Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по воспитательной работе»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по воспитательной работе в 1 классе направлена на всестороннее развитие ребенка.Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся при планировании и организации жизнедеятельности детей в первом классе.
Рабочая программа по воспитательной работе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Положение о рабочей программе по воспитательной работе в классе, принятого на педагогическом совете (протокол от 29.08.2014 г.) и утвержденного директором школы.
На основе:
Методического пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной коррекционной школе – интернате, детском доме», авторы Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева и др., Москва:АРКТИ, 2005 год;
Общешкольного плана воспитательной работы.
Программа учитывает особенности развития личности учащихся с нарушениями слуха на основе изучения их интересов и потребностей.
Осуществление программы поможет создать комплекс условий для интеллектуального развития к саморегуляции личности обучающихся воспитанников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, досуга, наиболее полной реализации способностей каждого. Это даст основание прогнозировать и реально обеспечивать результат образования ученика школы и необходимую для него поддержку.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество. Процесс социализации предполагает решение основных проблем в воспитании ребенка:
- развитие личности;
- подготовку к самостоятельной жизни;
- профессиональную подготовку.
В соответствии с этим, целью данной рабочей программы является:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком младшего школьного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности младшего школьника.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Укрепление здоровья и содействия нормальному физическому развитию, развитию волевых качеств личности. Коррекция основных физических недостатков.
Полноценное включение школьников в общественную деятельность. Формирование социальных взглядов и убеждений. Развитие чувства коллективизма.
Формирование нравственных понятий, убеждений, чувств и привычек.
Овладение навыками личной гигиены, обслуживающего и общественно-полезного труда.
Развитие качественных навыков коммуникативного поведения.
Предполагаемый результат:
В качестве главного результата воспитанности рабочая программа определяет:
- достижение социальной компетентности обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, их интеграцию в современное общество.
Характеристика классного коллектива:
В 1а классе обучаются шестеро учащихся, из них три девочки и трое мальчиков. В классе все одного возраста по 7 лет. Дети пришли в класс с хорошей подготовкой и были переведены решением педагогического совета школы из подготовительного класса. Стоит отметить, что не все дети пришли в класс из одного подготовительного класса, однако, в классе чувствуется дружба и сплоченность.
Кузнецов Илья из многодетной малоимущей семьи. Почти все родители занимаются воспитанием детей, обеспечивают их всем необходимым, интересуются учебой и поведением детей, жизнью школы и класса, поддерживают постоянную связь.
Уровень развития учащихся соответствует возрастным нормам, однако при выполнении какой-либо умственной работы часто отвлекаются (например, при выполнении домашнего задания) и их приходится постоянно снова и снова вовлекать в работу. Все владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу, обладают творческими способностями. Общественные поручения выполняют с удовольствием. Учащиеся проявляют хоть и маленькую, соответственно своему возрасту, активность в общешкольных мероприятиях, танцуют. Мунзарова Диана танцуют в школьном танцевальном кружке «Топотушки».
В подготовительном классе лидером являлся – Кузнецов Илья, однако в этом году на пост лидерства претендуют сразу три ученика – АгзамовИнфас, Кузнецов Илья и Шамсиев Алмаз. Отношения между учащимися доброжелательные. Класс дружный, сплоченный, аутсайдеров нет. Дети очень любят проводить время вместе, у них общие интересы. В классе кроме Мунзаровой Дианы, говорящих устной речью детей нет, по своему диагнозу класс является слабослышашим и устной речью дети владеют очень плохо, так что работы с пополнением словарного словаря очень много, а также необходимо развивать активность в творческой сфере деятельности.
Ценностные ориентиры содержания воспитательной работы:
воспитывать у детей стремление к учебе, прививать трудовые навыки;
приучать детей к элементам самообслуживания, формировать навыки культурного поведения в столовой, в классе, в спальне, в общественных местах;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру;
формировать подготовленных к жизни и работе, культурных и воспитанных на благородных и нравственных идеалах граждан нового Башкортостана и России;
прививать привычки к здоровому образу жизни.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип.Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании.Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип.Знание половозрастных особенностей детей.
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
Содержание воспитательного процесса
Данная рабочая программа по воспитательной работе в классе включает в себя четыре основных направления, содержание которых составляет область знаний охватывающих теорию и практику адаптации обучающихся воспитанников к социуму, подготовку детей к самостоятельной жизни:
I. направление «Основы социализации и общения»
Цель: Нравственно-эстетическое воспитание детей, эмоционально-психологическая и социальная реабилитация обучающихся воспитанников, развитие творческих способностей.
