kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Введение данного курса продиктовано развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Финансовая грамотность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»



Рассмотрено

Руководитель МО

_______

Протокол № __1____

от «28 » августа 2017 г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

______

«28 » августа 2017 г.

Утверждаю

Директор

МБОУ «Гимназия №3»

Приказ № 307

от « 30» августа 2017г.











Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу

« Финансовая грамотность»

для обучающихся 3 классов

Направление: общеинтеллектуальное

Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год









Разработчик: Моисеева О.В.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория





г. Рубцовск, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» составлена на основе:


ФГОС НОО;

Годового календарного учебного графика;

Положения о рабочей программе в ОУ;

Учебного плана МБОУ «Гимназия № 3» на 2017/18 учебный год;

Авторской программы курса Ю. Н.Корлюговой « Финансовая грамотность».

Программа рассчитана для учащихся 9 - 10 лет.


Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие экономического образа мышления;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

  • осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

  • определять актуальные и потенциальные источники доходов;

  • анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

  • выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.


Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Технологии:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;


Средства:

  • Печатные, наглядные пособия, интернет- ресурсы.


Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, а так же

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или ре-

шении задач.

• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответ-

ствует количеству задач.

• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе

лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соот-

ветствующие номеру задачи.

• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом

оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за-

дачу (задачи), соответствующую их номерам.

• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представ-

ляет свою задачу остальным членам команды.

• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения за-

дач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяс-

нением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в груп-

пах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет

собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе

индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи

каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вы-

рабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз

постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться

четырьмя участниками.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и

услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного от-

дыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится верши-

ной вниз.

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в клас-

се, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от

количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от

группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование

идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чёт-

ко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором

этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей

не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по со-

держанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса вовлечение школьников в реальную

жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффектив-

ным методом обучения. Любое исследование предполагает определе-

ние цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных

результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на раз-

ныхэтапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных изме-

рительныхматериалах предлагаются разные варианты заданий. Для

проведения мини-исследования используется один источник, резуль-

таты представляются в простой форме, например в виде таблицы или

короткого текста.

Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от

кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации

с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых

решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию

из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших

детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Аукцион

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в

форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешныхуче-

ников. Игра проходит по следующим правилам:

• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

• Право ответа на вопрос покупается.

• Стартовая цена простого вопроса 5 баллов, сложного 10 бал-

лов.

• Цена может меняться с шагом 5 баллов.

• Окончательная цена определяется в результате торгов.

• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто

отвечал, при неверном вычитается.

Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них

необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количе-

ства участников), которая будет проверять начисление баллов самими

участниками игры или вести собственные ведомости.

Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта па-

мяти, карта разума, mind-map)

Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) способ схе-

матического изображения какой-то идеи или системы. В русских пе-

реводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет на-

глядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвя-

щегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозго-

вых штурмах1.

Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функ-

ции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.

Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственны-

ми рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные про-

граммы построения диаграмм.

10

Диаграмма связей .

Для младших школьников задания можно дифференцировать.

Формы оценивания

Текущая аттестация:

• устный опрос;

• тестовые задания;

• решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• мини-исследования;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Итоговая аттестация:

• викторина;

• тест;

• творческая работа;

• проект.


Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра,

  • сюжетно – ролевая игра,

  • исследовательская деятельность,

  • урок-практикум,

  • дискуссия, обсуждение.

Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

Дискуссионный клуб–метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:

  • в работу вовлечены все участники;

  • используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

  • обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

  • На учебный курс «Финансовая грамотность » учебным планом отводится 34 часа (1 час в неделю).

Учебно-тематический план для 3 класса

занятия

Тема занятия

Теоретическая

Часть

Практическая часть

Форма занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают




1-4

Что такое деньги и откуда они взялись.

1

3

Беседа

5-8

Рассмотрим деньги поближе.


1

3

Беседа, практические занятия

9-12

Защита от подделок

1

3

Беседа, дискуссия


13-16

Какие деньги были раньше в России.

1

3

Беседа, практические занятия

17-18

Современные деньги России и других стран.

1

1

Сюжетно – ролевая игра

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.




19-22

Откуда в семье деньги.

1

3

Беседа, практические занятия, ситуационная игра

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.




23-26

На что тратятся деньги.

1

3

Беседа, практические занятия, ситуационная игра

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.




27-30

Как умно управлять своими деньгами.


1

3

Беседа, практические занятия, сюжетно – ролевая игра

31-34

Как делать сбережения.




1

3

Беседа, практические занятия

35

Резерв





Итого часов: 34






Содержание курса (34 ч )

3 класс

Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Следующая тема программы«Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.



































Тематический поурочный план 3 « А,Б»



№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

урока

Дата

прове-

де-

ния

Кор-

рек-

ция

Основные виды деятельности

обучающихся

Информацион-

ные ресурсы

Учебное оборудование

1. Что такое деньги и какими они бывают

1

Что такое деньги и откуда они взялись


Товар. Деньги. Виды денег.Ликвидность Покупка монет. Бумажные деньги.

1.09


Беседа, общее рассуждение

ЭОР

учебник

2

Что такое деньги и откуда они взялись


Виды денег: наличные, безналичные.

8.09


Практическое занятие

ЭОР

учебник

3

Что такое деньги и откуда они взялись


Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

15.09


Коллективная беседа

ЭОР

учебник

4

Что такое деньги и откуда они взялись


Различать виды денег.

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

22.09


Практическое занятие

ЭОР

учебник

5

Рассмотрим деньги поближе.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

29.09


Общее рассуждение, игровая деятельность


учебник

6

Рассмотрим деньги поближе.

Номинал. Банкнота. Купюра.

6.10


Практическое занятие Коллективная беседа

ЭОР

учебник

7

Рассмотрим деньги поближе.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

13.10


Практическое занятие Коллективная беседа

ЭОР

учебник

8

Рассмотрим деньги поближе.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

20.10


Коллективная беседа Практическое занятие

ЭОР

учебник

9

Защита от подделок.


Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

27.10


Коллективная беседа Практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

учебник

10

Защита от подделок.


Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег

10.11


Общее рассуждение, игровая деятельность

ЭОР

учебник

11

Защита от подделок.


Отличать деньги от фальшивых денег.

17.11


Практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

учебник

12

Защита от подделок.


Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

24.11


Практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

Учебник, словарь

13

Какие деньги были раньше в России.


« Меховые деньги». Старинные деньги.

1.12


Общее обсуждение, практическое занятие


Учебник, словарь

14

Какие деньги были раньше в России.


Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош.

8.12


Общее обсуждение, групповая работа.

ЭОР

Учебник, словарь

15

Какие деньги были раньше в России.


Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

15.12


Общее обсуждение, групповая работа.

ЭОР

Учебник, словарь

16

Какие деньги были раньше в России.


Первые русские монеты. Ассигнация.

22.12


Практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

учебник

17

Современные деньги России и других стран.

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

12.01


Беседа, игровая деятельность

ЭОР

учебник

18

Современные деньги России и других стран.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты.

19.01


Общее обсуждение, групповая работа.

ЭОР

учебник

2. Из чего складываются доходы в семье.

19

Откуда в семье деньги.

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

26.01


Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.

ЭОР

учебник

20

Откуда в семье деньги.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

2.02


Общее обсуждение, мини – исследование.

ЭОР

учебник

21

Откуда в семье деньги.

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

9.02


Творческая работая, мини – исследование.

ЭОР

учебник

22

Откуда в семье деньги.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

16.02


Общее обсуждение, тестирование.

ЭОР

учебник

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

23

На что тратятся деньги

Расходы. Сбережения. Долги.

2.03


Коллективная беседа П

практическое занятие.

ЭОР

учебник

24

На что тратятся деньги

Расходы. Непредвиденные расходы.

9.03


Коллективная беседа практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

учебник

25

На что тратятся деньги

Понимание происхождения расходов.

16.03


Общее обсуждение,

мини – исследование.

ЭОР

учебник

26

На что тратятся деньги

Считать общую сумму расходов.

23.03


Общее обсуждение, мини – исследование.

ЭОР

учебник

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы

27

Как умно управлять своими деньгами.


Расходы и доходы. Семейный бюджет.

6.04


Беседа, практические занятия.

ЭОР

учебник

28

Как умно управлять своими деньгами.


Бюджет: доходы и расходы.

13.04


Беседа, практические занятия, ситуационная игра

ЭОР

учебник

29

Как умно управлять своими деньгами.


Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

20.04


Общее обсуждение,

мини – исследование.

ЭОР

учебник

30

Как умно управлять своими деньгами.


Умение составлять бюджет семьи.

27.04


Творческая работая, мини – исследование.

ЭОР

учебник

31

Как делать сбережения.

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

4.05


Общее обсуждение, практические занятия

ЭОР

учебник

32

Как делать сбережения.

Виды сбережений.

11.05



ЭОР

учебник

33

Как делать сбережения.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

18.05


Творческая работая, мини – исследование.

ЭОР

учебник

34

Как делать сбережения.

Различать виды сбережений, сравнивать разные виды сбережений.

25.05


Тестирование.

ЭОР



Всего:


34 ч.















Планируемые образовательные результаты

Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

1 класс

школьник знает и понимает общественную жизнь

2-3 класс

школьник ценит общественную жизнь

4 класс

школьник самостоятельно действует в общественной жизни

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.


формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.


получение школьником опыта самостоятельного социального действия.


В результате освоения программы курса «Я - исследователь» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4

*проводить элементарные финансовые расчеты.



Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Для обучающихся:

С . Федин Финансовая грамотность – Москва Вита, 1,2 часть

Для учителя:

С . Федин Финансовая грамотность – Москва Вита, 1,2 часть

Ю. Корлюгова Программа « Финансовая грамотность» - Москва Вита

Ю. Корлюгова Методические рекомендации для учителя - Москва Вита

Ю. Корлюгова Контрольно – измерительные материалы - Москва Вита

Интернет- ресурсы:

1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Соци-

ология. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/

index.html

По этой ссылке вы попадаете в раздел компьютерных игр. В курсе

может быть использована игра «Карл» (создание собственной фирмы и

навыки предпринимательства).

2. Сайт «Основы экономики» http://basic.economicus.ru Содержит учебно-методические материалы для школьного курса

экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» вклю-

чает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статисти-

ческие данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит

большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для

учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путево-

дитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов

российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному обра-

зованию.

3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономи-

ческий журнал» и финансовым приложением http://ecschool.hse.ru 4. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»

http://zanimatika.narod.ru/

5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

6. Сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления»

http://www.mind-map.ru

Сайт посвящён истории, философии, технике создания и приме-

нения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, мен-

тальные карты, диаграммы связей).

7. Сайт тренингового центра «Стимул» http://www.stimul.biz/ru/

lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике.

8. Метод «дерево решений» http://www.forex4.info/index.php/

finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

9. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений http://toster.

ru/q/23959

10. Портал для счастливых нижегородских родителей «НН Мама».

Тренинг мозгового штурма http://www.nnmama.ru/content/evolution/

Methods/tamberg4


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1.Ноутбук

2. Проектор




















Тематический поурочный план 3 «В,Г»



№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

урока

Дата

прове-

де-

ния

Кор-

рек-

ция

Основные виды деятельности

обучающихся

Информацион-

ные ресурсы

Учебное оборудование

1. Что такое деньги и какими они бывают

1

Что такое деньги и откуда они взялись


Товар. Деньги. Виды денег.Ликвидность Покупка монет. Бумажные деньги.

7.09


Беседа, общее рассуждение

ЭОР

учебник

2

Что такое деньги и откуда они взялись


Виды денег: наличные, безналичные.

14.09


Практическое занятие

ЭОР

учебник

3

Что такое деньги и откуда они взялись


Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо.

21.09


Коллективная беседа

ЭОР

учебник

4

Что такое деньги и откуда они взялись


Различать виды денег.

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

28.09


Практическое занятие

ЭОР

учебник

5

Рассмотрим деньги поближе.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

5.10


Общее рассуждение, игровая деятельность


учебник

6

Рассмотрим деньги поближе.

Номинал. Банкнота. Купюра.

12.10


Практическое занятие Коллективная беседа

ЭОР

учебник

7

Рассмотрим деньги поближе.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

19.10


Практическое занятие Коллективная беседа

ЭОР

учебник

8

Рассмотрим деньги поближе.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

26.10


Коллективная беседа Практическое занятие

ЭОР

учебник

9

Защита от подделок.


Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

9.11


Коллективная беседа Практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

учебник

10

Защита от подделок.


Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег

16.11


Общее рассуждение, игровая деятельность

ЭОР

учебник

11

Защита от подделок.


Отличать деньги от фальшивых денег.

23.11


Практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

учебник

12

Защита от подделок.


Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

30.11


Практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

Учебник, словарь

13

Какие деньги были раньше в России.


« Меховые деньги». Старинные деньги.

7.12


Общее обсуждение, практическое занятие


Учебник, словарь

14

Какие деньги были раньше в России.


Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош.

14.12


Общее обсуждение, групповая работа.

ЭОР

Учебник, словарь

15

Какие деньги были раньше в России.


Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

21.12


Общее обсуждение, групповая работа.

ЭОР

Учебник, словарь

16

Какие деньги были раньше в России.


Первые русские монеты. Ассигнация.

28.12


Практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

учебник

17

Современные деньги России и других стран.

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

11.01


Беседа, игровая деятельность

ЭОР

учебник

18

Современные деньги России и других стран.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные . Пластиковые карты.

18.01


Общее обсуждение, групповая работа.

ЭОР

учебник

2. Из чего складываются доходы в семье.

19

Откуда в семье деньги.

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

25.01


Общее обсуждение, творческая работая, мини – исследование.

ЭОР

учебник

20

Откуда в семье деньги.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

1.02


Общее обсуждение, мини – исследование.

ЭОР

учебник

21

Откуда в семье деньги.

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

8.02


Творческая работая, мини – исследование.

ЭОР

учебник

22

Откуда в семье деньги.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

15.02


Общее обсуждение, тестирование.

ЭОР

учебник

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

23

На что тратятся деньги

Расходы. Сбережения. Долги.

22.02


Коллективная беседа П

практическое занятие.

ЭОР

учебник

24

На что тратятся деньги

Расходы. Непредвиденные расходы.

1.03


Коллективная беседа практическое занятие, игровая деятельность

ЭОР

учебник

25

На что тратятся деньги

Понимание происхождения расходов.

15.03


Общее обсуждение,

мини – исследование.

ЭОР

учебник

26

На что тратятся деньги

Считать общую сумму расходов.

22.03


Общее обсуждение, мини – исследование.

ЭОР

учебник

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы

27

Как умно управлять своими деньгами.


Расходы и доходы. Семейный бюджет.

5.04


Беседа, практические занятия.

ЭОР

учебник

28

Как умно управлять своими деньгами.


Бюджет: доходы и расходы.

12.04


Беседа, практические занятия, ситуационная игра

ЭОР

учебник

29

Как умно управлять своими деньгами.


Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

19.04


Общее обсуждение,

мини – исследование.

ЭОР

учебник

30

Как умно управлять своими деньгами.


Умение составлять бюджет семьи.

26.04


Творческая работая, мини – исследование.

ЭОР

учебник

31

Как делать сбережения.

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

3.05


Общее обсуждение, практические занятия

ЭОР

учебник

32

Как делать сбережения.

Виды сбережений.

10.05



ЭОР

учебник

33

Как делать сбережения.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

17.05


Творческая работая, мини – исследование.

ЭОР

учебник

34

Как делать сбережения.

Различать виды сбережений, сравнивать разные виды сбережений.

24.05


Тестирование.

ЭОР


35

Резерв


31.05






Всего:


34 ч.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Финансовая грамотность"

Автор: Моисеева Ольга Вячеславовна

Дата: 16.10.2017

Номер свидетельства: 432615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_dlia_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "630112"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1682073643"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность""
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "642886"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1703090343"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2023-2024 учебный год (общеинтеллектуальное направление) «Основы финансовой грамотности»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_na_2023_2024_uchebnyi_god_obshchein"
    ["file_id"] => string(6) "647237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1710603631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для обучающихся 3,4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_dlia_o"
    ["file_id"] => string(6) "644431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1705929256"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Финансовая грамотность»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_sotsialnogo_napravleniia_fina"
    ["file_id"] => string(6) "593584"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1638727554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства