kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель воспитательной работы в «Клубе выходного дня»: организация досуга обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность, развитие навыков коммуникативного поведения; знакомство с основами безопасного поведения; воспитание ответственности за свое здоровье, здорового образа жизни, познания и творческого самовыражения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Гармония"»

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Курская школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу внеурочной деятельности

«Клуба выходного дня»

«Гармония»

Сотниковой Ирины Николаевны,

воспитателя
















2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Цель воспитательной работы в «Клубе выходного дня»: организация досуга обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность, развитие навыков коммуникативного поведения; знакомство с основами безопасного поведения; воспитание ответственности за свое здоровье, здорового образа жизни, познания и творческого самовыражения.

Задачи.

В связи с поставленной целью в Клубе выходного дня решаются следующие задачи:

• помощь обучающимся в построении их отношений к миру, к себе в мире, в определении своего места в жизни и обществе;

• приобщение обучающихся к культурным ценностям страны и мира, формирование потребности в дальнейшем духовном совершенствовании;

• развитие творческих способностей обучающихся в различных сферах деятельности;

• воспитание уважения к труду и формирование потребности в труде, развитие качеств и способностей, важных для осуществления разнообразной трудовой деятельности;

• формирование личности, гуманной во всех отношениях с окружающим миром;

• развитие гражданской и социальной ответственности человека, воспитание уважения к закону;

• развитие способности к рефлексии, самооценке и регуляции своего поведения, чувства собственного достоин6ства;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Поставленные цель и задачи актуальны для воспитания лиц с ОВЗ, обучающихся с нарушением слуха, когда речь идёт о подготовке их к жизни в качестве полноценных членов общества.

Важным фактором эффективности программы является работа по развитию общей психологической компетентности

у обучающихся с ОВЗ. Это предполагает включение в каждое занятие отра­ботку умений: 
—адекватно реагировать на попытку другого вступить в кон­такт; уметь его понять;
—принимать помощь, поддержку другого ребенка, даже младшего по возрасту;
— адекватно реагировать на свой успех и неудачу.

Основные мотивы в этом возрасте:(7-12)
1) потребность хорошо учиться и добросовестно выполнять поручения взрослых;

2) ориентация на оценки, суждения взрос­лого, требования коллектива становится важнейшим фак­тором психического развития;
3) возникает потребность личностной самооценки и самостоятельности;

Убеждения, упражнения и положительного примера.

В разработанной программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, состояние слуховой функции.

Сведения о регламентирующих документах.



Рабочая программа для Клуба выходного дня обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Клуба выходного дня (7-12 лет) разработана на основании:

  1. –Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  2. –Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития, воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

  3. -Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  4. -Конвенции ООН о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г,
    вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);

  5. -Целевой программы «Доступная среда» (Утверждена распоряжением правительства России от 17.11.2008 г.);

  6. -Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.06 г.;

  7. -Программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы (Регламентирована следующими нормативными актами: Постановлением Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от 01.12.15 г.; Распоряжением Правительства РФ № 2181 от 26.11.12 г.; Распоряжением Правительства России № 1365 от 21.07.14 г.)

  8. -СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015г.

  9. -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

  10. -Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

  11. -Проект Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций)» (2016г.);

  12. Устава ОКОУ «Курская школа-интернат».

  13. Положение о Клубе выходного дня.



Содержание рабочей программы


Программа воспитательной работы в группе выделяет следующие направления воспитания:

- духовно-нравственное

- социальное

- спортивно-оздоровительное

- общекультурное

- общеинтелектуальное





































Программа «История родного края» (краеведение)

Цель: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни, воспитание патриотизма, прививать любовь к своей малой Родине.

Задачи:

 — Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

 — воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

 — воспитывать нравственные качества личности обучающихся;

 — способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

 — приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Реализация программы «История родного края» ориентирована на достижение следующих личностных УУД результатов:

  • усвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей;

  • получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем;

  • приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора.

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет;

-опыт духовно-нравственного поведения в социальной среде.

