Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "ДЕТСКАЯ РИТОРИКА"»
I. Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по курсу «Детская риторика»:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770 –КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 года № 1643).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 года № 1644).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 года № 1645).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (с изменениями).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2012 года № 03-470 «О разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
- Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края «Об организации образовательной деятельности в I – IV классах в 2015 -2016 учебном году».
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 22 хутора Прикубанского муниципального образования Славянский район. Протокол № 1 от 31.08.2015года.
- Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 г. № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2015 г. № 47-15091/15-14 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края».
Общие цели курса «детская риторика»
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Роль курса в достижении обучающимися планируемых результатов
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» –«овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1–4-го классов.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п
Содержание, темы
Авторская программа
Рабочая программа
1 кл.
2
3
4
1
Общение
-
17
17
17
9
Речь как средство воздействия на мысли, чувства.
-
3
Речь устная и письменная
-
10
Общение
-
4
4
9
Как мы говорим
-
9
Вежливая просьба
-
2
Учусь читать и писать
-
2
Наука риторика
-
4
Учимся говорить
-
5
Похвала (комплемент)
-
1
Слушаем, вдумываемся
-
2
Учусь читать, писать
-
3
Вежливое общение
-
2
2
Текст
-
16
17
17
13
Тема и основная мысль
-
-
3
Пересказ
-
3
Вежливый отказ
-
2
Типы текстов
-
1
Рассуждение
-
3
Описание
-
2
Повторение и обобщение
-
1
Невыдуманный рассказ
-
2
Разные тексты
-
2
Правильная речь
-
3
Правила успешного пересказа
-
4
Поздравляю тебя …вас…
-
2
Учись объяснять и доказывать
-
2
Что общего и чем отличаются
-
3
Подведем итоги
-
1
3
Речевые жанры
-
7
6
Обобщение
-
5
Итого:
-
33
34
34
34
V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
- Учебники «Детская риторика» Т.А.Ладыженской.
- Уроки риторики в школе. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская.
- Обучение успешному общению. Речевые жанры. Н.В.Ладыженская.
Печатные пособия.
- Наборы сюжетных картинок и плакатов по тематике, определённой примерной программой по риторике.
- Словари по русскому языку.
- Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Технические средства обучения.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности).
- Аудиоцентр/магнитофон.
- Мультимедийный проектор .
- Компьютер.
- Экспозиционный экран
- Сканер
- Принтер лазерный
- Принтер струйный цветной .
- Фотокамера цифровая .
- Видеокамера цифровая.
Экранно-звуковые пособия.
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .
Игры и игрушки.
- Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания творческой группы от __________ №___ ________ ___________
подпись расшифровка подписи.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________Л.А. Журавель
подпись расшифровка подписи.
__________ 2015 год
дата
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ХУТОРА ПРИКУБАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета, протокол № 1
от 31.08.2015 года
Председатель педсовета
_______________ Т.Г.Ковях
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Детская риторика»
Уровень образования (класс): начальное общее, (1-4 класс)
Количество часов: 135 часов
Учителя: Ткаченко Лидия Григорьевна, Нарыжная Анна Игоревна
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы. Книга 2.Программы отдельных предметов ( курсов) для начальной школы / под редакцией науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. (Образовательная система «Школа 2100»). Автор программы «Риторика»: Т.А.Ладыженская. «Баласс» 2011г