Дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ№2
им. С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
д/с «Почемучка»
Краткосрочный проект совместно с родителями
в младшей группе на тему:
«Читаем вместе с детьми»
Воспитатели: Малахова Г.В.
Цветков Д.А.
Калининск 2016г.
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: педагоги и родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Процесс общения ребенка — дошкольника с книгой — это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Цель проекта:
формирование у родителей ценностного отношения к книге, потребности в чтении художественной литературы, создание партнёрских и дружеских отношений с детьми.
В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи проекта:
- Расширить представления родителей о многообразии книг, о том, как создаются книги.
- Воспитывать партнёрские отношения между детьми, родителями, педагогами.
- Обогащать детско-родительские отношения совместным чтениям.
- Пополнить библиотеку группы книжками, изготовленными из подручных материалов родителями.
- Ожидаемые результаты:
- Пополнение групповой библиотеки произведениями детской литературы в соответствии с возрастом.
- Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
- Повышение уровня развития речи детей.
- Организация выставки рисунков «В гостях у сказки».
- Родительская мастерская (Изготовление книжек-малышек родителями).
- Повышение активности родителей в жизни группы.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
- определение проблемы;
- опрос родителей;
- изучение литературы.
II. Основной этап реализации проекта:
- папки – передвижки;
- анкетирование родителей: «Приобщение к совместному чтению книг».
- памятки для родителей: «Как привить ребёнку любовь к чтению?».
- консультации и беседы для родителей;
- серия устных консультаций: «Какие бывают книги», «Роль книги в жизни детей младшего возраста», «Книги разные нужны, книги разные важны», «Моя любимая книги».
- изготовление родителями книжек – самоделок и закладок для книг.
III. Заключительный этап.
- Выставка книжек – самоделок и закладок для книг изготовленных родителями.
- Родительское собрание.