5.03 | 48. | Размножение животных разных групп. Развитие птиц | Представление о разнообразие способов размножения животных. Развитие птиц. Строение куриного яйца, значение каждой его части для развития зародыша. Основные понятия:потомство, живородящее животное, яйцо, икринка, стадии превращения, скорлупа, желток, белок, зародыш, инкубатор. | Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, Умение извлекать информацию, представленную текстом, рисунком, схемой, блок-схемой алгоритма, моделью. | Обсуждают, какое время года наступает после зимы, какие явления в неживой природе происходят при этом, чем важно это время года в жизни животных. Вспоминают из курса 1 класса, какие группы животных им известны, называют существенные признаки каждой группы. Определяют познавательные задачи – узнать, как размножаются и развиваются разные группы животных. | Учебник – с. 73-75; Рабочая тетрадь – с. 22, задания 8, 9. | |
7.03 | 49. | Развитие рыб и земноводных | Представление о размножении рыб и земноводных, стадии их развития. Основные понятия: личинка, малёк, головастик. | Познавательный интерес к изучению живой природы, наблюдательность, любознательность. Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, рисунок, схема, модель. | Вспоминают из курса 1 класса, какие животные обитают в водной среде, по каким существенным признакам различаются рыбы и земноводные, чем отличаются разные виды рыб, земноводных, описывают строение рыбы и лягушки, сравнивают их. | Учебник – с. 76-77; Рабочая тетрадь – с. 22, задание 10. | |
12.03 | 50. | Стадии развития насекомых | Насекомые, их существенные признаки. Среда обитания насекомых, способы их размножения и стадии развития Основные понятия: стадии развития, яйцо, гусеница, куколка. | Осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к насекомым помощникам. | Приводят примеры насекомых наиболее распространённых в своей местности и тех, что занесены в Красную книгу. Читают тексты о размножении и развитии разных видов насекомых, рассматривают и анализируют иллюстрации, находят соответствие словесной наглядной информации. | Учебник – с. 78-80; Рабочая тетрадь – с. 22-23, задания 11–12; Тестовые задания - с. 87-94, работа № 9. Экспресс-тест №1. | |
14.03 | 51. | Разнообразие растений. | Основные понятия: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, споры, хвойные и цветковые растения; теневыносливые, светолюбивые, теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые, засухоустойчивые, лекарственные растения. | Наблюдательность, желание проводить наблюдения с целью получения нужной информации.Умение работать с научно-популярным текстом, выделять научную информацию. Умение работать схемами. | Рассматривают маленькие картинки (вверху), читают название раздела и предполагают, что будут изучать далее. Приводят примеры растений разных групп, наиболее распространённых в своей местности, и тех, что занесены в Красную книгу. | Учебник – с. 81-83; Рабочая тетрадь – с. 24, 25, задания 13, 14. | |
19.03 | 52. –
| Растение – живой организм. Развитие семени цветкового растения | Свойства живых существ, присущие растениям. Основные понятия: однолетнее и многолетнее растение, растительный организм, органы растения; семенная кожура, зародыш, семядоля, корешок, стебелёк, почечка. | Интерес к исследовательской деятельности, желание проводить исследования самостоятельно и в группе одноклассников, сотрудничая с ними. | Доказывают, что растения – живые организмы, называют свойства живых существ, присущие растениям. Рассматривают реальные семена фасоли (гороха), соотносят словесную и наглядную информацию, по рисунку-схеме называют части семени фасоли | Учебник – с. 84-85; Рабочая тетрадь – с. 26, 27, задания 15 – 21 Практическая работа № 8 «Растение – единый организм» | |
