kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по туризму.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабочая программа для занятий туризмом. Эту программу может реализовать любой педагог, главное уделить подготовке больше времени.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по туризму.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 10

Имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова

Режевского городского округа



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на методическом объединен _________________________ _____________________

протокол № ____________ заместитель руководителя по УВР руководительСОШ№ 10

от « ___» ___________2012г. «___» _______________2012г. «___»____________2012г.











Рабочая программа факультатива по туризму

для 6-7 классов.















Учитель: Тодорив Ольга Васильевна.


2012 -2013г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Все люди поступают так, как они были научены. В нашей жизни всегда будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий.

В предлагаемой программе туристской направленности представлено содержание туристской деятельности с учащимися школы.

Туристское направление – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам.

Актуальность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что туристская работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

Учебно-воспитательный процесс требует от детей в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность. Цель дополнительной образовательной программы состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих задач:

  1. Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.

  2. Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.

  3. Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ в том, что каждый педагог, в зависимости от наличия опыта, необходимого материала, оборудования сможет спланировать свою деятельность, уделив должное количество времени на изучение каждой темы.

Туристская деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности , проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность , передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Возраст занимающихся 12-13 лет (6-7 класс), состав группы 8-15 человек.




Содержание программы курса по туризму


№ п/п


Т Е М А


Количество часов

Всего

В том числе



теория

Практика


1

Основы туристской подготовки


30

16

14

1.1.

Туристские путешествия. Инструктажи по охране труда

2

2


1.2.

Личное и групповое туристское снаряжение

4

2

2

1.3.

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

4

2

2

1.4.

Подготовка к походу, путешествию.

4

2

2

1.5.

Питание в туристическом походе.

Туристические должности в группе.

4


2


2


1.6.

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

4

2

2

1.7.

Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

2

2


1.8.

Туристические слеты и соревнования.

6

2

4

2

Топография и ориентирование

16

5

11

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

Условные знаки

2


1


1


2.2.

Ориентирование по горизонту, азимуту

Компас. Работа с компасом

Измерение расстояний

4



1



3



2.3.

Способы ориентирования

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

4


1


3


2.4.

Соревнования по ориентированию.

6

2

4

3

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

12

4

8

3.1.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

2

1

1

3.2.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

2

1

1

3.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4


4

3.4.

Приемы транспортировки пострадавшего.

4

2

2






4

Общая и специальная физическая подготовка туриста

10

3

7

4.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

4

2

2

4.2.

Врачебный контроль , самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

2

1

1

4.3.

Общая физическая и специальная подготовка туриста

4


4


ИТОГО за период обучения

68

28

40


1 раздел: Основы туристской подготовки- 30 часов.


ТЕМА №1: Туристические путешествия - 2ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Туризм – средство познания своего края. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида.

Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)


ТЕМА №2: Личное и групповое туристическое снаряжение - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.

ПРАКТИКА – 2ч.

Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.


ТЕМА № 3: Организация туристического быта, привалы и ночлеги - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды , умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.

ПРАКТИКА – 4ч.

Определение мест для привала, установка палатки, разжигание костра.


ТЕМА № 4: Подготовка к походу, путешествию - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Изучение района похода, составление плана, маршрута, составление графика движения.

ПРАКТИКА – 2ч.

Подготовка личного и общественного снаряжения, составление плана похода.


ТЕМА № 5: Питание в туристическом походе, туристские должности в группе - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.


ПРАКТИКА – 2ч.

Составление меню и списка продуктов для похода, приготовление пищи на костре.

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки и проведения похода, Подведение итогов.


ТЕМА № 6: Правила движения в походе. Преодоление препятствий - 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.

ПРАКТИКА – 2ч.

Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.


ТЕМА № 7: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий - 2ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.


ТЕМА № 8: Туристические слеты и соревнования - 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.

ПРАКТИКА – 4ч.

Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.


2 раздел: Топография и ориентирование – 16ч.


ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте, условные знаки – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Виды карт, масштаб, оформление. Чтение рельефа по топографической карте. Изображение рельефа на картах. Типы рельефа: пойменный, овражно – болотный, горный, равнинный. Влияние рельефа на пути движения.

Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности. Простейшие условные знаки.


ПРАКТИКА – 1ч.

Рисовка топографических карт, плана холма, равнины. Овладение навыком составления легенды и движение группы по легенде, выполненной условными знаками.


ТЕМА № 2: Ориентирование по горизонту и азимуту. Компас. Работа с компасом. Измерение расстояний – 4ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем. Правила пользования компасом. Определение азимута и движение по азимуту. Ориентирование карты и компаса. Взятие азимута на предмет. Способы измерения расстояний на карте и на местности с помощью обычной нитки и курвиметра. Измерение среднего шага. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение пройденного расстояния по времени движения. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага


ПРАКТИКА – 3ч.

Отработка навыков и умений в походе. Прохождение через контрольные пункты по азимуту. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета.


ТЕМА № 3: Способы ориентирования. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 4ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях. Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью. Участие в соревнованиях по ориентированию. Упражнения по определению своего места нахождения. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.


ТЕМА № 4: Соревнования по ориентированию – 6ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.

ПРАКТИКА – 4ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию .

3 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 12ч.


ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека.

ПРАКТИКА – 1ч.

Отработка простейших умений и навыков при закаливании организма водой и солнцем. Оказание первой медицинской помощи.


ТЕМА № 2: Походно- медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 2ч.


ТЕОРИЯ – 1ч.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.

ПРАКТИКА – 1ч.

Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.


ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 4ч.

Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.

ПРАКТИКА – 4ч.

Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.


ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.

ПРАКТИКА – 2ч.

Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.


4 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 10ч.


ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 4ч.

ТЕОРИЯ – 2ч.

Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.

ПРАКТИКА – 2ч.

Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.


ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.

ПРАКТИКА – ч.

Оказание первой помощи при спортивных травмах.


ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 4ч.

- 13 -

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам, Упражнения для развития различных групп мышц. Знакомство с нормативами по физической подготовке.

ПРАКТИКА – 4ч.

Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование и материалы на одну группу:


1.Предметы туристического быта (посуда, лопата, топор, веревки для вязки узлов, карабин- 4 шт., жюмар)


2.Туристическое индивидуальное снаряжение.


3.Палатки- 4шт., компас- 3шт, рюкзаки 12 шт, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, спальные мешки- 12 шт., коврики 12 шт.


4.Карты, топографические планы местности, условные топографические знаки


5.Таблицы ориентирования на местности



Планируя занятия по темам или разделам целесообразно использовать следующие виды деятельности: работа с учебной, научно-популярной литературой; работа в группе; практические занятия.

Работа с туристическим снаряжением, ориентирование на местности, по горизонту и азимуту, работа с компасом, разведение костра и установка палатки в любых погодных условиях, укладка рюкзаков, вязка узлов, подготовка и проведение похода.

Пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, конференций, защиты проектов, праздников, организация посещения музеев, (по выбранным направлениям)

Оказание первой медицинской помощи и наложение перевязки при несложном ранении, приемы транспортировки пострадавшего, анализ экстремальных ситуаций в походе, действия в случае потери ориентировки, значение правильного питания в походе и приготовление пищи на костре.

Основные физические качества, необходимые туристу(сила, выносливость, быстрота)

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Упражнения на развитие силы, быстроты выносливости.




ЛИТЕРАТУРА.


  1. Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно- оздоровительная деятельность.- М.: Просвещение, 2011.-80 с.

  2. Минделевич С. В. Пора в поход! - М.: Мол. Гвардия, 1985.-144 с.

  3. Остапец А. А. На маршруте туристы-следопыты: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.- 128 с.

  4. Стилвелл А. Техника выживания в экстремальных условиях. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 352 с.

  5. Кодыш Э. Н. Туристские слёты и соревнования.- М.: Профиздат, 1984.-112с.

  6. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм. - М.: Физкультура и спорт, 1990.- 175с.

  7. Волович В.Г. Методические рекомендации по проведению туристических путешествий.- М.: ЦРИБ «Турист», 1997 г.

  8. Гомотчук А.И.Основы медицинских знаний.-Волгоград:Перемена,2009г.

  9. Шарова О.Е. Основы безопасного поведения в черезвычайных ситуациях. Учебное пособие.- М.: Глобус 2009 г.

    1. Шершов Н.В.Методологические принципы организации туристско-краеведческой работы с ученической молодежью. - М:Глобус 2010 г.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по туризму.

Автор: Тодорив Ольга Васильевна

Дата: 30.01.2019

Номер свидетельства: 497790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по географии 10-11 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafii1011klass"
    ["file_id"] => string(6) "309925"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458894435"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ» НАПРАВЛЕНИЕ «СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ»  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ"
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaiaprogrammapovnieurochnoidieiatielnostisportivnyiturizmnapravlieniiesportivnoozdorovitielnoiedliaobuchaiushchikhsia5klassov"
    ["file_id"] => string(6) "279276"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453214261"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-odb-01-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "315345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459866708"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по внутреннему туризму"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia_proghramma_po_vnutrienniemu_turizmu"
    ["file_id"] => string(6) "429380"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506167427"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа учебного предмета «Школа выживания, школа дружбы. (туризм)» "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-shkola-vyzhivaniia-shkola-druzhby-turizm"
    ["file_id"] => string(6) "113450"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410253273"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства