Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по украинскому языку (6класс)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРАТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла
протокол № ____ от ______
Руководитель ШМО
__________ Клочкова Н.П.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
___________ Погорелая Л. В.
«___»___________20___г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Братский УВК
________________Олейник А.В.
Приказ№ _____от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УКРАИНСКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс
Подготовила
учитель украинского языка и литературы
Валько И. С.
Год составления программы – 2016
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного предмета «Украинский язык» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС)ФГОС и определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Украинский язык)», а также основное содержание указанного учебного предмета.
Свободное владение украинским языком имеет большое значение для социализации граждан разных национальностей, стимулирования их интеллектуального вклада в научный потенциал, интеграции в культуру украинского народа.
В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний стремительно растет, важно совершенствовать технологии обучения, развивать у учащихся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в возрастающем информационном потоке. Этому будут способствовать компетентностный подход в обучении языку и внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
Приоритетом современного языкового образования становится компетентность - результат образования, представленный набором сложившихся способов деятельности, позволяющих человеку эффективно действовать в различных ситуациях, самостоятельно принимать решения, оценивать и совершенствовать свою деятельность, нести за нее ответственность.
На решение именно этих задач направлена программа, составленная с учетом Общеевропейских рекомендаций языкового образования.
Разработанная в соответствии с современными требованиями программа, помимо своей традиционной функции - служить основой для планирования и осуществления учебновоспитательного процесса, - подробно очерчивает ожидаемые результаты обучения и определяет объективные критерии для их оценки. Именно этим обусловлены структурные особенности программы, которая состоит из пояснительной записки и основной части, содержащей две графы.
В первой графе дано содержание обучения, детализированы знания, которые следует усвоить, а во второй - характеристика основных видов деятельности учащихся. Учебная деятельность распределена по уровням - от репродуктивных к конструктивным и творческим. Это позволяет проследить весь процесс формирования умений - от простых к сложным , которые заложены в Критериях оценивания учебных достижений учеников.
Примерная программа реализует современные подходы к языковому образованию. Главной при этом есть жизненная адекватность образования, его ориентация на удовлетворение потребностей и культурных запросов личности, связанных с практической деятельностью, духовной жизнью, коммуникативными интересами. Предлагаемая система основана на синтезе нескольких подходов - личностного, компетентностного, деятельностного, коммуникативного, текстоцентричного, функционального, социокультурного, эмоционально-смыслового.
Программа основывается на следующих основных принципах:
1. практической направленности и коммуникативной ориентации обучения;
2. взаимосвязи в решении коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач;
3. взаимосвязанном развитии всех видов речевой деятельности;
4. отборе и организации учебного материала в соответствии с требованиями языкознания с учетом функционального подхода, а также специфики овладения украинским языком русскоязычными учениками;
5. преемственности между начальным и средним (полным) общин образованием, а также между классами основной общей школы.
Цель изучения украинского языка в учебных заведениях с неродным языком обучения заключается в становлении духовно богатой личности, обладающей умениями и навыками свободно, коммуникативно целесообразно пользоваться выразительными средствами языка, его видами, типами, стилями, жанрами во всех видах речевой деятельности, свободно ориентироватьсяся в возрастающем информационном потоке, умении формировать и отстаивать собственное мнение, гражданскую позицию по тем или иным событиям и явлениям (в том числе общественным), давать им адекватную оценку, самообучаться и самосовершенствоваться.
Поскольку овладение языком - важная составляющая социокультурной деятельности, языковое образование должно ставить целью: а) научить пониманию новой культуры (межкультурного взаимопонимания); б) овладеть межкультурной коммуникацией, т.е. умением общаться с носителями другой культуры.
Сформулированная цель требует решения следующих задач:
1.выработки потребности в изучении украинского языка;
2.развитие умений и навыков общения, свободного выражения мыслей и чувств в различных сферах частной и общественной жизни на основе освоения базовых речевых знаний, выработки умений и навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях во время восприятия, воспроизведения и создания высказываний; овладение культурой речи;
3.формирование у учащихся базовых орфоэпических, грамматических, лексических, орфографических, стилистических умений и навыков на основе усвоения норм украинского литературного языка;
4.выработки умений воспринимать язык как художественное явление, которое имеет эстетическую ценность.
Согласно концептуальных основ, целей и задач курса в программе определено содержание обучения украинского языка для 5-9 классов, который структурирован по четырем взаимосвязанными линиями - речевой, языковой, культурологической и деятельностной (стратегической).
Речевая содержательная линия обеспечивает выработку и совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении, письме); языковая - усвоение учащимися системных знаний о языке как средстве выражения мыслей и чувств человека и формировании речевых умений и навыков; культурологическая - усвоение укркаинсих и общечеловеческих культурных и духовных ценностей, норм, регулирующих отношения в обществе, способствующих эстетическому и морально-этическом развитии; деятельностная (стратегическая) - формирование общеучебных умений и навыков учащихся, овладение различными стратегиями. Указанные содержательные линии формируют речевую, языковую, культурологическую и деятельностную (стратегическую) и вместе - коммуникативную компетентность личности.
Основное назначение речевой содержательной линии заключается в определении содержания работы по формированию у учащихся коммуникативной компетентности, суть которой раскрывается в формулировке цели курса. Коммуникативный блок программы презентует функциональную систему речи, представленную речевой деятельностью в единстве четырех ее составляющих - слушание, чтение, говорение и письмо. Эта содержательная линия включает содержание учебной речевой деятельности, куда входят сведения о речи и перечень основных видов работ по каждому из видов речевой деятельности, а также учебные достижения учащихся.
Речевая содержательная линия реализуется комплексно, интегративно и предусматривает взаимосвязанное гармоничное развитие умений и навыков учащихся в четырех видах речевой деятельности.
В программе нашли отражение система работы по аудированию, чтению, говорению и письму, и требования к владению этими видами речевой деятельности. Перечень необходимых знаний и умений дифференцированно по четырем видам речевой деятельности. Поскольку указанные умения и навыки формируются на каждом уроке, а не только на специальных уроках развития речи, содержание и результаты обучения аудированию, чтению, говорению и письму представлены отдельными блоками, а не привязаны к видам работ (написание изложений, сочинений).
Языковая содержательная линия определяет особенности фонетической, лексической, словообразовательной, грамматической и системы правописания украинского литературного языка. Она включает актуальные вопросы функционирования украинского языка, теоретические сведения о системе языка, его уровни и аспекты, ключевые понятия фонетики, лексикологии, фразеологии, строения слова и словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации.
Усвоение системных знаний о языке и формирование на их основе соответствующих умений обеспечивает языковую компетентность личности.
В программе сбалансировано усвоение языковой теории и формирование практических умений и навыков в различных видах речевой деятельности. Сосредоточено внимание к стилистическим возможностям языковых единиц разных уровней. Языковая содержательная линия основывается на учении о языке как системе систем и предусматривает соответствующую подачу теоретического материала, способствующего оптимизации его усвоения (факты, изложенные в системе, запоминаются лучше, чем набор разрозненных фактов). Коммуникативная ориентация обучения, в свою очередь, предопределяет необходимость сочетания разноуровневых и разноаспектных языковых явлений, поскольку в речи они функционируют комплексно, в тесной взаимосвязи.
Реализованный в программе текстоцентрический подход к изучению языковой теории заключается в ее усвоении на основе текстов различной тематики, насыщенных изучаемыми языковыми явлениями. Несомненные преимущества такой системы в том, что языковые единицы представляются не отвлеченно, изолированно, а в их естественном языковом окружении, непосредственном функционировании в речи. Текст служит отправным мотивационным моментом для аналитической работы по нахождению изучаемых языковых единиц и явлений, выяснением их взаимосвязей с другими элементами языковой системы, наблюдения над функционированием в речи и дальнейшей конструктивной и творческой работы по отработке соответствующих языковых и речевых умений и навыков. Система комплексных задач на основе текста позволяет бегло повторять изученный ранее теоретический материал и совершенствовать приобретенные на предыдущих уроках практические умения и навыки.
Опора на родной язык учащихся при изучении украинского осуществляться через словарную (в том числе терминологическую) работу, соответствующее представление теории, формулировки вопросов и заданий, систему специальных упражнений на наблюдение, сравнение, перевод и т.
В программе указано на необходимость осуществления метапредметных связей, самой естественной из которых есть связь курса языка с литературой и изобразительным искусством. Опора на уже известные ученикам понятие позволит избежать дублирования, глубже осознать изучаемый материал.
Культурологическая содержательная линия программы воплощает один из основных концептуальных подходов к языковому образованию. Она касается культурологических условий использования языка и связана со знаниями и умениями, необходимыми для реализации социального аспекта использования языка. Эта содержательная линия основывается на общественной и культурологической функциях языка, отражает взаимозависимую связь: человек - общество - язык - культура и заключается в изучении языка в контексте частной и общественной жизни, представленной ею и отраженной в ней культуры, системы ценностей, взаимосвязей с культурными достижениями народов мира.
Культурологический блок программы включает сведения, которые раскрывают феномен человека, человечества, (основные мировоззренческие идеи, идеалы, моральноэтические представления, эстетические вкусы, особенности менталитета различных этносов и в частности украинского, материалы, связанные с историей, географией, экологией, материальной и духовной культурой и т.д.).
Культурологическая линия, регламентирующая тематико-содержательную основу развития и совершенствования речи учащихся (содержание), тесно связана с языковой, которая определяет его формальную сторону - язык (форму). Синтез этих содержательных линий осуществляется на основе текста, который составляет единство содержания и формы. Во время работы над текстом интегрировано реализуются также образовательные задачи речевой и стратегической содержательных линий.
Деятельностная, или стратегическая, содержательная линия обеспечивает развитие соответствующей компетентности, что проявляется в совершенствовании универсальных умений - общепознавательных, организационных, контрольно-оценочных, творческих, а также в овладении стратегий, определяющих оптимальность речевой деятельности и социально-коммуникативного поведения учащихся для решения учебных задач и жизненных проблем.
Деятельностная (стратегическая) содержательная линия составляет многомерную систему важнейших интеллектуальных умений и навыков, необходимых для формирования общей культуры учащихся, их готовности к познавательной и творческой деятельности и саморазвитию.
Деятельностная (стратегическая) содержательная линия реализуется в процессе обработки остальных трех содержательных линий и не требует отдельных часов.
Охарактеризованные четыре содержательные линии охватывают все ключевые и предметные компетентности. Речевая и языковая линии являются основными. Они определяют непосредственный предмет изучения, его содержание, структуру.
Культурологическая и деятельностная (стратегическая) содержательные линии как вспомогательные являются средством реализации основных и контролируются опоследованно через требования к усвоению речевого и языкового компонентов содержания.
Согласно требованиям примерной программы изучение каждой темы, составляет органическое единство языковой теории и выраженного в тексте экстралингвистического содержания, проходит в несколько этапов:
1. мотивация к изучению материала;
2. восприятие на слух (аудирование), чтение текста, работа над его содержанием, в процессе которой происходит естественное (а не привнесенное извне) формирование ценностных ориентаций и личностных качеств учащихся;
3. обработка языковой теории, выведенной на основе наблюдений над языковым материалом, формирование языковых и речевых умений и навыков;
4. подведение итогов урока, домашнее задание с комментарием учителя по его выполнению.
В программе представлены ориентировочное распределение учебного времени. Учителю предоставляется право в случае необходимости вносить в него необходимые коррективы (сокращение количества специальных уроков развития речи при этом нежелательно). Резервное время учитель использует по своему усмотрению.
Основное содержание учебного предмета
Обучение в период с 5 по 9 класс является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Психологи выделяют два возрастных этапа: 5–7 и 8–9 классы. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению языку позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.
Благодаря коммуникативной направленности предмета «Украинский язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов формируются умения рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета отводится 68 часов ( из расчёта 2 учебных часа в неделю) для изучения украинского языка в 6 классе. Образовательная организация осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной работы. Для реализации индивидуальных потребностей учащихся образовательная организация может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социокультурные, межкультурные, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время.
Тематическое планирование
Речевая содержательная линия 14 ч.
