Рабочая программа учебного курса по предмету «Развитие познавательных способностей» Составлена на основании авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам», издательством «Росткнига» в 2010 году и с учётом Государственного стандарта начального общего образования.
Система представленных на занятиях по РПС задач, упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Это и есть основная идея курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- научность, доступность, добровольность.
Количество часов по учебному плану в неделю – 1 час, всего 35 часов.
В работе используются: частично-поисковый метод /информационно-эвристический - приёмы работы: эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра; диалогический метод - в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий даётся учителем.
Используемые технологии: технология развивающего обучения; использование ИКТ; игровая.
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Контрольные задания.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: учащиеся любознательны, активны, хорошо работают в группах, с радостью добывают новую информацию за рамками учебника, готовят сообщения, выступления, исследования.
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
№ | Тема урока | Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | Вид контроля, измерители | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант | Диагностика памяти. Диагностика произвольного внимания. | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. | Комбинированный | Стартовый контроль Диагностика | | |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. | Выделять закономерности, завершать схемы. | Комбинированный | Прогностический Пооперационный контроль | | |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Развитие фонематического слуха. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений | Комбинированный | Самооценка Самоконтроль | | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Развитие фонематического слуха. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Рефлексивный контроль | . | |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | | |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | | |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Обогащение и активизация словаря учащихся. Формирование умения давать несложные определения понятиям. | Называть предметы по описанию. | Комбинированный | Прогностический контроль | | |
8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. | Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений | Комбинированный | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | | |
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание | Комбинированный | Прогностический Пооперационный контроль | | |
10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание | Комбинированный | Самооценка Самоконтроль | | |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Развитие слуховых, осязательных ощущений. Развитие фонематического слуха. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Обогащение и активизация словаря учащихся. | Называть предметы по описанию. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | Комбинированный | Рефлексивный контроль | | |
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Обогащение и активизация словаря учащихся. | Объяснять значение слов и выражений. | Комбинированный | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | | |
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | | |
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. | Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. | Комбинированный | Прогностический контроль | | |
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. | | Комбинированный | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | | |
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений | Комбинированный | Прогностический Пооперационный контроль | | |
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие фонематического слуха. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Обогащение и активизация словаря учащихся. | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Называть предметы по описанию. | Комбинированный | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Развитие зрительной, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. | Называть предметы по описанию. | Комбинированный | | | |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. | Называть предметы по описанию. | Комбинированный | Прогностический Пооперационный контроль | | |
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Самооценка Самоконтроль | | |
21 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Обогащение и активизация словаря учащихся. Формирование умения давать несложные определения понятиям. | Называть предметы по описанию. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | Комбинированный | Рефлексивный контроль | | |
22 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. | | Комбинированный | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | | |
23 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений | Комбинированный | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | | |
24 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Развитие слуховых, осязательных ощущений. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие фонематического слуха. Развитие слуховой, образной, смысловой памяти. | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений | Комбинированный | Прогностический контроль | | |
25 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Обогащение и активизация словаря учащихся. | Называть предметы по описанию. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | Комбинированный | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | | |
26 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Обогащение и активизация словаря учащихся. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Прогностический Пооперационный контроль | | |
27 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия | Комбинированный | Самооценка Самоконтроль | | |
28 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Рефлексивный контроль | | |
29 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | Комбинированный | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | | |
30 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Развитие слуховых, осязательных ощущений. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие фонематического слуха. Развитие слуховой, образной, смысловой памяти. | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений | Комбинированный | Рефлексивный контроль Прогностический контроль | | |
31 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений | Комбинированный | Прогностический контроль | | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Развитие слуховых, осязательных ощущений. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль | | |
33 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | Развитие воображения Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. | Комбинированный | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль | | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия | Комбинированный | Прогностический Пооперационный контроль | | |
-выявлять закономерности и проводить аналогии.