kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Исток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности составлена в соответсвии с федеральным государственным образовательным стандартом. ПРограмма является авторской, расчитана для детей начальной школы, а так же для среднего и старшего звена. Связана программа с шорской культурой а также руская культура присутсвует. программа расчита на два часа в неделю, на один учебный год. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Исток" »

Управление образования

Муниципального образования Аскизский район


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балыксинская средняя общеобразовательная школа




Рекомендована Утверждаю

Зам.директора по ВР Руководитель ОУ Яшникова Л.А

Черданцева М.К. _______________

_______________ «__»__________2015г.

«__»___________2015г.





Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности.


Проектно – исследовательская деятельность.


« Исток »



1 год

(срок реализации программы)



Гусева Татьяна Андреевна.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)




с. Балыкса

2015г.

Пояснительная записка 
Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России. 
Все чаще говорится о том, что традиции, культура малочисленных народов исчезает. И именно поэтому создаются организации по восстановлению традиций коренного населения. Создаются краеведческие музеи, танцевальные ансамбли, археологические кружки, в школах изучается традиционная культура своего народа, возрождается язык, проходят различные семинары, конференции.
Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Сегодня и профессиональные педагоги, и простые обыватели солидарны в том, что большую роль в воспитании играет приобщение детей и подростков к истокам традиционной культуры этносов, проживающих рядом, на территории “малой” Родины, региона, страны. 
Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи. Очень важно вовлечь детей в активное изучение родного края, его культуру, традиции своего и других народов, сформировавших региональное своеобразие культурных традиций.
Большими возможностями в нахождении ребенком своей индивидуальности располагает дополнительное образование, т.к. оно базируется на познавательных, творческих интересах и потребностях личности, и объединяет воспитание, самовоспитание, обучение, развитие в единый процесс с целью удовлетворения познавательных интересов и творческого потенциала воспитанников, способствующих самореализации личности. Дополнительное образование выступает гарантом социальной защищенности таких детей, обеспечивает условия для нормальной жизни, развития всех задатков и способностей адаптации к социальной среде и максимально безболезненное вхождение в эту среду, компенсируя тем самым развитие творческой деятельности, отсутствие родительской заботы. В системе дополнительного образования накоплен большой опыт социальной и воспитательной работы в различных направлениях деятельности, в том числе и с детьми – сиротами.
В преамбуле Федерального закона Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” записано: “ Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитию у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности”.
Одной из самых интересных страниц в истории является история культуры малочисленного, коренного народа шорцы.

Цель: формирование понимания и осмысления развития национальной культуры символов, образов, хореографии, праздников, быта, рода занятий.

Задачи:

  1. Сформировать представление о национальной шорской культуре как явлении синкретическом органично слитым с хозяйственной семейно-бытовой жизнью шорского народа, определяемом этой жизнью и традиционными мировоззренческими установками народа.

  2. На материале шорской народной культуры дать представление о традиционной системе “языка” произведений народного творчества, учитывая его историческую динамику, которая проявляется в своеобразном сочетании шаманизма и христианского начал, в возникновении новаций на базе сложившихся традиций.

  3. Показать национальное своеобразие и локальное многообразие форм материальной и духовной культуры шорского народа.

  4. Заложить основы для усвоения фундаментальных этико-эстетических понятий народа, обеспечивающих преемственность и воспроизводство национальной шорской культуры в наше время.

Эти задачи определяют структуру и содержание программы, которая ориентирована на работу с материалом, выявляющим архетипы человеческого сознания, воплощенные в разных формах и видах народного рукотворного и нерукотворного творчества.

Общая характеристика

Знакомство с национальным эпосом позволяет детям сделать вывод о вечности ключевых нравственных категорий, свойственных для любой этнической общности, помогает увидеть мир ощущений шорского народа, уклад его жизни, отношение к природе, любовь и преклонение перед ней как перед источником жизни. Прикосновение к другой ментальной среде, проникновение в мир нового быта дают возможность подрастающему поколению воспринимать себя не единственными жителями Земли, а личностью, сопричастной со многими национальными группами, их духовным миром и культурными традициями. Особенно значимо это становится в подростковом возрасте: по мнению психологов, часто упускается из виду, что процессы негативизма у подростков протекают на фоне развития социально-положительных чувств, связанных с добрыми побуждениями, стремлением к доброжелательности в общении с окружающими.
Таким образом, программа, нацеленная на погружение в другую национальную среду – это благоприятный фон для развития гуманного отношения к окружающему миру и развития гуманитарного мышления. 

Программа дополнительного образования “Исток” предназначена для детей разного возрастного и интеллектуального уровня. Вариативное содержание программы позволяет работать с материалами и проблемами народной культуры практически в любом возрасте, в том числе, как младшими, так и со старшими подростками, при этом, разумеется, учитывая разницу возрастных возможностей, влияющих на методику работы. 
Великолепно об этом сказал В. Белинский: “Каждый народ, своеобразно своим характером, происходящим от местности, от единства или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических обстоятельств, при коих она развилась, играет в великом семействе человеческого рода свою особенную, назначенную ему роль, и вносит в общую сокровищницу его успехов на поприще самосовершенствования, свою долю, свой вклад”. 

Содержание образовательной программы


Содержательная часть программы представляется следующими блоками:

1 блок:

  • Шорские украшения

  • Проект «Украшение»

  • Защита проектов

2 блок:

  • Выжигание по бересте. История бересты.

  • Проект «Береста»

  • Защита проекта


3 блок:

  • Кожа и береста в сувенирах.

  • Проект «Сувенир»

  • Защита проекта


4 блок:

  • Выжигание по ткани (гильоширование).

  • Проект «Картина» «Салфетка»

  • Защита проекта


5 блок:

  • Шорский орнамент в одежде.

  • Проект «Шориянка»

  • Защита проекта


6 блок:

  • Журавль. Символ Шории. Техника «Канзаши».

  • Проект «Журавль»

  • Защита проекта



1 блок. Шорские украшения. Знакомство с украшениями шорцев. Из чего изготовлялись украшения.


2 блок. Знакомство с берестой. Знакомство с инструментом для выжигания. Техника безопасности.


3 блок. Знакомство с обработкой кожи, бересты. Сувениры из данного материала.


4 блок. Знакомство с выжиганием по ткани. Техника «Гильоширование». Инструктаж по технике безопасности.


5 блок. Знакомство с шорским орнаментом. Расшифровка орнамента. Использование орнамента в одежде шорцев.


6 блок. Знакомство с легендой о журавле символе шорцев. Знакомство с техникой прикладного искусства «Канзаши». Инструктаж по технике безопасности.


Место учебного курса

Курс обучения рассчитан на 1 учебный год и включает в себя теоретическую, практическую и творческую работу. Год обучения рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся два раза в неделю.
Программ является вариативной, допускает некоторые изменения в создании занятий, в форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

Планируемые результаты:

Выпускник научится:

  • эмоционально-эстетическому отношению к традиционной шорской культуре;

  • индивидуальным задаткам и способностям воспитанников, сформирует веру в свои способности и собственную успешность;

Выпускник получит возможность научится:

  • различать прошлое, настоящее расселение нации, познакомиться с обрядами и фольклором шорцев.

  • способам изготовления оберегов


Дидактические материалы к изучению программного материала
Особое место при изучении курса является обращение к шаманистской религии шорцев. Философия шаманизма – вопрос сложный, его можно ограничить символикой шаманизма, функциями шаманов в селе, показом видеофильма с сюжетом шорского камлания. 
Особой атмосферы на занятиях можно достичь, используя музыкальное сопровождение: этническую музыку.
Музыкальное сопровождение уместно на вводном занятии, на занятиях коллективного творчества.
Вариантом творческих заданий может стать дизайнерская разработка костюмов героев героических сказаний, стилизованных шорских костюмов: костюм тайги, реки, кедра и т.д. Эти задания могут быть индивидуальными, и выполнены в виде творческого проекта с процедурой защиты.


Материалы и инструменты:

  • Пробойник

  • Выжигатель

  • Иглы швейные

  • Береста

  • Кожа или дерматин

  • Шнур

  • Ленты атласные

  • Леска

  • Бусины

  • Бисер

  • Клей ПВА

  • Ткань «Атлас» , «Крепсатин»

  • Проволока


Учебно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Исток»



Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Шорские украшения.

3


2

Проект «Украшение»


8

3

Презентация проекта.


1

4

Выжигание по бересте. История бересты.

2


5

Проект «Береста»


9

6

Презентация проекта.


1

7

Кожа и береста в сувенирах.

2


8

Проект «Сувенир»


5

9

Презентация проекта.


1

10

Выжигание по ткани (гильоширование).

2


11

Проект «Картина», «Салфетка»


13

12

Презентация проекта.


1

13

Шорский орнамент в одежде.

2


14

Проект «Шориянка»


11

15

Презентация проекта.


1

16

Журавль. Символ Шории. Техника «Канзаши»

1


17

Проект «Журавль»


4

18

Презентация проекта.


1


Итого

12

56




Результаты освоения курса «Исток»

4 класс


Личностными результатами изучения курса «Исток» в 4-ом классе является формирование следующих умений:

  • Активное освоение духовно – нравственных ценностей нашего общества

  • Целостное восприятие окружающей социальной жизни

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)


Метапредметными результатами изучения курса «Исток» в 4-ом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:


Регулятивные УУД:

  • Формировать и удерживать учебную задачу.

  • Составлять план и последовательность действий.

  • Выполнять учебные действия.

  • Сравнивать способ действия и его результат с эталоном

  • Вносить необходимые коррективы и действие после его завершения.

  • Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

  • Устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебную литературу)


Позновательные УУД:


  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания.

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация)

  • Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста.

  • Ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений.

  • Находить нужную дидактическую иллюстрацию.

  • Работать с двумя источниками информации.


Коммуникативные УУД:


  • Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них.

  • Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь.

  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию.

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика )




















Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Исток» .


Тема

Содержание

Количество часов

Дата

теория

практика

1

Шорские украшения.

Знакомство с украшениями шорцев. Из чего изготовлялись украшения.


3







2

Проект «Украшение»

Технический проект

1-й этап. Разработка проекта

2-й этап. Выполнение проекта


8










3

Презентация проекта.

3-й этап. Защита проекта


1


4

Выжигание по бересте. История бересты.

Знакомство с берестой. Знакомство с инструментом для выжигания. Техника безопасности.

2




5

Проект «Береста»

Технический проект

1-й этап. Разработка проекта

2-й этап. Выполнение проекта


9











6

Презентация проекта

3-й этап. Защита проекта


1


7

Кожа и береста в сувенирах.

Знакомство с обработкой кожи, бересты. Сувениры из данного материала.

2




8

Проект «Сувенир»

Технический проект

1-й этап. Разработка проекта

2-й этап. Выполнение проекта


5









9

Презентация проекта

3-й этап. Защита проекта


1


10

Выжигание по ткани (гильоширование).


Знакомство с выжиганием по ткани. Техника «Гильоширование». Инструктаж по технике безопасности.

2






11

Проект «Картина», «Салфетка»

Технический проект

1-й этап. Разработка проекта

2-й этап. Выполнение проекта


13














12

Презентация проекта

3-й этап. Защита проекта


1


13

Шорский орнамент в одежде.

Знакомство с шорским орнаментом. Расшифровка орнамента. Использование орнамента в одежде шорцев.

2




14

Проект «Шориянка»

Технический проект

1-й этап. Разработка проекта

2-й этап. Выполнение проекта


11























15

Презентация проекта

3-й этап. Защита проекта


1


16

Журавль. Символ Шории. Техника «Канзаши»

Знакомство с легендой о журавле символе шорцев. Знакомство с техникой прикладного искусства «Канзаши». Инструктаж по технике безопасности.

1



17

Проект «Журавль»

Технический проект

1-й этап. Разработка проекта

2-й этап. Выполнение проекта


4









18

Презентация проекта

3-й этап. Защита проекта


1



Итого


12

56



















Литература

  1. Волосяная струна. Произведения устной поэзии горных шорцев [Текст]/ пересказал с шорского Г.Сысолятин. - М.:”Современник”, 1975. - 240с.

  2. Лутовинова, Е. Русский фольклор Кузбасса. Пособие для учителей. / Е.Лутовинова// Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.

  3. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма [Текст]/ М.Н. Мерцалова.- М.: Легпромбытиздат, 1975. - 256 с.

  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939;

  5. tnu.podelise.rudocs/index-346435.html






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Исток"

Автор: Гусева Татьяна Андреевна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Волшебные узелки» "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyie-uzielki"
    ["file_id"] => string(6) "122582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414300205"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая  программа  по  историческому краеведению для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "130480"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415903323"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" 1-4 классы "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-issliedovatiel-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "128171"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415451363"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки""
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_istoki"
    ["file_id"] => string(6) "487195"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542967892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства