Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2023-2024 учебный год (общеинтеллектуальное направление) «Основы финансовой грамотности»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2023-2024 учебный год
(общеинтеллектуальное направление)
«Основы финансовой грамотности»
Руководитель: Куриленко Нелли Вениаминовна
С. Мартьяновка 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и авторской программы Ю.Н.Корлюговой, Е.Е.Гоппе «Финансовая грамотность» для 4 класса, М.:ВАКО, 2018 год
Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 4 классов.
Цель программы: является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;
Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Содержание изучаемого курса
Тема
Количество часов
Содержание
Что такое деньги и какими они бывают?
13ч
Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Из чего складываются доходы в семье
8ч
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
13ч
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Итого
34ч
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
Понимание цели своих действий;
Составление простых планов с помощью учителя;
Проявление познавательных и творческой инициативы;
Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к концу года являются:
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проводить элементарные финансовые расчёты.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Кол - во часов
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают 13 ч.
1
Как появились деньги?
1
2
История монет
1
3
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)
1
4
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»
1
5
Бумажные деньги
1
6
Безналичные деньги
1
7
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
1
8
Исследование «Деньги современности»
1
9
Представление результатов исследования
1
10
Валюты
1
11
Интерактивная викторина «Деньги»
1
12
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
1
13
Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
1
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье 8 ч.
14
Откуда в семье берутся деньги
1
15
Как заработать деньги?
1
16
На что семьи тратят деньги?
1
17
Вот я вырасту и стану…
1
18
Профессии будущего и настоящего
1
19
А чем занимаются банкиры?
1
20
Как приумножить то, что имеешь?
1
21
Как правильно планировать семейный бюджет?
1
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал 13 ч.
22
Как тратить с умом?
1
23
Примерный бюджет школьника
1
24
Семейный бюджет
1
25
Бюджет Российской Федерации
1
26
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения
1
27
Если расходы превышают доходы, образуются долги
1
28
Игра «Древо решений»
1
29
Товары и услуги
1
30
Странное слово «Монополисты»
1
31
Игра «Монополия»
1
32
Творческий проект «Мое предприятие»
1
33
Защита проекта «Мое предприятие»
1
34
Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
1
Итого
34
Список литературы
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c.
Федин, C. Н. Финансовая грамотность. [Текст] : материалы для учащихся.
2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях / С. Н. Федин. – М. : ВИТАПРЕСС, 2014.