Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учимся играя"»
Пояснительная записка
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Задачи программы:
1) формирование у детей общеинтеллектуальных умений,повышение творческо-поисковой активности детей,
2) развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации, элементов логического мышления,
3) организация мыслительной деятельности, формирование творческого мышления,
4) обучение навыкам работы с текстом, обучение навыкам самоконтроля, проведение эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития,
5) сглаживание и сокращение адаптационного периода,
6) создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей детей;
7) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
8) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
9) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
10) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
11) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
12) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
13) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Воспитательные цели этих занятий:
1) развить стремление узнавать новое,
2) рассмотреть потенциальные возможности каждого ребёнка с тем, чтобы с первых лет пребывания в школе обеспечить развитие его способностей и интересов,
3) зажечь и не дать потухнуть огоньку
Содержание курса
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом факультативный курс «Развивающие игры» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического мышления, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.
Курс включает в себя следующие направления:
— формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
— развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
— формирование учебной мотивации;
— развитие личностной сферы.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Предполагаемые результаты реализации программы:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
Сравнение и оценивание выполнения своей работы,
устойчивый познавательный интерес к новым видам деятельности,
адекватного понимания причин успешности/неуспешности в ходе выполнения заданий.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану,
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом,
Составление плана решения проблемы совместно с учителем,
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
Ориентация на листе в клеточку
Продолжение узора по приведённому образцу
Деление слов на группы, нахождение лишнего
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
Умение работать в паре, малых группах, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности,
Задавать вопросы
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владение монологической, диалогической формами речи.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Формы и виды контроля:
Игры в парах и малых группах
Тестирование
Игры-соревнования
Викторины
Практические работы
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Методические рекомендации
Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В программу включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в комплексе приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Задания «Найди лишнее», «Найди общее название», «Найди отличия» направлены на развитие вербально-логического мышления, т.е. таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию.
Задания «Вставь слово(число)» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями.
Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.
Задание «Нарисуй такую же фигуру», «Нарисуй по точкам» направлены на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти. Учит ориентироваться на листе в клеточку.
Задание «Обведи по точкам» направлено на развитие внимания, наблюдательности, развивает навыки устного счёта.
Задания «Разгадай ребус», «Отгадай загадку» направлены на развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления.
Календарно-тематическое планирование во 2”б” классе
на 2016-2017 учебный год
№
Темы занятий
Теория
Прак-
тика
Дата
проведения
Планируе –мая
Факти-
ческая
Знакомство с содержанием курса. Пространственно-ориентированные задания.
1
1
Графические диктанты. Игра «Продолжи узор».
1
1
Графические диктанты. Рисование по клеточкам.
1
1
Что такое закономерность?
1
1
Продолжение логического ряда. Игра ”Восстанови порядок”.
1
1
Нахождение лишнего слова. Игра ”Дорисуй девятое”.
1
1
Продолжение цепочки слов. Игры ”Внимательный художник”, ”Сложи рисунок”
1
1
Вкусные конкурсы
1
1
Подбор общего названия для группы предметов. Игра «Шифровальщик».
1
1
Как развить свое внимание?
1
1
Игры на внимание
1
1
Что такое ребусы и какова их роль?
1
1
Веселые ребусы
1
1
Как стать умным?
1
1
Игра ”Умники и умницы”
1
1
Кто придумал сказки?
1
1
Литературный турнир
1
1
Что такое интеллект?
1
1
Игра ”Диск для интеллектуалов”
1
1
Что ты знаешь о птицах?
1
1
Птичий КВН
1
1
Викторина ”Путешествие в сказочный лес”
1
1
”В мире синонимов и антонимов”
1
1
Нахождение слов среди букв в таблице. Игра ”Наоборот” (слова-антонимы).
1
1
Игра ”Составь слово”.
1
1
Игра-путешествие ”Все обо всем”
1
1
Игра ”Веселые нотки”
1
1
Праздник чисел ”5 плюс 5”
1
1
Игра-викторина ”В поисках клада”
1
1
Веселые головоломки
1
1
Волшебные лабиринты
1
1
Магические квадраты
1
1
КВН ”Пословицы и поговорки”
1
1
Конкурс ”Знаток года”. Подведение итогов. Обобщение
2
Список литературы
1.Коннова Е.Г. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. -Легион Ростов-на- Дону, 2013 г.
2.Коннова Е.Г. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. -Легион Ростов-на-Дону, 2013 г. Индивидуальная тетрадь школьника.
3.Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
4.Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – М.: Ридерз Дайджест, 2006.