kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "Фриволите"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Пояснительная записка

 

Издавна кружево служило украшением одежды. А затем и интерьера. Мастерство кружевниц доходило до такого совершенства, что трудно было представить, что это творение рук человеческих.

Термин «Фриволите»--(фр. «frivole» -- фривольный, непринужденный), принят почти во всех странах мира и означает плетение узелкового кружева, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технологию изготовления этого кружева – плетение челноком. Фриволите не стало предметом народного промысла, зато является одним из самых популярных и увлекательных женских рукоделий. Современные мастера, беря за основу работы народных умельцев прошлых столетий, обогащают старинные технологии оригинальными находками, открывая неограниченные возможности для творческого поиска, совершенствования и роста мастерства.

Техника плетения «фриволите» получила широкое применение в наше время из-за своей простоты в исполнении, не требующей специальной подготовки и особых затрат, им можно заниматься в любых условиях. Ассортимент изделий, в которых используется кружево «фриволите», велик. Изделия, выполненные в данной технике, могут служить элементами отделки швейных изделий, использоваться как самостоятельные изделия (шапочки, жилеты, воротнички и т.д.), а также применяться в оформлении интерьера (салфетки, скатерти, покрывала и др.).

          Актуальность данной программы обусловлена необходимостью расширения представлений учащихся о способах плетения кружев не только крючком и спицами, но и челноком, способах художественно-трудовой деятельности; открытием перед учащимися новых возможностей проявления творчества.

Главные цели заключаются в формировании знаний, выработке умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение), приобщении учащихся к творческой деятельности.

Основными задачами являются:

  • ознакомление учащихся с историей кружевоплетения;
  • обогащение их технологических знаний;
  • формирование умений и навыков выполнения изделий в технике «фриволите»;
  • формирование бережного отношения к народному творчеству;
  • духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
  • развитие познавательного интереса и творческой инициативы;
  • формирование у учащихся навыков культуры труда;

В программе даются теоретические основы, необходимые для изучения учащимися техники «фриволите». В процессе обучения учащиеся получают теоретические и практические знания, овладевают определенными умениями и навыками: по основным элементам техники «фриволите», чтению схем, способам соединения элементов «дуга-кольцо», «кольцо в кольцо», «дуга-дуга», основным видам мерного кружева, способам соединения кружева с салфеткой, технологией плетения одним челноком, двумя челноками, технологией выполнения изделий с использованием бисера.

Занятия проводятся в форме урока. Для расширения кругозора учащихся и эстетического воспитания возможно использование и других дополнительных форм обучения, например, экскурсий на выставку декоративно-прикладного творчества. Для достижения целей и решения поставленных задач на занятиях  используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические).

Занятия по каждой новой теме включают усвоение определенного теоретического материала и практическую деятельность, которая занимает в программе значительное место.

Большую роль в овладении умениями и навыками и достижению высоких результатов в работе играет самостоятельная работа учащихся.

В программе представлены примерные упражнения и объекты для практических работ. Учитель может самостоятельно подобрать объекты труда, схемы и рисунки изделий в зависимости от интересов и возможностей учащихся.

Привитие с первых занятий учащимся аккуратности, порядка на рабочем месте, соблюдение учащимися техники безопасности и санитарии является важным моментом при реализации программы.

Результатом годовой работы учащихся по программе должна стать выставка работ, где представлены законченные изделия учащихся.

  Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.

  Состав группы был подобран не случайно. Все девочки интересуются декоративно-прикладным творчеством; обладают первоначальными навыками, хорошей моторикой рук, усидчивостью, аккуратностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Фриволите" »

  1. Пояснительная записка


Издавна кружево служило украшением одежды. А затем и интерьера. Мастерство кружевниц доходило до такого совершенства, что трудно было представить, что это творение рук человеческих.

Термин «Фриволите»--(фр. «frivole» -- фривольный, непринужденный), принят почти во всех странах мира и означает плетение узелкового кружева, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технологию изготовления этого кружева – плетение челноком. Фриволите не стало предметом народного промысла, зато является одним из самых популярных и увлекательных женских рукоделий. Современные мастера, беря за основу работы народных умельцев прошлых столетий, обогащают старинные технологии оригинальными находками, открывая неограниченные возможности для творческого поиска, совершенствования и роста мастерства.

Техника плетения «фриволите» получила широкое применение в наше время из-за своей простоты в исполнении, не требующей специальной подготовки и особых затрат, им можно заниматься в любых условиях. Ассортимент изделий, в которых используется кружево «фриволите», велик. Изделия, выполненные в данной технике, могут служить элементами отделки швейных изделий, использоваться как самостоятельные изделия (шапочки, жилеты, воротнички и т.д.), а также применяться в оформлении интерьера (салфетки, скатерти, покрывала и др.).

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью расширения представлений учащихся о способах плетения кружев не только крючком и спицами, но и челноком, способах художественно-трудовой деятельности; открытием перед учащимися новых возможностей проявления творчества.