Обучающийся получит возможность научиться:

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Курс внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «История родного края» позволит сформировать у обучающихся  (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты:

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную и воспитательную задачу;

- учитывать выделенные воспитателем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с воспитателем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку воспитателя, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.



Содержание курса внеурочной деятельности « История родного края»



Программа рассчитана на 1 год работы для обучающихся Клуба выходного дня ( 7-12 лет).

Занятия в рамках программы проходят 1-2 раза в месяц. 7 занятий в год. Структура программы включает как теоретические занятия, так и практические. Практические занятия играют ведущую роль, так как полученные знания становятся прочными в процессе закрепления их в деятельности.

Программа направленна:

 1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

 2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 3. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

5. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа состоит из трех разделов:

  1. «Курск моя малая Родина!» -2 ч.

  2. «Моя семья» - 1 ч,

  3. «Доброта души» - 4 ч,

Всего 7 часов



В первом разделе предполагается ознакомление обучающихся с историей и культурой родного края. Обучающиеся знакомятся с историческим и культурным наследием России, посещая музеи и выставки.

Во втором разделе обучающиеся знакомятся с понятиями семейных отношений, семейных традиций, с основой межличностных отношений. Раскрываются семейные традиции.

В третьем разделе акцент делается на формирование культурного и грамотного отношения к окружающему миру. Расширяются сведения о поведении человека среди людей и влиянии человека на окружающий мир.

Данные разделы являются взаимодополняющими частями одной программы.

Содержание программы и разделов в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Реализация программы направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.





Формы организации занятий:

  • беседы;

  • речевые игры, ролевые игры;

  • инсценировка литературных сюжетов;

  • практические занятия;

  • конкурсы рисунков, поделок, стенгазет, плакатов, новогодних игрушек;

  • просмотр тематических кинофильмов, мультфильмов, экскурсии;

Основные виды внеурочной учебной деятельности.

Программа реализуется через включение обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности:

    1. Слушание объяснения воспитателя;

    2. Слушание выступление своих товарищей;

    3. Самостоятельная творческая работа.

    4. Объяснение наблюдаемых явлений.

    5. Подбор материала определенной тематики;

    6. Практическая работа.

    7. Просмотр анимационных фильмов.

    8. Анализ проблемных ситуаций.

    9. Оформление вывода.

Учебная деятельность представлена как коллективная, групповая и индивидуальная.



Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.

Литература для педагога:

-«Специальный Федеральный государственный стандарт начального образования глухих детей» Зыкова Т.С.

Педагогические технологии воспитания развития» Речицкая Е.Г.

-«Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности» Речицкая Е.Г.

-«Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате» Худенко Е.Д.

-«Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы» Речицкая Е.Г.

Литература для обучающихся:

-Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

-Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

-Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

-Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

-О.Н. Сухоносова «Если добрый ты – это хорошо!»

-Досуг в школе «Добру откроются сердца» 2008г. №11 с.32

-Архарова Л.И. «Праздники и классные часы на тему нравственности» Москва 2005г. с 58-65
































Тематическое планирование


по курсу внеурочной деятельности «История родного края» (краеведение)

Воспитатель Сотникова Ирина Николаевна

Количество часов: всего 7 занятий, в месяц 1 ч.



Тема занятия

Формы организации внеурочной деятельности, основных видов деятельности.

Дата

Факт. срок .

1

Беседа «Мой дом, моя семья»

«Моя семья»

06,09 20,


2

ПЦО «Юный пешеход. Дорогами Курска.»

«Курск моя малая Родина»

13,09.20,


3

Экскурсия «Триумфальная арка»

«Курск – моя малая Родина»

25.10 20,


4

Беседа «Мои друзья».

«Доброта души»

15.11. 20,


5

« Кто такой волонтер?»

«Доброта души»

07,02,21,


6

Пасха – светлый праздник.

«Доброта души»

02.05.21


7

Экскурсия «Вечный огонь – минута молчания»

«Курск – моя малая Родина»

09.05.21
































































Программа «Горизонт» (обшеинтеллектуальное направление )

Пояснительная записка


Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к играм в шашки, развитие умственных способностей.

Задачи:

  • изучение интересов и возможностей каждого обучающегося;

  • развитие мотивации обучающихся к участию в научно-познавательной деятельности;

  • углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время;

  • создание условий, необходимых для осуществления познавательной деятельности обучающихся;

  • формирование умений наблюдать, продумывать свои действия, предугадывать ход мыслей соперника. Делать выводы.


Личностные, результаты освоения курса внеурочной деятельности



Реализация программы «Горизонт» ориентирована на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности обучающихся.

Регулятивные УУД:

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения воспитателя, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные УУД:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные УУД:

  • формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей.

Содержание курса внеурочной деятельности «Горизонт»



Программа «Горизонт» предназначена для организации внеурочной деятельности по  общеинтеллектуальному  направлению  в «Клубе выходного дня»  и   направлена на формирование готовности  и  способности   обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Данная  программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию у детей интереса к различным видам познавательной деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,  одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.        

Программа рассчитана на 1 год работы для обучающихся Клуба выходного дня (7-12лет). Занятия в рамках программы проходят 1-2 раза в месяц 5 занятий -в год. Структура программы включает в себя теоретические и практико-исследовательские занятия и познавательные игры.

Программа состоит из трёх разделов:

1. Мир знаний-2 ч,

2. Я и шашки-1 ч,

3. Всё обо всём-2 ч,

В первом разделе предполагается ознакомление обучающихся с важнейшими фактами и представлениями об окружающем мире, на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

Во втором разделе обучающиеся в игровой форме закрепляют знания об окружающем мире.

В третьем разделе обучающиеся под руководством воспитателя занимаются познавательной деятельностью.

Данные разделы являются взаимодополняющими частями одной программы.

Занятия по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности  учитывают возрастные психолого–педагогические особенности мыслительной деятельности, основываются на базовом стандарте и служат для углубления и  получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействуют формированию научного мировоззрения, стимулируют познавательную активность и развивают творческий потенциал обучающихся.

Реализация программы направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.



Формы организации занятий:

  • викторины, конкурсы;

  • познавательные игры;

  • акции познавательной направленности;

  • экскурсии, заочные и виртуальные путешествия;

  • коллективные творческие дела;

  • наблюдение и обсуждение обучающимися событий в городе;

  • обыгрывание проблемных ситуаций.


Основные виды учебной деятельности.

Программа реализуется через включение обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности:

  1. Учебное сотрудничество (  в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа).

  2. Наблюдение за демонстрациями воспитателя.

  3. Индивидуальная деятельность (с использованием дополнительных информационных источников).

  4. Объяснение наблюдаемых явлений.

  5. Анализ проблемных ситуаций.

  6. Оформление вывода.


Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы



Литература для педагога:

  • «Специальный Федеральный государственный стандарт начального образования глухих детей» Зыкова Т.С.

  • «Педагогические технологии воспитания развития» Речицкая Е.Г.

  • «Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности» Речицкая Е.Г.

  • «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате» Худенко Е.Д.

  • «Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы» Речицкая Е.Г.

Литература для обучающихся:

  • Большая детская энциклопедия// серия книг в томах

  • Интернет-ресурсы для обучающихся:

  • Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru  


































Тематическое планирование


по курсу внеурочной деятельности «Горизонт» (Общеинтеллектуальное направление)

Воспитатель Сотникова Ирина Николаевна

Количество часов: всего 5 занятий


Тема занятия.

Формы организации внеурочной деятельности, основных видов деятельности.

Дата .

Факт.срок.

1.

2.

3.

4.

5.

«Правила игры в шашки».

«Личная гигиена.»

« Осторожно, гололед».

«Служба спасения 112»

«Летний отдых»

Беседа

Беседа

Видеоролик.

Презентация.

Сочинение .

20.09.2020

18.10.2020

14.02.2021

04.04.2021

30.05.2021









































Программа «Мир знаний» (обшекультурное направление)

Пояснительная записка



Цель: создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося; формирование художественно-эстетических взглядов.


Задачи:

-выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

-создавать условия для индивидуального развития ребенка по данному направлению;

-формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

-развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

-создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; --расширять рамки общения в социуме.


Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Реализация программы «Мир знаний» ориентирована на достижение следующих личностных результатов:

- формирование у обучающихся способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.);

- освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.

- развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах;

-развитие умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения.

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет;

-опыт культурного поведения в социальной среде.

Обучающийся получит возможность научиться:

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Курс внеурочной деятельности социальной направленности  позволит сформировать у обучающихся   (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • планировать свои действия;

  • анализировать условия и пути достижения цели;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с воспитателем определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные УУД:

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями и справочной литературой;

  •  устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.



Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  •  уметь формулировать собственное мнение и позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Содержание курса внеурочной деятельности «Мир знаний».



Программа рассчитана на 1 год работы для обучающихся «Клуба выходного дня» (7-12лет).

Занятия в рамках программы проходят 1 раз в месяц. 9 занятий в год. Структура программы включает как познавательные коллективные занятия, так и практико-творческие индивидуальные занятия. Последние занятия превалирует, так как полученные знания становятся прочными в процессе закрепления их в деятельности.

Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.) , а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др.

Программа состоит из трёх разделов:

  • Галерея. 5 ч.

  • Праздничные даты.2 ч,

  • Умелые ручки.3 ч .

В первом разделе обучающиеся знакомятся с культурой изобразительного искусства, киноискусства и др..

Во втором разделе ведётся работа по формированию культурного и исторического наследия.

Содержание третьего раздела направленно на формирование у обучающихся знаний о культуре творчества и формирование художественно-творческого представления о действительности.

Данные разделы являются взаимодополняющими частями одной программы.

Программа «Мир знаний» имеет своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.

Реализация программы направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.





Формы организации занятий:

  • беседы, диалоги;

  • творческие и практические занятия;

  • экскурсии в музеи, целевые прогулки, поездки в ТЮЗ, музыкальный  театр, цирк;

  • конкурсы рисунков, поделок, стенгазет, плакатов, новогодних игрушек;

  • просмотр кинофильмов, мультфильмов;

  • фестивали, праздники, социальные акции.


Основные виды учебной деятельности:

Программа реализуется через включение обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности:

  1. Слушание объяснений воспитателя.

  2. Наблюдение за демонстрациями воспитателя.

  3. Систематизация материала.

  4. Самостоятельная творческая работа.

  5. Просмотр художественных и анимационных фильмов.

  6. Объяснение наблюдаемых явлений.

  7. Анализ проблемных ситуаций.

  8. Оформление вывода.

Учебная деятельность представлена как коллективная, групповая и индивидуальная.



Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.


Литература для педагога:

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 года.

- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

-Организация внеклассной работы в школе слабослышащих. -КАРО,КАРО,2008 г.

-Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. —191 с, ил.

-Речицкая, Богданова, Горбунова: Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1 и 2 вида. В 2 частях.-М.,ВЛАДОС,2013.

-Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2010.


Литература для обучающихся:

- Конышева Н.М. «Умелые руки»;

- «Чудесная мастерская»;

- «Наш рукотворный мир»;

- «Секреты мастеров».












Тематическое планирование


по курсу внеурочной деятельности «Мир знаний» (Общекультурное направление)

Воспитатель Сотникова Ирина Николаевна

Количество часов: всего 10 занятий, в месяц 1 ч.



Тема занятий.

Формы организации внеурочной деятельности, основных видов деятельности.

Дата.

Факт.срок.

1.

2.

3.

4.

5.



6.


7.


8.


9.


10.

Моя школа.

Открытка ко дню учителя.

«Скоро, скоро Новый год!»

«Зимушка – Зима» .

Творческая мастерская «Новый год 2021»


«Зимний пейзаж» .


Выставка рисунков и поделок клуба выходного дня.

«Милая мамочка моя».


«Пришла весна».


«Моя любимая школа» (рисунки).

Рисунки.

Аппликация.

Рисунки.

Рисунки.

Изготовление поделок.



Рисунки.




Аппликация.


Рисунки .


Беседа.

27.09.2020

04.10.2020

06.12.2020

13.12.2020

27.12.2020


17.01.2021


21.02.2021


07.03.2021


14.03.2021


11.04.2021






















































Программа «Семь- Я» (социальное направление)

Пояснительная записка



Цель программы: формирование ключевых компетентностей у обучающихся через создания условий достижения обучающимися необходимого жизненного и социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося.



Задачи:

  1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.

  2. Обогащение конкретных представлений обучающихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.

  3. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.

  4. Развитие у обучающихся потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта , сострадание, готовность прийти на помощь другому.

  5. Развитие общей культуры.



Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Реализация программы «Семь-Я» ориентирована на достижение следующих личностных результатов:

- приобретение обучающимся социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими.

- проявление знания обучающимся общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где обучающийся «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет;

-опыт культурного поведения в социальной среде.

Обучающийся получит возможность научиться:

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Тропика к своему-я» позволит сформировать у обучающихся  (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты:

Регулятивные УУД:

  •  адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

  •  делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;

  •  сличать собственные действия с заданным эталоном;

  •  планировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

  • включение в творческую деятельность учителя

  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий

  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя

  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД:

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

  • вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.



Содержание курса внеурочной деятельности «Семь-Я»



Программа рассчитана на 1 год работы для обучающихся «Клуба выходного дня» (7-12 лет).

Занятия в рамках программы проходят 1-2 раза в месяц. 5 занятий в год. Структура программы включает как теоретические занятия, так и практические. Практические занятия превалирует, так как полученные знания становятся прочными в процессе закрепления их в деятельности.

Программа состоит из двух разделов:

1. Безопасносное поведение-6ч.

2. Культура поведения в общественных местах- 1 ч.

В первом разделе предполагается ознакомление обучающихся с важнейшими правилами безопасного поведения, на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

В втором разделе обучающиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, с нормами этикета в общении, с понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.

Содержание второго раздела направленно на формирование у обучающихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.

Данные разделы являются взаимодополняющими частями одной программы.

Социальное направление внеурочной деятельности даёт возможность развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы.

Реализация программы направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.



Формы организации занятий:

  • Беседы, викторины;

  • Ролевые и речевые игры;

  • Коллективные творческие дела;

  • Тренинги общения;

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • Просмотр мультфильмов и кинофильмов;

  • Экскурсии;

  • Социальные акции.


Основные виды учебной деятельности.

Программа реализуется через включение обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности:

  1. Слушание объяснений воспитателя.

  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  3. Самостоятельная работа с источниками информации.

  4. Систематизация материала.

  5. Наблюдение за демонстрациями воспитателя.

  6. Просмотр учебных фильмов.

  7. Объяснение наблюдаемых явлений.

  8. Анализ проблемных ситуаций.

  9. Оформление вывода



Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.


Литература, используемая педагогом:

1 Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.

2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

3. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.

4. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.

5. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.



Литература, используемая обучающимися:

  1. Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград : Детская литература 1984.

  2. Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва : Детская литература 1998 г.

  3. Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил.

  4. Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988.

  5. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб : Речь, 2007. - 296 с.






























Тематическое планирование


по курсу внеурочной деятельности «Семь- Я» (Социальное направление)

Воспитатель Сотникова Ирина Николаевна

Количество часов: всего 7 занятий

Тема занятия.

Формы организации внеурочной деятельности, основных видов деятельности.

Дата.

Факт.срок.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


СБО «Готовим вкусный чай.»


«Культура поведения в общественных местах».

СБО «Гарнир для курицы»


СБО «Генеральная уборка»


СБО «Учимся гладить»


«Пасхальные яйца»


СБО «Печем оладушки».