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Сведения о речи
Повторение изученного об общении и речи; виды речевой деятельности. Ситуация общения: говорящий (пишущий), адресат речи, тема и основная мысль высказывания, цель и место общения. Средства общения. Условия (некоторые правила) успешного общения.
Текст. Строение текста: завязка, основная часть, концовка. Сложный план готового текста. Виды связи предложений в тексте. Языковые средства организации текста. Основные приемы распространения текста. Основные источники, приемы подбора материала и его систематизация. Простой план собственного высказывания.
Анализируют условия общения, соотносят свою речь (выбор языковых средств) с условиями общения.
Анализируют строение текста, абзацев, выделяют микротемы; находят изученное и новое в предложениях текста; составляют простой план текста; пересказывают текст по сложному плану; определяют смысловые и языковые средства связи между частями текста и предложениями в тексте; овладевают приемами распространения текста изученными частями речи; строят текст с учетом знаний о его структуре; находят недостатки в тексте; учатся совершенствовать текст с точки зрения его содержания и структуры; создают тексты в соответствии с определенными требованиями; самостоятельно подбирают для высказываний материал на основе различных источников, систематизируют его; составляют простой план собственного высказывания.
Повторение сведений о стиле речи. Понятие об официально-деловом стиле.
Распознают официально-деловой стиль среди других известных стилей речи; находят языковые средства, характерные для этого стиля; используют изученное о стиле речи при построении и совершенствовании собственных высказываний.
Повторение изученного о типах речи. Особенности построения описания помещения и природы.
Распознают в одном тексте разные изученные типы речи; используют знания о типах речи при построении и совершенствовании собственных высказываний.
Аудирование Аудирование. Развитие умений воспринимать на слух и понимать речь собеседника в пределах возрастной тематики, доступные тексты разных стилей, типов и жанров речи. Выборочное аудирование отдельных фрагментов (предложений) текста (сформулировать ответ на вопрос, воспроизвести контекст употребленных слов). Постановка вопросов к отдельным предложениям и фрагментам аудиотекста. Формулировка основной мысли прослушанного текста. Вычленение смысловой информации. Перефразирование. Подробный пересказ прослушанного текста.
Внимательно слушают; воспринимают на слух и понимают содержание четкой нормативной речи в пределах доступной тематики и усвоенного языкового материала, текстов изученных стилей, типов и жанров речи; осмысливают и в случае необходимости запоминают услышанное; фиксируют в памяти самое важное; выясняют значение незнакомых слов; учатся вычленять смысловую информацию; составляют простой план прослушанного; дают оценку услышанному; подробно пересказывают прослушанный текст; используют полученную информацию в учебной деятельности.
Чтение Чтение небольших по объему несложных текстов изученных стилей, типов и жанров речи. Совершенствование умений читать вслух и молча, пользоваться обучающим и ознакомительным видами чтения. Выборочное чтение. Определение значений незнакомых слов и выражений. Расширение словарного запаса. Определение фактического содержания, причинно-следственных связей. Постановка вопросов к тексту. Выделение смысловых опор (ключевых слов, предложений) в тексте. Определение средств связи в тексте. Деление текста на смысловые части. Составление сложного плана прочитанного текста. Перефразирование. Эквивалентная замена. Пересказ текста с изменением лица (замена 1-го лица 3-м или пересказ от имени одного из героев). Распространение текста. Прогнозирование содержания на основе заголовка, прочитанного фрагмента текста. Развитие умений выражать оценочные суждения о прочитанном. Анализ употребления языковых средств.
Читают тексты изученных стилей, типов и жанров речи в соответствии с нормами украинского литературного языка и требованиями "Критериев оценивания учебных достижений учеников»; совершенствуют чтение вслух и молча, навыки учебного и ознакомительного, а также выборочного чтения; систематически обогащают словарный запас, выясняют значение незнакомых слов, уточняют значение известных с помощью различных способов семантизации; анализируют структуру текста, выделяют в нем микротемы; выясняют фактическое содержание, причинно-следственные связи, основную мысль текста; подтверждают свое мнение отрывками из текста, связывают содержание текста с жизненными ситуациями; прогнозируют содержание, характеризующее действующих лиц, оценивают прочитанное; составляют сложный план текста; пересказывают прочитанное по плану подробно и выборочно; пересказывают прочитанное, меняя лицо.
Говорение
Диалогическая речь. Разыгрывание готового диалога с опорой на текст. Воспроизведение озвученного диалога. Разыгрывание диалога на основе иллюстрации, отражающей конкретную ситуацию общения. Самостоятельное расширение реплик диалога (за счет введения слов определенной грамматической категории, объяснение причин отказа и т.д.). Составление диалога с использованием данных о ситуации, начале и конце диалога. Конструирование диалога на основе текста. Составление диалога в соответствии с предложенной ситуацией общения, связанной с личными впечатлениями, наблюдениями, жизненным опытом учащихся.
Монологическая речь Постановка вопросов к тексту; ответы на вопросы по содержанию текста. Дополнение к изложенной в тексте информации собственными примерамы. Подробный и выборочный перевод художественных текстов повествовательного характера с элементами описания помещения, природы и размышления. Создание монологического высказывания - рассказа, описания, размышления по данному плану и без него, по опорным словам, словосочетаниям. Устный рассказ на основе увиденного и по жанровой картине. Устное описание (простой план) помещения, природы на основе личных впечатлений. Устное размышление о поступках людей на основе собственных наблюдений и личных впечатлений.
Воспроизводят озвученный диалог; составляют диалог определенного объема в соответствии с предложенной ситуацией в пределах определенной социокультурной тематики; достигают коммуникативной цели; соблюдают правила общения и нормы украинского литературного языка; поддерживают разговор и реагируют на реплики собеседника в несложных ситуациях общения; общаются в предполагаемых повседневных ситуациях, целесообразно используя изученные языковые средства; овладевают этикой телефонного разговора; замечают типичные ошибки и учатся сознательно контролировать собственную речь с целью их избежания; задают вопросы и отвечают на них по содержанию текста; дополняют изложенную в тексте информацию собственными примерами; пересказывают содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно и выборочно, по простым и сложным планам; составляют подготовленные устные высказывания с учетом условий общения, цели и адресата речи; самостоятельно подбирают для высказывания материал на основе различных источников, систематизируют его; составляют простой план собственного высказывания; употребляют различные типы речи (в т. ч. описание помещения и природы), выбирают в соответствии с условиями общения стиль речи (разговорный, научный, художественный, официально-деловой); придерживаются орфоэпических и интонационных норм украинского литературного языка.
Письмо Написание изложений (Простой и сложный планы). Подробное изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания (помещение, природы) и размышления. Выборочное изложение научного текста.
Написание сочинений (простой план). Сочинение-рассказ на основе увиденного. Сочинение-описание (помещения, природы) на основе личных впечатлений и по картине.
Сочинение-рассуждение о поступках людей на основе собственных наблюдений и личных впечатлений. Заметка в газету информационного характера (из школьной жизни).
Воспроизводят текст с учетом вида изложения (подробно или выборочно) и коммуникативной задачи по самостоятельно составленному простому и сложному плану; совершенствуют написанное; самостоятельно подбирают материал для высказывания на основе различных источников, наблюдений, личных впечатлений, систематизирует его; составляют простой план; выбирают в соответствии с ситуацией общения стиль речи (разговорный, научный, художественный, официально-деловой), употребляют различные типы речи (в т. ч. описание помещения и природы); подбирают языковые средства в соответствии с замыслом высказывания и стиля речи; совершенствуют написанное (в пределах изученного материала). Подбирают и систематизируют материал; составляют простой план высказывания; приводят доказательства в подтверждение выдвинутого тезиса; формулируют логический вывод; выбирают языковые средства в соответствии с замыслом высказывания и стиля речи; совершенствуют написанное.
Деловые бумаги Правила поведения в школе и в общественных местах. Объявления.
Пишут сообщение в газету с соблюдением требований к этому жанру. Составляют правила поведения по образцу, объявления; подбирают языковые средства в соответствии со стилем речи.
Перевод
Перевод с русского языка предложений с изученными частями речи, диалогов, небольших текстов (в том числе с элементами описания помещения и природы) и размышлений.
Переводят с русского языка предложения с изученными частями речи, диалоги, небольшие повествовательные тексты (в том числе с элементами описания помещения и природы) и размышления.
Языковая содержательная линия (56 часов)
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Вступление. Повторение изученного в пятом классе ( 2 часа)
Красота и богатство языка. Словосочетания и предложения. Простое и сложное предложение, знаки препинания в них. Орфограммы в корнях, приставках, суффиксах и на грани значимых частей слова.
Объясняют, в чем проявляются красота и богатство языка. Применяют полученные в 5 классе знания, сформированные умения и навыки.
Морфология. Орфография. Элементы Стилистики (52 чача)
Существительное (14 часов) Существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение), имена собственные и нарицательные . Большая буква и кавычки в именах существительных. Род существительных. Существительные общего рода. Число существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Падежи существительных. Звательный падеж (клична форма) в украинском языке. Типы склонений существительных. Особенности склонения имен существительных, употребляемых только во множественном числе. Неизменяемые существительные. Основные способы образования существительных. Правописание частицы не. Буквы э, и, ы в суффиксах -эчок-, -эчк-, ычок-, -ычк-, -инн(я), энн(я), -н(я), -ынн(я), -ыв(о), -эв (о). Написание и склонение фамилий, имен и отчеств.
Распознают существительные среди других частей речи, определяют их постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль. Различают существительные одушевленные и неодушевленные, имена собственные и нарицательные, используют их в качестве обращений. Определяют род существительных (в т. ч. иностранного происхождения, а также тех, которые в украинском и русском языках относятся к разным родам); согласовывают с существительными общего рода прилагательные, местоимения и глаголы прошедшего времени, правильно используют существительные общего рода. Определяют падеж существительных, образуют формы именительного (директора, инженеры) и родительного падежей множественного числа (чулок); правильно употребляют падежные формы существительных. Образуют существительные с помощью известных способов словообразования. Правильно склоняют и пишут фамилии, имена и отчества. Распознают изученные орфограммы в существительных (прилагательных, числительных, местоимениях, глаголах по мере их усвоения); объясняют их с помощью правил; правильно пишут слова с изученными орфограммами; находят и исправляют ошибки на изученные правила.
Метапредметные связи
Написание большой буквы в именах собственных (литература).
Прилагательные (8 часов) Прилагательные: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Использование прилагательных синонимов. Правописание гласных в окончаниях прилагательных (повторение). Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Полные и краткие формы прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Образование высшей и превосходной степеней сравнения прилагательных. Прилагательные твердой и мягкой групп, их склонение. Способы образования прилагательных. Правописание –не- с прилагательными. Буквы ь, э, у в суффиксах на определение ласки и неполноты признаков: эньк- - эсеньк-, -ысиньк-, -юсиньк-, -уват-, -юват-. Буквы ь, е, о, и, ы в прилагательных суффиксах ськ, -эв- (-ев-), -ов- (-йов-, -ьов-), -ын-, -ин-, -ычн-, -ичн-, а также в прилагательных назький, -цький. Буквы н и нн в прилагательных. Написание сложных прилагательных вместе и через дефис. Написание фамилий прилагательной формы.
Распознают прилагательные, определяют их грамматические признаки. Различают качественные, относительные и притяжательные прилагательные; правильно употребляют их. Образуют степени сравнения прилагательных, правильно отмечают и употребляют прилагательные высшей и превосходной степеней (в простой и составной формах). Образуют прилагательные с помощью известных способов словообразования. Правильно употребляют предложения с прилагательными в роли сказуемого; используют прилагательные в переносном значении. Подбирают синонимические и антонимические ряды прилагательных; используют прилагательные-синонимы для более точного выражения мысли и избежания неоправданных повторов. Правильно употребляют фамилии прилагательной формы.
Метапредметные связи
Использование прилагательных для точного описания предметов, явлений и событий; эпитеты и метафора (литература).
Числительное (9 часов) Числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные (на определение целых чисел, дробные, сборные) и порядковые. Числительные простые, сложные и составные. Склонение числительных. Буква ь в окончательных числительных и перед окончанием в косвенных падежах. Слитное и раздельное написание числительных.
Распознают числительные, определяют их грамматические признаки; различают числительные и другие части речи, которые выражают числовые значения. Образуют падежные формы числительных. Правильно используют числительные (количественные - в роли подлежащего и сказуемого, порядковые - в роли определения). Правильно употребляют числительные для обозначения дат, времени (часов).
Метапредметные связи
Правильное использование форм числительных при чтении (литература).
Местоимение (6 часов) Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений (общее ознакомление). Написание предлогов с местоимениями отдельно (повторение). Личные и возвратное местоимения, их склонение. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Вопросительные и относительные местоимения, их склонение. Неопределенные и отрицательные местоимения, их образование и склонения. Дефис в неопределенных местоимениях. Ни в отрицательных местоимениях. Притяжательные, указательные, определительные местоимения, их склонение.
Распознают местоимения; определяют их грамматические признаки. Правильно склоняют местоимения. Образуют неопределенные и отрицательные местоимения. Различают относительные и вопросительные местоимения. Заменяют существительные, прилагательные и числительные соответствующими местоимениями.
Глагол (15 часов) Глагол: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особые формы глагола: причастие, деепричастие (общее ознакомление). Неопределенная форма (инфинитив) и личные формы. Не с глаголами. Совершенный и несовершенный вид глагола. Время глагола. Прошедшее время. Изменение глаголов в прошедшем времени. Правописание тся, -шся в конце глаголов. Настоящее время. Будущее время. Спряжения глаголов настоящего и будущего времени. Глаголы I и II спряжений. Буквы е, и в личных окончаниях глаголов I и II спряжений. Наклонения глаголов (изъявительное, условное, повелительное). Создание глаголов сослагательного наклонения. Создание глаголов повелительного наклонения. Буква ь в глаголах повелительного наклонения. Безличные глаголы. Стилистическая роль безличных глаголов. Способы образования глаголов.
Распознают глаголы, определяют их грамматические признаки. Отличают неопределенную форму глагола от других форм (в том числе 3-го лица); различают глаголы совершенного и несовершенного видов, время и наклонения глаголов. Употребляют одни глагольные формы вместо других (настоящее и будущее время вместо прошедшего, неопределенную форму в значении разных наклонений, одни наклонения вместо других). Правильно составляют предложения с глаголами в роли сказуемого. Используют глаголы-синонимы для выразительности мысли, избегают неоправданных повторов.
Повторение и обобщение изученного в шестом классе (2 часа)
Метапредметные связи
Метафора, обособление (литература).
Культурологическая содержательная линия
Род, семья, дом. Взаимоотношения и традиции в украинской семье. Школа. Обучение. Отношения между учителем и учениками, между одноклассниками. Ты среди людей. Общепринятые нормы морали и поведения. Культура общения. Общечеловеческие нравственные ценности. Здоровый образ жизни. Путешествия, поездки. Транспорт. Труд. Интересные профессии. Образование. Культура. Литература. Искусство. Строительство и архитектура. Открытия. Поиски. Находки. Мир вещей. Разнообразие растительного и животного мира. Охрана природы, животные и окружающая среда. Природные явления, их причины.
- самостоятельно определяют режим учебной работы с учетом степени сложности предметов;
- вносят необходимые корректировки;
- определяют и используют полученные знания, прогнозируют дальнейшее развитие определенных явлений; систематизируют и обобщают учебный материал;
- моделируют, приводят доказательства;
- осуществляют контроль и оценивают качество выполненной работы, в процессе выполнения, по результатам;
- работают индивидуально, эффективно в парах и в группах; активно используют приобретенные знания;
- придерживаются необходимого темпа работы;
- систематически используют справочную литературу;
- подбирают дополнительную литературу к отдельным темам, самостоятельно подбирают и читают литературу, соответствующую возрастным особенностям учащихся, используют ее на уроке и во внеурочной деятельности;
- проявляют способность к восприятию нового материала;
- активно работают над самообразованием.
Оценка результатов обучения языку
При оценке результатов учебной деятельности учащихся нужно учитывать, что язык является не только объектом изучения, но и средством обучения других предметов, а это повышает требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности школьников как ключевой и предметной.
Оценка результатов обучения языку осуществляется на основе: а) учета основного назначения языкового образования, который предусматривает разностороннее речевое развитие личности, ее способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности; б) образовательного содержания учебного предмета, который делится на четыре элемента: знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определенной деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру; в) анализа уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения украинскому языку, которое предусматривает изучение языковой теории в аспекте практических потребностей речевого развития учащихся, для самостоятельного решения проблем, возникающих в их реальной жизни.
Аудирование (слушание - понимание)
Проверка аудирования учащихся осуществляется фронтально с помощью тестовых заданий.
Проверяется способность ученика воспринимать на слух незнакомое по содержанию высказывания с одного прослушивания: а) понимать цель высказывания; фактическое содержание; причинно-следственные связи; тему и основную мысль высказывания; изобразительно-выразительные средства, использованные в прослушанном произведении; б) давать оценку прослушанному.
Для получения достоверных результатов тестирования количество вариантов ответов на тестовое задание не должно быть меньше четырех. Вопросы должны касаться всех указанных выше характеристик высказывания и располагаться в порядке нарастания их сложности.
В классе ученикам предлагаются 5 вопросов с четырьмя вариантами ответов, 6-9 классах - 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов.
Материал для контрольного задания является связным высказыванием (текстом), который подбирается в соответствии с требованиями программы для каждого класса.
Объем текста для аудирования ориентировочно определяется так:
Класс
Объём текстов, относящихся к:
Художественному стилю
Другим стилям
5
400-500 слов
300-400 слов
6
500-600
400-500
7
600-700
500-600
8
700-800
600-700
9
800-900
700-800
10
900-1000
800-900
11
1000-1100
900-1000
Правильный ответ на каждый из 5 вопросов оценивается одним баллом, каждый из 10 вопросов оценивается 0.5 баллами. Оценка выставляется с учетом того, что за этот вид деятельности ученик может получить от 1 балла (за добросовестную работу, которая еще не дала должного результата) до 5 баллов (за безупречно выполненную работу).
