Издавна кружево служило украшением одежды. А затем и интерьера. Мастерство кружевниц доходило до такого совершенства, что трудно было представить, что это творение рук человеческих.
Термин «Фриволите»--(фр. «frivole» -- фривольный, непринужденный), принят почти во всех странах мира и означает плетение узелкового кружева, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технологию изготовления этого кружева – плетение челноком. Фриволите не стало предметом народного промысла, зато является одним из самых популярных и увлекательных женских рукоделий. Современные мастера, беря за основу работы народных умельцев прошлых столетий, обогащают старинные технологии оригинальными находками, открывая неограниченные возможности для творческого поиска, совершенствования и роста мастерства.
Техника плетения «фриволите» получила широкое применение в наше время из-за своей простоты в исполнении, не требующей специальной подготовки и особых затрат, им можно заниматься в любых условиях. Ассортимент изделий, в которых используется кружево «фриволите», велик. Изделия, выполненные в данной технике, могут служить элементами отделки швейных изделий, использоваться как самостоятельные изделия (шапочки, жилеты, воротнички и т.д.), а также применяться в оформлении интерьера (салфетки, скатерти, покрывала и др.).
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью расширения представлений учащихся о способах плетения кружев не только крючком и спицами, но и челноком, способах художественно-трудовой деятельности; открытием перед учащимися новых возможностей проявления творчества.
Главные цели заключаются в формировании знаний, выработке умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение), приобщении учащихся к творческой деятельности.
Основными задачами являются:
ознакомление учащихся с историей кружевоплетения;
обогащение их технологических знаний;
формирование умений и навыков выполнения изделий в технике «фриволите»;
формирование бережного отношения к народному творчеству;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
развитие познавательного интереса и творческой инициативы;
формирование у учащихся навыков культуры труда;
В программе даются теоретические основы, необходимые для изучения учащимися техники «фриволите». В процессе обучения учащиеся получают теоретические и практические знания, овладевают определенными умениями и навыками: по основным элементам техники «фриволите», чтению схем, способам соединения элементов «дуга-кольцо», «кольцо в кольцо», «дуга-дуга», основным видам мерного кружева, способам соединения кружева с салфеткой, технологией плетения одним челноком, двумя челноками, технологией выполнения изделий с использованием бисера.
Занятия проводятся в форме урока. Для расширения кругозора учащихся и эстетического воспитания возможно использование и других дополнительных форм обучения, например, экскурсий на выставку декоративно-прикладного творчества. Для достижения целей и решения поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические).
Занятия по каждой новой теме включают усвоение определенного теоретического материала и практическую деятельность, которая занимает в программе значительное место.
Большую роль в овладении умениями и навыками и достижению высоких результатов в работе играет самостоятельная работа учащихся.
В программе представлены примерные упражнения и объекты для практических работ. Учитель может самостоятельно подобрать объекты труда, схемы и рисунки изделий в зависимости от интересов и возможностей учащихся.
Привитие с первых занятий учащимся аккуратности, порядка на рабочем месте, соблюдение учащимися техники безопасности и санитарии является важным моментом при реализации программы.
Результатом годовой работы учащихся по программе должна стать выставка работ, где представлены законченные изделия учащихся.
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.
Состав группы был подобран не случайно. Все девочки интересуются декоративно-прикладным творчеством; обладают первоначальными навыками, хорошей моторикой рук, усидчивостью, аккуратностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Фриволите" »
Пояснительная записка
Издавна кружево служило украшением одежды. А затем и интерьера. Мастерство кружевниц доходило до такого совершенства, что трудно было представить, что это творение рук человеческих.
Термин «Фриволите»--(фр. «frivole» -- фривольный, непринужденный), принят почти во всех странах мира и означает плетение узелкового кружева, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технологию изготовления этого кружева – плетение челноком. Фриволите не стало предметом народного промысла, зато является одним из самых популярных и увлекательных женских рукоделий. Современные мастера, беря за основу работы народных умельцев прошлых столетий, обогащают старинные технологии оригинальными находками, открывая неограниченные возможности для творческого поиска, совершенствования и роста мастерства.
Техника плетения «фриволите» получила широкое применение в наше время из-за своей простоты в исполнении, не требующей специальной подготовки и особых затрат, им можно заниматься в любых условиях. Ассортимент изделий, в которых используется кружево «фриволите», велик. Изделия, выполненные в данной технике, могут служить элементами отделки швейных изделий, использоваться как самостоятельные изделия (шапочки, жилеты, воротнички и т.д.), а также применяться в оформлении интерьера (салфетки, скатерти, покрывала и др.).
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью расширения представлений учащихся о способах плетения кружев не только крючком и спицами, но и челноком, способах художественно-трудовой деятельности; открытием перед учащимися новых возможностей проявления творчества.
Главные цели заключаются в формировании знаний, выработке умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение), приобщении учащихся к творческой деятельности.
Основными задачами являются:
ознакомление учащихся с историей кружевоплетения;
обогащение их технологических знаний;
формирование умений и навыков выполнения изделий в технике «фриволите»;
формирование бережного отношения к народному творчеству;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
развитие познавательного интереса и творческой инициативы;
формирование у учащихся навыков культуры труда;
В программе даются теоретические основы, необходимые для изучения учащимися техники «фриволите». В процессе обучения учащиеся получают теоретические и практические знания, овладевают определенными умениями и навыками: по основным элементам техники «фриволите», чтению схем, способам соединения элементов «дуга-кольцо», «кольцо в кольцо», «дуга-дуга», основным видам мерного кружева, способам соединения кружева с салфеткой, технологией плетения одним челноком, двумя челноками, технологией выполнения изделий с использованием бисера.
Занятия проводятся в форме урока. Для расширения кругозора учащихся и эстетического воспитания возможно использование и других дополнительных форм обучения, например, экскурсий на выставку декоративно-прикладного творчества. Для достижения целей и решения поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические).
Занятия по каждой новой теме включают усвоение определенного теоретического материала и практическую деятельность, которая занимает в программе значительное место.
Большую роль в овладении умениями и навыками и достижению высоких результатов в работе играет самостоятельная работа учащихся.
В программе представлены примерные упражнения и объекты для практических работ. Учитель может самостоятельно подобрать объекты труда, схемы и рисунки изделий в зависимости от интересов и возможностей учащихся.
Привитие с первых занятий учащимся аккуратности, порядка на рабочем месте, соблюдение учащимися техники безопасности и санитарии является важным моментом при реализации программы.
Результатом годовой работы учащихся по программе должна стать выставка работ, где представлены законченные изделия учащихся.
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.
Состав группы был подобран не случайно. Все девочки интересуются декоративно-прикладным творчеством; обладают первоначальными навыками, хорошей моторикой рук, усидчивостью, аккуратностью.
Учебно-тематический план
Количество часов: в год 35
в триместр 11
в неделю 1
Основные темы разделов:
Введение.
Условные обозначения. Основные элементы «фриволите».
Приёмы работы одним челноком.
Приёмы работы двумя челноками.
Плетение кружевных салфеток в технике «фриволите».
Заключительное занятие.
№ п/п
Разделы и темы
К-во
часов
Дата проведе
ния
план
Введение.
1
1
История кружевоплетения, знакомство с нитками для «фриволите» и фурнитурой.
1
09.09
Условные обозначения. Основные элементы «фриволите».
6
2
Завязывание полного узла «фриволите».
1
16.09
3
Завязывание пико.
1
23.09
4
Чтение схем.
1
30.09
5
Прямая сцепка.
1
07.10
6
Поворачивание кружева.
1
14.10
7
Пико «жозефины».
1
21.10
Приемы работы одним челноком.
12
8
Первые тонкости мастерства.
1
28.10
9
Обратная сцепка.
1
11.11
10
Вязание образца.
1
18.11
11
Роспуск колечка.
1
25.11
12
Плетение «колоска», длящегося
в продолжении.
1
02.12
13
Как заделать концы нитей.
1
09.12
14
Сцепка «вытянутая петля».
1
16.12
15
«Колосок» вторым способом.
1
23.12
16
Получение качественного кружева.
1
30.12
17
Обработка изделия.
1
06.01
18
Хранение кружев.
1
13.01
19
Консультация по всем вопросам одночелночного вязания.
1
20.01
Приемы работы двумя челноками.
9
20
Вязание двумя челноками.
1
27.01
21
Заделка концов в кольцо.
1
03.02
22
Заделка концов в дугу.
1
10.02
23
Сцепки в двухчелночном вязании.
1
17.02
24
Как начать вязать с дуги.
1
24.02
25
Вязание элемента «кольцо в кольце».
1
03.03
26
Длинное пико.
1
10.03
27
«Фриволите» с тканью.
1
17.03
28
Приём поворот на дуге.
1
24.03
Плетение кружевных салфеток в технике «фриволите».
6
29
Некоторые технологические тонкости в двухчелночном вязании.
1
31.03
30
Консультации по вопросам двухчелночного вязания.
1
07.04
31
Вязание несколькими челноками.
1
14.04
32
Вязание образца.
1
21.04
33
Вязание образца.
1
28.04
34
Ухаживание за кружевом.
1
05.05
Заключительное занятие.
1
35
Выставка работ.
1
12.05
3. Содержание программы
Введение (1 час)
История возникновения и развития кружевоплетения «фриволите». Ассортимент изделий, выполненных в технике «фриволите». Основные инструменты, приспособления, материалы, применяемые в данной технике. Организация рабочего места. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Практическая работа: Ознакомление с инструментами и приспособлениями, изучение материалов, применяемых в работе, ознакомление с образцами изделий, представленных на выставке.
Условные обозначения. Основные элементы «фриволите» (6 часов)
Условные обозначения основных элементов на схемах: количество узлов, кольцо, пико, дуга. Раппорт. Чтение схем. Узлы для связывания нитей: «гераклов» (геркулесов, морской), «мертвая петля». Положение рук при работе. Рабочая и ведущая нити. Элементы «фриволите»: узлы «фриволите» – прямой (лицевой) и обратный (изнаночный); кольцо, петелька «пико», дуга.
Соединение колец с помощью «пико».
Практическая работа: Упражнения по выполнению основных элементов «фриволите» (плетение образцов).
Приемы работы одним челноком (12 часов)
Заделывание нитей в начале и конце работы. Наращивание нитей. Исправление ошибок в работе. Плетение одним челноком. Выполнение ряда колец с пико.
Практическая работа: Плетение цветочных розеток по схеме одним челноком.
Приемы работы двумя челноками (9 часов)
Технология выполнения сцепки (соединения) элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо». Технология плетения по схеме.
Практическая работа: Выполнение мотивов по схемам, с применением приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо в кольцо», «дуга-кольцо», «дуга-дуга».
Плетение цветными нитями (плетение ряда нитями двух цветов).
Плетение кружевных салфеток в технике «фриволите» (6 часов)
Технология выполнения многорядных салфеток различной формы (круглых, квадратных, ромбических и др.). Переход с одного ряда на другой. Технология плетения салфеток по схеме.
Практическая работа: Изготовление круглой многорядной салфетки с использованием приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо».
Технология соединения отдельных мотивов в изделие.
Практическая работа: Изготовление многорядной салфетки, имеющей в основе квадрат, прямоугольник или ромб с использованием приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», состоящей из отдельных мотивов.
Уход за изделиями, выполненными в технике «фриволите».