Рабочая программа по кружку «Азбука творчества» адресована учащимся 3 «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е» классов МОУ «СОШ № 5» и разработана на основе следующих нормативных документов:
В наш век новых технологий, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку: - интеллектуальное и эмоциональное развитие; - развитие языка; - социальное и образовательное развитие; - влияют на социализацию личности. Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам, а также понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки и педагогов в жизни ребенка. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — главная задача, которой определяется их ведущая роль в организации чтения. Руководители детского чтения должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Библиотека может способствовать формированию у ребёнка новых отношений с миром, осознанию своей культурной, социальной значимости в обществе через книгу, чтение.
Создание условий для творческого взаимодействия учащихся и библиотекаря, повышение учебной мотивации учащихся. Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи.
- формировать у детей отношение к чтению как к удовольствию и престижному досугу; - развивать создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения; - научить разбираться в тексте, задумываться над прочитанным произведением - формировать у ребенка умение литературного анализа текста; –развивать эмоционально-образное восприятие содержания произведения; -способствовать формированию устойчивых навыков обращения к книге, как источнику интеллектуального, духовного и творческого развития; - содействовать реализации творческого потенциала ребёнка; - способствовать созданию положительного имиджа библиотеки.
Кружок организован для учащихся 3 классов. Программа рассчитана на 2024 – 2025 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю сотрудниками библиотеки. И проходит под девизом «За страницами школьного учебника».
В ходе разработки плана мероприятий по привлечению детей к чтению был проведён опрос, который позволил сделать вывод, что организованный в качестве одной из форм работы в библиотеке кружок детского чтения будет востребован и сделает посещения читателей более организованными и целенаправленными. Одна из целей кружка – показать детям, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс. Кружок получил название: «Азбука творчества». И его направление «Читаем, играем, творим, отдыхаем»
Тема каждого занятия кружка состоит из четырёх частей.
1-я часть - дети выступают в роли слушателей и читателей, знакомятся с писателями, их творчеством, наиболее яркими произведениями, читают сами тексты по ролям. В качестве домашнего задания детям будет предлагаться самостоятельно прочитать другие произведения рассматриваемых писателей или сделать небольшую творческую работу.
2-я часть - в ней детям будет предоставлена возможность почувствовать себя героями произведений писателей с помощью театрализованного представления, или чтения по ролям произведений.
3-я часть - эта часть занятий предоставит детям возможность активного творческого участия каждого ребёнка с целью закрепления полученного материала: обсудить заданные на дом для прочтения книги, нарисовать рисунок, сделать аппликацию, смастерить поделку своими руками.
4-я часть – в этой части предполагается просмотр фильма или мультфильма по мотивам произведения с обязательным обсуждением просмотренного. Возраст младших школьников позволяет использовать в занятиях элементы соревнования: проведение викторин, конкурсов, игр.
