Рабочая программа по игровому виду спорта «Белая ладья» для 2-7 класса составлена на основе:
Программой предусматривается 70 занятий, поэтому для прохождения программного материала отводится 2 часа в неделю, 70 часов.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания «Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре «Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика. Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
№ п/п | Кол. Час. | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 1 | Шахматная доска | Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре | | |
2 | 1 | Шахматная доска | Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре | | |
3 | 1 | История развития шашек. Русская шашечная школа | Знать историю развития шашек. | | |
4 | 1 | История развития шашек. Русская шашечная школа | Знать историю развития шашек. | | |
5 | 1 | Знакомство с шахматными фигурами | Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. | | |
6 | 1 | Правила шашечной игры | Знать правила проведения шашечного и шахматного турнира. | | |
7 | 1 | Правила шашечной игры | Знать правила проведения шашечного и шахматного турнира. | | |
8 | 1 | Начальная расстановка фигур | Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой | | |
9 | 1 | Турнирная дисциплина. Правила соревнований | Знать правила проведения шашечного турнира. | | |
10 | 1 | Турнирная дисциплина. Правила соревнований | Знать правила проведения шашечного турнира. | | |
11 | 1 | Шахматная доска и фигуры | Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре | | |
12 | 1 | Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки и короткие партии. | Узнают основы шашечной игры | | |
13 | 1 | Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки и короткие партии. | Узнают основы шашечной игры | | |
14 | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
15 | 1 | Ладья в игре | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
16 | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
17 | 1 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция, связка | Применять различные выигрышные приёмы в игре. | | |
18 | 1 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция, связка | Применять различные выигрышные приёмы в игре. | | |
19 | 1 | Слон в игре | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
20 | 1 | Ладья против слона | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
21 | 1 | Тренировочные турниры | Применять различные выигрышные приёмы в игре. | | |
22 | 1 | Тренировочные турниры | Применять различные выигрышные приёмы в игре. | | |
23 | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
24 | 1 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим, жертва. | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
25 | 1 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим, жертва. | Использовать основные приёмы борьбы на шашечной доске | | |
26 | 1 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим, жертва. | Использовать основные приёмы борьбы на шашечной доске | | |
27 | 1 | Ферзь в игре | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
28 | 1 | Ферзь против ладьи и слона | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
29 | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
30 | 1 | Соревнования по шашкам. | Проявлять свой талант и спортивный азарт | | |
31 | 1 | Соревнования по шашкам. | Проявлять свой талант и спортивный азарт | | |
32 | 1 | Конь в игре | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
33 | 1 | Конь против ферзя, ладьи, слона | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
34 | 1 | Конь против ферзя, ладьи, слона | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
35 | 1 | Знакомство с пешкой | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
36 | 1 | Знакомство с пешкой | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
37 | 1 | Пешка в игре | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
38 | 1 | Пешка против ферзя, ладьи, слона | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
39 | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
40 | 1 | Король против других фигур | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
41 | 1 | Король против других фигур | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. Уважать мнение и решение других. Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. Работать в парах | | |
42 | 1 | Шах | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
43 | 1 | Шах | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
44 | 1 | Мат. Цель шахматной партии | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
45 | 1 | Мат | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
46 | 1 | Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки и короткие партии. | Узнают основы шашечной игры | | |
47 | 1 | Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки и короткие партии. | Узнают основы шашечной игры | | |
48 | 1 | Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки и короткие партии. | Узнают основы шашечной игры | | |
49 | 1 | Основы шашечной игры: сила флангов, как выиграть шашку, как пройти в дамки, ловушки и короткие партии. | Узнают основы шашечной игры | | |
50 | 1 | Мат | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
51 | 1 | Ставим мат | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
52 | 1 | Ставим мат | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
53 | 1 | Ставим мат | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
54 | 1 | Ничья, пат | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
55 | 1 | Рокировка | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
56 | 1 | Тренировочные турниры | Практически применять полученные знания | | |
57 | 1 | Тренировочные турниры | Практически применять полученные знания | | |
58 | 1 | Тренировочные турниры | Практически применять полученные знания | | |
59 | 1 | Рокировка | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
60 | 1 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
61 | 1 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
62 | 1 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
63 | 1 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
66 | 1 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
67 | 1 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
68 | 1 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
69 | 1 | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
70 | 1 | Повторение программного материала. Игра всеми фигурами | Познакомиться с элементарными шахматными задачами. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. | | |
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.