Задачи:
-Развивать и совершенствовать нравственно-правовую культуру, приобретение необходимых правовых знаний, осознание воспитанниками своих прав и обязанностей, меры ответственности за их неисполнение.
- Сплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности.
- Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании организации и анализе жизнедеятельности коллектива.
-Формировать общую культуру обучающихся воспитанников путём вовлечения их в творческий процесс и приобщения к ценностям мировой культуры.
-Воспитывать культуру речевого общения, коммуникативные навыки, способствующие их социализации и адаптации.
Формы работы:
• часы общения, этические диалоги
• часы речевой практики
• практическая психология
• воспитательные часы по ППБ, ПДД
• интеллектуальные игры, викторины, конкурсы
• экскурсии, праздники
• участие в работе кружков и секций
• участие в фестивальном движении
• традиции школы и класса
II. направление «Физическое воспитание и охрана здоровья»
Цель: Содействие всестороннему развитию личности, формирование у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижения определённого уровня физической культуры, формирование ЗОЖ.
Задачи:
-Охрана и укрепление здоровья. Повышать сопротивляемость и защитные свойства организма.
-Дать знания об организме человека, его возможностях, о влиянии на организм вредных привычек.
-Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения умственной и физической работоспособности.
-Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Формы организации:
• спортивный час
• час здоровья
• подвижные игры
• ЛФК, физ. Минутки
• физкультурные прогулки: пешеходные, лыжные.
• физкультурный досуг, праздники
• День здоровья
• туристические походы
• участие в спортивных кружках и секциях.
III. направление «Трудовое воспитание»
Цель: Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду, проявляющей интерес к будущей профессии, её осознанному выбору.
Задачи:
-Воспитывать ответственное, серьёзное отношение к труду, развивать умение оценивать свои способности, свою деятельность.
-Совершенствовать умение строить свои отношения со сверстниками в процессе трудовой деятельности
-Формировать обще трудовые, начально-профессиональные умения и навыки
-Побуждать к осознанному выбору будущей профессии.
Формы организации:
• хозяйственно-бытовой труд
• труд в природе
• художественный труд
• общественно-полезная деятельность
• профориентация
• экскурсии на предприятия
• посещения музейных комнат предприятий
• работа на пришкольном участке
IV. направление «Эстетическое воспитание»
Цель: Развитие чувственного мироощущения, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных способностей.
Задачи:
- Развивать механизмы творческого восприятия и мышления.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, живописи.
• художественный труд (оформление школы, ГПД к праздничным дням)
• посещения музыкальных концертов, музыкального лектория
• участие в школьных, городских концертах
• участие в областных, городских и школьных художественных конкурсах
• посещение выставок творческих работ учащихся школы, других образовательных учреждений, жителей города, выездных выставок.
• посещение музея, библиотек
• участие в фестивальном движении
• экскурсии на природу, в красивые места нашего города
Работа с родителями.
Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям необходимы согласованные взаимодействия.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями воспитанников представлена следующими направлениями и формами:
1. Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3. Взаимодействие с родительским комитетом
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
4. Совместная деятельность родителей и детей
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
Объем и сроки прохождения
Программы воспитательной работы.
Рабочая программа по воспитательной работе в 1 а классе рассчитана на 30 часов в неделю, что составляет 71 воспитательский час в год(воспитательский час - 2 часа в неделю). Из них 27 часов в неделю отводится на режимные моменты (самообслуживающий труд, выполнение домашнего задания, отдых и др.). Распределение часов по направлениям в течении 2015-2016 учебного года выглядит следующим образом: «Основы социализации и общения» - 17 часов; «Физическое воспитание и охрана здоровья» - 16 часов; «Трудовое воспитание» - 22 часа; «Эстетическое воспитание» - 16 часов. Перечень тем воспитательских часов и методы их проведения с указанием даты проведения приведены в календарно-тематическом планировании.
Генеральная уборка в спальне перед новогодними каникулами
хозяйственно-бытовой труд
1
29.12
32
Эстетическое воспитание
«Выставка зимних рисунков»
посещение выставок творческих работ учащихся других образовательных учреждений
1
15.01
33
Основы социализации и общения
Декадник по ЗОЖ
«Огонек здоровья»
беседа
1
19.01
34
Физическое воспитание и охрана здоровья
Декадник по ЗОЖ,
«Лыжня румяных»
День здоровья
1
22.01
35
Трудовое воспитание
Чистка снега
общественно-полезная деятельность
1
26.01
36
Эстетическое воспитание
Импровизация «Музыка и зима»
Ситуационная игра
1
29.01
37
Основы социализации и общения
Шежере-байрам
часы общения
1
02.02
38
Физическое воспитание и охрана здоровья
Русские –народные забавы(соревнования, эстафеты, проводы зимы)
подвижные игры
1
05.02
39
Трудовое воспитание
«Книжкина больница»
художественный труд
2
09.02
12.02
40
Эстетическое воспитание
«Зимовье зверей»
Театрализованная игра
1
16.02
41
Основы социализации и общения
«ПДД – почет и уважение»»
беседа
1
19.02
42
Физическое воспитание и охрана здоровья
«А ну-ка мальчики!»День защитников отечества»
подвижные игры
1
23.02
43
Трудовое воспитание
Уборка спальной комнаты
хозяйственно-бытовой труд
1
26.02
44
Эстетическое воспитание
Оформление класса в весеннем стиле
художественный труд
1
01.03
45
Основы социализации и общения
«Моя мама лучшая на свете»
Открытое воспитательское занятие
1
04.03
46
Физическое воспитание и охрана здоровья
«А ну-ка девочки!»
подвижные игры
1
08.03
47
Трудовое воспитание
Выставка детских рисунков
художественный труд
1
11.03
48
Эстетическое воспитание
«Вежливость. Культура. Этикет.»
Ролевая игра
1
15.03
49
Основы социализации и общения
Проводы зимы «Широкая масленица!»
подвижные игры
1
18.03
50
Физическое воспитание и охрана здоровья
Просмотр спортивных новостей
физкультурный досуг
1
22.03
51
Трудовое воспитание
Уборка в спальной комнате(мытье окон)
хозяйственно-бытовой труд
1
05.04
52
Эстетическое воспитание
Изучение потешек, стишков, прибауток
Самостоятельная художественная деятельность
1
08.04
53
Основы социализации и общения
«День космонавтики»
Просмотр мультфильма
1
12.04
54
Физическое воспитание и охрана здоровья
Причины дорожно-транспортных происшествий
беседа
1
15.04
55
Трудовое воспитание
Уборка школьной территории
общественно-полезная деятельность
1
19.04
56
Эстетическое воспитание
Посещение музея МОБУ СОШ №2
посещение музея
1
22.04
57
Основы социализации и общения
Рецепт радости.
Часы общения
1
26.04
58
Физическое воспитание и охрана здоровья
Правила поведения во время летнего отдыха
Физкультурный досуг
1
29.04
59
Трудовое воспитание
Уборка школьной территории
общественно-полезная деятельность
1
03.05
60
Эстетическое воспитание
Победный май!
Встреча с ветеранами ВОВ
1
06.05
61
Основы социализации и общения
Экскурсия в парк
экскурсия
1
10.05
62
Физическое воспитание и охрана здоровья
Правила здорового образа жизни
Час здоровья
1
13.05
63
Трудовое воспитание
Уборка школьной территории
общественно-полезная деятельность
1
17.05
64
Эстетическое воспитание
Детский сабантуй – 2016!
Спортивные игры
1
20.05
65
Основы социализации и общения
«Поговорим о дружбе и друзьях»
диалог
1
24.05
66
Физическое воспитание и охрана здоровья
Весенний кросс!
День здоровья
1
27.05
67
Трудовое воспитание
Майские субботники
общественно-полезная деятельность
1
31.05
68
Резерв
69
Резерв
70
Резерв
71
Резерв
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Технические и электронные средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор (по возможности).
Видеомагнитофон(по возможности)
Аудиоцентр/магнитофон.
Компьютер (по возможности).
Мультимедийный проектор.
Сканер (по возможности)
Фотокамера и цифровая (по возможности).
2.Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи.
Видеофильмы(по возможности).
Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы.
Интернет-ресурсы.
3.Печатные пособия.
Учебная и справочная литература.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.
Учебно-методическая литература.
Список литературы.
Методическое пособие для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной коррекционной школе-интернате, детском доме», авторы Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева и др., Москва: АРКТИ, 20005 год;
Журнал «Воспитание школьников.
Журнал «Классный руководитель»
Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006г – 64с.