№ | Содержание | Форма | Техническое обеспечение |
1 | Знакомство с программой, её задачами. Определение основных понятий. | Литературная беседа | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
2 | Литературный час о творчестве Курляндского А. | Знакомство с биографией и творчеством писателя | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
3 | Инсценировка произведений автора | Инсценировка. Самостоятельное чтение произведений | Костюмы, номера, роли |
4 | Практическое занятие | Индивидуальная творческая работа: занятие аппликацией, вышивкой, рисованием, изготовлением поделок. | Ножницы, бумага , клей |
5 | Видео-просмотр мультфильмов по произведениям писателя | Просмотр и обсуждение мультфильмов | Ноутбук, экран, мультимедийное устройство |
6 | Литературный час о творчестве Сутеева В.Г. | Знакомство с биографией и творчеством писателя | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
7 | Инсценировка произведений автора Чтение по ролям. | Инсценировка. Самостоятельное чтение стихов Сутеева В.Г. | Костюмы, номера, роли. |
8 | Практическое занятие | Индивидуальная творческая работа: занятие аппликацией, вышивкой, рисованием, изготовлением поделок. | Ножницы, бумага , клей |
9 | Видео-просмотр мультфильмов по произведениям писателя | Проведение викторины для закрепления знаний по творчеству писателя Просмотр мультфильмов Обсуждение мультфильмов | Ноутбук, экран, мультимедийное устройство |
10 | Литературный час, по творчеству Сапгира Г.В. | Знакомство с биографией и творчеством Г.В. Сапгира Выразительное чтение детьми вслух | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
11 | Инсценировка произведений автора Чтение по ролям. | Чтение произведений автора. Проведение викторины для закрепления знаний по творчеству писателя | Костюмы, номера, роли |
12 | Практическое занятие | Выбор персонажей и их раскрашивание | Бумага, карандаши, точилка |
13 | Видео-просмотр мультфильмов по произведениям писателя | Просмотр мультфильмов по произведениям автора Обсуждение мультфильмов Выразительное чтение детьми вслух | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
14 | Литературный час По творчеству Бажова П.П. | Знакомство с биографией и творчеством писателя сказочника. Чтение отрывков из книги «Малахитовая шкатулка» | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
15 | Театрализованное действие | Инсценировка с использованием декораций и костюмов «Серебряное копытце» | Костюмы, номера, роли |
16 | Практическое занятие | Изготовление панно из мелких деталей бумаги сложенных в определённый рисунок | Ножницы, бумага, клей, скотч. |
17 | Видео-просмотр | Просмотр мультфильмов Обсуждение мультфильмов | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
| | | |
18 | Литературный час по творчеству Воронковой Л.Ф. | Знакомство с биографией и творчеством писателя и его книгами | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
19 | Чтение по ролям | Чтение отрывков из книг автора Придумать маленький рассказ в стиле писателя. | |
20 | Практическое занятие | По прочитанным произведениям самостоятельно рисуются рисунки. | Бумага, карандаши, ластик |
21 | Видео-просмотр | Просмотр и обсуждение фильма | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
22 | Литературный час о жизни и творчестве Б.Заходера | Знакомство с биографией и творчеством писателя | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
23 | Театрализованное действие | Инсценировка отрывка из произведений аитора | Костюмы, номера, роли |
24 | Практическое занятие | Индивидуальная творческая работа: рисуем суперобложку к книгам автора Проведение викторины для закрепления знаний по книгам писателя | Бумага, карандаши, ластик. |
25 | Видео - просмотр | Просмотр и обсуждение мультфильмов | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
26 | Литературный час о жизни и творчестве В.Бианки | Знакомство с биографией и творчеством писателя. Викторины, загадки. | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
27 | Инсценировка произведений автора Чтение по ролям. | Инсценировка и чтение произведений автора. Проведение викторины для закрепления знаний по творчеству писателя | Костюмы, номера, роли |
28 | Практическое занятие | Выбор персонажей и их раскрашивание Прослушивание аудио записи | Бумага, карандаши, ластик, точилка |
29 | Видео-просмотр мультфильмов | Просмотр мультфильмов Обсуждение мультфильмов | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
30 | Литературный час по творчеству Гайдара А. | Знакомство с биографией и творчеством писателя. | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
31 | Театрализованное действие | Инсценировка стихов автора Проведение викторины для закрепления знаний по творчеству писателя | Костюмы, номера, роли |
32 | Практическое занятие | Индивидуальная творческая работа: нарисовать рисунок по прочитанной книге или раскрасить героев книг писателя | Бумага, карандаши, ластик, точилка |
33 | Видео-просмотр мультфильмов | Просмотр и обсуждение фильма | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
34 | Итоговое мероприятие по творчеству четырёх писателей. | Викторины, конкурсы, выставка поделок, прослушивание песенок авторов. | Мультимедийное устройство, магнитофон, ноутбук, экран |
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний). Приобретение школьниками знаний о жизни и творчестве детских писателей; о принятых нормах этикета в нашем обществе; о правилах конструктивной групповой работы; о способах ориентации в многообразном мире литературы. Результаты второго уровня (формирование и развитие интереса к книге и чтению среди детей начальной школы) развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе, культуре, труду и знаний, которые несёт книг; развитие литературного вкуса у детей через популяризацию детских произведений. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного чтения) школьник может приобрести опыт самостоятельного подбора и прочтения необходимой литературы по необходимым вопросам; приобретение опыта публичного выступления.
№ | Тема | Кол-во часов | Теорет ически | Практ ически | | | |
1 | Знакомство с программой, её задачами. Определение основных понятий. | 1 | 1 | | | | |
| Творчество Курляндского А. | 4 | | | | | |
2 | Жизнь и творчество Курляндского А. | | 1 | | | | |
3 | Инсценировка, чтение по ролям. | | | 1 | | | |
4 | Практическое занятие. Изготовление поделок, рисунков по творчеству писателя | | | 1 | | | |
5 | Видео-просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству писателя | | | 1 | | | |
| Творчество Сутеева В.Г. | 4 | | | | | |
6 | Жизнь и творчество Сутеева В.Г. | | 1 | | | | |
7 | Инсценировка, чтение по ролям. | | | 1 | | | |
8 | Практическое занятие. Изготовление поделок, рисунков по творчеству писателя | | | 1 | | | |
9 | Видео-просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству писателя | | | 1 | | | |
| Творчество Сапгира Г. В. | 4 | | | | | |
10 | Жизнь и творчество Сапгира Г.В. | | 1 | | | | |
11 | Инсценировка, чтение по ролям. | | | 1 | | | |
12 | Практическое занятие. Изготовление поделок, рисунков по творчеству писателя | | | 1 | | | |
13 | Видео-просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству писателя | | | 1 | | | |
| | | | | | | |
| Творчество Бажова П. | | | | | | |
14 | Жизнь и творчество Бажова П.П. | | 1 | | | | |
15 | Инсценировка, чтение по ролям. | | | 1 | | | |
16 | Практическое занятие. Изготовление поделок, рисунков по творчеству писателя | | | 1 | | | |
17 | Видео-просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству писателя | | | 1 | | | |
| | | | | | | |
| Творчество Воронковой Л.Ф. | 4 | | | | | |
18 | Жизнь и творчество Воронковой Л. | | 1 | | | | |
19 | Инсценировка, чтение по ролям. | | | 1 | | | |
20 | Практическое занятие. Изготовление поделок, рисунков по творчеству писателя | | | 1 | | | |
21 | Видео-просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству писателя | | | 1 | | | |
| Творчество Б. Заходера | 4 | | | | | |
22 | Жизнь и творчество Заходера Б. | | 1 | | | | |
23 | Инсценировка, чтение по ролям. | | | 1 | | | |
24 | Практическое занятие. Изготовление поделок, рисунков по творчеству писателя | | | 1 | | | |
25 | Видео-просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству писателя | | | 1 | | | |
| Творчество Бианки В. | 4 | | | | | |
26 | Жизнь и творчество Бианки В. | | 1 | | | | |
27 | Инсценировка, чтение по ролям. | | | 1 | | | |
28 | Практическое занятие. Изготовление поделок, рисунков по творчеству писателя | | | 1 | | | |
29 | Видео-просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству писателя | | | 1 | | | |
| Творчеств Гайдара А. | 4 | | | | | |
30 | Жизнь и творчество Гайдара А. | | 1 | | | | |
31 | Инсценировка, чтение по ролям. | | | 1 | | | |
32 | Практическое занятие. Изготовление поделок, рисунков по творчеству писателя | | | 1 | | | |
33 | Видео-просмотр фильмов, мультфильмов по творчеству писателя | | | 1 | | | |
34 | Итоговое мероприятие по творчеству четырёх писателей | | | | | | |
11. Фонд мультимедийных записей библиотеки.