2.04 | 53. | Корни и стебли растений. Разнообразие листьев растений, их функции. | Простые и сложные листья, их строение. Функции листа. Основные понятия: стержневая и мочковатая корневая система, главный корень, боковой корень, корневые волоски; листовые и цветочные почки, очерёдное, супротивное и мутовчатое расположение почек. листовая пластинка, устьица, жилки, черешок, сидячий лист. | Наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие природы, наблюдательность, любознательность, желание доводить исследование до конца. . | Рассматривают маленькие картинки в учебнике (с. 92), вспоминают, что они уже знают о листьях из курса 1 класса, предполагают, что они будут изучать, ставят задачу – узнать, какое строение имеет простой лист растения, как называются его части, какое значение имеют листья в жизни растения, какие функции они выполняют. | Учебник – с. 92–96; Рабочая тетрадь – с. 33-35, задания 30-34. | |
4.04 | 54. | Цветок, его роль в жизни растения | Разнообразие цветков растений, одиночные цветки и соцветия. Основные понятия: соцветие, цветоножка, чашелистик, венчик, лепесток, тычинки и пестик, пыльца, опыление, завязь, плод | Эстетическое восприятие природы, понимание важности сохранения её разнообразия, красоты и чистоты, важности участия в природоохранных мероприятиях. | Вспоминают из курса 1 класса, какие лесные, полевые, садовые цветы они знают, находят сходства и различия в их строении, проверяют по тексту свои выводы. | Учебник (2 часть) – с. 97–100; Рабочая тетрадь – с. 36-37, задания 35-39, с. 38, задание для самоконтроля, № 1 | |
9.04 | 55. | Способы размножения растений | Способы распространения семян цветковых растений. Роль ветра, воды, животных в распространении семян. Размножение растений другими способами: листьями, усами, стеблевыми черенками, клубнями, луковицами, корневой порослью. Основные понятия: крылатка, парашютик, летучка, луковица, клубень, усы, черенки, корневая поросль. | Познавательный интерес, желание проводить собственные исследования. Наблюдательность, аккуратность в работе, доведение её до конца. Умение контролировать усвоение знаний, находить пробелы, восполнять их, давать оценку своим успехам. Умение сотрудничать в коллективной работе, представлять её результаты в разной форм | Рассматривают маленькие картинки в учебнике (с. 101), читают название темы, предполагают, о каких способах размножения растений можно рассказать используя эти рисунки, вспоминают, что они уже знают о размножении растений, убеждаются в недостаточности своих знаний, ставят задачу – узнать, какими способами размножаются растения, какие части растения могут выполнять эту функцию. Читают текст и выделяют новые понятия, с которыми ещё не знакомы, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями. | Учебник – с. 101–103; Тестовые задания - с. 95-108, экспресс-тест №2; работа № 10. | |
11.04 | 56. | Весна воды, тепла, цвета | Проверяем знание весенних явлений в природе и в жизни людей. Знание правил безопасного поведения весной. | Проверяем умения извлекать информацию из разных источников знаний, умение работать с текстом, выполнять и оформлять тестовые задания | Рассматривают маленькие картинки в учебнике (с. 104), анализируют их и предполагают, о каких весенних явлениях в природе и жизни людей можно рассказать с их помощью. | Учебник – с. 104-108;Рабочая тетрадь - с. 39-40, задания 2-7; Тестовые задания – с. 109-112, работа № 11. | |
16.04 | 57. | Наука история, исторические источники | Наука история, устные, письменные и вещественные исторические источники. Основные понятия: исторический источник, устный, письменный, вещественный, летопись, берестяная грамота. | Интерес к образу жизни своих предков, осознание себя частью своего народа. Умение работать с разными источниками информации. | Рассматривают маленькие картинки в учебнике (с. 109), объясняют, какую информацию о прошлом можно извлечь по эти рисункам, определяют цель изучения нового раздела. Собирают краеведческий материал о родном крае, фотографируют объекты быта и культуры для использования в презентациях о прошлом своего народа. | Учебник – с. 109–113; Рабочая тетрадь – с. 41-42, задания 1-4. | |
18.04 | 58. | Природа в жизни наших предков. Чему поклонялись предки. | Значение природы в жизни наших предков, их занятия, орудия труда, изготовление одежды и обуви, обычаи, традиции, обереги, верования, народные праздники. Основные понятия: бортничество, охота, рыбалка, обожествление, святилище, оберег, добрые и злые духи, древние верования и обычаи. | Уважительное отношение к старинным традициям, желание сохранять их. Умение выбирать необходимую информацию из учебного текста, иллюстраций, реальных предметов. | Ставят познавательную задачу – узнать, какую роль играла природа в жизни людей в давние времена. Читают тексты, выделяют и объясняют новые понятия, соотносят словесную и наглядную информацию. Собирают краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками. Расспрашивают о старинных обычаях, сохранившихся в семье с далёких времён. Фотографируют объекты природы и культуры для использования в презентациях | Практическая работа № 9 «Как жили наши предки Учебник – с. 114–121; Рабочая тетрадь – с. 42-43, задания 5-9. » | |
23.04 | 59. | Образ жизни наших предков | Представление об образе жизни наших предков, о старинных жилищах, о традициях, чем они занимались, чему поклонялись. Основные понятия: Полуземлянка, мазанка, юрта, чум, сруб, изба, очаг, печь, топить по-чёрному, | Интерес к образу жизни своих предков, эмоциональное, эстетическое и бережное отношение к историческим памятникам культуры родного края, уважительное отношение к традициям своего народа и жителей своей местности. | Ставят задачу – узнать, какими были жилища у разных народов, живущих в России и в своей местности, какие старинные традиции сохранились с давних времён у жителей родного края, найти (во время экскурсии) старинные жилища, оценить их состояние и спланировать помощь в сохранности исторических памятников своей местности. | Учебник – с. 122–126; Рабочая тетрадь №2 – с. 44, задания 10-12. | |
25.04 | 60. | Жизнь на селе в давние времена | Представление об устройстве старинной сельской избы, о домашней утвари, о порядке жизни в семье крестьянина и занятиях детей, об отношении к старшим и младшим членам семьи. Основные понятия: светец, кочерга, ухват, чугун, трапеза, утварь. | Уважительное отношение к нравственным ценностям наших предков, взаимопомощь в семье, почёт и уважение старших, соблюдение определённого порядка жизни, соблюдение правил, достойных памяти | Ставят задачу – узнать уклад жизни сельских жителей в давние времена и сравнить его с современным. Выделить нравственные ценности наших предков, которым желательно следовать. Объясняют смысл старинных пословиц и поговорок. Участвуют в драматизациях, выбирают роли и представляют своих персонажей | Учебник – с. 127–132; Рабочая тетрадь – с. 45, задания 13, 14, с. 47, задание 18. | |
30.04 | 61 | Старинные города | Представление о старинном городе, его постройках, о домах бедных и богатых горожан, их домашней утвари. Основные понятия:городище, исторический центр, зодчий, хоромы, горница, светлица, терем, резьба, лепнина, изразцы. | Интерес к жизни своих предков, понимание важности бережного отношения к памятникам старины, Умение представлять результаты наблюдений (во время экскурсии) в разной форме. | Определяют задачи экскурсии (в соответствии с местными условиями). Наблюдают старинные постройки, посещают краеведческий музей, собирают материал для презентации исторического и современного города (села). Оформляют отчёт о своих наблюдениях (рисунки, макеты, описания, фотографии с | Учебник – с. 133–136; Рабочая тетрадь – с. 46, 48, задания 15-17, 19, 20. | |
7.05 | 62. | Старинные ремёсла
| Ремесленник, ремесло. Представление о старинных ремёслах, труде ремесленников, их изделиях. Мастера по дереву, их изделия. Памятники Основные понятия: ремесленник, ткач, сапожник, гончар, бондарь, стеклодув, кузнец, обжиг, горн, плотник, народные промыслы, художественная роспись. | Интерес к образу жизни наших предков. Понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена. Принимать участие в проектной деятельности по исследованию исторических памятников культуры. | Рассматривают маленькие картинки и иллюстрации в учебнике (с. 137), предполагают, что будут изучать на уроке, актуализируют свои знания по данной теме, значение в словарях, разбивают текст на смысловые блоки, составляют планы их пересказа. Знакомятся с памятниками деревянного зодчества, сохранившихся в России и в родном крае. | Учебник – с. 137-142; Рабочая тетрадь - с.49, 50, задания 21-23. | |
14.05 | 63. | Торговое дело на Руси | Представление о торговом деле в давние времена. Купцы. Меновая торговля. Появление денег. Старинные монеты, современные деньги, денежные знаки, валюты разных стран в настоящее время. Основные понятия: купец, ярмарка, деньги, гривна, волок, заморские страны. | Интерес к исследованию старинных предметов. Понимание экономного стиля жизни, правильного отношения к предметам, необходимым для жизни и предметам для развлечений. | Формируют представление о том, как развивалось торговое дело на Руси, как происходил обмен товарами между ремесленниками и крестьянами, как появились деньги. Обсуждают, какую роль в обществе играли купцы, чем опасна и трудна была их работа, какие товары привозили они из других стран, какие вывозили из Руси. | Учебник – с. 143-146; Рабочая тетрадь - с.51, 52 задания 24-28. | |
16.05 | 64. | Одежда наших предков | Представление о том, как одевались крестьяне, ремесленники, военные, богатые и знатные люди. Национальная одежда, её отличительные признаки. Основные понятия: лапти, лыко, кокошник, телогрея, телогрейка, валенки, кафтан, дворяне | Интерес к быту и культуре своих предков. Понимание важности сохранения национальных традиций. Желание участвовать в проектной деятельности по исследованию национальных традиций жителей | Вспоминают из курсов 1 и 2 классов, что они уже знают об одежде, какой она бывает, для чего может быть предназначена, чем отличается национальная одежда разных народов, как её украшают, когда надевают. Ставят познавательные задачи – узнать, какой была одежда крестьян, ремесленников, знатных и богатых людей в давние времена, как она менялась. | Учебник – с. 147-152; Рабочая тетрадь - с.52 - 55, задания 29-38. | |
21.05 | 65. | Как учились дети в старину | Представление о школах, школьных принадлежностях, одежде школьников, которые были на Руси в давние времена. Основные понятия:школа, гимназия, лицей, школьная форма, фартук, чернильница, клякса, промокательная бумага, пионер, комсомолей. | Интерес к жизни своих сверстников, которые жили в давние времена. Понимание заботы государства о молодом поколении, его образовании, важности бережного отношения к школьным принадлежностям,. | Ставят познавательные задачи – узнать, как учились дети в давние времена, какими были школы, школьные принадлежности, школьная одежда. Обсуждают, когда появились на Руси первые школы, кто были первые учителя, чему учились дети, какие предметы изучали, на чём и чем писали. | Учебник – с. 153-157; Рабочая тетрадь №2 - с. 55-58, задания 38-43. | |
23.05 | 66 | Контрольный урок № 2 | Представление о жизни наших предков. | Умение выполнять тестовые задания разных типов, применять полученные знания | Обобщают знания, оценивают уровень их усвоения, находят пробелы в знаниях и умениях, восполняют пробелы. | Тестовые задания – с. 113-124, тест № 10, работа № 12. | |
28.05- 30.05 | 67-68 | Обобщающий урок | Умение применять предметные знания и умения при решении учебных задач. | Оценивать результаты освоения универсальных учебных умений: извлекать информацию | Проверяют свои умения работать с текстом: извлекают нужную информацию Оценивают успехи в учёбе за год. | Учебник – с. 1о9-157; Тестовые задания - с. 125-128;Рабочая тетрадь №2 - с. 59. | |