РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
Программа «Азбука безопасности» реализует социальное направление внеурочной деятельности во 2-4 классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности»»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
РАССМОТРЕНА
ШМО классных руководителей 1-11 классов
рук. метод. объединения
__________(подпись) Багрянцева А.Е.
(протокол от _______20___г. №___)
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МАОУ СОШ № 4
_______20___ г. №___
СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР
___________(подпись) Смирнова Е.Н.
_______20___ г.
ПРИНЯТА
педагогическим советом МАОУ СОШ №4
(протокол от _______20___г. №___)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
спортивного направления развития личности
на 2022-2023 учебный год
Начальное общее образование
Класс: 2
Учитель: Воробьева Татьяна Ивановна
Разработана на основе:
Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.; пособие для учителя \под ред. П.В. Ижевского. – М. Просвещение, 2007
г. Новый Уренгой
2022г.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социального направления «Азбука безопасности» 2 года изучения
Планируемые результаты освоения курса ВД «Азбука безопасности»
Программа «Азбука безопасности» реализует социальное направление внеурочной деятельности во 2-4 классах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
Цель программы:
-формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации;
-повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы-совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности);
-формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ;
-формирование у учащихся навыков безопасного поведения в интернет-пространстве; -обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Задачи:
-развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений;
-выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» способствует формированию у младших школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты основаны на приобретении первоначального опыта в части:
1.1. Гражданско-патриотическое воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине - России;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
-уважение к своему и другим народам;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
1.2. Духовно-нравственное воспитание:
-признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
1.3. Эстетическое воспитание:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
1.4. Физическое воспитание, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
1.5. Трудовое воспитание:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
1.6. Экологическое воспитание:
-бережное отношение к природе;
-неприятие действий, приносящих ей вред.
1.7. Ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
-сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
-объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
-выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
-определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
-с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
-сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
-прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
-выбирать источник получения информации;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
-соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
-анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
-признавать возможность существования разных точек зрения;
-корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
-готовить небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-ответственно выполнять свою часть работы;
-оценивать свой вклад в общий результат;
-выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
-корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной программе: способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» обучающийся:
Ученик научится:
распознавать понятия здоровье и факторы, влияющие на него;
получит представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
выполнять элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
выполнять правила поведения в Интернете, социальных сетях;
понимать основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
-ведения здорового образа жизни;
-действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
-пользования бытовыми приборами;
-пользования Интернетом;
-использования по назначению лекарственных препаратов;
-пользования бытовыми приборами;
-соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
-соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
-соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
-оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
-вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Получит возможность научиться:
Второй год изучения
Ученик получит возможность научиться:
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— правильно одеваться при любой погоде;
- применять правила, как уберечься от травм самому и товарищу;
- познакомиться с профессиями людей, приходящих на помощь в трудную минуту;
- применять правила безопасного общения в Интернете.
Воспитательные результаты деятельности
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выпуск стенгазет
разработка проектов по ПДД
встреча с работниками ГИБДД
просмотр видеофильмов
Итоги занятий могут быть подведены в форме защиты творческих проектов, соревнований, викторин, конкурсов между учащимися с приглашением родителей (законных представителей), социального педагога, медицинского работника, администрации школы, инспектора по делам несовершеннолетних, инспекторов пожарной службы и МЧС.
II.Содержание курса ВД «Азбука безопасности»
В настоящее время возрастает роль и ответственность учреждений образования в подготовке учащихся в области безопасности жизнедеятельности.
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, развитие беспроводных коммуникаций, употребление несовершеннолетними психоактивных веществ – все это создает предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого ученика стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Азбука безопасности».
2.5. Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.
3.Твое здоровье.
3.1. Почему мы болеем. Прививки от болезней. Как избежать отравлений
3.2. Безопасность при любой погоде.
3.3. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
3.4. Закаляйся, если хочешь быть здоров! Солнце друг и враг.
4.Безопасность в природе.
4.1.Опасные растения, грибы,насекомые, животные.
4.2. Опасные явления природы .Правила поведения на природе. Если заблудился в лесу.
5.Безопасность в интернете.
5.1. Правила безопасного поведения в Интернете.
5.2. Мошенничество в сети интернет.
5.3. Какие опасности ждут школьника в сети Интернет.
5.4.Опасности в Интернете.
II. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности» с учетом рабочей программы воспитания.
№ п/п
Тема
Кол-во час
Основные виды деят-ти учащихся
Формы контроля
Модуль «Правила дорожного движения» – 2часа
Как устроена дорога. Участники дорожного движения.
2 класс
Знать кто такие участники дорожного движения. Знать, как вести себя в соответствии с правилами.
Воспит.деят-ть: Побуждение учащихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Тест
Экскурсия Проект
2.Модуль «Безопасность в быту»-5часов
Если пожар случился в школе. Ни ночью ни днем не балуйтесь с огнем. Опасные места на улице, во дворе. Запомните, детки – таблетки не конфетки. Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.
2 класс
Знать правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим. Научиться избегать опасные места во время прогулки на улице. Уметь экономно относится к воде, теплу. Запомнить номера телефонов экстренных служб.
Воспит.деят-ть: Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Тест Экскурсия Проект
3.Модуль «Твоё здоровье»-4часа
Почему мы болеем. Прививки от болезней. Как избежать отравлений. Безопасность при любой погоде. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Закаляйся, если хочешь быть здоров! Солнце друг и враг.
2 класс
Научить заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни. Оказание первой помощи в разных ситуациях.
Воспит.деят-ть: Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.
Опасные животные. Опасные явления природы. Правила поведения на природе. Если заблудился в лесу.
2 класс
Научатся видеть в окружающем мире растения и животные, которые могут быть опасными для жизни человека. Закрепят правила безопасного поведения во время опасных природных яв Воспит.деят-ть: Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Тест Экскурсия Проект
5. Модуль «Безопасность в Интернете» - 4 часа
Правила безопасного поведения в Интернете.
Мошенничество в сети интернет. Какие опасности ждут школьника в сети Интернет. Опасности в Интернете.
2 класс
Знакомство с негативными сторонами в работе с компьютером. Познакомятся с опасностями при встречах и общении с посторонними людьми в социальных сайтах.
Воспит.деят-ть: Включение в урок игровых и интерактивных форм работы, ИКТ, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Тест Экскурсия Проект
Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 2-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года.
На изучение курса «Азбука безопасности» в каждом классе отводится 1 час в неделю, длительность занятия 35-40 минут. Программа рассчитана: 1 класс- 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
1. Правила дорожного движения – 2часа
Как устроена дорога. День солидарности в борьбе стерроризмом
1
Участники дорожного движения.
1
2.Безопасность в быту – 5 часов
Если пожар случился в школе.
1
Ни ночью ни днем не балуйтесь с огнем.
1
Опасные места на улице, во дворе.
Запомните детки-таблетки не конфетки.
1
Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой
1
3.Твое здоровье – 4 часа
Почему мы болеем. Прививки от болезней. Как избежать отравлений.
1
Безопасность при любой погоде.
1
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
1
Закаляйся, если хочешь быть здоров! Солнце друг и враг. День Государственного герба Российской Федерации
1
4.Безопасность в природе –2 часа
Опасные растения, грибы, насекомые, животные. Международный день инвалидов.
1
Опасные явления природы. Правила поведения на природе. Если заблудился в лесу.
1
5.Безопасность в интернете – 4 часа
Правила безопасного поведения в Интернете.
1
Мошенничество в сети интернет.
1
Какие опасности ждут школьника в сети Интернет
1
Опасности в Интернете. День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации.
1
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия, методическая и дополнительная литература
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.; пособие для учителя \под ред. П.В. Ижевского. – М. Просвещение, 2007
Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Т.А. Шорыгина–М.: ТЦ Сфера – 2008
Правила и безопасность дорожного движения : учебное пособие для детей 7-10 лет \ Н.Я.Жульнев. – М.: Дрофа 2008
Учебное пособие по правилам дорожного движения \Л.А. Михайлов, М.Л. Форштат. – СПб., Лики России, 2007
Правила безопасности дома и на улице.\Шинкарчук С.А. – СПб.6 Издательский дом Литера, 2008.
Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем; познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками/ авт.-сост. М.С.Коган.- Новосибирск; Сиб.универ. изд-во, 2009
Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по осноам безопасности детей дошк. Возраста; книга для воспитателей /К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина.. – М.: Просвещении,2006
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Основы безопасности и жизнедеятельности 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками/ Авт.- сост. Г.П. Попова. Волгоград: Учитель,2006
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класс. М.: ВАКО, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 5. Пожарная безопасность в начальной школе. Конспекты занятий и классных часов/ Авт.-сост. Г.П. Попова, Г.Н. Шевченко, О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2007
Приложение 1
Оценочный инструментарий
Рекомендации к проведению экскурсий по району города.
Целевые обучающие пешие экскурсии по городу можно начинать со 2 класса. До этого детей желательно вывозить на экскурсии на заказных автобусах. Это связано с тем, что у городских первоклассников еще практически нет опыта передвижения по улицам города группами. В первом классе учитель организует тренировочные упражнения лишь на специальных учебных площадках.
Чем чаще учитель будет организовывать пешие экскурсии в театры, парки и т.д., тем больше возможностей будет выработать привычку не только соблюдать правила движения по улицам, но и давать оценку своим действиям, действиям других пешеходов, водителей. Ребенок научится быть внимательным на дороге. Важно, чтобы перед такими экскурсиями детям давались конкретные задания для наблюдения.
Экскурсия по городу во 2 классе.
Цель: наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов. Ознакомление с дорожными знаками, установленными по маршруту движения экскурсии.
Оборудование: два красных флажка.
План экскурсий. (План экскурсий ежегодно составляется примерно одинаково, поэтому лишь раз остановлюсь на нем подробно.)
1.Маршрут экскурсии (схема маршрута с названием и обозначением опасных мест).
2.Перечень объектов посещения по ходу маршрута экскурсии:
а) перекрестков с малоинтенсивным движением (указать, пересечение каких улиц);
9.Фамилия, имя, отчество сопровождающих экскурсию. Какая работа выполняется сопровождающими.
Контрольные вопросы.
1.Какие транспортные средства вы увидели на улице?
2.Какие дорожные знаки вы встретили на своем пути?
3.Почему нельзя переходить проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом?
4.Какие предупредительные сигналы подает водитель перед поворотом на перекрестке?
5.Почему нельзя играть на проезжей части улицы?
6.Почему все пешеходы идут по тротуару?
7.Где должна двигаться группа учащихся при переходе улицы?
8. Почему учащиеся должны идти парами в колонне?
9.Какие меры надо предпринимать при переходе улицы групп учащихся?
Тесты для пешеходов
1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.
2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?
А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.
3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.
4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?
А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).
5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А - нет; В - да; С - да, т.к. работают на дорогах.
6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?
А- по правой стороне дороги; В- навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.
7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?
А - после открытия дверей; В- после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.
8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?
А - да; В- нет; С- погонщик является, дорожные рабочие нет.
9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А- не можете, т. к. руки опущены; В- можете; С - нет, не можете.
10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?
А - левой; В - правой; С - любой.
11. Где разрешается ожидать трамвай?
А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.
12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?
А - да; В- нет; С- нет, т. к. находится в транспорте.
13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?
А - да; В- да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.
14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?
А – пассажирами; В- водителями; С - пешеходами.
15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?
А– пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.
16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?
A – нет; В- да; С - да, жилой зоне.
17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?
А- да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.
18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?
А - 1-й;В– 3-ой; С - 5-й.
19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?
А- нет; В- да; С - да, за спиной регулировщика.
20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?
А– на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.
Тесты для велосипедистов
1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?
А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.
2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?
А - 1-й; В- 3-й; С - 5-й.
3. Регулировщик - это ...
А– дружинник, имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной;
С - работник дорожной службы.
4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?
А - да; В- нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.
5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?
А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управления.
6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?
А– правый поворот; В- левый поворот; С - разворот.
7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?
А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .
8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?
А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.
9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?
А - да; В - нет; С - да, не старше 7 лет.
10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?
А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.
11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?
А- да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.
12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?
А- да; В- нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.
13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?
А- да; В- да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.
14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?
А- остановка запрещена; В- стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.
15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?
А- да; В- нет; С - да, если экиnирован.
16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?
А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.
17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?
А- 1-й; В- 3-й; С - 4-й.
18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?
А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.
19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного поезда?
А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.
20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?
А- нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.
Ответы на тесты:
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Для
пешеходов
А
В
С
А
А
С
В
С
В
В
С
А
С
С
С
С
С
А
А
С
Для велосипедистов
В
С
А
В
В
А
С
В
С
А
С
С
В
В
С
С
С
С
В
А
Контрольно-измерительные материалы
Тест “Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.
Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет,
вертолет, воздушный шар).
1. Наземный транспорт
2. Воздушный транспорт
3. Предупреждающие знаки
4. Запрещающие знаки
5. Знаки сервиса
6. Сигналы светофора
7. Действия человека
Норма для детей 15-20 слов из различных групп.
Методика “Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно
рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
2. Я никогда не нарушаю………
3. Светофор состоит из……..
4. Я знаю, что знаки бывают……..
5. Я помню случай, когда на дороге…….
6. Плохо, когда взрослые…..
7. Регулировщик, это человек, который…..
8. Пассажирам автобуса запрещается…….
9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно
рассуждать.
Тест “Дорожная история”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и
воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и
затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо
самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными
персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,
разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ
должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о
незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.
Тест “Проверь себя”
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам
дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина
милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп,
такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей
части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,
остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней
правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех
пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).