Практикум , техника безопасности.

Беседа.


Практикум , техника безопасности.

Практикум , техника безопасности.

Практикум , техника безопасности.








11.10.2020


29.11.2020


24.01.2021


28.02.2021


18.04.2021


25.04.2021


16.05.2021



























Программа «Ступеньки здоровья» (спортивно – оздоровительное направление)

Пояснительная записка


Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом через включение обучающихся в активную спортивно-оздоровительную деятельность.


Задачи:

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

-использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

-развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.



Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Реализация программы «Ступеньки здоровья» ориентирована на достижение следующих личностных результатов:

  • формирование личного опыта здоровье сберегающей деятельности

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима

  • умение рационально организовать физическую деятельность, оптимально сочетать труд и отдых

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель  деятельности с помощью воспитателя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному плану

Познавательные УУД:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  • – умение делать выводы в результате совместной работы группы и воспитателя;

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка прочитанного текста

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме

  • слушать и понимать речь  сверстников и взрослых;

  • договариваться с одноклассниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.



Содержание курса внеурочной деятельности «Ступеньки здоровья».

Программа рассчитана на 1 год работы для обучающихся «Клуба выходного дня» (7-12лет).

Занятия в рамках программы проходят 1 раз в месяц. 5 занятий в год.

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.


Основные средства спортивно-оздоровительной деятельности — физические упражнения, использование естественных факторов природы и соблюдение гигиены (личной, трудовой и др.)

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы «Ступеньки здровья» раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа состоит из разделов:

- Будь здоров 3 ч;

-Подвижные игры. 3 ч.

В первом разделе акцент делается на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.

Во втором разделе обучающиеся знакомятся с режимом дня, навыками личной гигиены, расширяют кругозор и словарный запас.

В третьем разделе предполагается ознакомление обучающихся с координацией движений, развитие быстроты реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе, воспитание инициативы, культуры поведения, творческий подход к игре.

Перечисленные разделы являются взаимодополняющими частями одной программы.

Структура программы включает групповые занятия в классе, подвижные игры в помещении и на улице, выполнение физминуток. Активные подвижные занятия играют особую роль в развитии физических способностей у обучающихся.

Содержание программы «Ступеньки здоровья» и разделов в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого содержание программы обеспечивает возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).

Реализация программы направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Формы организации занятий:

  • беседы спортивно – оздоровительного содержания;

  • речевые игры, ролевые игры, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры;

  • практические занятия;

  • конкурсы рисунков, поделок, стенгазет, плакатов;

  • просмотр тематических кинофильмов, мультфильмов;

  • праздники,

  • посещение выставочных залов, библиотек, стадионов;

Основные виды учебной деятельности.

Программа реализуется через включение обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности:

  1. Объяснений воспитателя.

  2. Наблюдение за демонстрациями воспитателя

  3. Подвижные игры.

  4. Самостоятельная творческая работа.

  5. Просмотр видеоматериалов

  6. Анализ проблемных ситуаций.

  7. Оформление вывода.

Учебная деятельность представлена как коллективная, групповая и индивидуальная.

Алгоритм работы с подвижными играми.

1. Знакомство с содержанием игры.

2. Объяснение содержания игры.

3. Объяснение правил игры.

4. Разучивание игр.

5. Проведение игр.



Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.


Литература, используемая педагогом:

1. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000 2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы

3.Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987

4.Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.


Литература, используемая обучающимися:

1.Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия.   – Издательство ACT -ЛТД, 1997

2.Дедулевич М.Д.   Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые    поединки – Мозырь Белый ветер 2002

3. http://videoscope.cc/157879-fizminutka.html

4. http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/319

5. http://www.game-game.com.ua/sport/

























Тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Ступеньки здоровья» (Спортивно-оздоровительное направление)

Воспитатель Сотникова Ирина Николаевна

Количество часов: всего 6 занятий


Тема занятий.

Формы организации внеурочной деятельности, основных видов деятельности.

Дата.

Факт.срок.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Частота – залог здоровье».

Игра в футбол.

«Веселые старты».

«Футбол на снегу»

Игра «Сильные, смелые, ловкие». «Клад».

Презентация.

Подвижные игры.

Эстафета.

Подвижные игры.

Эстафета.

Спортивно – оздоровительный турнир

08.11.2020

22.11.2020

20.12.2020

31.01.2021

21.03.2021

23.05.2021





































Тематическое планирование по направлениям.

Клуб выходного дня

Воспитатель Сотникова Ирина Николаевна


Тема занятия.

Направление.

Дата.

Ффакт. Срок.



Сентябрь




1

Беседа «Мой дом , моя семья.».

Духовно-нравственное «Моя семья»

06.09.20


2

ПЦО «Юный пешеход . дорогами Курска.».

Социальное

13.09.20


3

Беседа «Правила игры в шахматы».

Общеинтеллектуальное

20.09.20


4

«Моя школа ».( рисунки).

Общекутьтурное

27.09.19





Октябрь



5

Открытка ко дню учителя.

Общекультурное

04.10.20


6

«Готовим вкусный чай».

Социальное

11.10.20


7

Беседа « Личная гигиена» .

ЗОЖ

18.10.20


8

Экскурсия « Триумфальная Арка»

Общекультурное

25.10.20



Ноябрь.


9

Беседа «Частота – залог здоровья».

Социальное

08.11.20


10

Беседа «Мои друзья».

Духовно-нравственное

15.11.20


11

Игра в футбол.

Спортивно-оздоровительно

22.11.20


12

Беседа «Культура поведения в общественных местах» .

Духовно-нравственное

29.11.20



Декабрь


13

«Зимушка- зима» (рисунки).

Общекультурное

06.12.20


14

«Скоро, скоро Новый год!».

Общекультурное

13.12.20


15

Творческая мастерская «Новый год 2021».

Общекультурное

20.12.20


16

«Зимний пейзаж».

Общекультурное

27.12.20



Январь


17

СБО «Гарнир для курицы».

Социальное Общекультурное

17.01.21


18

«Зимний парк»

Общекультурное

24.01.21


19

Футбол на снегу.

Спортивно-оздоровительное

31.01.21



Февраль


20

«Кто такой волонтер?» беседа.

Общеинтелектуальное

07.02.21


21

Беседа «Осторожно гололед».

Общеинтелектуальное

14.02.21


22

Выставка рисунков и поделок Клуба выходного дня.

Галерея

21.02.21


23

СБО «генеральная уборка».

Социальное.

28.02.21



Март


24

«Милая мамочка моя».

Общеинтеллектуальное

07.03.21


25

«Пришла весна»

Общекультурное

14.03.21


26

Игра «Сильные, смелые, ловкие».

Спортивно-оздоровительное

21.03.21



Апрель


27

Служба спасения 112.

Общеинтеллектуальное

04.04.21


28

«Моя любимая школа» (рисунки).

Общекультурное

11.04.21


29

СБО «Учимся гладить»

Социальное

18.04.21


30

Пасхальные яйца.

Духовно-нравственное

25.04.21



Май


31

Пасха -светлый праздник.

Духовно-нравственное

02.05.21


32

Экскурсия «Вечный огонь».

Духовно-нравственное

09.05.21


33

СБО «Печем оладушки».

Социальное

16.05.21


34

Клад турнир.

Спортивно-оздоровительное.



35

Беседа «Летний отдых».

Общеинтеллектуальное

24.05.20




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Гармония"

Автор: Сотникова Ирина Николаевна

Дата: 31.03.2021

Номер свидетельства: 577173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа по русскомуязыку в 1 классе на  2014-2015 учебный год УМК «Гармония» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-russkomuiazyku-v-1-klassie-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "102077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402478103"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочие программы 3 класс. Программа "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochiie-proghrammy-3-klass-proghramma-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "112420"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408610734"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "107470"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262411"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе ПНШ "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "206819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430285821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства