РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Организация и бизнес-планирование собственного дела» на уровень СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Организация и бизнес-планирование собственного дела» на уровень СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа элективного курса «Экономика и предпринимательство» для 10-11 класса составлена на основе программы элективного курса «Экономика. Организация и бизнес-планирование собственного дела», А.М. Каунов, изд-во «Учитель», 2007 г.
Цель курса:
Развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации
•Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Организация и бизнес-планирование собственного дела» на уровень СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Графовская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МС
__________О.В.Крючкова
Протокол № ______
от «____»___________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ
«Графовская СОШ»
__________ О.В.Крючкова
«____»__________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Графовская СОШ»
________И.А.Свинарева
Приказ №________
от «_____»_______2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Организация и бизнес-планирование собственного дела»
на уровень
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Экономика и предпринимательство» для 10-11 класса составлена на основе программы элективного курса «Экономика. Организация и бизнес-планирование собственного дела», А.М. Каунов, изд-во «Учитель», 2007 г.
Цель курса:
Развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации
•Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности
•Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию и для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования
•Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию ,анализировать, систематизировать полученные данные , подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения
•Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства
•Формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере
Для достижения поставленных целей необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:
•Добиваться четкого понимания основных экономических понятий, законов, принципов организации хозяйственной деятельности
•Сформировать желание, выработать навыки и умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять знания, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, закономерности
•Выработать умения применять полученные знания на практике, моделировать экономическое поведение
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
•Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
•Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации
•Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
•Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, график, диаграмма)
•Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики
•Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза
•Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности
•Владение основными видами публичных выступлений
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Графовская СОШ Шебекинского района Белгородской области» в 10-11 классе на изучение предмета отводится 1час в неделю .
Формы организации учебного процесса
В основе методики преподавания элективного курса лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. Урок — это основная форма организации учебной деятельности обучающихся в процессе освоения ими содержания предмета.
На уроке предпочтение отдается индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей. В начале учебного года обучающиеся проходят вводный контроль для определения уровня подготовленности.
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости обучающихся. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать/понимать:
- роль предпринимательства в российской экономике;
- виды и организационно-правовые формы предпринимательства;
- основные принципы, стратегия и технологические этапы предпринимательской деятельности;
- составление сметы;
- бизнес-планирование;
- маркетинг в деятельности предпринимателя, его содержание, сущность, основные принципы и концепции;
- возможные предпринимательские риски и меры борьбы с ними.
Уметь:
- оценивать возможности рынка услуг и товаров на примере своего населенного пункта;
- составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
- прогнозировать прибыль и убытки будущей фирмы;
- применять налоговые льготы для развития бизнеса;
- оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
- выбирать средства и методы реализации проекта.
Овладеть навыками:
- продавца – уметьубеждать потребителей приобретать товары и услуги у вас, а не у конкурентов;
- снабженца – уметь работать с поставщиками, чтобы они не подводили со сроками и давали для вас приемлемые цены;
- бухгалтера, юриста, эксперта – т.к. предприниматель, особенно на стадии становления, не всегда может позволить иметь в штате всех необходимых специалистов;
- руководителя коллектива, который, по мере расширения бизнеса, будет постоянно увеличиваться для того, чтобы дело делалось, причём как надо.
Тематический план для 10-11 класса
№
п/п
Наименование раздела.
Кол-во часов
часов
Теор
практика
1
Введение в экономику свободного предпринимательства. Рынок среда существования предпринимателей
2
2 -
-
2
Роль предпринимательства в российской экономике. Его виды и организационно-правовые формы.
2
2
3
Предпринимательство –основные принципы,
Стратегия и технологические этапы деятельности.
2
2
4
Общие предпосылки и процедура создания собственного дела.
3
3
5
Как искать свою нишу на рынке? Возможные источники и методы выработки предпринимательских идей.
4
4
2
6
Бизнес планирование-новое поколение и экономика россии важнейший этап в деятельности предпринимателя.
2
2
-
7
Как исследовать потенциальный рынок? Составляющие исследования рынка.
2
2
8
Первоначальная оценка стартового капитала и упрощенные методы проработки предпринимательских идей
2
2
9
Прогноз прибылей и убытков будущей фирмы. Составление сметы
6
2
4
10
Финансовый план движения денежных средств при оценке перспективности идеи создания собственного дела.
2
2
11
Маркетинг в деятельности предпринимателя. Содержание сущность. Основные принципы и концепсии
2
2
12
Основные правила разработки и вывода товара на рынок. Жизненный цикл товара.
4
2
2
13
Менеджмент в деятельности предпринимателя. Основные идеи , цели , задачи, принципы.
6
4
2
14
Управление финансами малого предприятия и налогообложение
2
2
-
15
Правовое обеспечение предпринимательства
2
2
16
Возможные предпринимательские риски и меры борьбы с ними
1
1
17
Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом»-упражнение тренинг.
20
20
Итого
68
38
30
Содержание курса 10-11 класса
-.Введение в экономику свободного предпринимательства. Рынок – среда существования предпринимателей
-Роль предпринимательства в российской экономике. Его виды и организационно-правовые формы
-Предпринимательство – основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности.
-Общие предпосылки и процедура создания собственного дела
-Как искать свою нишу на рынке? Возможные источники и методы выработки предпринимательских идей
-Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом»
-Бизнес-планирование – новое явление в экономике России, важнейший этап в деятельности предпринимателя
-Первоначальная оценка стартового капитала и упрощенные методы проработки предпринимательской идеи
-.Шаг третий –составление пакета документов
РАССМОТРЕНО
Председатель МС
______________________
Крючкова О.В.
Протокол № 01 от 26.08.2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
_____________________
Крючкова О.В.
27.08.2014 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Графовская
СОШ»
_____________________
Свинарева И..А
Приказ по школе № 254
29.08.2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по бизнес планированию собственного дела
(электив)
Класс10
Учитель Новосельцева Вера Александровна
Количество часов: 34 часа; в неделю 1
Плановых контрольных уроков: 4
Рабочая программа элективного курса «Экономика и предпринимательство» для 10-11 класса составлена на основе программы элективного курса «Экономика. Организация и бизнес-планирование собственного дела», А.М. Каунов, изд-во «Учитель», 2007 г.
Календарно-тематическое планирование (10 класс) – 34 часов
№
Содержание занятий
Кол-во
часов
Дата
примечание
Пред
фактич
1
Введение в экономику свободного предпринимательства.
1
5.09
2
Рынок – среда существования предпринимателей.
1
12.09
3
Роль предпринимательства в российской экономике и его виды Стартовый контроль.
1
19.09
4
Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства.
1
26.09
5
Предпринимательство – основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности.
1
3.10
6
Предприниматель – главное действующее лицо рыночной экономики.
1
10.10
7
Общие предпосылки и процедура создания собственного дела.
1
17.10
8
Общие принципы управления предприятием.Тестирование.
Источники и методы выработки предпринимательских идей.
1
14.11
11
Источники идей.
1
21.11
12
Методы выработки предпринимательских идей.
1
28.11
13
Метод мозгового штурма или атаки.
1
5.12
14
Выбор своего дела. Проведение исследования рынка.
1
12.12
15
Подбор служащих и руководства. Обязанности служащих.
1
19.12
16
Название предприятия. Юридическая форма. Источники финансирования.
1
26.12
17
Составление устава, учредительного договора.
1
16.01
18
Бизнес-планирование, его цели, функции и задачи .Тестирование.
1
23.01
19
Основные разделы и структура бизнес-плана
1
30.01
20
Процесс разработки бизнес-плана и его последовательность.
1
6.02
21
Анализ исходных позиций предприятия.
1
13.02
22
Оценка слабых и сильных сторон предприятия.
1
20.02
23
Разработка оптимальных вариантов плана предприятия. Последовательность разработки.
1
27.02
24
Основные показатели бизнес-плана.
1
6.03
25
План производства.
1
13.03
26
План маркетинга.
1
20.03
27
Оформление бизнес-плана.
1
3.04
28
Способы получения информации для исследования рынка.
1
10.04
29
Восемь основных составляющих исследования рынка.
1
17.04
30
Оценка стартового капитала.
1
24.04
31
Методы проработки предпринимательских идей.
1
8.05
32
Проведение собрания учредителей и составление протокола собрания.
1
8.05
33
Итоговая контрольная работа по теме «Методы предпринимательских идей»
1
11.05
34
Регистрация предприятия Открытие расчётного счёта.
.
1
15.05
РАССМОТРЕНО
Председатель МС
______________________
Крючкова О.В.
Протокол № 01 от 26.08.2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
_____________________
Крючкова О.В.
27.08.2014 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Графовская
СОШ»
_____________________
Свинарева И..А
Приказ по школе № 254
29.08.2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по бизнес планированию собственного дела
(электив)
Класс11
Учитель Новосельцева Вера Александровна
Количество часов: 34 часа; в неделю 1
Плановых контрольных уроков: 4
Рабочая программа элективного курса «Экономика и предпринимательство» для 10-11 класса составлена на основе программы элективного курса «Экономика. Организация и бизнес-планирование собственного дела», А.М. Каунов, изд-во «Учитель», 2007 г.
Календарно-тематическое планирование (11 класс) – 34 часов
№
Содержание занятий
Кол-во
часов
Дата
примечание
Пред
фактич
1
Введение в экономику свободного предпринимательства -
1
6.09
2
Первоначальная оценка стартового капитала и упрощенные методы проработки предпринимательских идей.
Финансовый план движения денежных средств на предприятии.
1
13.12
14
Маркетинг в деятельности предпринимателя. Тестирование.
1
20.12
15
Функции маркетинга.
1
27.12
16
Основные правила разработки и вывода товара на рынок. Жизненный цикл товара.
1
17.01
17
Ценообразование.
1
24.01
18
Сбыт продукции.
1
31.01
19
Реклама.
1
7.02
20
Деловая игра разработки рекламы.
1
14.02
21
Менеджмент в деятельности предпринимателя. Основные понятия, цели. Задачи. Принципы.
1
21.02
22
Основные функции управления.
1
28.02
23
Функции финансов.
1
7.03
24
Методы экономико-математического моделирования.Тестирование
1
14.03
25
Деловая игра «Проведение исследования рынка».
1
21.03
26
Источники финансирования.
1
4.04
27
Деятельность компании.
1
11.04
28
Производственное обучение. Обучение торговли.
1
18.04
29
Деловая игра «Продавец и покупатель.»
1
25.04
30
Результаты деятельности компании
1
2.05
31
Итоговая работа
1
5.05
32
Составления проекта «Организация частного предприятия.»
1
7.05
33
Составление пакета документов.
1
7.05
34
Трудовой договор . Подведение итогов.
1
16.05
34
Формы и средства контроля
семинары;
практические занятия;
викторина
Водное и итоговое контрольные тестирования проводятся с целью контроля знаний на начало года, проверки выполнения требований программы. В их содержание входят задания, знакомые по упражнениям уроков, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны.
В процессе уроков используются и другие формы контроля: письменные работы и ответы на поставленный вопрос, тесты, проверочные работы.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
С достаточной полнотой знает изученный материал;
Опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;
Полученные знания умеет творчески применять в практической работе – лабораторной и производственной, в частности, при проведении лабораторного эксперимента;
Практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены;
Активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведёт записи в рабочей тетради .
Оценка «4» ставится, если ученик:
Даёт правильные ответы и выполняет практическую и опытную работу, удовлетворяющую требованиям оценки «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала или в выполнении практической работы, которые сам исправил после замечания учителя.
Оценка«3» ставится, если ученик:
Обнаруживает знания и умения лишь основного и учебного материала;
В основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические и лабораторные работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда ТВ основном правильно;
Может объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя;
Принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи в тетради и в альбоме для чертежей.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала;
Не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и естественнонаучные основы;
Не принимает участие в проведение опытов и наблюдений, не ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.
Учебно-методические средства обучения
1.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие.– М : Вита-пресс, 2008
2.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. – М : Вита-пресс, 2002
3.Практикум по основам экономической теории / Под ред. С. И. Иванова. –М : Вита-пресс, 2011
4.Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М: Вита-пресс, 2009
5.Равичев С., Григорьев С., Протасевич Т. Сборник задач по экономике с решениями. –М : МЦБО, 2011
6.Райзберг Б. А. Словарь современных экономических терминов . М: Айрис-пресс,2007
7.Каунов А. М. Организация и бизнес-планирование собственного дела. Волгоград : Учитель, 2007
Информационные ресурсы в сети Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.