kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по основам светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности


Данный учебный предмет поможет в становлении внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; в осознании ценности человеческой жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам светской этики »

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе программы к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4 класса автора Т. Д. Шапошниковой, К. В. Савченко.

Данный учебный предмет поможет в становлении внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; в осознании ценности человеческой жизни

Учащиеся приобретут первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

2.Общая характеристика предмета

Целью введения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») является знакомство учащихся с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.

В результате первичного знакомства с основами светской и традиционных для России религиозных культур у учащихся появится интерес и потребность продолжить это знакомство в дальнейшем через освоение аналогичных предметов или элективных курсов. Важным является также формирование у учащихся коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.

Названные цели реализуются посредством решения ряда задач:

- познакомить учащихся с содержанием учебного предмета; сформировать первичные представления о религиозных культурах и светской этике; развить интерес к этой области знаний;

-развить представления учащихся о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; сформировать у учащихся ценностно-смысловые и мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

-развить способности учащихся к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») в 4 классе отводится 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

Планируемые результаты

Выпускник научится знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;

  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам

6. Содержание учебного предмета

Знакомство с новым предметом

Россия – наша Родина. Россия как государство. Россия как часть планеты. Представление о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А.К.Толстой « Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Знакомство с основами этики

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. Этика как часть философии. Значение слова философия. Вечные вопросы человечества. Филосовские рассказы, их идейно- художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова « этика». Добродетели – лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.

Этическое учение о добродетелях

Что такое добродетель. Определение добродетели по Аристотелю. В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость – главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости. Честность и преданность. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывание мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим людям и к самому себе. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча « Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Этика о нравственном выборе

Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинение против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Д.С.Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча « Зачем нужен ты сам?» Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. В.А.Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения об убеждениях. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В.А.Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Ответственность. Высказывание Ф.М.Одоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка « Маленький принц». Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

Справедливость. Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо – цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Государство, основанное на справедливости. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Изречение Конфуции о государстве и правителе. Россия- государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. История праздника.

Нравственный закон человеческой жизни

Нравственный закон. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора- священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и к самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия – священная книга христианства. Любовь – основа жизни. Китайская притча « Ладная семья». Прощение. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречение философов и мыслителей о прощении.

Этика об отношении людей друг другу.

Древнегреческие мыслители о дружбе. Солон о дружбе. Пифагор и пифагорцы. Честность и верность – основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммед об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Христианство об основных человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Мысли и поступки человека. Поступок как результат мысли. Л.Н.Толстой о мыслях и поступках. Милосердие. Благотворительность. Милосердие и сострадание – принципы буддийской религии. Благотворительные организхации в современном мире. « Золотое правило нравственности». Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» - нравственный закон. В.А.Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Как сегодня жить по нравственным законам

Нравственные законы в современном мире. Всемирный Красный Крест. Л.М.Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявление милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Альберт Швейцер. Детство и юность. Клиника в Ламбрене. Высказывание А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. Л.Н.Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л.Н.Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами. Л.Н.Толстой « Муравей и голубка». Подведение итогов изученных основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли, дела. Благодраность. Любовь и дружба. Фрагмент из произведения Д.С.Лихачева « Письма о добром и прекрасном».Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

7. Календарно – тематическое планирование


№ п/п

в теме

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

Знакомство с новым предметом. 2 ч

1.

Россия – наша Родина

Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.


2.

Духовные ценности человечества

Знакомятся с историей развития этических представлений, с этическими теориями разных времен.


Знакомство с основами этики 2ч.

1.

Диалог о философии и этике.

Изучают основные понятия этики.


2.

Мораль и нравственность

Учатся устанавливать взаимосвязь между этическими учениями и повседневным понятием людей


Этические учения о добродетелях. 4ч

1.

Что такое добродетель.

Знакомятся с текстами нравственного и дидактического характера.


2.

Учение Аристотеля о добродетелях.

Знакомятся с традиционным пониманием этики в религиозных культурах.


3.

Нравственные качества


4.

Терпение и терпимость


Этика о нравственном выборе 6ч.

1.

Суд над Сократом.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с этическими нормами.


2.

Убеждения


3.

Нравственный выбор.


4.

Совесть. Долг


5.

Ответственность


6.

Этика о воспитании самого себя.


Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.3ч

1.

Справедливость

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных культурных традиций.


2.

Государство, основанное на справедливости


3.

Государство. Светская этика.


Нравственный закон человеческой жизни 4ч.

1.

Нравственный закон. Десять заповедей

Учатся проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой.


2.

Заповеди любви


3.

Любовь – основа жизни.


4.

Прощение.


Этика об отношении людей друг другу 5ч.

1.

Древнегреческие мыслители о дружбе.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства и литературы, оценке произведений искусства.

Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.


2.

Этика об отношении к другим людям и самому себе.


3.

Мысли и поступки. Слова и речь.


4.

Милосердие.


5.

«Золотое правило нравственности».


Как сегодня жить по нравственным законам 4ч.

1.

Нравственные законы о современном мире.

Совершенствует лексический словарь речи.


2.

Альберт Швейцер.


3.

Этическое учение Л.Н.Толстого

Формирует личностную и гражданскую позицию к различным явлениям действительности.


4.

« Идти дорогою добра»

Развивают представления о многообразии национальных религиозных культур и их общих ценностных основах.


Итоговая презентация 4ч.

1.

Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Развивают представления о нравственных ценностях и духовных.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.


2.

Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся.


3.

Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся.


4.

Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся


8. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред.А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.-278с.

  2. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.-24с.

  3. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетради на печатной основе) Под ред. проф. Е.А.Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2006.-127с.

  4. Электронное приложение к предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 – 5 М.: Просвещение, 2010

  5. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией В.А.Тишкова, Т.А.Шапошниковой для 4 – 5 классов М: Просвещение, 2010

  6. А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений « основы религиозных культур и светской этики» для 4 – 5 классов М.: Просвещение,2010



9. Список литература


1. Баландин Р.К. Святые и подвижники православия.- М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.-215с.

2. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.-24 с.

3. Демидова М.Ю. под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой). Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.-108с.

4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя М.. 1982

5. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000

6. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по основам светской этики

Автор: Исыпова Елена Александровна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа "Основы светской этики" для классов СКК (VII вид) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-osnovy-svietskoi-etiki-dlia-klassov-skk-vii-vid"
    ["file_id"] => string(6) "115143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411847966"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по учебному предмету "Светская этика" 4 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-svietskaia-etika-4-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440063007"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-orkse-osnovy-svietskoi-etiki-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416160696"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-osnovy-svietskoi-etiki-1"
    ["file_id"] => string(6) "208818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430915613"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И  СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ») 4 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "rabochaia-proghramma-osnovy-rieligioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-modul-osnovy-svietskoi-etiki-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121642"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414030726"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства