kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка» 4 класс

Цель урока: приобщение школьников к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Рязанского края; формирование художественно-практических умений и навыков; развитие чувства композиции, творческих способностей учащихся.

Задачи урока: знакомство школьников с вырковской глиняной игрушкой; составление эскиза игрушки по мотивам вырковской игрушки; развитие навыков декорирования заданной формы.

Вид занятия: декоративное рисование.

Оборудование:

для учителя – компьютер, проектор, экран, презентация «Вырковкая игрушка», образцы вырковских игрушек; репродукции образцов декоративно-прикладного искусства; наглядные пособия в виде таблиц-рисунков:

а) изображение этапов работы над рисунком;

б) образцы ученических работ на данную тему;

в) образцы игрушек — вырковские игрушки мастера В.П.Есина.

Для учеников - альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, гуашевые белила, кисти, емкость с водой, баночка для воды.

Планируемые результаты:

1. Предметные умения:

выполнить рисунок

2. Метапредметные:

3. Регулятивные: учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
4. Познавательные: уметь планировать деятельность на уроке под руководством учителя, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебного задания.
5. Коммуникативные: формировать умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

6. Личностные: умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций при работе в классе.

Метапредметные связи:

­ окружающий мир (знание традиций разных народов).

­ Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока
1. Самоопределения к деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность.
Организационный момент. Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем изучать игрушки, а вот какие? Это вам предстоит угадать.

2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Учитель: Очень часто за событиями
И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Давным-давно, за дремучими лесами, недалеко от озера Сынтул, в 20 км от торгового центра – г.Касимова, в знаменитых Муромских лесах, на окраине древней земли Мещерской, расположилась большая деревня Вырково. Как вы думаете, чем знаменито Вырково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей).

Чем знаменито Вырково? -
Игрушкою своей.

3. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Учитель: Ребята, чего бы вы сами хотели добиться на уроке?
Первое – это познакомиться с вырковской игрушкой. Научиться рисовать или лепить такую игрушку. Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока.
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.
Учитель: Знакомство с вырковской игрушкой я хочу начать с отрывка стихотворения нашего с вами земляка — поэта Евгения Маркина.

На касимовском базаре,

Где не считаны рубли,

Где козырными тузами

Проплывают куркули,

Где завал гармоний тульских,

Патефонов и гитар,

Продает свои свистульки

Предприимчивый гончар.

Гей, прижимистые бабы!

Не скупись на пятаки!

Ребятишкам для забавы

Обливные петухи!

Лишь подуй — и так зальются,

Только уши затыкай!

По дешевке продаются,

Хошь — не хошь, а покупай!

Мой сынишка выбирает,

Хоть у всех один фасон -

Разрисованные смачно,

Все горласты хоть куда!...

Выбегает ученик, одетый в русскую народную рубаху и свистит в игрушку-свистульку.

Показ презентации (показ и обсуждение слайдов). Обсуждение сопровождается вопросами учителя, которые направляют детей к получению новых знаний.

Сегодня наш разговор пойдет об игрушке нашего края — вырковской игрушке.

К сожалению, вырковские игрушки можно увидеть только в музеях. В 20 км от нашего города Касимова в близи села Сынтул есть небольшая деревенька под названием Вырково. Более 200 лет жили в Выркове гончары. И было их не двое, не трое, вся деревня лепила горшки и кувшины, делала квасники и свистульки. В 30-е годы 20 века 350 мастеров кормились нелегким промыслом. Завет беречь фамильное ремесло передавался от отца к сыну. Глина для работы нужна была не простая — гончарная, которую из стари народ звал «скуделью» (слово на доске) — отсюда и гончара звали скудельником. А само слово «глина» буквально означало - «скользкая». Эту особую глину добывали в двух километрах от деревни в местечке названном в народе Курицино. В Выркове мастерами становились исключительно мужчины. Женщин держали на подхвате, доверяя им самую простую работу. Каждая мать в деревне обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки. Мальчишек начинали учить гончарному делу лет с 11. Дети лепили в основном игрушки — свистульки в виде коньков, петушков, медведей. На рынке всегда свистульки продавали. Продавцы специально зазывали покупателей задорными стишками:

Наша хата

Утехами богата –

Расчески-гребешки,

Свистульки-петушки.

Выходит ученик с игрушками-свистульками и свистит...

Купи-ка, мамаша, папаша,

Деточка-то ваша,

С этой игрушкой пусть

Он поиграет, повеселится,

Потешится, порезвиться.

Свист.

Цена игрушек была очень низкая. За горшок мастер брал столько зерна, сколько в него войдет, а за свистульку — одно куриное яйцо.

Особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят. Один слепил лошадь впряженную в глиняный возок. А пятнадцатилетний житель Выркова Василий Кулешов лепил интересные и сложные игрушки – вертящуюся карусель. Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Фантазия старых вырковских мастеров была неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Не отсюда ли К.И.Чуковский почерпнул образ своего «Тяни-Толкая»? (Показ рисунка). Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков ( конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали, помогая палочкой которой обрабатывали выступающие части: гребни птиц, кокошники. Глаза, рот, нос вырисовывали той же палочкой по сырой глине. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800). В Выркове игрушки никогда не расписывали, а покрывали зеленой поливой. Перед обжигом в горнах их сушили на сковородах в печах. Глиняные игрушки называли «сопелками», «гудухами», «улютками».  С этими игрушками не расставалась деревенская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Такие игрушки теперь можно увидеть только в музее — в Касимовском краеведческом, в Загорском музее игрушек и даже в Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть игрушки вырковских мастеров.

Давайте посмотрим игрушки вырковских мастеров.

Дыханьем мастера согрета,

Многоголоса, как весна

И разноцветна, точно лето.

Кричит «Сова», «Медведь» ревёт,

И «Лось» трубит, как на опушке.

Душа народная живёт

В вырковской игрушке.

Просмотр презентации «Вырковская игрушка»

5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Усвоение нового способа действий.

Физкультминутка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

7. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились. Выберете тех, чьи работы получились самыми интересными.
Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен, кто не закончил свои работы, мы с вами их закончим на следующем уроке. На этом наш урок закончен.

Учитель: Понравились вам фотографии? Сейчас в деревне Вырково не осталось мастеров-гончаров. (показ фотографии).

  • Думаю, что наше знакомство с вырковскими игрушками оставит в вашей душе добрый след.

- Предлагаю вам, ребята, нарисовать эскиз глиняной игрушки по мотивам вырковской (если есть возможность, можно лепить игрушку).

Работа с методической таблицей (поэтапное выполнение работы эскиза), показ детских рисунков из методического фонда.

Прошу учащихся подойти к выполнению работы творчески, разнообразить тематику игрушек.

В ходе урока провожу фронтально-индивидуальную работу с учащимися. Лучшие работы отмечаю, хвалю.

Подведение итогов урока. Выставка и анализ работ учащихся.

Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел вырковской игрушки?

  2. Почему игрушка называется вырковской?

  3. Особенности вырковской игрушки?

  4. Как ласково вырковцы называли свои цвета?

  5. Какие символы встречаются в вырковской игрушке?

Думаю, что наше знакомство с вырковскими игрушками оставит в вашей душе добрый след.

Дыханьем мастера согрета,

Многоголоса, как весна И разноцветна, точно лето. Кричит «Сова», «Медведь» ревёт, И «Лось» трубит, как на опушке. Душа народная живёт В вырковской игрушке.

Ребята спасибо за урок, до свидания.

Литература к уроку:

  1. Паньков В. «Иду Мещерой»

  2. Русское народное искусство. Издательство Министерства РСФСР. Ленинград. 1959.

  3. Основы художественного ремесла. «Просвещение».1979.

  4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. Л.1975.

  5. Розова Л.К. Дымковская игрушка. М.1972.

  6. Отрывок из стихотворения поэта Е.Маркина «Свистульки». 1968.

  7. Материалы поисковой экспедиции в деревню Вырково Касимовского района с учащимися 7 класса. 1999.

  8. Блинов Г. Вырковские свистульки. «Мещерская новь». 01.11.1986.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка. »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

муниципальное образование — городской округ г.Касимов




Конспект урока

по изобразительному искусству

«Народная игрушка Рязанского края.

Вырковская игрушка»

4 класс


Учитель изобразительного искусства

Вьюгина Наталья Юрьевна

391300, г.Касимов,

Рязанская область,

ул. 50 лет ВЛКСМ, д.26б,

МБОУ «СОШ №4»












г.Касимов

2013-2014 уч.г.



Тема урока: «Народная игрушка Рязанского края.

Вырковская игрушка»

4 класс

Цель урока: приобщение школьников к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Рязанского края; формирование художественно-практических умений и навыков; развитие чувства композиции, творческих способностей учащихся.

Задачи урока: знакомство школьников с вырковской глиняной игрушкой; составление эскиза игрушки по мотивам вырковской игрушки; развитие навыков декорирования заданной формы.

Вид занятия: декоративное рисование.

Оборудование:

для учителя – компьютер, проектор, экран, презентация «Вырковкая игрушка», образцы вырковских игрушек; репродукции образцов декоративно-прикладного искусства; наглядные пособия в виде таблиц-рисунков:

а) изображение этапов работы над рисунком;

б) образцы ученических работ на данную тему;

в) образцы игрушек — вырковские игрушки мастера В.П.Есина.

Для учеников - альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, гуашевые белила, кисти, емкость с водой, баночка для воды.

Планируемые результаты:

1. Предметные умения:

выполнить рисунок

2. Метапредметные:

3. Регулятивные: учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
4. Познавательные: уметь планировать деятельность на уроке под руководством учителя, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебного задания.
5. Коммуникативные: формировать умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

6. Личностные: умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций при работе в классе.

Метапредметные связи:

­ окружающий мир (знание традиций разных народов).

­ Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока
1. Самоопределения к деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность.
Организационный момент. Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем изучать игрушки, а вот какие? Это вам предстоит угадать.

2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Учитель: Очень часто за событиями
И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Давным-давно, за дремучими лесами, недалеко от озера Сынтул, в 20 км от торгового центра – г.Касимова, в знаменитых Муромских лесах, на окраине древней земли Мещерской, расположилась большая деревня Вырково. Как вы думаете, чем знаменито Вырково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей).


Чем знаменито Вырково? -
Игрушкою своей.


3. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Учитель: Ребята, чего бы вы сами хотели добиться на уроке?
Первое – это познакомиться с вырковской игрушкой. Научиться рисовать или лепить такую игрушку. Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока.
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.
Учитель: Знакомство с вырковской игрушкой я хочу начать с отрывка стихотворения нашего с вами земляка — поэта Евгения Маркина.


На касимовском базаре,

Где не считаны рубли,

Где козырными тузами

Проплывают куркули,

Где завал гармоний тульских,

Патефонов и гитар,

Продает свои свистульки

Предприимчивый гончар.

Гей, прижимистые бабы!

Не скупись на пятаки!

Ребятишкам для забавы

Обливные петухи!

Лишь подуй — и так зальются,

Только уши затыкай!

По дешевке продаются,

Хошь — не хошь, а покупай!

Мой сынишка выбирает,

Хоть у всех один фасон -

Разрисованные смачно,

Все горласты хоть куда!...


Выбегает ученик, одетый в русскую народную рубаху и свистит в игрушку-свистульку.

Показ презентации (показ и обсуждение слайдов). Обсуждение сопровождается вопросами учителя, которые направляют детей к получению новых знаний.

Сегодня наш разговор пойдет об игрушке нашего края — вырковской игрушке.

К сожалению, вырковские игрушки можно увидеть только в музеях.

В 20 км от нашего города Касимова в близи села Сынтул есть небольшая деревенька под названием Вырково. Более 200 лет жили в Выркове гончары. И было их не двое, не трое, вся деревня лепила горшки и кувшины, делала квасники и свистульки. В 30-е годы 20 века 350 мастеров кормились нелегким промыслом. Завет беречь фамильное ремесло передавался от отца к сыну. Глина для работы нужна была не простая — гончарная, которую из стари народ звал «скуделью» (слово на доске) — отсюда и гончара звали скудельником. А само слово «глина» буквально означало - «скользкая». Эту особую глину добывали в двух километрах от деревни в местечке названном в народе Курицино. В Выркове мастерами становились исключительно мужчины. Женщин держали на подхвате, доверяя им самую простую работу. Каждая мать в деревне обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки. Мальчишек начинали учить гончарному делу лет с 11. Дети лепили в основном игрушки — свистульки в виде коньков, петушков, медведей. На рынке всегда свистульки продавали. Продавцы специально зазывали покупателей задорными стишками:


Наша хата

Утехами богата –

Расчески-гребешки,

Свистульки-петушки.

Выходит ученик с игрушками-свистульками и свистит...

Купи-ка, мамаша, папаша,

Деточка-то ваша,

С этой игрушкой пусть

Он поиграет, повеселится,

Потешится, порезвиться.

Свист.

Цена игрушек была очень низкая. За горшок мастер брал столько зерна, сколько в него войдет, а за свистульку — одно куриное яйцо.

Особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят. Один слепил лошадь впряженную в глиняный возок. А пятнадцатилетний житель Выркова Василий Кулешов лепил интересные и сложные игрушки – вертящуюся карусель. Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Фантазия старых вырковских мастеров была неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Не отсюда ли К.И.Чуковский почерпнул образ своего «Тяни-Толкая»? (Показ рисунка).

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков ( конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали, помогая палочкой которой обрабатывали выступающие части: гребни птиц, кокошники. Глаза, рот, нос вырисовывали той же палочкой по сырой глине. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).

В Выркове игрушки никогда не расписывали, а покрывали зеленой поливой. Перед обжигом в горнах их сушили на сковородах в печах. Глиняные игрушки называли «сопелками», «гудухами», «улютками».

С этими игрушками не расставалась деревенская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Такие игрушки теперь можно увидеть только в музее — в Касимовском краеведческом, в Загорском музее игрушек и даже в Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть игрушки вырковских мастеров.

Давайте посмотрим игрушки вырковских мастеров.


Дыханьем мастера согрета,

Многоголоса, как весна

И разноцветна, точно лето.

Кричит «Сова», «Медведь» ревёт,

И «Лось» трубит, как на опушке.

Душа народная живёт

В вырковской игрушке.

Просмотр презентации «Вырковская игрушка»

5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Усвоение нового способа действий.


Физкультминутка.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

7. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились. Выберете тех, чьи работы получились самыми интересными.
Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен, кто не закончил свои работы, мы с вами их закончим на следующем уроке. На этом наш урок закончен.

Учитель: Понравились вам фотографии? Сейчас в деревне Вырково не осталось мастеров-гончаров. (показ фотографии).

  • Думаю, что наше знакомство с вырковскими игрушками оставит в вашей душе добрый след.

- Предлагаю вам, ребята, нарисовать эскиз глиняной игрушки по мотивам вырковской (если есть возможность, можно лепить игрушку).

Работа с методической таблицей (поэтапное выполнение работы эскиза), показ детских рисунков из методического фонда.

Прошу учащихся подойти к выполнению работы творчески, разнообразить тематику игрушек.

В ходе урока провожу фронтально-индивидуальную работу с учащимися. Лучшие работы отмечаю, хвалю.

Подведение итогов урока. Выставка и анализ работ учащихся.

Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел вырковской игрушки?

  2. Почему игрушка называется вырковской?

  3. Особенности вырковской игрушки?

  4. Как ласково вырковцы называли свои цвета?

  5. Какие символы встречаются в вырковской игрушке?

Думаю, что наше знакомство с вырковскими игрушками оставит в вашей душе добрый след.

Дыханьем мастера согрета,

Многоголоса, как весна И разноцветна, точно лето. Кричит «Сова», «Медведь» ревёт, И «Лось» трубит, как на опушке. Душа народная живёт В вырковской игрушке.

Ребята спасибо за урок, до свидания.


Литература к уроку:


  1. Паньков В. «Иду Мещерой»

  2. Русское народное искусство. Издательство Министерства РСФСР. Ленинград. 1959.

  3. Основы художественного ремесла. «Просвещение».1979.

  4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. Л.1975.

  5. Розова Л.К. Дымковская игрушка. М.1972.

  6. Отрывок из стихотворения поэта Е.Маркина «Свистульки». 1968.

  7. Материалы поисковой экспедиции в деревню Вырково Касимовского района с учащимися 7 класса. 1999.

  8. Блинов Г. Вырковские свистульки. «Мещерская новь». 01.11.1986.

































Приложение 1.


















Приложение 2.








На касимовском базаре,

Где не считаны рубли,

Где козырными тузами

Проплывают куркули,

Где завал гармоний тульских,

Патефонов и гитар,

Продает свои свистульки

Предприимчивый гончар.










Приложение 3.


Методическая таблица поэтапного рисования игрушки-свистульки.







Приложение 4.


Работы учащихся









Приложение 5.


Урок изобразительного искусства «Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка»

4А класс. Май 2013 год.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка.

Автор: Вьюгина Наталья Юрьевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок краеведения "Быт Рязанской губернии в XVIII веке""
    ["seo_title"] => string(61) "urok-kraieviedieniia-byt-riazanskoi-ghubiernii-v-xviii-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "255020"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447853516"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства