Программа внеурочной деятельности «УМКА» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФГОС, на основе программы «Развитие познавательных способностей» Л.В.Мищенковой.
Программа рассчитана на 34 ч. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по развитию активной мыслительной деятельности всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу математики. В связи с этим в школе организована работа интеллектуального клуба «УМКА». Необходимость работы с учащимися начальных классов по данному направлению вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Внеурочную работу рассматривают как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учетом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному.
Внеурочная работа научно-познавательного направления предусматривает разные формы: КВНы, утренники, викторины, олимпиады и т.д.. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д.
Цель курса: эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности, формирование навыков произвольности и самоконтроля, достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создания фундамента для эффективного развития абстрактно-логического мышления; формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них); развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
- сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
- дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
- формировать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, гибкость мыслительных процессов;
- пробуждать и развивать устойчивый интерес к математике, логике;
- формировать творческие способности;
- содействовать развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
-формировать стремление учащихся к личностному росту.
Курс представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта савокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Курс ориентирован на детей от 7 до 9 лет. Проведение занятий подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочей тетради и методического пособия для учителя.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия проводятся в игровой форме, что способствует непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей.
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
2. Безотметочная система обучения.
3.Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
4. Поощрение высказывания оригинальных идей.
5. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
6. Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
7. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
1. Л.В.Мищенкова. Методическое пособие «36 занятий для будущих отличников», Москва, Издательство РОСТ, 2011г.
2. Л.В.Мищенкова. Рабочие тетради «36 занятий для будущих отличников», Москва, Издательство РОСТ, 2011г.
3. И.И.Бурова. Герои любимых сказок приглашают к чтению. Издательский дом «Нева», Санкт_Петербург. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002г.
4. ЭОРы.
№п/п | Сроки | Тема | Форма организации | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащегося | Формируемые умения и знания |
1 | | Снова в школу | игра | Вступительное слово. Рассказывает легенду о том, как говорить и слушать. Проводит игры «Ассоциации», «Числовая викторина», «Веселые задачки», «Соединялки», «Подбери пословицу», «Буквы перепутались», «Проиллюстрируй стихотворение», «Кроссворд». Читает афганскую сказку. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют правила поведения на занятии во время беседы, выполняют задания игр самостоятельно, в парах. Делятся впечатлениями. | Значение дисциплины. Легенда «Закон правой руки». Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, воображения, речи, рефлексии |
2 | | Как из рога изобилия | игра | Знакомит со значением фразеологизма, рассказывает древнегреческий миф, проводит игры «Три попытки», «Что это? Кто это?», «Прочти выражение», «Абракадабра», «Глаз-фотограф», «Мы художники». | Слушают миф, делают выводы, угадывают и объясняют слова, угадываю предмет по его описанию и зарисовывают его, расшифровывают слова, выполняют графический диктант, повторяют изображение по памяти, разгадывают ребусы, раскрашиваю узор, делятся своими впечатлениями. | Значение и история происхождения фразеологизма «как из рога изобилия». Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, воображения, рефлексии |