Главные цели заключаются в формировании знаний, выработке умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение), приобщении учащихся к творческой деятельности.

Основными задачами являются:

  • ознакомление учащихся с историей кружевоплетения;

  • обогащение их технологических знаний;

  • формирование умений и навыков выполнения изделий в технике «фриволите»;

  • формирование бережного отношения к народному творчеству;

  • духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся;

  • развитие познавательного интереса и творческой инициативы;

  • формирование у учащихся навыков культуры труда;

В программе даются теоретические основы, необходимые для изучения учащимися техники «фриволите». В процессе обучения учащиеся получают теоретические и практические знания, овладевают определенными умениями и навыками: по основным элементам техники «фриволите», чтению схем, способам соединения элементов «дуга-кольцо», «кольцо в кольцо», «дуга-дуга», основным видам мерного кружева, способам соединения кружева с салфеткой, технологией плетения одним челноком, двумя челноками, технологией выполнения изделий с использованием бисера.

Занятия проводятся в форме урока. Для расширения кругозора учащихся и эстетического воспитания возможно использование и других дополнительных форм обучения, например, экскурсий на выставку декоративно-прикладного творчества. Для достижения целей и решения поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические).

Занятия по каждой новой теме включают усвоение определенного теоретического материала и практическую деятельность, которая занимает в программе значительное место.

Большую роль в овладении умениями и навыками и достижению высоких результатов в работе играет самостоятельная работа учащихся.

В программе представлены примерные упражнения и объекты для практических работ. Учитель может самостоятельно подобрать объекты труда, схемы и рисунки изделий в зависимости от интересов и возможностей учащихся.

Привитие с первых занятий учащимся аккуратности, порядка на рабочем месте, соблюдение учащимися техники безопасности и санитарии является важным моментом при реализации программы.

Результатом годовой работы учащихся по программе должна стать выставка работ, где представлены законченные изделия учащихся.

Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю.

Состав группы был подобран не случайно. Все девочки интересуются декоративно-прикладным творчеством; обладают первоначальными навыками, хорошей моторикой рук, усидчивостью, аккуратностью.




















  1. Учебно-тематический план




Количество часов: в год 35


в триместр 11


в неделю 1






Основные темы разделов:


  1. Введение.

  2. Условные обозначения. Основные элементы «фриволите».

  3. Приёмы работы одним челноком.

  4. Приёмы работы двумя челноками.

  5. Плетение кружевных салфеток в технике «фриволите».

  6. Заключительное занятие.

















№ п/п


Разделы и темы

К-во

часов


Дата проведе

ния

план


Введение.


1


1

История кружевоплетения, знакомство с нитками для «фриволите» и фурнитурой.

1

09.09


Условные обозначения. Основные элементы «фриволите».

6


2

Завязывание полного узла «фриволите».


1

16.09

3

Завязывание пико.


1

23.09

4

Чтение схем.


1

30.09

5

Прямая сцепка.


1

07.10

6

Поворачивание кружева.


1

14.10

7

Пико «жозефины».


1

21.10


Приемы работы одним челноком.


12


8

Первые тонкости мастерства.


1

28.10

9

Обратная сцепка.


1

11.11

10

Вязание образца.


1

18.11

11

Роспуск колечка.


1

25.11

12

Плетение «колоска», длящегося

в продолжении.

1

02.12

13

Как заделать концы нитей.


1

09.12

14

Сцепка «вытянутая петля».


1

16.12

15

«Колосок» вторым способом.


1

23.12

16

Получение качественного кружева.


1

30.12

17

Обработка изделия.


1

06.01

18

Хранение кружев.


1

13.01

19

Консультация по всем вопросам одночелночного вязания.

1

20.01


Приемы работы двумя челноками.


9


20

Вязание двумя челноками.


1

27.01

21

Заделка концов в кольцо.


1

03.02

22

Заделка концов в дугу.


1

10.02

23

Сцепки в двухчелночном вязании.


1

17.02

24

Как начать вязать с дуги.


1

24.02

25

Вязание элемента «кольцо в кольце».


1

03.03

26

Длинное пико.


1

10.03

27

«Фриволите» с тканью.


1

17.03

28

Приём поворот на дуге.


1

24.03


Плетение кружевных салфеток в технике «фриволите».

6


29

Некоторые технологические тонкости в двухчелночном вязании.

1

31.03

30

Консультации по вопросам двухчелночного вязания.

1

07.04

31

Вязание несколькими челноками.

1


14.04

32

Вязание образца.


1

21.04

33

Вязание образца.


1

28.04

34

Ухаживание за кружевом.

1


05.05


Заключительное занятие.


1


35

Выставка работ.

1


12.05


3. Содержание программы


Введение (1 час)

История возникновения и развития кружевоплетения «фриволите». Ассортимент изделий, выполненных в технике «фриволите». Основные инструменты, приспособления, материалы, применяемые в данной технике. Организация рабочего места. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.

