Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры"»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 175 часов в год.
Цель: создание условий для укрепления здоровья учащихся через игру, содействие их разносторонней физической подготовленности.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
1. укрепление опорно-двигательного аппарата;
2. комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость
3. развитие морально-волевых качеств учащихся; привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.
4. формирование у детей представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
5. развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
6. стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
7. развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
9. формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты :
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
• представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Формы и методы организации работы:
При реализации программы используются различные методы обучения:
• словесные – рассказ, объяснение нового материала;
• наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
• практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
Организация работы групповая.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
Содержание программы:
Тема 1. Техника безопасности - 8 часов.
«Техника безопасности при проведении подвижных игр».
Тема 2. Беседы - 7 часов
«Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Режим дня», «Совы и жаворонки», «Красивая осанка», «Для чего нужна зарядка?», «Личная гигиена человека», «Помоги себе сам», «Вредные привычки».
Тема 3.Игры народов мира -73 часа
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень», бурятская народная игра «Ищем палочку», дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок», марийская народная игра «Катание мяча», татарские игры «Серый волк», «Темербай», «Угадай и догони», «Скок-перескок» «Продаем горшки», якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки», чувашские игры «Рыбки», «Лошадки», «Слепой баран», «Ручейки», кабардино-балкарская народная игра «Под буркой», калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!», карельские народные игры «Мяч», «Я есть!», игры народов Коми «Невод», «Стой, олень!», удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка», узбекская народная игра «Колесо», чечено-ингушская игра «Чиж», тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба», мордовские народные игры «Котел», «Круговой», «Салки», «В ключи», северо-осетинская игра «Борьба за флажки», игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз», «Успей поймать!» , «Каюр и собаки», «Куропатки и охотники» , «Прыжки на одной ноге», игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Салки», «Фанты», «Волк во рву», «Третий лишний», «Охотники и зайцы», «Краски», «Капканы», «Коршуны и наседка», «Ловушка», «Охотник и сторож», «Воробушки - попрыгунчики», «Ласточки и пчелки», «Кошки и мышки», «Колдуны», «Воздух, вода, земля», «Гусеница», «Зайцы в огороде», «У медведя во бору», «Удочка», «Хвостики», «Жаворонки», игры белорусского народа « Михасик», «Прела-горела», «Вьюны», «Посадка овощей», игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки», игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
Тема 4.Зимние игры - 27 часов.
«Елочка», «Пришла зима», «Мороз Красный нос», «Снегодром», «Самый меткий», «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Снежинки и ветер», «Снежками по мячу», «Засада», «Гонки снежных комков», «Веер», «Штурм крепости» , «Мороз», «А мы — пингвинчики, а нам не холодно!», «Капельки и льдинки» , «Мыльные пузыри», «Чудовище», «Бег по следам».
«Шарики - веники», «Бег пингвинов», «Гусеница», «Эстафета зверей», «Классики», «Прокати обруч», «Кузнечики», «Поезда», «Полет на метле», «Хоккеисты», «Ковер — не самолет», «Мяч над головой», «На скакалке я скачу», «Обезьянки».
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество
часов
Примечания
Дата
по плану
фактически
Техника безопасности при проведении подвижных игр
1
Башкирские народные игры. «Юрта».
1
Башкирские народные игры «Медный пень»
1
Бурятские народные игры «Ищем палочку»
1
Дагестанские народные игры. «Выбей из круга»
1
Дагестанские народные игры «Подними платок»
1
Марийские народные игры «Катание мяча»
1
Якутские народные игры. «Сокол и лиса. «Пятнашки»
1
Якутские народные игры. «Пятнашки»
1
Чувашские игры. «Рыбки»
1
Чувашские игры. «Слепой баран»
1
Чувашские игры. «Ручейки»
1
Чувашские игры. «Лошадки»
1
Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
1
Кабардино-балкарские игры. «Под буркой»
1
Калмыцкие народные игры. «Прятки» «Альчик!»
1
Калмыцкие народные игры. «Альчик!»
1
Карельские народные игры. «Я есть!»
1
Карельские народные игры. «Мяч»
1
Игры народов Коми. «Невод»
1
Техника безопасности при проведении подвижных игр
1
Игры народов Коми .«Стой, олень!»
1
Удмуртские народные игры. «Водяной»
1
Удмуртские народные игры .«Серый зайка»
1
Узбекские народные игры. «Колесо»
1
Татарские народные игры. «Серый волк»
1
Татарские народные игры. «Темербай»
1
Татарские народные игры. «Угадай и догони»
1
Татарские народные игры. «Продаём горшки».
1
Татарские народные игры. «Скок-перескок»
1
Беседа «Режим дня»
1
Чечено-ингушские игры. «Чиж»
1
Тувинские народные игры. «Стрельба в мишень»
1
Тувинские народные игры. «Стрельба в мишень»
1
Тувинские народные игры. «Борьба»
1
Мордовские народные игры. «Котел»
1
Мордовские народные игры .«Круговой»
1
Мордовские народные игры «Салки»
1
Мордовские народные игры. «В ключи»
1
Северо-осетинские игры. «Борьба за флажки».
1
Техника безопасности при проведении подвижных игр
1
Игры народов Сибири и Дальнего Востока. «Льдинки, ветер и мороз»
1
Игры народов Сибири и Дальнего Востока. «Успей поймать!»
1
Игры народов Сибири и Дальнего Востока.
«Каюр и собаки»
1
Игры народов Сибири и Дальнего Востока.
«Прыжки на одной ноге»
1
Игры народов Сибири и Дальнего Востока. «Куропатки и охотники»
1
Игры белорусского народа .« Михасик»
1
Игры белорусского народа. «Посадка овощей»,
1
Игры белорусского народа. «Прела-горела»,
1
Игры белорусского народа. «Вьюны»
1
Беседа «Совы и жаворонки»
1
Игры русского народа. «Гуси-лебеди»
1
Игры русского народа. «Обыкновенные жмурки»
1
Игры русского народа. «Пятнашки»
1
Игры русского народа. «Салки»
1
Техника безопасности при проведении подвижных игр
1
Игры русского народа. «Фанты»
1
Игры русского народа. «Волк во рву»
1
Игры русского народа. «Третий лишний»
1
Игры русского народа. «Охотники и зайцы»
1
Игры русского народа. «Краски»
1
Игры русского народа. «Капканы»
1
Игры русского народа. «Коршуны и наседка»
1
Игры русского народа. «Ловушка»
1
Игры русского народа. «Охотник и сторож»
1
Игры русского народа. «Воробушки - попрыгунчики»
1
Беседа «Красивая осанка»
1
Игры русского народа. «Ласточки и пчелки»
1
Игры русского народа. «Кошки и мышки»
1
Игры русского народа. «Жаворонки»
1
Игры русского народа. «Хвостики»
1
Игры русского народа. «Колдуны»
1
Игры русского народа. «Воздух, вода, земля»
1
Игры русского народа. «Гусеница»
1
Игры русского народа. «Зайцы в огороде»
1
Игры русского народа. «У медведя во бору»
1
Игры русского народа. «Удочка»
1
Игры народов Востока. «Скачки»
1
Игры народов Востока. «Собери яблоки»
1
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч»
Игры азербайджанского народа «Отдай платочек»
Техника безопасности при проведении подвижных игр
1
Зимние игры. «Елочка»
1
Зимние игры. «Пришла зима»
1
Зимние игры. «Мороз Красный нос»
1
Зимние игры. «Снегодром»
1
Зимние игры. «Снегодром»
1
Зимние игры. «Самый меткий»
1
Зимние игры. «Охотники и олени»
1
Зимние игры. «Встречная эстафета»
1
Зимние игры. «День и ночь»
1
Зимние игры. «Попади в ворота»
1
Зимние игры. «Снежинки и ветер»
1
Беседа «Для чего нужна зарядка?»
1
Зимние игры. «Мыльные пузыри»
1
Зимние игры. «Засада»
1
Зимние игры. «Снежками по мячу»
1
Зимние игры. «Снежками по мячу»
1
Зимние игры. «Гонки снежных комков»
1
Зимние игры. «Веер»
1
Зимние игры. «Мороз»
1
Зимние игры. «Штурм крепости»
1
Зимние игры. «Штурм крепости»
1
Зимние игры. «Штурм крепости»
1
Зимние игры. «А мы — пингвинчики, а нам не холодно!»
1
Зимние игры. «Чудовище»
1
Зимние игры. «Чудовище»
1
Зимние игры. «Бег по следам».
1
Зимние игры. «Капельки и льдинки»
1
Зимние игры. «Капельки и льдинки»
1
Хороводные игры. «Ясное золото»
1
Хороводные игры. «Ясное золото»
1
Хороводные игры. «Плетень»
1
Хороводные игры. «Просо сеяли»
1
Хороводные игры. «Жених ищет невесту»
1
Хороводные игры. «Луг - лужочек»
1
Хороводные игры. «Заинька»
1
Хороводные игры. «Ручеёк»
1
Хороводные игры. «Ручеёк»
1
Техника безопасности при проведении подвижных игр
1
Хороводные игры. «Цвета»
1
Хороводные игры. «Цвета»
1
Хороводные игры. «Пустое место»
1
Хороводные игры. «Пустое место»
1
Хороводные игры. «Хлопки»
1
Хороводные игры. «Платочек»
1
Хороводные игры. «Платочек»
1
Хороводные игры. «Месим тесто»
1
Хороводные игры. «Месим тесто»
1
Беседа «Личная гигиена человека»
1
Техника безопасности при проведении подвижных игр
1
Игры на развитие внимания. «По алфавиту»
1
Игры на развитие внимания. «Три, Тринадцать, Тридцать»
1
Игры на развитие внимания. «Цветные флажки»
1
Игры на развитие внимания. «Шерлок Холмс»
1
Игры на развитие внимания. «Путаница»
1
Игры на развитие внимания. «Простая арифметика»
1
Игры на развитие внимания. «Все наоборот»
1
Игры на развитие внимания. «Земля-вода-воздух»
1
Игры на развитие внимания. «Тонкий слух»
1
Игры на развитие внимания. ««Не успел — не сел»
1
Игры на развитие внимания. «Запрещенное число»
1
Игры на развитие внимания. «Телефон»
1
Беседа «Помоги себе сам»
1
Игры на развитие координации движений. «Мышиная охота».
1
Игры на развитие координации движений. «Помощь друга»
1
Игры на развитие координации движений. «Пленник мяча»
1
Игры на развитие координации движений. «Темный лабиринт
1
Игры на развитие координации движений. «Прищепки»
1
Игры на развитие координации движений. «Перестрелка»
1
Игры на развитие координации движений. «Космонавты»
1
Игры на развитие координации движений. ««Тропинка»
1
Игры на развитие координации движений. «Прыжки по полоскам»
1
Игры на развитие координации движений. «Собачка»
1
Игры на развитие координации движений. «Ловкая пара»
1
Игры на развитие координации движений. «Жмурки»
1
Игры на развитие координации движений. «Петушиный бой»
1
Игры на развитие координации движений. «Не теряй равновесия»
1
Беседа «Вредные привычки».
1
Техника безопасности при проведении подвижных игр
1
Игры – эстафеты. «Шарики - веники»
1
Игры – эстафеты. «Бег пингвинов»
1
Игры – эстафеты. «Гусеница»
1
Игры – эстафеты. «Эстафета зверей»
1
Игры – эстафеты. «Классики»
1
Игры – эстафеты. «Прокати обруч»
1
Игры – эстафеты. «Кузнечики»
1
Игры – эстафеты. «Поезда»
1
Игры – эстафеты. «Полет на метле»
1
Игры – эстафеты. «Хоккеисты»
1
Игры – эстафеты. «Ковер — не самолет»
1
Игры – эстафеты. «Мяч над головой»
1
Игры – эстафеты. «На скакалке я скачу»
1
Игры – эстафеты. «Обезьянки»
1
Резерв
1
Список литературы:
1. Л. Фатеева " Подвижные игры, эстафеты и аттракционы для младших школьников" Изд- во Академия развития, М., 2007 г.
2.Л.П.Фатеева "300 подвижных игр для младших школьников" " Изд- во Академия развития, М., 2006 г.
3. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста. Учебное пособие. Изд-во "Физическая культура", 2008 г
4.Е.Покровский "Русские детские подвижные игры"Издательство Образовательные проекты, Речь, Сфера " Серия Большая энциклопедия маленького мира, М., 2011
5. Н.Нищева Подвижные и дидактические игры на прогулке" Изд-во "Детство-Пресс", Москва, 2016 г.
6. Симонова И.О. " Детские праздники: сценарии, игры, конкурсы", издательство "РИПОЛ классик", 2006 г
7." Энциклопедия для родителей. Детские развивающие игры", издательство "Просвещение",2008г
8.Макаров В.В., Макарова Г.А." Игра, в которые играют в России", издательство " Академический Проект",2008