Рабочая программа по факультативному курсу «Азбука здоровья» 1 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Азбука здоровья» 1 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Азбука здоровья».
Программа разработана для 1 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.
Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Данный курс посвящён вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.
Цель курса: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Задачи курса:
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
формировать нравственную культуру, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
заложить предпосылки для формирования основ здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативному курсу «Азбука здоровья» 1 класс. »
Рабочая программа по факультативному курсу «Азбука здоровья».
Программа разработана для 1 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.
Составитель программы Петрик Екатерина Павловна, учитель начальных классов КГУ СОШ № 12 ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО».
Место факультативного курса в структуре программы начальных классов.
Сохранение здоровья, оптимизация учебного процесса, разработка здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни – актуальные задачи системы образования. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Данный курс посвящён вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.
Цель курса: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Задачи курса:
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
формировать нравственную культуру, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
заложить предпосылки для формирования основ здорового образа жизни.
Необходимым звеном в организации воспитания здорового образа жизни в условиях школы является как урок, так и внеклассная работа, включающая мероприятия данной направленности.
Объём учебного времени: тематический план и программа факультативного курса «Азбука здоровья» рассчитаны на учащихся 1 класса начальной школы в количестве 33 часов, по 1 часу в неделю в течение года. Программа данного курса ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Формы и методы работы:
Методы:
- беседы;
– игры;
– экскурсии.
Формы:
– коллективная форма;
– работа в парах;
– индивидуальная.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
К концу 1-го класса у учащихся должны быть сформированы следующие представления:
человек - часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
правила поведения в природе;
части тела и их функции;
органы чувств,
что такое общение и какова его роль в жизни человека;
В этой части программы обращается внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитываю систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
2 раздел. «Физическое здоровье» - 18 часов.
Здесь говорится о физическом здоровье, изучается текущее состояние органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает работу по следующим направлениям:
1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2.Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
3 раздел. «Природа и мы» - 3 часа.
Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение имеет природа для нашего здоровья. На уроках учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
Тематическое планирование по курсу «Азбука здоровья».
№
Тема
Кол-во часов
Содержание
1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье»
1-2
Как ты узнаёшь мир?
2
Общее представление о строении человека.
Органы чувств человека.
Эмоции человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
3-5
Кто тебя окружает?
3
Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, профессии членов семьи. Твоя помощь семье. Обязанности членов семьи.
Школа: учитель и ученики. Практическая работа: разучивание и организация совместных игр для мальчиков и девочек.
6
Для чего люди общаются?
1
Умение общаться. В чём состоит вежливость. Вежливая речь. Правила для собеседников.
2 раздел. «Физическое здоровье».
7
Что такое здоровье?
1
Понятие о здоровье.
8-9
Режим дня школьника и его основные компоненты.
2
Зачем нужен режим дня? Организация свободного времени.
10
Сон – отдых для организма.
1
Гигиена сна.
11-12
Тело человека как самостоятельный организм.
2
Как устроен человек? Основные группы или системы органов тела человека.
Практическая работа: разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения правильной осанки.
13-16
Как человек двигается?
4
Скелет. Кости и их прочность. Суставы. Переломы, вывихи. Практическая работа: правила оказания первой медицинской помощи.
Мышцы – движители тела и его скелета. Движение – это жизнь. Физическая усталость человека.
17-18
Глаза – орган зрения.
2
Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Компьютер и зрение.
Практическая работа: осмотр окулиста, разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз.
19-21
Пищеварение.
3
Органы пищеварения. Зачем мы едим, и что происходит с пищей? Из чего состоят продукты питания? Правила хранения продуктов питания. Правила приёма пищи.
22
Для чего человеку нужны зубы?
1
Строение зубов. Практическая работа: правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.
23
Кровь – жидкая ткань.
1
Сколько крови в человеке? Для чего нужна кровь?
24
Органы дыхания.
1
Как мы дышим? Как мы разговариваем?
3 раздел. «Природа и мы».
25-26
Человек и окружающая природа.
2
Зависимость человека от природы. Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Купание в открытых водоёмах.
27
Воздушные и солнечные ванны.
1
Правила загара.
4 раздел. «Основы здорового образа жизни».
28
Введение.
1
Что значит быть здоровым? Что значит быть больным? Что такое болезнь? Отчего возникают болезни?
29
Если хочешь быть здоров – закаляйся!
1
Что нужно знать и уметь, чтобы не болеть? Закаливание организма.
30-31
Кожа - защита организма от разрушительных внешних влияний.
2
Строение кожи. Кожа защищает от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Зачем надо смазывать рану йодом?
32
Правила безопасности на воде.
1
Практическое занятие.
33
Летние каникулы.
1
Практическое занятие.
Форма организации курса классно – урочная.
Форма завершения курса – практическое занятие.
Система оценивания учебных достижений учащихся - зачётная система.
Рекомендуемая литература:
Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.