Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ЗОЖ»
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рассмотрена
На заседании МО
воспитателей
_______ / Гаврилова Т.Р.
протокол №
«____» ___________2017г.
Согласована
Заместитель директора
по воспитательной работе
_________/ Никитина М.В.
«____» ___________ 2017г.
Утверждена
Приказом И.О. директора
__________/ Федорова Т.Л.
«____» ___________ 2017г.
Рабочая программа по воспитательной работе «Путь к здоровью»
Класс: 8 класс
Срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа по воспитательной работе составлена воспитателем
Гаврилова Т.Р.
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа
внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся «Путь к здоровью»
8 класс.
Планируемые результаты внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся «Путь к здоровью»
Реализация Программы в основной школе должна обеспечить следующие личностные результаты:
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни;
повышение информированности школьников в области экологической культуры и здоровье сбережения в соответствии с возрастом;
повышение мотивации к ведению здорового образа жизни; понимание здоровья как высшей ценности.
Метапредметные результаты:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
спосбность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими;
повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам экологической культуры и здоровье сбережения;
Для реализации программы используют следующие виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность (проектно-исследовательская деятельность);
коммуникативная деятельность (проблемно-ценностное общение);
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественная деятельность;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Занятия проводятся в форме следующих внеурочных работ с детьми:
прогулки на природе,
подвижные игры,
спортивные соревнования, конкурсы,
туристические походы,
занятия в спортивных секциях,
военизированные игры,
дни здоровья,
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.
Содержание:
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися:
присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
сентябрь
Направление деятельности
Название мероприятий
Сроки проведения
Основные виды деятельности
Воспитание экологической культуры
Классный час «Особо охраняемые
природные территории»
познавательная
Эколого-познавательная игра «Лесные великаны»
игровая
Воспитание культуры здорового образа жизни:
Классный час « О пользе сна»
познавательная
Конкурс сочинений «Подари себе здоровье»
Беседа « Скажи курению «Нет!»
коммуникативная
Воспитание культуры безопасного образа жизни:
Инструктаж «Безопасность на улице»
Классный час «Терроризм и антитеррор»
04.09
познавательная
октябрь
Направление деятельности
Название мероприятий
Сроки проведения
Основные виды деятельности
Воспитание экологической культуры
Классный час «Сохранение редких видов животных»
11.10
познавательная
Экологический турнир «Знатоки леса» (5 – 9 классы)
игровая
Участие во всероссийском проекте «Вода России»
художественная
Конкурс кроссвордов «Флора и фауна России» (5-12 классы)
досугово-развлекательная
Воспитание культуры здорового образа жизни:
Интеллектуально-познавательная игра «Береги здоровье смолоду»
игровая
Беседа «Компьютер — польза или вред?»
познавательная
Воспитание культуры безопасного образа жизни:
«Безопасный дом» беседа
коммуникативная
Викторина «Пожарная безопасность»
игровая
План эвакуации при пожаре из спальных комнат
ноябрь
Направление деятельности
Название мероприятий
Сроки проведения
Основные виды деятельности
Воспитание экологической культуры
Экологическая беседа « Удивительное рядом»
коммуникативная
Экологическая игра: "Робинзоны»
игровая
Воспитание культуры здорового образа жизни:
Викторина «Чистота и здоровье»
художественная
Спортивно-игровая программа «Спортландия», посвященная М/н дню незрячих
досугово-развлекательная
Воспитание культуры безопасного образа жизни:
Профилактическая акция «Внимание дети!» с привлечением сотрудников ГИБДД
Игра-соревнование «Всем на свете людям ясно, что с огнем шутить опасно»
игровая
февраль
Направление деятельности
Название мероприятий
Сроки проведения
Основные виды деятельности
Воспитание экологической культуры
Экологическая беседа «Природа и искусство.»
познавательная
Экологическая викторина «Жить в согласии с природой»
игровая
Воспитание культуры здорового образа жизни:
Круглый стол «Я выбираю жизнь!»
коммуникативная
Спортивная игра «Ты сильный и смелый»
досугово-развлекательная
Воспитание культуры безопасного образа жизни:
Урок-беседа «Где нас подстерегает опасность?»
коммуникативная
Устный журнал «Всем на свете людям ясно, что шалить с огнём опасно»
познавательная
март
Направление деятельности
Название мероприятий
Сроки проведения
Основные виды деятельности
Воспитание экологической культуры
Беседа «Как мы помогаем природе?!»
познавательная
Экологическая игра: « Я эколог»
игровая
Воспитание культуры здорового образа жизни:
Круглый стол «Быть здоровым -модно!»
коммуникативная
Диспут «Молодёжь за здоровый образ жизни».
коммуникативная
Воспитание культуры безопасного образа жизни:
Час общения «Водоёмы»
художественная
Беседа «Дорога и безопасность»
коммуникативная
Инструктаж перед весенними каникулами
апрель
Направление деятельности
Название мероприятий
Сроки проведения
Основные виды деятельности
Воспитание экологической культуры
Экологическая игра: « Мы защитники природы»
игровая
Конкурс рисунков «Первые цветы»
художественная
Воспитание культуры здорового образа жизни:
День смеха «Смейся и будь здоров!»
досугово-развлекательная
Классный час «Трагедия молодого поколения»(
познавательная
Воспитание культуры безопасного образа жизни:
Ток-шоу «Подсевшие на игру»
досугово-развлекательная
Викторина «Школьник на дороге»
досугово-развлекательная
май
Направление деятельности
Название мероприятий
Сроки проведения
Основные виды деятельности
Воспитание экологической культуры
Час поэзии «Поэты о цветах»
досугово-развлекательная
Экологическая игра: "Сбор грибов"
игровая
Воспитание культуры здорового образа жизни:
Классный час «Умей сказать – нет!»
познавательная
Экскурсия в лес «Чистота леса – залог нашего здоровья»
досугово-развлекательная
Воспитание культуры безопасного образа жизни:
Беседа с элементами дискуссии «Правила нашей безопасности»
коммуникативная
Викторина «Личная безопасность»
досугово-развлекательная
«Здравствуй солнечное лето!» беседа о правилах безопасного поведения в период летних каникул
Приложение 1
АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
- Иметь много денег.
- Быть здоровым
- Иметь хороших друзей.
- Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)
- Много знать и уметь
- Иметь работу
- Быть красивым и привлекательным.
- Жить в счастливой семье
2. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.
- Регулярные занятия спортом.
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.
- Хорошие природные условия.
- Возможность лечиться у хорошего врача.
- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
- Отказ от вредных привычек.
- Выполнение правил здорового образа жизни.
Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?
Режимные моменты
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Очень редко
никогда
Утренняя зарядка
Завтрак
Обед
Ужин
Прогулка на свежем воздухе
Занятия спортом
Душ, ванна
Сон не менее 8 часов
4. Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)
- Да, конечно.
- Забочусь недостаточно.
- Мало забочусь.
5. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
- Да, очень интересно и полезно.
- Интересно, но не всегда.
- Не очень интересно.
- Не интересно.
6. Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?
Источник информации
Часто
Иногда
Никогда
В школе
От родителей
От друзей
Из книг и журналов
Из передач радио и телевидения
В школе
7.Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:
- Уроки, обучающие здоровью.
- Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.
- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.
- Спортивные соревнования.
- Викторины, конкурсы.
- Праздники, вечера на тему здоровья.
- Дни здоровья.
- Спортивные секции.
КЛЮЧ К АНКЕТЕ ЗОЖ ДЛЯ 5-10 КЛАССОВ
ВОПРОС №1. Показатель: личностная ценность здоровья
Выбор «Быть здоровым»
Если бальная оценка составляет:
6-8 - высокая личностная значимость здоровья
4-5 – недостаточная личная значимость здоровья
менее 4 – низкая значимость здоровья
ВОПРОС №2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.
- Регулярные занятия спортом (2)
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье (2)
- Хорошие природные условия (0)
- Возможность лечиться у хорошего врача (0)
- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать (0)
- Отказ от вредных привычек (2)
- Выполнение правил здорового образа жизни (2)
Если сумма баллов составляет:
6-8 – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.
4 – недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья
2 или менее – отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья
ВОПРОС №3. Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
Режимные моменты
Ежедневно 2 балла
Несколько раз в неделю 1 балл
Очень редко, никогда 0 баллов
Если сумма баллов составляет:
16 -14 – полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
8 и меньше – несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
ВОПРОС №4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ
Вариант ответа
Сумма баллов, полученных на 3 вопрос
14-16 13-9 8 и меньше
Да, конечно. 4 3 2
Забочусь недостаточно 4 4 3
Мало забочусь 2 4 3
Если бальная оценка составляет:
4 балла – адекватная оценка учащимся своего образа жизни
3 балла – недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни
2 балла – неадекватная оценка учащимся своего образа жизни.
ВОПРОС №5. Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.
- Да, очень интересно и полезно. (4)
- Интересно, но не всегда. (3)
- Не очень интересно. (2)
- Не интересно (0)
Если бальная оценка составляет:
4 – очень интересная и полезная
3- довольно интересна и полезна
2 – не очень интересна и полезна
0 – не нужна и неинтересна
Анкета «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Внимательно прочитайте вопрос, отметьте любым способом
не более трёх пунктов
1. Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни?
это образ жизни, направленный на сохранение здоровья;
это соблюдение режима дня и правильного питания;
это занятия спортом и закаливание.
не знаю.
2. Является ли твой образ жизни здоровым?
а) да;б) нет;
в) частично;г)не знаю.
3. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
а) на 80-100% б) на 50-70%
в) на 10-40%г) не зависит.
4. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
а) чтобы не беспокоили болезни;б) чтобы жить долго;
в) чтобы выглядеть красиво;г) чтобы всего добиться в жизни.
5. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?
пример родителей;
пример уважаемых мной людей;
болезни;
наглядная информация в фактах и цифрах;
6. Употребляешь ли ты алкоголь, табак, наркотики?
а) да;б) нет;
в) пробовал;г) уже отказался.
7. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?
а) да;б) нет;
в) пытаюсь, но не получается высказать всё, стесняюсь;
г) пытаюсь, но родители неправильно меня понимают.
8. Как ты справляешься со стрессом?
а)слушаю классическую музыку;б) иду в спортзал;
в) обливаюсь холодной водой;г) хватаюсь за сигарету или банку пива.
9. Есть ли у тебя три заветных желания?
1. да;
2. нет.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Эти сведения необходимы для оценки состояния здоровья Вашего ребенка, своевременного совета специалистов (психолога, медицинского работника, педагога), они будут учтены при индивидуальной организации учебной деятельности. Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и дайте ответы на вопросы. Правильность заполнения является основой для повышения заботы о состоянии здоровья школьников.
(указать вид и сколько раз в неделю); (указать вид и сколько раз в неделю).
15. Какую помощь Вы хотели бы получить со стороны медика, психолога, педагогического коллектива Вашей школы? _______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО! ________________________________
Подпись
Приложение 2
Анкета
Цель: определение уровня сформированности экологической культуры младших школьников.
1. Что такое природа?
2. Что природа дает человеку?
3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
4. Каким образом человек разрушает природу?
5. Какие насекомые появляются весной первыми?
6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?
7. Назовите охраняемые растения вашей местности.
8. Что такое фотоохота?
9. Что могут сделать дети для охраны природы?
Тест–опросник «Строение и функции организма человека»
1. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
Физиология
Зоология
анатомия
2. Скелет и мышцы образуют:
а) пищеварительную систему;
б кровеносную систему;
в) опорно-двигательную систему.
3. Мышцы прикрепляются к костям при помощи:
а) сухожилий;
б) суставов;
в) хрящей.
4. Главную опору нашего организма составляет:
а) копчик;
б) позвоночник;
в) скелет ног.
5. Сколь органов чувств ты знаешь?
А) 7 Б) 6 В)5
6. Соедини линиями
Глаза Орган осязания
Уши Орган вкуса
Нос Орган зрения
Кожа Орган обоняния
Язык Орган слуха
7. С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?
Уши
Глаза
Нос
мозг
8. При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?