3 | | Кое-что о школе | игра | Знакомит с историей происхождения слов школьной тематики, знакомит с головоломкой «Танграм», игрой «Криптограмма». Проводит игры «Расшифруй слово». | Расшифровывают слова криптограммы, находят закономерность способа шифровки, восстанавливают загадки, расставляя строчки в нужном порядке | История происхождения слов школьной тематики. Пеликан – символ учительского труда. Развитие внимания, быстроты реакции, конструкторских способностей, рефлексии |
4 | | Овощи с грядки | игра | Знакомит со значением витаминов для человека, загадывает загадки про овощи, знакомит с видами овощных культур, проводит игры «Соединялки», «Найди ошибку», «Путаница», «Найди на ощупь», «Наборщик», «Фантазеры» | Разгадывают загадки, соединяют название овоща с видом, находят «заблудившееся слово», разгадываю способ образования названий фантазийных растений, угадывают овощ на ощупь, набирают слова из букв «наборщик», определяют принцип группировки предметов, выполняют творческую работу (придумывают несуществующий овощ и рисуют его), продолжают фразу «Сегодня я узнал …» | Группы овощей. Значение овощей в рационе человека. Как нарисовать несуществующий овощ. Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии |
5 | | Курам на смех | игра | Рассказывает о происхождении фразеологизма, читает текст, состоящий из пушкинских сказок, проводит игры «Мы-художники!», «Абракадабра», «Фантазеры», читает небылицы | Угадывают названия сказок по фрагментам, дорисовывают недостающие детали курице, подбирают последнее слово небылиц, переводят абракадабру на русский язык, рассказывают о своих представлениях, инсценируют веселые диалоги, делятся своими впечатлениями | Значение и история происхождения фразеологизма «курам на смех». Рассказ от лица животного. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, фантазии, артистических способностей, рефлексии |
6 | | Сказочный листопад | игра | Проводит разминку (загадки-сбивалки), проводит игры «Угадай предмет», «Поиск», «Что такое? Кто такой?», «Что за сказка», «Танграм», проводит графический диктант | Отгадывают загадки, соотносят предметы с соответствующими названиями сказок, находят изображение по памяти, соединяют изображение предмета с его определением, расшифровывают название сказок, отвечают на вопросы по данному произведению, решают логическую задачу, выкладывают из деталей танграма рыбку, делятся своими впечатлениями | Загадки с толку сбивалки. Сказки и соответствующие им сказочные предметы. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, зрительной памяти, рефлексии |
7 | | Развиваем воображение и фантазию | игра | Знакомит с понятиями «воображение», «фантазия», читает рассказ Л.Каминского «Великаны или лилипуты», читает стихотворения «Хорошо быть великаном» и «Хорошо быть лилипутом», проводит беседы по содержанию | Слушают тексты, отвечают на вопросы, сравнивают описания великанов и лилипутов, приводят свои примеры, находят выражения, которого не было в стихотворении, представляют себя великанами, описывают свои ощущения, зарисовывают свои фантазии, продолжают фразу «Сегодня я понял…» | Воображение и его значение в жизни человека. Рассказ от лица несуществующего человека. Развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи, рефлексии |
8 | | Морские обитатели | игра | Знакомит с темой занятия, проводит игры «Расшифруй названия животного», «Мы-художники», «Поиск», «Фантазеры», проводит графический диктант, рассказывает о дельфинах, морских звездах, осьминогах | Расшифровывают названия животных, используя разные виды шифровки, рисуют по клеточкам, раскрашивают картинку, находят одинаковые изображения среди множества, раскрашивают картинку с изображением осьминога, продолжают фразу «Сегодня я узнал…» | Представители морской фауны. Рассказ от лица животного. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии |
9 | | Бьем баклуши | игра | Рассказывает об истории происхождения фразеологизма, проводит игры «Угадай слово», «Рассказ в картинках», «Выбери пословицу», «Придумай предложения» «Выбери ответ» и др. Читает сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла», стихотворение «Небылицы» Т.Белозерова | Приводят в качестве примера свою ситуацию, соответствующую выражению «бить баклуши», угадывают слова по описанию, составляют рассказ по картинкам, слушают сказку, подбирают пословицу, которая выражает главную мысль текста, составляют предложения, объясняют значение фразеологизмов, разгадывают кроссворд, раскрашивают фигуру, придумывают картинки-небылицы | Значение и история происхождения фразеологизма «бить баклуши». Как сочинить небылицу. Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии |
10 | | Зоологическое ассорти | игра | Знакомит с понятием зоология, читает описание животных, проводит игры «Найди лишнее животное», «Скороговорка», «Узнай название животного», «Вспомни прозвище», «Кто где живет?», «Вставь слово», загадывает загадки, читает стихотворение С.Агаркова «Где живет улитка?» | Угадываю животного по его описанию, делят на группы (звери, птицы, насекомые, рыбы), находят «лишнее» животное, отгадывают загадки, делят слова на группы, читают скороговорку, следуя за стрелкой, узнают название животного по первым буквам, вспоминают прозвища животных в сказках, соединяют стрелками название животного и его дом, вставляют пропущенные названия животных во фразеологизмы, выкладывают из деталей танграма белку, делятся своими впечатлениями | Что такое зоология. Что входит в понятие «животные». Животные и их жилища. Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, рефлексии |
11 | | Клуб юных живописцев | игра | Знакомит с понятием «живопись», рассказывает о том как и чем рисовали в разные времена, проводит игры «Ребусы», «Определи жанр», читает стихотворение М.Яснова, знакомит с техникой «авангардная» | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, разгадывают ребусы, слушают стихотворения о трех жанрах, определяют жанр по рисункам, рисуют снеговика, следуя алгоритму, выполняют рисунки в технике «авангардная», делятся своими впечатлениями | Что такое живопись. История происхождения красок. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт. Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии |
12 | | Цветочная угадай-ка | игра | Рассказывает легенды о цветах, предлагает задания «Расшифруй название цветка», «Продолжи узор», «Расшифруй название цветка», проводит инсценировки, игру «Наборщик» и др. | Слушают легенды о цветах, разгадываю ребусы, продолжают и раскрашивают узор, расшифровывают названия цветов, зашифрованные разными способами, инсценируют диалоги, набирают слова из букв «наперсток», рисуют по клеточкам и раскрашивают колокольчик, делятся своими впечатлениями | Легенды о цветах. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, артистических способностей, рефлексии |
13 | | Открываем долгий ящик | игра | Рассказывает об истории происхождения выражения «долгий ящик», загадывает загадки про героев сказок, проводит игры «Поиграй со словом», «Абракадабра», «Стрелка-помощница», «Догадайся» и др. | Слушают рассказ учителя, разгадывают загадки, пользуясь кодом, расшифровывают слова, в абракадабре каждой строки находят названия двух предметов, читают поговорку по стрелке, находят закономерность, восстанавливают порядок предложений в рассказе, выкладывают из деталей танграма изображение птицы, восстанавливают рисунок по памяти, разукрашивают его | Значение и история происхождения фразеологизма «долгий ящик». Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, речи, рефлексии |
14 | | Звездный дождь | игра | Задает вопросы, рассказывает о звездах, метеоритах, метеорах, проводит разминку «Потопаем – похлопаем», учит находить связи в парах слов, проводит игры «Дострой фразу», «Определи название сказки», «Догадайся!» | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, находят связь между словами в каждой паре, подбирают слова для начала и конца фразы, рисуют по клеточкам, отгадывают загадки, определяют название сказки, находят закономерность на рисунках, запоминают пары слов и вставляют их по памяти в стихотворение, раскрашивают узор | Метеоры и метеориты. Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии |
15 | | Ёлочка с волшебными шишками | игра | Учит ориентироваться в пространстве, предлагает закончить логический ряд, проводит игры «Собери рассыпанные буквы», «Расшифруй выражение», предлагает разгадать кроссворд | Угадываю животное по контуру, продолжают фразу «это животное находится …», составляют пары слов по образцу, собирают рассыпавшиеся слова, расшифровывают выражение, разгадывают кроссворд, , делятся своими впечатлениями | Способ ориентирования в пространстве с использованием выражений «в правом (левом) верхнем (нижнем) углу», «в центре», «между» и т.д. Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии |
16 | | Учимся быть внимательными и заботливыми | игра | Проводит беседу об отношении окружающих к пожилым людям, читает рассказ А.Аччыгыйа, стихотворение О.Григорьева, стихотворение М.Садовского «Про Лену», учит определять главную мысль, проводит игры «Разброс мнений», «Даем характеристику», предлагает текст «Чья помощь лучше» Л.Каминского для инсценировки | Отвечают на вопросы учителя, инсценируют предложенные произведения, подбирают слова для описания мамы или папы, выбирают и раскрашивают рисунки, на которых изображено проявление внимания и заботы к окружающим, продолжают фразу «Сегодня я понял … | Пожилые и близкие люди нуждаются во внимании и заботе. Игра «разброс мнений». Характеристика человека с использованием имен прилагательных. Развитие внимания, мышления, воображения, речи, актерских способностей, рефлексии |
17 | | Засучив рукава | игра | Рассказывает о происхождении выражения «засучив рукава», проводит фонетическую разминку, проводит игры «Дострой фразу», «Выбери ответ», «Танграм». «Криптограмма», читает стихотворение «А зачем?» А.Старикова | Находят общий звук в словах одного предложения, добавляют подходящие слова для начала и конца фразы, определяют порядок построения узора, перерисовывают, заканчивают узор, раскрашивают его, выбирают окончание пословицы, выкладывают из деталей танграма изображение медведя, читают криптограмму о пользе труда, рисуют по представлению, делятся своими впечатлениями | Значение и происхождение фразеологизма «засучив рукава». Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии |
18 | | Сундучок занимательных заданий | игра | Задает вопросы-шутки, предлагает задания «Не из той сказки», «Исправь в пословице ошибку», проводит упражнение на развитие зрительной памяти, предлагает задания кроссворда | Отвечают на вопросы-шутки, находят лишнее слово, исправляют ошибку в пословицах, запоминают и повторяют по памяти узор, сложенный из спичек, решают задачи-головоломки, разгадывают кроссворд, раскрашивают сундук, делятся своими впечатлениями | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, рефлексии |
19 | | Симметрия | игра | Знакомит с понятием «симметрия», проводит практическую работу | Расшифровывают тему занятия, выполняют практическую работу (вырезают елочку), учатся проводить ось симметрии, рисуют по клеточкам, находят симметричные фигуры, отмечают рисунки, в которых неверно проведена ось симметрии, рисуют одну симметричную и одну несимметричную фигуры, продолжают фразу «Сегодня я узнал…» | Что такое симметрия. Ось симметрии. Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии |
20 | | Сказочные герои в ребусах и загадках | игра | Предлагает расшифровать имя сказочного героя, задает вопросы по содержанию сказок «Дюймовочка», «Буратино», «Гадкий утенок», «Снегурочка», читает стихотворение О. Чусовитиной «Смешинка», проводит графический диктант, проводит игру «Запомни-повтори», «Танграм» | Расшифровывают имя сказочного героя, отвечают на вопросы учителя, рисуют по клеточкам, разгадывают ребусы, выкладывают по памяти изображение золотого ключика из спичек, выкладывают из деталей танграма лебедя, , рисую облако, в которое превратилась Снегурочка, делятся своими впечатлениями | Способы шифровки. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, рефлексии |
21 | | Учимся быть честными | игра | Читает стихотворение «Никто» Б.Заходера, предлагает инсценировать рассказ В.Осеевой «Что легче?», стихотворение А.Кушнера «Кто разбил большую вазу?», предлагает задание криптограммы, учит подбирать рифму | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, инсценируют рассказ В.Осеевой, стихотворение А.Кушнера, расшифровывают криптограмму, подбирают рифму, продолжают фразу «Сегодня я понял …» | Превосходство правды над ложью. Как инсценировать рассказ. Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии |
22 | | «Учитесь властвовать собой» | игра | Предлагает расшифровать ключевое слово занятия, проводит беседу по теме занятия, читает ситуации, организует работу с понятийным рядом, проводит игру «Давайте говорить друг другу комплименты» | Расшифровывают ключевое слово занятия (настроение), находят лишнее понятие среди предложенных, разбирают ситуации, выводят правила, подчеркивают слова, обозначающие чувства, выражающие положительные эмоции, соединяют стрелками понятие и его определение, говорят друг другу комплименты, продолжают фразу «Сегодня я понял …» | Понятие «настроение». Способы коррекции настроения. Чувства, вызывающие положительные эмоции. Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии |
23 | | Учимся управлять своими чувствами | игра | Проводит беседу об эмоциях, настроении, знакомит со способами избавления от отрицательных эмоций, проводит тренинг, предлагает задания криптограммы, проводит тренинг по перевоплощению в животное, проводит игру «Соединялки», читает стихотворения «Горести-печалести» М.Яснова, «Счастье Насреддина» А.Дуйсенбиева, | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания тренинга, расшифровывают криптограммы, выполняют задания по перевоплощению в животное, соединяют начало и конец пословицы, обсуждают стихотворения, продолжают фразу «Сегодня я понял…» | Способы сдерживания негативных эмоций. Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии |
24 | | Любопытные факты из жизни животных | игра | Предлагает расшифровать названия животных, зашифрованных разными способами, проводит графический диктант, проводит игру «Муха», предлагает задания кроссворда, танграм | Расшифровывают названия животных, рисуют по клеточкам, выполняют упражнения для глаз, разгадываю кроссворд, складывают из деталей танграма жирафа, делятся своими мыслями, впечатлениями | Чем интересны разные животные. Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, конструкторских способностей. воображения, рефлексии |
25 | | Пятое колесо в телеге | игра | Проводит беседу по теме занятия, знакомит с выражением «пятое колесо», проводит упражнения «Не из этой сказки», «Найди лишнюю пословицу», «Абракадабра», «Не из той компании» | Отвечают на вопросы учителя, подчеркивают «лишнее» слово, выбирают «лишнюю» пословицу, восстанавливают верный порядок букв в словах, рисуют группу предметов, среди которых есть один «лишний», делятся своими мыслями | Значение фразеологизма «пятое колесо в телеге». Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения, рефлексии |
26 | | Здравствуй, сказка! | игра | Читает арабскую сказку, загадывает загадку про животных, предлагает походу чтения нарисовать различные предметы, проводит игру «Криптограмма», «Запомни тройки слов», читает стихотворение Т.Логачевой | Расшифровывают название сказки, слушают сказку, которую читает учитель, разгадываю загадки о животных, раскрашивают изображение верблюда, волшебную коробочку, разгадывают криптограмму, вставляют недостающие слова, продолжают фразу «Сегодня я узнал (понял)…» | Содержание арабской сказки «Волшебная коробочка». Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, рефлексии |
27 | | По тропинкам математики | игра | Проводит разминку-шутку, предлагает решить веселые задачи, проводит упражнение «Ловкие ножницы», предлагает решить логическую задачу, загадывает загадки, проводит игры «Дострой фразу», «Догадайся!» | Отвечают на шуточные вопросы, решают веселые задачи, разрезают квадрат на равные 4 части, решают логическю задачу, стрелками показывают действия, разгадывают загадки, решают ребусы, добавляют первое и последнее слово в предложенной фразе, рисуют поклеточкам, делятся своими впечатлениями | Происхождение слова «математика». Для чего нужно изучать математику. Развитие внимания, логического мышления, в том числе нестандартного, ориентация в пространстве, рефлексии |
28 | | Китайская грамота | игра | Объясняет значение понятия «китайская грамота», читает стихотворение Е.Неменко, проводит упражнения «Вставь недостающий слог», «А ну-ка отыщи!», «Соединялки», «Тренируем память», читает стихотворение О.Григорьева «Старая, старая бабушка…» | Объясняют смысл выделенных слов в стихотворении, вставляют недостающий в слове слог, находят и подчеркивают в словах такое сочетание букв: три, подбирают подходящие по рифме слова, соединяют стрелками части слов, схематично рисуют предмет, обозначенный словом, воспроизводят слова по схемам, делятся своими впечатлениями | Значение и история происхождения фразеологизма «китайская грамота». Положительные качества ученика. Развитие внимания, нестандартного мышления, зрительной памяти, расширение словарного запаса, рефлексии |
29 | | О водных судах | игра | Знакомит с планом занятия, предлагает расшифровать названия различных судов, зашифрованных разными способами, рассказывает о судах, проводит графический диктант, проводит зарядку для глаз, читает стихотворение в переводе Ю.Кушака о теплоходе | Расшифровывают названия судов, рисуют по клеточкам весло, раскрашивают ладью, выполняют зарядку для глаз, объясняют смысл пословиц, анализируют занятие | Особенности водных судов. Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, ориентация в пространстве, воображения, чувства рифмы, рефлексии |
30 | | Сказки А.С.Пушкина | игра | Сообщает сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, предлагает упражнения «Сказки перепутались», «Узнай сказку по цитатам», «Найди закономерность», «Назови чувства», «Найди ошибки», «Назови исчезнувшие предметы», «Символы» | Называют сказки, читают цитаты и угадывают сказку, устанавливают закономерность в перечисленных понятиях и продолжают ее, соединяют линиями фрагмент текста и соответствующий рисунок, находят ошибки в схеме, отмечают их, записывают названия исчезнувших предметов, рисуют символы пушкинских сказок | Пять пушкинских сказок: действующие лица, волшебные предметы, цитаты, символы. Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, слуховой памяти, чувства рифмы, конструкторских способностей, речи, рефлексии |
31 | | На загадочной волне | игра | Загадывает загадки, обращая внимание на цвет предмета, предлагает восстановить текст загадок, знакомит с понятием «акростих», предлагает выполнить задания «Танграм», «Кроссворд» | Отгадывают загадки, собирают слова-отгадки, восстанавливают текст загадок, вставляя недостающую фразу, находят рисунки-отгадки объединяют их в группы, собирают из деталей танграма журавля, разгадывают кроссворд, делятся своими впечатлениями | Разнообразие заданий на основе загадок. Загадка-акростих. Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, слуховой памяти, чувства рифмы, конструкторских способностей, речи, рефлексии |
32 | | Загадочки-загадки для умственной зарядки | игра | Загадывает загадки, проводит игру «Кто?», «Дай название» «Вставь слово», «Определи название сказки», «Отгадай и нарисуй» | Разгадывают загадки, рассказывают все о предмете-отгадке, находят на рисунке предметы-отгадки, соединяют их линиями в пары, находят лишние рисунки, объединяют отгадки в группы, дают общее название, вставляют в текст загадки недостающее слово, по словам-отгадкам определяют название сказки, рисуют и раскрашивают слова-отгадки, делятся своими впечатлениями | Разнообразие заданий на основе загадок. Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, чувства рифмы, рефлексии |
33 | | Самолетик Нескучалкин | игра | Проводит игру «Тренируем память», «Расшифруй пословицу», предлагает установить связь между предметами, предлагает выполнить задания кроссворда | Рассматривают рисунки, запоминают имена детей, восстанавливают их по памяти, восстанавливают порядок слов в пословице, устанавливают связь между предметами, разгадывают кроссворд, раскрашивают картинку, делятся своими впечатлениями | Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, воображения, рефлексии |
34 | | Согласись или поспорь со мной | игра | Заранее готовит с детьми инсценировку сказки В.Осеевой «Какой день?», проводит беседу по прочитанному, проводит игры «Согласись или поспорь», «Хорошо-плохо», «Соединялки», предлагает расшифровать пословицу | Показывают инсценировку, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение о ситуации, отмечают + положительные качества, - отрицательные качества, расшифровывают пословицу, соединяют начало и конец пословицы, продолжают фразу «Сегодня я понял …» | Высказывание своей точки зрения, обоснование ее, оспаривание. Положительные и отрицательные качества характера. Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей, рефлексии |