность научиться:
определять растения, произрастающие на территории Липецкой области;
распознавать съедобные и ядовитые растения родного края;
составлять описание картин природы родного края.
Тема 4. Народное творчество в родном крае. 10 часов
Малые фольклорные жанры : загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, скороговорки, песни. Русские народные игры и забавы. Путешествие в народную мифологию. Русские сказки. Русские сказки в творчестве писателей- земляков. ( М. Пришвин). Жизнь по законам красоты и добра . Удивительный мир игрушек. Липецкие народные промыслы. Экскурсия в музей.
Тематика чтения:
Народные песни, пословицы, загадки, скороговорки. М. Лермонтов « Казачья колыбельная песня». Русские народные сказки . Сказки Пришвина. «Азбука» Л. Толстого.
Творческие работы: выставка поделок , рисунков на тему « Любимый сказочный герой».
Проекты: «Игры наших бабушек», «Колыбельные песни», «Детские народные песни».
В результате изучения темы учащиеся научатся:
различать малые фольклорные жанры,
играть в игры мам и бабушек.
получат возможность научиться :
проводить исследовательскую деятельность, составлять рассказы о народных промыслах.
Учебно- тематический план
№ п/п
Наименование тем (разделов)
Количество часов
Контрольные мероприятия
1
Край ты мой, родимый край!
6
Выставка работ по теме: «Край ты мой, родимый край!»
2
Как хорошо, что есть семья.
5
Проект «Моя семья»
3
Маленькие открытия родного края
11
4
Народное творчество в родном крае
10
Проектная работа по теме раздела
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА
№ п/п
Кол-во часов
Тема занятия
Основные виды деятельности учащихся
Дата
Планируемая
Фактическая
1
1
Введение. Понятия: краеведение, родина. Родной край-малая родина.
Знать: историю возникновения краеведения, название страны, малой родины
2
1
Карта Липецкой области. Заочная экскурсия по родному краю.
Уметь: определять местоположение Липецкой области на карте
Знать: достопримечательности своего края
3
1
Герб Липецкой области и города Липецка.
Знать символы области и города, распознавать их среди символов других регионов
4
1
Герб города Данкова.
Отличать герб своего города, знать его происхождение
5
1
Возникновение города Данкова.
Знать историческое прошлое своего города, его возникновение.
6
1
Экскурсия в краеведческий музей: неолитическая стоянка
Получить сведения об истории своего края, о неолитической стоянке в с. Долгое.
7
1
Родительский дом- основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.
Уметь составлять родословную своей семьи , понимать смысл слов: семья, родители, отчий дом;
определять состав своей семьи;
8
1
Праздники в семье
Знакомиться с семейными традициями, уметь составлять небольшие рассказы о семейных праздниках.
9
1
Детские народные песни. Колыбельные песни.
Знакомиться с устным народным творчеством: детскими народными песнями и колыбельными, различать колыбельные песни
10
1
Народные праздники.
Знакомиться с народными праздниками, обычаями и традициями.
11
1
Выдающиеся люди родного края о своих родителях, отчем доме.
Знать выдающихся людей своего края, уметь составлять рассказы о профессиях своих родителей, о своём доме.
12
13
1
1
Родные пейзажи
Родные пейзажи
Выявлять особенности состояния природы родного края в зависимости от времени года;
получать возможность научиться:
определять растения, произрастающие на территории Липецкой области;
распознавать съедобные и ядовитые растения родного края;
составлять описание картин природы родного края.
14
1
Времена года: лето
Выявлять особенности состояния природы родного края летом, наблюдать за природой, составлять небольшие рассказы об этом времени года.
15
1
Времена года: осень
Выявлять особенности состояния природы родного края осенью, , наблюдать за природой, составлять небольшие рассказы об этом времени года.
16
1
Времена года: зима
Выявлять особенности состояния природы родного края зимой, , наблюдать за природой, составлять небольшие рассказы об этом времени года.
17
1
Времена года: весна
Выявлять особенности состояния природы родного края весной, , наблюдать за природой, составлять небольшие рассказы об этом времени года.
18
1
Осенние и зимние календарные праздники
Уметь называть календарные праздники;
Составлять небольшие рассказы по этой теме.
19
1
Осенние и зимние календарные праздники
Уметь называть календарные праздники;
Составлять небольшие рассказы
20
1
Детские жанры праздничных дней
Составлять рассказы о детских праздниках, знать историю их возникновения
21
1
Поэзия народного календаря
Познакомиться с народными поэтами своего края
22
1
Народные приметы о погоде
Знать народные приметы о погоде; применять эти знания в жизни
Познакомиться с играми, в которые играли родители, бабушки, играть в игры мам и бабушек.
26
1
Путешествие в народную мифологию
Знать народные мифы, уметь их пересказывать
27
1
Русские сказки
Знать русские народные сказки, уметь их пересказывать,
проводить исследовательскую деятельность о героях р.н.сказок.
28
1
Русские сказки в творчестве писателей- земляков
Знать сказки писателей – земляков, уметь их пересказывать.
29
1
Жизнь по законам красоты и добра
Уметь выполнять проектные работы, организовать выставку творческих работ.
30
1
Удивительный мир игрушек
Уметь составлять небольшие рассказы о своих любимых игрушках.
31
1
Липецкие народные промыслы
Проводить исследовательскую деятельность, составлять рассказы о народных промыслах.
32
1
Экскурсия в музей
Знать краеведческий материал своего края.
3
Резерв
33
34
35
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
В результате реализации Программы ожидается:
знать название страны, области, города, улицы, культурных центров;
иметь представление о жанрах русского народного творчества, знать несколько примеров, уметь использовать в речи пословицы, поговорки;
знать основные народные и современные праздники;
знать свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, соседей, выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах;
уметь рассказать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей, о любимом животном;
знать 2-4 известных орловских писателей, поэтов;
иметь представления о растительном и животном мире родного края;
знать представителей Красной книги Липецкой области.
Будут сформированы УУД:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Коммуникативные - преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника