Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Патриотическое воспитание"»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам.директора по ВР Директор МОУ «СОШ №40»
__________________ _______________________
План воспитательной работы 3 А класса
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
на 2024-2025 учебный год
Подготовила
учитель начальных классов
Таношина Ю.М.
САРАНСК 2024-2025
2024-2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - патриот» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. № 1/15).
Назначение программы:
Данная программа обеспечивает процесс изучения родного края, раскрывает важнейшие грани истории, формирует у школьников активную жизненную позицию, подталкивает к принятию верных решений.
Цели:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, установками, мотивациями к положительной деятельности и поведению;
совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности,
воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основеобщечеловеческих ценностей.
Задачи:
создание условий для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
выполнение работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого школьника верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
воспитание в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому и наследию России, к традициям родного края;
развитие системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
воспитание уважительного отношения к героической Родине, ее истории, традициям
Место предмета в учебном плане.
Программа для 3 класса рассчитана на 34 часа: 1 час в неделю.
Формы организации учебного процесса.
В основе методики преподавания курса «Я - патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее. Занятия курса разделены на теоретические и практические.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
«Я - патриот».
Основные понятия используемые в программе: "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за предков и их традиции.
Ценности:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству, служение и долг перед Отечеством; долг перед старшими поколениями и семьёй.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников войн, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Фильмы, художественная литература.
Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Курс «Я - патриот»
название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
символика страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
события истории Отечества;
поступки других с позиции добра и зла;
Форма занятий по внеурочной деятельности:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
просмотр фильмов
конкурсы
В процессе прохождения курса у школьников формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Содержание курса.
Раздел 1. Я – гражданин.
Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
Раздел 2. Наша школа.
Знакомство с учащимися. Специфика и особенности занятий. Ознакомление с планом и порядком работы. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Организационные вопросы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. Формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Разработка эмблемы класса.
Раздел 3. Живые страницы прошлого.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана. Понятие: дети войны. Дети современной войны.
Раздел 4. Знай, люби и береги свой край.
Беседа « История моего города». Выбрать фотографии нашего города.
Раздел 5. Я и моё Отечество.
Беседа о государстве, в котором мы живём. Подготовить рассказ на тему «Если бы я был президентом». Беседа « Что ты знаешь о государственных символах России?» Просмотр фильма « Государственные символы России».
Раздел 6. Прошлое рядом.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память. Понятия: ветеран, поклонение.
Тематическое планирование.
№ п\п
Разделы, темы
1
Раздел 1. Я – гражданин
2
Раздел 2. Наша школа
3
Раздел 3. Живые страницы прошлого
4
Раздел 4. Знай, люби и береги свой край.
5
Раздел 5 . Я и моё Отечество
6
Раздел 6. Прошлое рядом.
.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
Плановые сроки прохождения темы
Форма проведения
1
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
сентябрь
Беседа.
Сообщение.
Викторина.
2
Люби и знай свой город и край
сентябрь
Путешествие по родному городу.
Просмотр фильма про Саранск.
Памятники.
3
Понятие слова Родина, страны, как места, где человек родился. Город, село, где он живёт