Критерии оценивания аудирования
Оценка
Количество допустимых ошибок
5
0; выполнены все задания;
4
2; выполнено не менее 3/4 заданий;
3
4; выполнено не менее половины;
2
6; не выполнены более половины;
1
не выполнены более чем на оценку «2», или не выполнены ни одного задания.
Диалогическая речь
При оценке диалога проверяется способность учащихся: а) выявлять определенный уровень осведомленности по теме, которая обсуждается; б) демонстрировать умения: - составлять диалог в соответствии с предложенной ситуации и целью общения; - самостоятельно достигать коммуникативной цели; - использовать реплики для стимулирования, поддержки диалога, формулы речевого этикета; - придерживаться темы общения; - соблюдать правила общения; - соблюдать нормы литературного языка; - демонстрировать определенный уровень сноровки в процессе диалога (краткость, логичность, выразительность, уместность, изобретательность и т.п.); в) выражать личную позицию по обсуждаемой теме; г) аргументировать высказанные тезисы, вежливо опровергать ложные высказывания собеседника.
Указанные характеристики диалога являются основными критериями при его оценке.
Материал для контрольных заданий подбирается с учетом тематики , уровня подготовки, возрастных особенностей и познавательных интересов учащихся.
Ориентировочное количество реплик соответствует уровню речевой компетентности учащихся каждого класса.
При оценке диалога необходимо дифференцировать реплики развернутые (состоят из двух и более предложений) и неразвернутые (выраженные одним предложением). Если реплики развернуты, то их количество уменьшается. К указанному количеству не засчитываются слова, относящиеся к речевому этикету (обращения, приветствия, прощания и т.д.).
Требования к оценке
Характеристика составленных учащимися диалогов
Оценка
Учащиеся составляют диалоги, допускают ошибки различного характера, не достигают коммуникативной цели.
5
Ученики участвуют в диалоге простой по содержанию речевой ситуации, могут не только отвечать на вопросы собеседника, но и формулировать некоторые вопросы, допуская ошибки различного характера. Однако коммуникативная цель достигается ими лишь частично.
4
Ученики успешно достигают коммуникативной цели в диалоге с несложной темой, их реплики в целом являются содержательными, отвечают основным правилам поведения в разговоре, нормам этикета, однако им не хватает самостоятельности суждений, их аргументации, новизны, лаконизма в достижении коммуникативной цели, имеется определенное количество ошибок в языковом оформлении реплик и тому подобное.
3
Ученики самостоятельно составляют диалог по проблемной теме, демонстрируя в целом достаточный уровень сноровки и культуры речи: четко высказывают мнения, обнаруживают умение сформулировать интересный вопрос, дать точный, остроумный ответ, в основном проявляют толерантность, сдержанность, корректность в случае несогласия с мнением собеседника, но в диалоге есть определенные недостатки: нечетко выражается личная позиция собеседников, аргументация не отличается оригинальностью и тому подобное.
2
Ученики составляют диалог, самостоятельно выбрав аспект предложенной темы (или же определяют проблему для обсуждения), убедительно и оригинально аргументируют свою позицию, сопоставляют разные взгляды на тот же предмет, понимая при этом возможность других подходов к обсуждаемой проблеме, проявляют уважение к мнению другого; структура диалога, языковое оформление реплик диалога отвечает нормам.
1
Монологическая речь
Говорение (устные пересказ и сочинение); письмо (письменные пересказ и сочинение)
При оценке монологической речи учащихся основной школы проверяется их способность: а) выявлять определенный уровень осведомленности по теме которую необходимо раскрыть (устно или письменно); б) демонстрировать умения: - строить высказывания определенного объема, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал (эпизод из собственного жизненного опыта, прочитанный или прослушанный текст, эпизод из кинофильма, рассказ другого человека); - учитывать цель общения, адресата речи; - раскрывать тему высказывания; - определенно отражать основную мысль высказывания, дифференцируя материал на главный и второстепенный; - излагать материал логично, последовательно; - использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей, соблюдая нормы литературного языка; - соблюдать единство стиля; в) проявлять свое отношение к предмету высказывания, понимать возможность различных толкований той же проблемы; г) выявлять определенный уровень творческой деятельности, в частности: - трансформировать полученную информацию, воспроизводя ее подробно, сжато, выборочно, своими словами, изменяя форму изложения, стиль и т.д. в соответствии с замыслом высказывания; - создавать оригинальный текст определенного стиля; - аргументировать высказанные мысли, убедительно опровергать ложные доказательства; - излагать материал четко, уместно, экономно, выявлять богатство лексических и грамматических средств.
Изложение. Изложение с творческим заданием
Материалом для изложения (устного / письменного) могут быть: текст читаемый учителем, или предварительно проработанный текст; самостоятельно прочитанный материал из газеты, журнала, эпизод кинофильма или телепередачи, рассказ другого человека об определенных событиях, народные обычаи и тому подобное. Если пишется изложение с творческим заданием, ученикам предлагается, кроме того, также задание, предполагающее написание творческой работы, обязательно связанной с содержанием изложения.
Объем текста изложения ориентировочно определяется так:
Класс
Количество слов
5-й
100-130
6-й
130-180
7-й
180-230
8-й
230-280
9-й
280-330
10-й
330-380
11-й
380-430
Объем текста для сжатого или выборочного изложения должен быть в 1,5-2 раза больше объема текста для подробного перевода.
Если для контрольной работы используются другие источники, то материал подбирается так, чтобы объем изложения мог быть в пределах предлагаемых для определенного класса норм. Длительность звучания устного изложения - 3-5 минут.
Материалом для сочинения (устного / письменного) могут быть: тема, сформулированная на основе предварительно оговоренной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного художественного произведения; а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы (если избирается вариант дифференцированного подхода к оценке).
Объем письменного сочинения, написанного учеником, ориентировочно определяется так:
Класс
Количество страниц
5
0,5-1,0
6
1,0-1,5
7
1,5-1,75
8
1,75-2,0
9
2,0-2,5
10
2,5-3,0
11
3,0-3,5
В монологическом высказывании оценивают его содержание и форму (языковое оформление).
За устное высказывание (изложение, сочинение) ставят одну оценку - за содержание, а также качество языкового оформления (ориентировочно, опираясь на опыт учителя и не подсчитывая ошибок – учитывая технические трудности фиксации ошибок разных типов в устной речи). При оценивании устного высказывания, учитывают наличие отклонений от орфоэпических норм, правильность интонирования предложений; в письменных высказываниях - наличие: 1) орфографических и пунктуационных ошибок, которые подсчитываются суммарно, без дифференциации; 2) лексических, грамматических и стилистических. По письму выставляют также одну оценку: на основе подсчета допущенных недостатков за содержание и ошибок за языковое оформление, учитывая их соотношение.
При выставлении единой оценки за письменную работу к количеству баллов, набранных за содержание изложения или сочинения, добавляется количество баллов за языковое оформление, и их сумма делится на два. При этом если доля не является целым числом, то она закругляется в сторону большего числа.
Требования к оценке монологической речи
Оценка
Критерии оценивания учебных достижений учеников
Грамотность
Содержание
Допустимое количество орфографичес- ких и пунктуационных ошибок
Допустимое количество лексических, грамматических и стилистических ошибок
1
В тексте (высказывании) хватает связности и целостности, разнообразия требует лексическое и грамматическое оформление работы.
13 и более
9-10
7 и больше
2
Текст (высказывание) характеризуется фрагментарностью, мысли излагаются на элементарном уровне; лексика и грамматическое построение речи нуждаються в обогащении и разнообразии.
9-12
9-10
6-7
3
По объему работа ученика (ученицы) приближается к норме, в общем является завершенной; тему в значительной степени раскрыто, однако она требует более глубокого освещения; должна быть четче определена основная мысль, усиленная единством стиля; разнообразить языковое оформление.
5-9
7-8
5-6
4
Ученик (ученица) самостоятельно строит полное (с учетом вида изложения), осмысленное высказывание; вообще основательно освещает тему, подбирает убедительные аргументы в пользу собственной позиции, однако словарный запас, грамматическое и стилистическое оформление работы требуют разнообразия.
1-4
2-6
2-4
5
Ученик (ученица) самостоятельно создает яркий, оригинальный по содержанию и оформлению текст (с учетом вида изложения);исчерпывающе освещает тему; анализирует различные взгляды на тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции, использует приобретенную из разных источников информацию для решения определенных жизненных проблем; работа отличается богатством словарного запаса, грамматической правильностью и разнообразием, стилистическим совершенством.
1 (негрубая)
1
1
III. Чтение
Чтение вслух
Проверка чтения вслух осуществляется индивидуально в 5-9 классах: учитель дает ученику текст, проработанный на предыдущих уроках, некоторое время на подготовку и предлагает прочитать этот текст перед классом.
Материалом для контрольного задания является знакомый ученику текст, подобранный в соответствии с требованиями программы для каждого класса; текст подбирается с таким расчетом, чтобы время его озвучивания (по нормативной скорости) отдельным учеником равно 1-2 минутам (для чтения следует предлагать небольшие тексты указанных в программе стилей, типов и жанров речи, относительно завершенные отрывки произведений или сравнительно большой текст, разделенный на части, которые читаются несколькими учениками последовательно).
Единица контроля: озвученный учеником текст (скорость чтения в обычном для устной речи темпе - 80-120 слов в минуту).
Требования к оценке
Оценка
Характеристика чтения
1
Ученики читают еще очень медленно, не структурируют текст и предложения, интонируют предложения с большим количеством ошибок
2
Ученики читают еще очень медленно, структурируют текст и предложения, читают и произносят слова, интонируют предложения с большим количеством ошибок
3
Ученики читают со скоростью, приближающейся к норме, разделяя текст на предложения, связывая слова в предложении между собой, но читают недостаточно плавно и отчетливо, допуская ошибки в интонировании, произношении и т.д.
4
Ученики читают плавно, с должным скоростью, правильно интонируют предложения и разделяют их на смысловые отрезки, но допускают определенные недостатки (выражение авторского замысла, выполнения коммуникативной задачи; норм орфоэпии, дикции)
5
Ученики читают плавно, быстро, правильно интонируют предложения и разделяют их на смысловые отрезки; хорошо воспроизводят авторский замысел, стилевые особенности текста, решают коммуникативную задачу; читают орфоэпически правильно, с хорошей дикцией.
Контрольная проверка чтения вслух в 10-11 классах не осуществляется.
Чтение молча
Проверка умения читать молча осуществляется фронтально с помощью тестовых заданий. В 5 классе ученикам предлагают 5 вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов, в 6-11 классах - 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов.
Вопросы должны касаться фактического содержания текста, его причинно-следственных связей, отдельных языковых особенностей (переносное значение слова, выразительные средства языка и т.д.), отраженных в тексте образов (если есть), выражения оценки прочитанного.
Материалом для контрольного задания должны быть незнакомые ученикам тексты разных стилей, типов жанров речи, содержащие монологическую и диалогическую речь (в соответствии с требованиями программы для каждого класса). Текст подбирается таким образом, чтобы ученики, которые имеют сравнительно высокую скорость чтения, тратили на него не менее 1-2 минуты времени и были соответственно загружены работой.
Объем текстов для контрольного задания определяется так:
Класс
Объем текста для чтения молча
художественного стиля
других стилей
5
360-420
300-320
6
420-480
320-400
7
480-540
400-460
8
540-700
460-520
9
700-760
520-580
10
760-820
580-640
11
820-880
640-700
Оценивание чтения молча осуществляется по двум параметрам: понимание прочитанного и скорость чтения. Понимание прочитанного выявляется с помощью тестовой проверки: правильный ответ на каждый из 5 вопросов оценивается одним баллом, а каждый из 10 вопросов оценивается 0,5 баллами (например, выбор правильных ответов на 10 вопросов дает оценку «5»).
Скорость чтения молча оценивается по уровню речевой компетенции по украинскому языку для каждого класса.
Скорость чтения при выведении оценки за этот вид речевой деятельности учитывается следующим образом: оценку «4» - «5» может получить только тот ученик, скорость чтения у которого не ниже, чем минимальный показатель в нормативах для соответствующего класса. Тот, кто не выполняет указанных норм, получает на один балл меньше. Например: за выбор 10 правильных ответов ученик 7 класса должен получить оценку «5»; но если он читает со скоростью, меньшей 120 слов в минуту, то ему выставляется оценка не «5», а «4».
В общем оценка производится с учетом того, что за этот вид речевой деятельности ученик может получить от оценки «1» (за добросовестную работу, которая еще не дала удовлетворительного результата) к оценке «5» (за правильные ответы на вопросы тестового характера и должную скорость чтение). Скорость чтения молча в каждом классе оценивается с учетом следующих норм:
Класс
Скорость чтения молча (слов в минуту)
5
100-150
6
110-180
7
120-210
8
130-240
9
140-270
10
150-300
11
160-330
ІV. Оценивания языковых знаний и умений
Видами оценивания учебных достижений учеников по украинскому языку является текущее, тематическое, четвертное, годовое оценивание. Текущая оценка - это процесс установления уровня знаний учащихся по овладению содержанием предмета, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы. Текущее оценивание осуществляется в процессе поурочного изучения темы. Его основными задачами являются: установление и оценивание уровней понимания и первичного усвоения отдельных элементов содержания темы, установление связей между ними и усвоенным содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков. Формами текущего оценивания является индивидуальный, групповой и фронтальный опрос; выполнение учащимися различных видов письменных работ; взаимоконтроль учащихся в парах и группах; самоконтроль и т. Для контрольной проверки языковых знаний и умений используются задания в тестовой форме, составленные на материале слова, сочетания слов, предложения, групп связанных между собой предложений. Единицей контроля является выбранные учениками правильные варианты выполнения заданий тестового характера и самостоятельно подобранные примеры. Оценивание осуществляется таким образом, чтобы за указанную выше работу ученик мог получить от оценки «1» (за добросовестную работу, которая не дала удовлетворительного результата) к оценке «5» (за безупречно выполненную работу).
V. Оценивание правописания (орфографических и пунктуационных) умений учащихся
Основной формой проверки орфографической и пунктуационной грамотности является контрольный текстовый диктант. Материалом является текст, доступный для учащихся определенного класса. Проверка осуществляется фронтально по традиционной методике.
Объем диктанта по классам:
Класс
Количество слов в тексте
5
90-100
6
100-110
7
110-120
8
120-140
9
140-160
10
170-180
11
180-190
Примечание. В определении количества слов в диктанте учитывают как самостоятельные, так и служебные слова.
Для контрольных диктантов используются тексты, в которых каждое из обработанных в течение четверти правил орфографии и/или пунктуации были представлены 3-5 примерами. Текст записывается учеником с голоса учителя.
Диктант оценивается одной оценкой на основе следующих требований:
орфографические и пунктуационные ошибки оцениваются одинаково; исправляются, но не учитываются такие орфографические и пунктуационные ошибки: 1) на правила, которые не содержит школьная программа; 2) на еще не изученные правила; 3) в словах над которыми не проводилась специальная работа; 4) в передаче так называемой авторской пунктуации.
повторяющиеся ошибки (ошибка в том же слове, которое повторяется в диктанте несколько раз), считаются одной ошибкой; однотипные ошибки (на то же правило), но в разных словах считаются различными ошибками;
различают грубые и негрубые ошибки; в частности, к негрубым относятся такие: 1) в исключениях из всех правил; 2) в написании большой буквы в сложных собственных наименованиях; 3) в случаях написа ния вместе и раздельно приставок в наречиях, образованных от существитель ных с предлогами; 4) в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой (замена знаков); 5) в случаях, что требуют различия не и ни (в сочетаниях не кто иной, как ....; не что иное, как ...; никто другой не ...; ничто иное не ...) 6) в пропусках одного из сочетаемых разделительных зна ков или в нарушении их последовательности; 7) при замене украинских букв русскими;
пять исправлений (неправильное написание на правильное) приравниваются к одной ошибке.
Нормы оценки диктанта
Оценка
Количество оценок
5
1 (негрубая)
4
2-4
3
5-9
2
10-14
1
15 и более
Контрольная проверка по украинскому языку осуществляется фронтально и индивидуально.
Фронтально оцениваются: аудирование, чтение молча, диктант, письменное изложение и письменное сочинение, языковые знания и умения.
Индивидуально оцениваются: говорение (диалог, устное изложение, устное сочинение) и чтение вслух. Для этих видов деятельности отдельный урок не отводится, результаты оценивания выставить в колонку без даты. Повторную оценку всех видов речевой деятельности не проводят.
Проверка языковых знаний и умений осуществляется с помощью задач тестового характера (на их выполнение отводится 15-20 минут урока) в зависимости от характера изучаемого материала. Остальное время контрольного урока может быть использовано на выполнение задач по аудированию, чтению молча.
Оценку за четверть выставляют на основании текущих оценок с учетом контрольной (тестовой) работы по языковой теме.
Оценивания говорения, чтения вслух осуществляется индивидуально путем постепенного накопления оценок для того, чтобы каждый ученик (ученица) получил (а) минимум одну оценку за выполнение заданий на построение диалога, устного изложения и устного сочинения. Для этих видов работ не отводят отдельного урока, а оценки выводят один раз в год и выставляют в колонки без даты.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Дата
проведения
план
факт
Вступление (1 ч.)
1
Красота и богатство языка.
2
РР № 1. Общее представление о ситуации общения. Средства общения. Условия успешного общения.
Повторение изученного в пятом классе (2 ч.)
3
Словосочетания и предложения. Простое и сложное предложение, знаки препинания в них.
4
РР № 2. Виды речевой деятельности. Учебное чтение молча.
5
Орфограммы в корнях, приставках, суффиксах и на грани значимых частей.
6
Контрольная работа № 1. Диктант.
Морфология. Орфография. Элементы стилистики
Существительное (13)
7
Существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
8
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение), имена собственные и нарицательные.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(293) "Рабочая программа по математике для 6 класса (индивидуальная форма обучения с учётом адаптации украинских учебных программ к программам Российской Федерации) "
["seo_title"] => string(177) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-individual-naia-forma-obuchieniia-s-uchiotom-adaptatsii-ukrainskikh-uchiebnykh-proghramm-k-proghrammam-rossiiskoi-fiedieratsii"
["file_id"] => string(6) "132992"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416430270"
}
}