Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа воспитательной работы по нравственному воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями на 2019-2020 учебный год»
Государственное бюджетное учреждение
«Супоневская школа-интернат»
Рассмотрена Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. Директора по ВР Директор школы-интерната:
От «__» __20____г. «__» _______ ____г. Приказ № ___от
«__» _____ _20__г.
Адаптированная рабочая программа воспитательной работы
по нравственному воспитанию детей
с интеллектуальными нарушениями на 2019-2020 учебный год
Разработана воспитателем
Иванова Ольга Владимировна
Содержание
Пояснительная записка
Форма реализации Программы
Содержание материала по разделам
Структура тематического планирования
Календарно - тематический план
Оценка эффективности реализации Программы
Нормативно-правовые документы
Список литературы
Приложение
Пояснительная записка
Данное направление по нравственному воспитанию по программе выбрана не случайно.
Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога сверхсложная: она должна раскрыть внутренний мир воспитанника и заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»), ФГОС, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014г., Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Супоневская школа-интернат», «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Приказ департамента образования и науки Брянской области от 18.07.2018 г. №1180 «О базисных учебных планах образовательных организаций Брянской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, на 2018-2019 учебный год»,
«Адаптированная основная образовательная программа ГБОУ «Супоневская школа-интернат на 2019-2020 учебный год», «Учебный план ГБОУ «Супоневской школа-интернат на 2019-2020 учебный год», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН2.4.2.3286–15: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26), «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (СанПиН2.4.2.3259–15: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 №8).
Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа создает условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться». Менделеев сказал: «Знания без воспитания-это меч в руках сумасшедшего». Программа нравственного воспитания предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же раскрывает и дает возможность проявить потенциальные творческие возможности воспитанников, несущие им и нам счастье и радость жизни. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога и школы.
Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Под нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Цель: приобщениевоспитанников к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а также качества личности: уважение, доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие и благородство.
Задачи:
Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности.
Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся.
Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций.
Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
Основные направления реализации программы:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Программа основана на следующих принципах и подходах:
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном обучающимся в частности.
Принцип природосообразности и здоровьесбережения
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества обучающегося в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
При проведении занятий используются следующие методы:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа
Наглядные – наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления знаний
Методы применения знаний
Методы контроля
Эффективность программы
Конечными результатами программы воспитанники должны:
быть внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям.
обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение.
быть самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой.
быть способны к изменению самих себя.
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная работа.
Формы реализации программы:
Индивидуальные
Групповые
Массовые
А – теоритические:
- беседы
- сообщения
- встречи с интересными людьми
- экскурсии
- просмотр фильмов
- информационные часы
- наблюдения
- чтение литературных произведений
Б –практические:
- конкурсы
- выставки
- соревнования
- показательные выступления
- праздники
- викторины
- инсценировки
Программа рассчитана на один учебный год, занятия проводятся 1 раз в неделю программа состоит из 36часов и рассчитана на 4 часа в месяц в соответствии с базисным планом, согласно учебно-календарного графика образовательного учреждения. 1 х 36 = 36 в год
Четверть
Количество часов
I
10 часов
II
8 часов
III
10 часов
IV
8часов
Год
36 часов
Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни, отпуск, больничный. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в календарно - тематическом плане.
Остальные направления воспитательной работы школы-интерната реализуются в ходе ежедневной работы по графику работы воспитателя.
Содержание материала по разделам
1 час в неделю - 36 часов
1. «Моя малая Родина»
Воспитание уважения к предкам, историческому прошлому своей малой Родины как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности. Расширение и углубление знаний о своем родном крае. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Воспитанники должны:
Знать традиции и обычаи своей малой Родины
Любить и уважать свою малую Родину
Доверять людям
Уважать традиции и обычаи своих предков
2. «Нравственно — трудовое воспитание»
Формирование и закрепление трудовых навыков. Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей. Воспитания уважения к людям труда, готовить к сознательному выбору профессий. Воспитание потребности к овладению навыками трудовой деятельности, которыми дети смогут руководствоваться в повседневной жизни. Осмысление необходимости трудовой деятельности. Развитие потребности трудиться. Овладение основами экономической грамотности.
Воспитанники должны:
Знатьроль трудовой деятельности в жизни человека
Уважать и ценить труд людей
Уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни
Уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени
3. «Гражданско — правовое воспитание»
Формирование навыков владения гражданско-правовыми основами. Осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей. Усвоение основ правового воспитания.
Воспитанники должны:
Знать основные права и обязанности граждан Российской Федерации
Усвоить правовые нормы своего поведения
Уважать права другого человека
Уметь применять свои знания на практике
Знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав
4. «Нравственно — эстетическое воспитание»
Способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане. Расширение сознания и кругозора. Раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала. Развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения. Формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.
Воспитанники должны:
Любить и хранить национальную культуру
Стремиться всё делать красиво
Использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения)
Справедливо оценивать свои поступки
5. «Личностное развитие»
Формирование навыков культурного поведения. Воспитание уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу). Учить следовать им в повседневной жизни. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Воспитывать чувство личной ответственности за свои дела и поступки, умение соотносить их с интересами коллектива. Развитие механизмов эмоционального регулирования поведением.
Воспитанники должны:
Уметь выражать свои приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности
Правильно вести себя во время разговора
Самостоятельно регулировать отношения с другими детьми
6. «Нравственно — физическое воспитание»
Формировать у воспитанников сознание физического совершенства, сознательного отношения к укреплению здоровья. Прививать санитарно-гигиенические навыки. Развивать интерес к физической культуре и спорту. Развитие профилактических умений по охране здоровья. Развитие привычки к здоровому образу жизни.
Воспитанники должны:
Знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье
Знать способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания
Уметь использовать полученные знания на практике
Соблюдать правила личной гигиены
Критически относиться к употреблению табака и алкоголя
7. «Семейное воспитание»
Формировать представления о семейных и родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании людей
Расширять представления детей о наличии родственных связей внутри семьи
Дать представления о культуре быта, интерьере
Сформировать представление о семейных ролях, семейной структуре, о реальном образе семьи, о мужественности и женственности
Уметь осмысливать отношения между людьми и понимать, что связывает их между собой
Сострадать, уважать, понимать то, что любой человек происходит от младенчества до старости, как в природе растения рождаются, растут и умирают
Уметь сравнивать, анализировать, осмысливать внутрисемейные роли
8. «Нравственно — экологическое воспитание»
Формирование экологической культуры, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле. Формирование знаний о современных проблемах окружающей среды. Формировать личную ответственность за состояние окружающей среды. Воспитание доброты, милосердия, ответственного отношения к природе.
Воспитанники должны:
Знать правила поведения на природе
Правильно вести себя на природе, охранять растения и животных
Уметь анализировать собственное поведение на природе
9 «Нравственно — патриотическое воспитание»
Формирование патриотических чувств, общей культуры. Воспитание чувства любви, интереса к истории Отечества, своему народу. Формировать у воспитанников систему знаний, уважение и интерес к государственной символике России. Знакомить с истоками национальной культуры. Развитие навыков познавательной деятельности.
Воспитанники должны:
Знать государственную символику России
Знать историко-культурное наследие своей страны
Уметь применять свои знания на практике
Структура тематического планирования
№
Название
Формы работы
Месяц, количество часов в неделю
1.
«Моя малая Родина»
Информационный час
Видеофильм
Час семейного чтения
Час памяти
Сентябрь
1 час
1 час
1 час
1 час
2.
«Нравственно — трудовое воспитание»
Воспитательный час
Санитарный час
Игра — викторина
Познавательный час
Октябрь
1 час
1 час
1 час
1 час
3.
«Гражданско — правовое воспитание»
Интеллектуальная игра— викторина
Анкета
Спортивный час
Час семейного чтения
Ноябрь
1 час
1 час
1 час
1 час
4.
«Нравственно — эстетическое воспитание»
Ручной трудиться
Час семейного чтения
Общешкольный конкурсу
Изодеятельность
Декабрь
1 час
1 час
1 час
1 час
5.
«Личностное развитие»
Прогулка
Общешкольное мероприятие
Общешкольный конкурс
Час семейного чтения
Январь
1 час
1 час
1 час
1 час
6.
«Нравственно — физическое воспитание»
Игровая программа
Спортивный праздника
Спортивный час
Час семейного чтения
Февраль
1 час
1 час
1 час
1 час
7.
«Семейное воспитание»
Ручной труд
Общешкольный фольклорный праздника
Час семейного чтения
Викторина
Март
1 час
1 час
1 час
1 час
8.
«Нравственно — экологическое воспитание»
Час семейного чтения
Общешкольная игра
Изодеятельность
Час семейного чтения
Апрель
1 час
1 час
1 час
1 час
9.
«Нравственно —патриотическое воспитание»
Изодеятельность
Час семейного чтения
Час семейного чтения
Час семейного чтения
Май
1 час
1 час
1 час
1 час
Календарно - тематическое планирование
№
Наименование раздела программы
Тема занятия
Дата
Тип занятия
Форма занятия
Элементы содержания
Корректировка
1.
«Моя малая Родина»
«Супонево — родной поселок»
«Освобождение Брянщины»
«Герои Брянщины»
«Мы эту память пронесем через года...»
02.09.2019г
05.09.2019г
13.09.2019г
23.09.2019г
Информационный час
Видеофильм
Час семейного чтения
Час памяти
Теоретическая
Теоретическая
Теоретическая
Теоретическая
Конспект, отрывки из видеороликов
Запись видеофильма
Распечатки и книги о воинах ВОВ
Конспект занятия, необходимый печатный материал
2.
«Нравственно — трудовое воспитание»
«Листопад доброты»
«Чистота — залог здоровья»
«Семейная экономика»
«Я имею право..Я обязан»
07.10.2019г
08.10.2019г
21.10.2019г
28.10.2019г
Воспитательный час
Санитарный час
Игра — викторина
Познавательный час
Теоретическая
Практическая
Практическая
Теоретическая - практическая
Конспект занятия
Принадлежности личной гигиены
Конспект, задания для выполнения
Конспект, квитанции для заполнения
Отпуск
Отпуск
Отпуск
Больничный
3.
«Гражданско — правовое воспитание»
«Право, подросток, ответственность, государство»
«Твои права и обязанности»
«Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»
«»
04.11.2019г
06.11.2019г
18.11.2019г
29.11.19г
Игра — викторина
Анкета
Спортивный час
Час семейного чтения
Практическая
Практическая
Практическая
Теоретическая
Конспект, задания для выполнения
Анкеты для заполнения детьми
Спортивный
инвентарь
Художественная литература
Отпуск
Отпуск
4.
«Нравственно — эстетическое воспитание»
«Новогодняя открытка»
«Стихи про Новый год»
«Здравствуй, праздник веселый! Здравствуй Новый год!»
«Стихи о героизме, героях, мужестве, посвященное 23 февраля»
10.02.2020г
17.02.2020г
24.02.2020г
27.02.2020г
Игровая программа
Общешкольный спортивный праздник
Спортивный час
Час семейного чтения
Практическая
Практическая
Практическая
Теоретическая
Необходимый материал для конкурсов
Конспект, спортивный инвентарь
Стихи о мужестве и героях
Больничный
7.
«Семейное воспитание»
«Открытка к 8 марта»
«Здравствуй, Масленица »
«Чувство обиды»
«Твой школьный вид»
03.03.2020г
10.03.2020г
13.03.2020г
22.03.2020г
Ручной труд
Общешкольный фольклорный праздник
Час семейного чтения
Викторина
Практическая
Практическая
Теоретическая
Практическая
Цветная бумага, клей, ножницы.
Конспект
Больничный
8.
«Нравственно — экологическое воспитание»
«День птиц»
«Умницы и умники»
«Пасхальные мотивы»
«Рассказы о весне»
03.04.2020г
14.04.2020г
21.04.2020г
24.04.2020г
Час семейного чтения
Общешкольная игра
Изодеятельность
Час семейного чтения
Теоретическая
Практическая
Практическая
Теоретическая
Рассказы о птицах
краски, маркеры, фломастеры, пасхальные украшения
Тексты рассказов о весне
9.
«Нравственно —патриотическоевоспитание»
«День Победы»
«Стихотворения о Великой Отечественной войне»
«Рассказы о семье»
«Дети и война»
05.05.2020г
08.05.2020г
15.05.2020г
22.05.2020г
Изодеятельность
Час семейного чтения
Час семейного чтения
Час семейного чтения
Практическая
Теоретическая
Теоретическая
Теоретическая
Альбомные листы, краски, карандаши, фломастеры
Стихотворения о войне
Рассказы о семье
Рассказы о детях во время ВОВ
Отпуск
Оценка эффективности реализации Программы
К концу учебного года воспитанники должны знать:
• Всё об особенностях своего «Я».
• Требования этикета к культуре речевого общения.
• Общечеловеческие нормы нравственности и морали.
• Разумно следовать моде, уметь одеваться стильно и со вкусом.
• Требования к моральному и духовно-нравственному облику человека.
• Технологию вербального и невербального общения.
• Знать основные нормы толерантного поведения и общения.
Воспитанники должны уметь:
• Разумно планировать и использовать свое время.
• Соблюдать требования этикета в общении, разговоре, достойно вести себя в общественных местах.
• Уметь соотносить представления о нравственном идеале и моральных нормах с повседневным поведением. Быть самокритичными, применять методы самоконтроля.
• Держать слово и выполнять взятые на себя обязательства.
• Использовать приемы самовоспитания, самосовершенствования через изучение культурного и исторического наследия нашего народа.
• Занимать активную гражданскую позицию, проявлять порядочность в любых ситуациях.
• Беречь и охранять природу.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции воспитанника, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоений АООП относятся:
осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированноеть адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли воспитанника;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные воспитанниками знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты воспитанников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников, как основа личности гражданина России.
Нормативно-правовые документы
Гражданский кодекс Российской Федерации
Декларация прав ребёнка
Закон «Об образовании»
Закон «О гражданстве в РФ»
Конвенция о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"(вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей")
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Супоневская школа-интернат»
ФГ’ОС. утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
Список литературы
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
Волкова Т.В. Наука быть человеком Волгоград, 2008.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. Воронковой В.В., - М. 1994.
Выготский, Л.С. Нравственное воспитание/Л.С. Выготский Пед. психология. – М.: 1991.
Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е. Настольная книга педагога-дефектолога, Ростов-на-дону, «Феникс», 2006.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2001.
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001.
Худенко Е.Д. Пособие для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной школе-интернате, детском доме)», «Аркти», 2006.
Шилова М.И. Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
Приложение
Стихотворения для подготовки к общешкольному конкурсу чтецов