Творческий проект «Поговорим о любви»
Участники проекта: библиотекарь, социальный педагог, воспитатели группы, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Проблема: «Что такое любовь?».
Цели:
- определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и т.п.);
- формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви (взаимная, преданная, неразделенная, агрессивная, эгоистичная, «слепая», безрассудная);
- рассматривание различных ситуаций при взаимоотношениях: дети — дети, дети — взрослые, взрослые — взрослые.
Задачи:
- формировать у детей представления о чувстве любви на основе произведений устного народного творчества и сказок классиков русской литературы;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- обогащать родительско-детские отношения опытом диалогического эмоционально насыщенного общения;
- развивать толерантность (способность к пониманию, принятию точки зрения собеседника).
Предварительная работа:
- знакомство с русскими народными сказками «Волшебное кольцо», «Летучий корабль», «Царевна-Лягушка», «Никита Кожемяка», сказками классиков русской литературы: А.С. Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане.»; А. Аксакова — «Аленький цветочек»;
- составление кроссвордов по указанным сказкам и разгадывание их;
- знакомство с культурой Западной Европы (празднованием Дня Святого Валентина), изготовление «валентинок»;
- словесные игры «Кто тебе нравится», «Слово на ладошке», «Расскажи о своем друге»;
- знакомство с семейными альбомами.
Ход занятия
1. Вхождение в проблему «Что такое любовь?» (Это чувство, сопровождающее человека всю его жизнь. Любить можно родителей, друзей, дом, в котором родился, родину, природу, животных, погоду, предметы окружающего мира, люди любят друг друга.)
Социальный педагог: Сегодня, в День Святого Валентина, мы будем говорить о любви.
- Что это за праздник? {День всех влюбленных.)
- А что значит быть влюбленным? (Ответы детей: стараться быть красивым, стараться понравиться человеку, заботиться о нем. Ответы взрослых: быть преданным, уметь жертвовать во имя любви, стараться делать все красиво, доставлять радость тому, кого любишь, заботиться о нем, обеспечивать его спокойствие, благополучие.)
Детям и родителям предлагается разместить на Дереве пожеланий записочки с пожеланиями любимым людям.
Социальный педагог: А что вызывает чувство любви?
Ответы детей: Люди стараются красиво одеться, причесаться, красиво двигаться, петь, танцевать.
Социальный педагог включает в диалог.взрослых: сначала обращается внимание на внешнее обличье, а затем на душевные качества; чувству любви сопутствует доброта, забота, внимание, преданность, душевное равновесие.
Социальный педагог: Любовь! Это чувство бывает разным. Преданная любовь, эгоистичная, неразделенная, любовь и зло, любовь и агрессия. А разобраться в этом нам помогут сказки.
Библиотекарь предлагает детям выбрать карточки с текстом из различных сказок. Дети читают их самостоятельно.
Первый ребенок: «А царевна молодая, тихомолком расцветая.» (Дети угадывают сказку.)
Педагог: Какова же эта любовь? Нам помогут ответить на этот вопрос взрослые. (Ответы взрослых: взаимная, верная.)
Библиотекарь: Но это чувство было подвергнуто серьезному испытанию. Скажите, пожалуйста, кто мешал этой взаимной любви? (Ответы детей: злая царица.)
Библиотекарь: Какие чувства руководили царицей? (Ответы детей: злость, зависть, хитрость. Но царица была красивая.)
Педагог: Да, но эта красота не во благо. Здесь зло пытается разрушить любовь.
Библиотекарь: Как поэт характеризует царицу? Дети читают отрывок по памяти:
«Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.»
Библиотекарь: К сожалению, царь не разглядел этих черт, был ослеплен ее красотой и на внутренние качества не обратил внимания. А почему так получилось?
В разговор включаются родители: прошло мало времени со дня их знакомства и сватовства.
- А в чем проявилось чувство любви царевны к Елисею?
(Читает отрывок ответа царевны семи богатырям.) Какое
это чувство? (Любовь.) - Но она же богатырям говорит:
«Всех я вас люблю сердечно,
Но другому я навечно Отдана.
Мне всех милей Королевич Елисей.»
— Какие чувства она испытывает? (Дети просят родителей помочь им ответить.)
Взрослые: Верность, преданность, ожидание счастья.
— А как же любовь к семи богатырям?
Ответ ребенка: Ее душу наполняет чувство благодарности.
— А это тоже один из видов любви. А как Елисей доказал свою любовь?
(Ответы детей: он отправился на поиски, а ведь мог бы сидеть дома и найти себе невесту еще краше.)
— Какие же чувства пробуждаются в его душе, когда он
узнает о смерти царевны?
Диалог детей и взрослых: сожаление, грусть, горе; но в его душе теплится искорка надежды. Он преодолевает страх, идя в темную пещеру, разбивает гроб; им руководит огромная сила любви, которая побеждает смерть.
— Переходим к другой сказке (Читает отрывок из сказки «Аленький цветочек».)
«Полюбила ты меня в образе Чудища.» (Дети отгадывают сказку.)
— Здесь тоже преданная любовь, но чувства другие. Чудовище, Чудище. Но чем он привлек внимание девицы-красавицы?
(Ответы детей: заботой, вниманием, добротой, щедростью.)
— А в чем проявилась любовь красной девицы?
Родители вместе с детьми обсуждают ситуацию.
Вывод: она пожалела его, очень хотела помочь, сочувствовала ему, а затем и полюбила. Она вернула его к жизни своими горючими слезами. Здесь так же, как в сказке Пушкина, сила любви сотворила чудо.
Читает отрывок из следующей сказки.
«Что я вижу? Что такое? Как!» — и дух в нем занялся. Царь слезами залился. Обнимает он царицу, И сынка, и молодицу.»
(Дети угадывают сказку.)
— Здесь много героев, разные отношения.
(Дети определяют: царь Салтан и девица, мать и сын, Лебедь и Гвидон.)
— Но в царя влюблены и сестры-красавицы: одна бы наткала полотна, а вторая бы на весь мир приготовила пир. Смотрите, какая сложная ситуация: три любят одного, а он выбирает младшую. Что же происходит? Они продолжают любить царя, но какой теперь стала любовь?
(Ответы детей: злой, завистливой, агрессивной; сестры подменивают письма, обманывают царя, хотят убить царицу и малыша.)
— Какое чувство сопровождает их действия?
Дети обсуждают ситуацию с родителями.
Вывод: чувство злой, жестокой, мстительной радости. Эта радость недобрая — она никому не приносит счастья.
— А посмотрите, сколько людей невольно задействованы в этом! И хотя их душа противится, содрогается, но они вынуждены покориться приказу. Можем мы принять такую любовь?
(Ответ детей: нет)
Читается отрывок следующей сказки:
«Царь умолк, ей глядя в очи, И забыл он перед ней Смерть обоих сыновей. И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищен, Пировал у ней Дадон.»
(Дети угадывают сказку.)
— Какие чувства овладели царем, когда он увидел убитых
сыновей?
(Ответы детей и взрослых: горе, отчаяние.)
— А когда увидел царицу?
(Ответы детей и взрослых: радость, что нет соперников.)
— Какая же это любовь? (Эгоистичная и глупая: царь непонимает, что царице нужны только деньги и власть.)
2. Вниманию взрослых и детей предлагается кроссворд, ключевое слово которого — ЛЮБОВЬ.
Кого спас князь Гвидон? (Лебедь.)
Для кого скорлупка грецкого ореха служила колыбелью? (Дюймовочка.)
Для кого был выстроен под высокой елью хрустальный дом (Белка.)
Какой предмет помог Мартынке получить в жены царскую дочь? (Кольцо.)
Кто правил столицей с разрешения царицы (Гвидон.)
Кого послал Бог царице в Сочельник? (Дочь.)
Социальный педагог организовывает игру взрослых и детей — «Скажем друг другу ласковые слова» (ребенок и родитель поочередно говорят друг другу ласковые слова).
Дети под музыку Леграна из к/ф «Шербургские зонтики» преподносят родителям сделанные ими «валентинки»..
3. Подведение итогов встречи:
- Какую любовь мы выбираем? (Преданную, взаимную.)
- Что нужно сделать, чтобы это чувство стало таким? (Нужно доверять тому, кого любишь, заботиться о нем, жертвовать собой ради любимого.)
Любовь — это благо, любить надо с надеждой, хранить любовь, как драгоценный дар.
4. Постановка новой проблемы: создать энциклопедию сказок о любви (красная страница — любовь преданная, благородная и т.п.; серая страница — любовь агрессивная, глупая, расчетливая).
Цель: через работу с литературным текстом формировать добрые чувства и эмоции, закладывать нравственные основы, умение видеть себя в окружающем мире.