Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 7 АБ классаов составлена на основе следующих нормативных документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ (с изменениями и дополнениями); Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» (приказ МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» от 01.09.2021г. № 324 «Об утверждении документов»)
Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС (приказ МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» от 30.08.2019г. № 403)
Учебный план МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» на 2021/2022 учебный год (приказ МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» от 01.09.2021г. № 324 «Об утверждении документов»)
Приказ МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» «Об организации внеурочной деятельности в 2021/2022 учебном году» от 01.09.2021г. № 260.
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения инфор- мации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Планируемые результаты:
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства, по нимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт про- центов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игро- вых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
- понимание необходимости собственной финансовой грамот- ности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диа- граммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услу гах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финан совым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
-умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать до- ходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными поня- тиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
- анализ достигнутых и планирование будущих образователь- ных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих воз- можностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в при- менении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, эконо- мических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффек тов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в се мье и обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования по- зиций и учёта интересов сторон;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных про ектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
-умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
-использование приёмов работы с простой финансовой и ста тистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
-применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направле ний расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
-умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
-расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса
МОДУЛЬ 1 Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовыепонятия:налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
- понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
- осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
- оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
-в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- различать прямые и косвенные налоги;
- считать сумму налога;
- проверять на сайте Федеральной налоговой службы нали чие налоговой задолженности членов семьи;
- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
-находить нужную информацию на социальных порталах;
-в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
- называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
-приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;
-перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;
- называть виды социальных пособий и указывать их при мерную величину;
- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
- высчитывать долю социальных пособий в доходах семей- ного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получитвозможностьнаучиться:
- самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
-рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
-оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.
Темы занятий
.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
Что такое налоги и почему их надо платить
Какие бывают налоги.
4.Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9.Учебные мини-проекты «Налоги».
10.Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11.Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12.Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
МОДУЛЬ 2 Услуги финансовых организаций и собственный бизнес