Практическая работа: Ознакомление с инструментами и приспособлениями, изучение материалов, применяемых в работе, ознакомление с образцами изделий, представленных на выставке.


Условные обозначения. Основные элементы «фриволите» (6 часов)

Условные обозначения основных элементов на схемах: количество узлов, кольцо, пико, дуга. Раппорт. Чтение схем. Узлы для связывания нитей: «гераклов» (геркулесов, морской), «мертвая петля». Положение рук при работе. Рабочая и ведущая нити. Элементы «фриволите»: узлы «фриволите» – прямой (лицевой) и обратный (изнаночный); кольцо, петелька «пико», дуга.

Соединение колец с помощью «пико».

Практическая работа: Упражнения по выполнению основных элементов «фриволите» (плетение образцов).


Приемы работы одним челноком (12 часов)

Заделывание нитей в начале и конце работы. Наращивание нитей. Исправление ошибок в работе. Плетение одним челноком. Выполнение ряда колец с пико.

Практическая работа: Плетение цветочных розеток по схеме одним челноком.


Приемы работы двумя челноками (9 часов)

Технология выполнения сцепки (соединения) элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо». Технология плетения по схеме.

Практическая работа: Выполнение мотивов по схемам, с применением приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо в кольцо», «дуга-кольцо», «дуга-дуга».

Плетение цветными нитями (плетение ряда нитями двух цветов).

Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток, оформленных цветочными розетками «фриволите».

Плетение кружевных салфеток в технике «фриволите» (6 часов)

Технология выполнения многорядных салфеток различной формы (круглых, квадратных, ромбических и др.). Переход с одного ряда на другой. Технология плетения салфеток по схеме.

Практическая работа: Изготовление круглой многорядной салфетки с использованием приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо».

Технология соединения отдельных мотивов в изделие.

Практическая работа: Изготовление многорядной салфетки, имеющей в основе квадрат, прямоугольник или ромб с использованием приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», состоящей из отдельных мотивов.

Уход за изделиями, выполненными в технике «фриволите».

Практическая работа: Окончательная отделка салфеток.


Заключительное занятие (1 час)

Подготовка изделий к выставке.

Практическая работа: Выставка работ, выполненных в технике «фриволите».



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны знать:

- основные инструменты и материалы, применяемые в технике «фриволите;

- узлы для связывания нитей;

- основные узлы «фриволите»;

- основные элементы «фриволите»;

- условные обозначения элементов «фриволите»на схеме;

- технологию соединения элементов: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо»;

- способы обработки края изделия;

- способы соединения кружева с краем изделия;

- правила ухода за кружевными изделиями.


Учащиеся должны уметь:

- соблюдать правильное положение рук при работе с челноком;

- выполнять элементы «фриволите»: прямой и обратный узлы, кольцо, дуга, «пико»;

- наращивать нити, исправлять ошибки в работе;

- выполнять сцепку элементов: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо»;

- выполнять приемы плетения одним и двумя челноками;

- читать схему;

- выполнять плетение мотивов по схеме;

- выполнять многорядное кружево;

- соединять кружево с краем изделия;

- ухаживать за кружевными изделиями.


  1. Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Нитки: ирис, нейлон, мерсеризованные нитки, шелковые, металлизированные.

  2. Челноки (2 шт).

  3. Вязальные крючки № 0,5—1,5.

  4. Английская булавка.

  5. Тонкая штопальная игла.

  6. Обычная игла.

  7. Ножницы.

  8. Шаблоны пико

  9. Схемы

  10. Образцы


















  1. Список литературы


  1. Белая Н.П. Волшебные кружева /Н.П.Белая: Минск: Полымя, 2000. – 253 с.

  2. Демидова Л.В. Фриволите. Художественное плетение / Л.В.Демидова. – Москва: Астрель, 2002. – 158 с.

  3. Клейменова Т.А. Фриволите. Ступени мастерства / Т.А.Клейменова. – СПб. : Паритет, 1999. – 238 с.

  4. Курбатская Н.С. Вяжем кружево фриволите. –Москва., 1993. /Вып. 2. Сборник схем по зарубежным журналам: Авт.работы. – 68 с.

  5. Курбатская Н.С. Фриволите: новые идеи и новые схемы /Нина Курбатская. – Москва: Культура и традиции. – 95с.

  6. Медникова Т.К. Фриволите., Москва.1992. – 48 с.

  7. Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Наталией Будур: 2 т. – Москва.: ОЛМА – пресс, 1999.

  8. Свирина Г.А. Фриволите. Руководство по плетению кружев., М.1992

  9. Чикулаева Ю.А. Азбука фриволите: Практическое пособие., Спб, Корона принт, 1999

  10. Яковлева Т.Ю. Фриволите для начинающих. – Москва, 1994. – 24 с.



















10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа кружка "Фриволите"

Автор: Соловьева Наталья Владимировна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104775


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства