Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внутреннему туризму»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
РАССМОТРЕНО:
на заседании школьного
методического
объединения
протокол №_____
от «___» __________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора школы по учебной работе
___________ /__________/
от «___» _________ 20__ г
Утверждаю:
директор школы
___________ /_____________/
приказ № _____
от «____» __________ 20_____ г.
Рабочая программа
по внутреннему туризму
7 - 11 класс
СОСТАВИЛ:
учитель начальных классов
Ванина Надежда Васильевна,
учитель первой квалификационной категории,
руководитель школьного музея
г. Курск - 2017 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией профессора Б.Н.Королева, учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание тем, с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовки, интеллектуального развития, а также с учетом межпредметных связей
( география Курской области, музыка, искусство).
Данная программа составлена для учащихся 7 - 11 классов.
Актуальность изучения истории родного края в государственных муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций школы в современных условиях. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется гражданственность, гордость за свою малую Родину, а туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления учащихся, разумного использования учебного свободного времени.
В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что способствует воспитанию у детей и молодежи уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. Учебно-тематические экскурсии, однодневные и многодневные походы, туристско-краеведческие мероприятия являются эффективным и действенным средством этого процесса.
Актуальность разработки программы обусловлена рядом объективных причин, выявленных в ходе мониторинга учебно-воспитательного процесса нашего учреждения: изменением в сторону снижения мотивации образовательной деятельности учащихся; нарушением состояния здоровья обучающихся в школе, одной из причин которого является недостаточные условия для осуществления полноценной двигательная активность учащихся в условиях школы; отклонением в социальном поведении детей; слабым знанием (или полным незнанием) исторических, культурных, природных достопримечательностей своей малой родины.
Поэтому, на сегодняшний момент назрела необходимость пересмотра средств, методов и приемов привития нашим воспитанникам чувства патриотизма, гордости за свою Родину, а также за родину малую, необходимость систематизировать имеющийся «арсенал» форм и методов работы педагогического коллектива по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей, придав этой работе туристско-краеведческую, т. е. деятельностно - познавательную направленность.
Школа расположена в центральной части нашего города, а это значит, что у нас имеются хорошие естественные условия для осуществления туристской деятельности.
Цели и задачи программы
Программа определяет пути развития духовно-нравственного, культурного, патриотического, физического воспитания личности посредством туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности.
Цели:
формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения,
создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления личности школьника; привлечение большого числа учащихся школы к занятиям туризмом; воспитание патриотизма, бережного отношения к природе, формирование экологической культуры ребенка отвлечение детей от негативного влияния улицы.
Задачи:
Образовательные:
расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу; приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи; развитие умений и навыков в работе с компасом и картой; знакомство с проблемами экологии и охраны природы; выявление наиболее талантливых и способных детей.
Воспитательные:
совершенствование духовных и физических потребностей учащихся; формирование жизненных и волевых качеств; гуманное отношение к окружающей среде; выработка организаторских навыков, умения жить в коллективе; воспитание школьников в духе патриотизма, товарищества и любви к родному краю.
Развивающие
физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями; участие в соревнованиях и походах.
Основные принципы программы: демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, совместное планирование работы); участие (вовлечение всех субъектов программы в планирование, реализацию и оценку действий); целостность (программа направлена на укрепление физического, умственного, социального и психического здоровья учащихся); интеграция (сотрудничество с заинтересованными организациями); системность (развитие ребенка происходит по определенной системе).
Объекты программы: дети среднего и старшего школьного возраста; семьи детей, посещающих образовательное учреждение; педагогический коллектив образовательного учреждения; общественные организации города.
Содержание деятельности
Помимо того, что школьный туризм это уникальный оздоровительный комплекс, он также является важнейшим средством культурно-патриотического воспитания, так как туристская деятельность неотделима от краеведческой работы, целью которой является углубленное изучение во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины.
Исходя из окружающей воспитательной среды, нами выбраны следующие направления программы:
1. Природа моего края
Экскурсия в заповедник « Стрелецкая степь».
История малой родины
Раздел 1. История Курского края с древнейших времен до конца XVI века.
Экскурсии в археологический музей.
Наш край в период первобытнообщинного строя. Ранние славяне и Курский край.
Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска. Феодосии Печерский один из подвижников христианской православной религии, основоположник Киево-Печерской лавры. Курские мотивы в "Слове о полку Игореве". Курский край в период феодальной раздробленности. Древние города Курского края. Курск как порубежный город России. Курский край в 16 в. Занятия и быт курян. Курские слободы. Народные традиции Курского края.
Раздел 2. Курский край в XVII - XVIII вв.
Экскурсия на Красную площадь и по центральным улицам Курска.
Социально-экономическое развитие нашего края в 17 веке. Культура и быт курян в 17 веке. Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра I. "Птенцы гнезда Петрова" и Курский край. Экономическое развитие во 2-й половине 18 века. История Коренной ярмарки. Культура края в 18 веке. Возникновение "литературного гнезда" и драматического театра в Курской земле. Известные люди Курского края.
Раздел 3. Курский край в XIX веке
Экскурсия в краеведческий музей.
Экономическое развитие Курского края на рубеже 18-19 вв. Курск как административный центр губернии. Курские губернаторы Куряне - участники Отечественной войны 1812 г. Отмена крепостного права в Курской губернии. Экономическое развитие Курского края во второй половине 10 в. Культура Курского края в 19 в.
Раздел 4. Наш край в XX веке.
Установление Советской власти. Наш край в годы гражданской войны и интервенции. Восстановление народного хозяйства после Гражданской войны. Начало ВОВ. Установление оккупационного режима. Борьба курян против фашистской оккупации. Партизанское движение в Курском крае. Освобождение г. Курска от немецких захватчиков. Курская битва. Куряне-герои Курской битвы. Вклад курян в победу. Развитие экономии края в 1945-1965 гг.. Развитие народного образования в 20 в. Курские писатели 20 в. Художники-куряне 20 в. Выдающиеся музыканты Курского края. Современное развитие курского театрального искусства. Возрождение храмовой культуры. Курские народные промыслы.
3. Святые места города Курска.
1 этап: цикл занятий «Храм души».
2 этап:
посещение Знаменского собора. Архитектура. История. Курская Коренная икона Знамение Божьей Матери. Стела «Кавалерам ордена А.Невского».
4. Места боевой славы
1 этап: цикл занятий «Мне дедушка рассказывал...».
2 этап: тематические экскурсии по школьным музейным стендам.
3 этап: посещение мемориального комплекса «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г.»
История создания мемориального комплекса. Центральная площадь, обелиск Славы, Вечный огонь, вахта памяти.