Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект ученицы 8 класса Тереховой Анны по теме: "История возникновения и развития русской народной игрушки"»
"Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков".Классный час для школьников 5–7-х классовЦели: объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью. Формировать у учащихся стойкое неприятие к курению табака, позитивный образ будущегоПодобрана книжная выставка “Курение или здоровье – выбирайте сами”
Учитель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей). На импровизированной сцене Том, Джо и Гек – герои романа М. Твена “Приключения Тома Сойера”. Исполняется инсценировка главы “Первые трубки”.Учитель: Как вы думаете, что побуждает сегодняшних школьников начинать курить, пить, принимать наркотические вещества? Как вы думаете, от чего у человека может наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего отнимает силы и здоровье? (курение, алкоголь, токсикомания, несоблюдение гигиены, наркотики) – выходят школьники и рассказывают об этих вредных привычкам, мешающих здоровью человека. Кто знает, как изменится наше будущее? Есть множество вариантов, по которому человечество может пойти. Оно может пойти по пути самоуничтожения. Я предлагаю вам подумать о лучшем варианте развития, когда люди осознают весь вред сигарет, алкоголя, наркотиков и откажутся от них. Предлагаю подключить ваше воображение и представить общество будущего, в котором нет сигарет, алкоголя, наркотиков. В котором людям просто не нужны эти вещи, т.к. решать свои проблемы они могут, не прибегая к психоактивным веществамВедущий : Вы можете сказать, что такого не бывает и никогда не будет. Когда Леонардо да Винчи чертил схемы летательных аппаратов, его соотечественники считали это чудачеством. Когда-то люди и подумать не могли, что будут такие вещи, как телевизор, подводная лодка. Еще 10 лет назад многие из нас не знали, что возможна другая связь, кроме телефонной и радиосвязи. А сейчас у каждого сидящего здесь есть сотовый телефон. Обратимся к фактам ( выступление учащихся): Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы. Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут. За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человекСейчас в Америке считается курить “немодным”.Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением. Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество. Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему. 31 мая во всем мире отмечают как День без табака. Курящие ежегодно “выкуривают” в атмосферу: 720 т синильной кислоты (яд!) 384000 т аммиака108000 т никотин600000 т дёгтя550000 т угарного газаУчитель: Международная фармацевтическая компания МитКляйн Бичем спонсирует “Проект ХОУП”. Его суть – в профилактике употребления табака и алкоголя в начальной школе. Проект работает с 1998 года при поддержке Минобразования РФ. Опрос учителей, учащихся, родителей пяти школ Северного округа Москвы помог создать учебное пособие “Полезные привычки”. Если в 1998 году тираж “Полезных привычек” составил всего несколько тысяч, то уже второе издание было внедрено в 127 московских школах. Было опрошено около тысячи человек. Более 50 % девятиклассников сказали, что напивались хотя бы один раз…Чаще всего на это толкает школьников любознательность. Именно она “соблазнила” 30% подростков. Друзья – от 20 до 34 %. Благодаря участию родителей и ближайших родственников к спиртному приобщился каждый четвёртый. Четверть подростков употребляют алкоголь с целью расслабления, а каждый десятый для подтверждения своей взрослости. Проведение опроса. Что ты будешь делать, если ваш друг или подруга пристрастились к курению? помогу бросить эту вредную привычку –сам попробую покурить –мне всё равно –нет таких друзей
“Русь, Россия, Родина моя” - цикл классных часов о знаменательных событиях истории России; “День защитников Отечества” - проводится на каждой ступени обучения в различных формах; “Запретный плод сладок” - диспуты, беседы по нравственному воспитанию младших подростков; “Я – гражданин России” - цикл классных часов о выдающихся личностях города, страны; “Опалённые войной” - цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне; “Здравствуйте все” - цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам; “Наши права и обязанности” - цикл классных часов по правовой грамотности.
Сущность понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание».Впервые слово «патриот»стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дал следующее определение: «Патриот, патриотка – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.»
«Патриот, – говорится в другом словаре, – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
Философское определение патриотизма, гласит: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
В словаре С.И. Ожегова патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».
Не менее сложным является и понятие культуры межнациональных отношений. Здесь, прежде всего, нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение». С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным ценностям.
Сущность, методы и формы патриотического воспитания.Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные.
Для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме можно выделить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы.
В системе учебных занятий школьники знакомятся с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей земле, к родине, когда они занимаются краеведческой работой, совершают походы по родному краю.
Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у учащихся представления о природе родного края. На занятиях по зоологии дети знакомятся с животным миром. География позволяет учащимся накопить разнообразные представления о природных ресурсах, ландшафте и растительном мире своего региона.
Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеклассной воспитательной работы. Для этого используются экскурсии в природу, походы по родному краю, создание уголков природы в школе, участие в работе кружка «Юный натуралист» и т.д.
Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками.
Эффективным методическим приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных примеров патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн. Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание учащимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция. С этой целью на уроках литературы, например, учителя используют проблемные вопросы, по которым у учащихся возникают различные суждения и мини-дискуссии.
Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего школьного возраста.Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.
В этом возрасте на более высокий уровень поднимается развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.
Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие нанравственноеформирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу.
Об успехах в формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Так, труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, ремонте школьной мебели, работа на пришкольном учебно-опытном участке воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в улучшение школьной жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей действительности.
Особую роль в формировании патриотического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью они привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов. Старшеклассники могут оказывать посильную помощь в закладке питомников и уходе за саженцами плодовых деревьев и кустарников. Во время летнего отдыха в оздоровительном лагере школьники оказывают помощь в очистке леса от мусора, ограждении муравейников, в благоустройстве родников, изготовлении экологических знаков-символов и т.д.
Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края.
Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы – участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная». [2]
Формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь, прежде всего, используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества и т.д.
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочное время.Научить патриотизму невозможно, но учитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. Каждый урок – это совместный плод труда учителя и учащегося. На уроках истории и обществознании есть все предпосылки для реализации данного требования. На этих уроках можно предложить детям написать различные эссе, сочинения, или же просто завести различные диспуты на следующие темы: «Мой родной город», «Герои Росси», «Герои моего родного края», «Наши земляки в Великой Отечественной войне» и многие другие.
Такого рода задания заставляют ребят обобщать полученные знания, давать им собственную оценку, не только познавать общие сведения, события, но и искать материал не только краеведческий, но и листать семейный альбом, беседовать не только с близкими людьми, но и порой совсем не знакомыми людьми о событиях, о их жизни.
На уроках обществознания дети могут не только писать эссе, но рисовать различные плакаты, разрабатывать различные проекты по развитие своего города, области и даже страны. Например, «Экологическая ситуация родного города», «Мир вокруг нас» и другие. Это позволит формированию любови к Родине, городу, дому.
Таким образом, перед учителем истории и обществознания стоят следующие задачи:
формировать у детей любовь и преданность к Родине;
развивать у детей любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;
воспитывать любовь к истории родного края;
воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;
формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;
развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.
Во внеурочное время необходимо также поводить мероприятия, которые направлены на воспитание патриотизма. Это может осуществляться во время классных часов на различные темы, такие как «Моя Россия», «Долг перед Родиной», «Я служу Отечеству» и многие другие.
Необходимо формировать национальное самосознание, нравственную культуру, национальные традиции. Чувство родины, патриотизма, уважение к старшим, культ семьи должны быть сформированы у вступающих в жизнь детей и подростков. Уважение к самим себе, понимание, откуда мы и в чем наше предназначение - условие, без которого все усилия по патриотическому воспитанию не дадут результатов. Культивирование этих качеств в стенах школы не должны вступать в противоречие с реальностью общественной жизни. Вот почему задача патриотического воспитания молодежи сегодня объявлена Правительством задачей актуальной и очень важной.[7]
Также необходимо организовывать различные экскурсии, мероприятия направленные на воспитание патриотизма у детей старшего школьного возраста.
Организация и проведение педагогического эксперимента. Констатирующий этап.С целью выявления сформированности представления о патриотизме; уровня проявления патриотических чувств нами был организован и проведен педагогический эксперимент на базе МОУ МСШ №1 г. Макарьева Костромская область. Возраст испытуемых: учащиеся 10 «А» класса (15-16 лет).Количество выборки: 22 человека.
В процессе эксперимента, на констатирующем его этапе, было проведено анкетирование среди испытуемых.Была использована анкета «Патриот» (6).
Анализ полученных результатов показали, что в данном классе уровень сформированности патриотических чувств и представление о патриотизмениже среднего, большая часть опрошенных считает себя патриотами и любят Родину, но затрудняются ответить, в чем это чувство у них появляется. Следовательно, в данном классе необходимо проводить специальные занятия по воспитанию патриотизма.
Разработка и реализация цикла классных часов «Моя Родина – Россия». Формирующий этап.Согласно анализа констатирующего этапа эксперимента На данном этапе были составлены классные часы по патриотическому воспитанию и составлена их тематика, и были проведены занятия со старшеклассниками.
Таблица 6
Тематический план классных часов «Моя Родина – Россия»
№
Название
Цели мероприятия
Формы и методы
1
«Умозрение в красках»
способствовать формированию у обучающихся понимания влияния Православия на развитие отечественной культуры, а также понимания необходимости для каждого гражданина Российского государства знать традиции и ценности православной отечественной культуры.
Урок-беседа, дискуссия.
2
«С чего начинается Родина…»
формирование представления о Родине;
формирование понятия о патриотизме, патриоте.
Экскурсия: «Наша малая родина».
Рассказ, беседа.
3
«Мой родной город»
способствовать развитию патриотических чувств на примере любви к своему городу;
познакомить с историей создания родного города;
расширить знания учащихся о родном городе.
Урок-беседа, дискуссия .
4
"Подвиг долга и любви"
создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.
Урок-дискуссия.
5
«Родная сторона»
формирование знаний по истории Малой Родины;
развитие личностной культуры как основы любви к Родине;
способствовать развитию интереса к краеведению.
Урок-беседа.
6
«Александр Невский – символ нации»
развивать у учащихся чувства патриотизма, чувства любви к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям;
сформировать у учащихся представление о русском национальном герое, истинно христианском правителе, благоверном князе Александре Невском;
раскрыть огромное историческое значение победы русского войска под предводительством Александра Невского в сражениях на реке Неве и Чудском озере.
Урок-беседа, дискуссия.
7
«Благословленная моя земля!»
формировать чувство любви к своей малой родине, гордости за свою землю;
воспитать эстетический вкус, развить восприятие красоты народных промыслов
Урок-беседа.
8
«Минин и Пожарский – патриоты Отечества»
обобщить факты героической борьбы народов нашей страны с иноземными захватчиками в XVII веке;
развивать творческую активность учащихся, осознание ими личной ответственности в защите Родины;
Способствовать формированию патриотического сознания, развивать гражданские качества личности, чувства сопричастности к истории своей страны, к осознанию преемственности поколений.
Урок-беседа.
9
«Великая Отечественная война — трагедия и подвиг советского народа»
повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне;
практическое применение полученных теоретических знаний (работа с документами, картой);
воспитание патриотических чувств учащихся на примере героизма и мужества советских людей во время Великой Отечественной войны.
Урок-беседа, дискуссия.
10
"Память о них жива. Подвиг их бессмертен"
Познакомить учащихся с участниками Великой отечественной войны;
Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой Родины;
Толерантность - это не простое чувство, Его не в раз приобретешь: Сколько надо проявить благородства и сочувствия, Только тогда сам все это поймешь. Толерантным быть – это искусство, Твердо в этом мы убеждены: В дружбе и согласии жить должны. Русские и украинцы, башкиры и татары Мир становится таким жестоким, Что по одиночке невозможно жить… Ответим друг другу чувством высоким- И хрупкий мир мы сможем сохранить. Ученики 8 «А» класса.
Что же такое толерантность?
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Уроки толерантности
Тема."Урок толерантности".
Цели. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность". Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".
Стихи для ребят Всех народов и стран: Для абиссинцев И англичан, Для испанских детей И для русских, Шведских, Турецких, немецких, Французских Негров, чья родина – Африки берег; Для краснокожих Обеих Америк. Для желтокожих, Которым вставать Надо, Когда мы ложимся в кровать, Для эскимосов, Что в стужу и снег Лезут В мешок меховой На ночлег; Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян; Для ребятишек Одетых и голых – Тех, что живут В городах и селах... Весь этот шумный, Задорный народ Пусть соберется В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом!
– О чем это стихотворение?
Дети.О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
У.Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Д.Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
У.Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
Д.Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...
– Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
У.Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".
Высказывания детей.
– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.
У.В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.
1. Саша плохо одет...
!Это неважно. ?Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
?Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. !Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
!Ты пытаешься защитить его. ?Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте поиграем в игру.
1. Для того чтобы больше не было войны. 1. Нужно понимать, почему она происходит. 2. Ничего нельзя сделать. 3. Когда говорят о детях, пострадавших от войны. 1. Ты об этом услышал и забыл. 2. Ты ищешь возможность проявить солидарность. 1. Ты все-таки слушаешь его. 2. Ты не даешь ему говорить. 4. В классе ты уже ответил. 1. Тебе хочется отвечать еще 2. Ты предоставляешь другим.
Подведение итогов игры.
У.Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?
Тема. "Мы – команда одного корабля".
Цели. Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Оборудование. Рисунок с изображением Земли (вид из космоса); карта полушарий; таблица "Самые многочисленные народы"; изображение человека; древо класса "Какой национальности были наши предки".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня необычный урок. Мы будем коллегами. На уроке будем рассуждать, доказывать, наблюдать.
У.Прочитайте тему урока.
Дети. "Мы – команда одного корабля". В конце урока ребята должны ответить на вопрос, почему урок получил такое название. На доске появляется рисунок с изображением Земли; карта полушарий. Дети работают по вопросам.
II. Сообщение темы
1. Как называется наша страна? 2. Сколько материков на Земле? 3. Сколько океанов? 4. На каком материке живем мы? 5. Как называется наша планета? 6. Как называется народ, который живет в России?
III. Вступительная беседа
У.Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по-порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.
Д.Австралийские аборигены верят, что вначале, "в эпоху сновидений", Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия. – В Библии – священной книги иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, под самый конец сотворил человека "по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
У.Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые доказывают, что человек произошел от волосатого, четвероногого и хвостатого животного. Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды.
Д.Легенда североамериканских индейцев. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
У.Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?
Д.По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
У.Сколько сейчас на Земле народов? Ответы учеников. – На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире? Ответы учеников.
IV. Практическая работа
Укажите место каждого народа в таблице. Это поможет определить численность населения.
Самые многочисленные народы
Дети выполняют задание. Таблица вывешивается на доску. –Подведите итог.
Д.В конце ХХ века все население планеты составляло чуть меньше 6 млрд человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы.
У.Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ?
Д.Язык, культура, национальный характер, религия, традиции…
У.Давайте перенесемся в нашу страну. Назовите главный город России. Назовите город, который является малой родиной.
Учащиеся дают справку о своем городе.
У.Что привело в эти глухие места много лет назад людей?
Д.По приказу царя людей отправили осваивать новые земли.
У.Посмотрите на диаграмму, и вы увидите, каких народов больше.
– А теперь посмотрите, что представляет наш класс. Какая кровь течет в учениках нашего класса? Учитель показывает рисунок дерева, где ветви дерева – фамилии учеников класса. Дети рассказывают о своей родословной. Учитель обобщает ответы учеников. –Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей. – В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?
VII. Групповая работа
У.Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека. – Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Каждая группа выступает.
VIII. Подведение итога
У.А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой. На доске дети создают силуэт человека. На доске.
Д.Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. – Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля. – Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.IХ. Итог урока
У.Объясните, почему урок носил название "Мы – команда одного корабля".
Д."Команда" – люди, "корабль" – Земля.
Тема. "Беженцы в России".
Цели. Формировать и развивать гуманное отношение, чувство альтруизма к людям, нуждающимся в помощи; познакомить учащихся с терминами "беженцы", "толерантность"; выявить уровень (диагностика) толерантности с помощью теста; воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.
Формы работы. Игровая: групповая и индивидуальная; игра "Странные гости".
ХОД УРОКА
Занятие начинается с ролевой игры "Странные гости". Несколько человек из класса, переодетые в мусульманскую одежду, стучатся и входят в класс. Класс представляет собой Дворец милосердия. Гости рассказывают о том, как в их замечательной и красивой сказочной стране начались раздоры между злыми волшебниками, и разразилась такая буря, что земля затряслась, дома рухнули. Каждый день гремит гром, сверкает молния, которая убивает жителей этой страны. Поэтому, чтобы их не постигла эта страшная участь, они вынуждены были собрать свои семьи и бежать куда глаза глядят. Так они попали в нашу волшебную страну.
Гости. Нас в вашей стране называют беженцами. Нам нужна помощь, и поэтому мы пришли к вам во Дворец милосердия.
Здесь представители Дворца милосердия (остальные ученики) предлагают гостям присесть, отдохнуть, выпить чаю. А сами члены Дворца милосердия собрали консилиум, на котором решали вопросы относительно гостей. Игра проводится в виде эстафеты: весь класс делится на две команды. У каждой команды несколько воздушных шариков, в которых находятся вопросы, записанные на бумаге. Чья команда правильно ответит на все вопросы, та и побеждает
Учитель. Беженцы, кто они такие?
Дети. Люди, которые вынуждены были покинуть свою страну по причине угрозы их здоровью и жизни.
У.Почему им необходимо оказать помощь?
Д.Многие из них не знают русского языка – они не могут объясниться.
– У беженцев нет крова – им негде жить. – Им нечего кушать, так как у них нет денег и они не могут купить себе еду. – У них нет работы, чтобы обеспечить свою семью. – Их детям негде учиться. – Если они больны, то никто не может оказать им первую медицинскую помощь.
У.Беженцы, какие они?
Д.Такие же люди, как и мы, у которых должен быть свой дом, где они живут со своими семьями.
– У некоторых есть дети, они другой национальности.
У.Почему им необходимо оказывать помощь?
Д.Мы должны быть милосердны друг к другу. Сострадать и оказывать помощь, если человек в беде.
– Может случиться так, что в нашей стране будет разруха и нам некуда будет бежать, негде будет укрыться от беды. А люди из другой страны нам помогут.
У.Члены Дворца милосердия узнали, кто такие эти странные гости. Они из другой страны, другой национальности, другого вероисповедания, но им нужна помощь. И совет решает очень важный вопрос, зашифрованный на доске. На доске.
– Вопрос расшифровать трудно, и дело, которое мы должны делать, помогая другим, тоже очень трудное. Чтобы ответить на этот вопрос, члены Дворца милосердия должны составить реестр (перечисление) оказываемой помощи.
Ребята могут продолжить свои мысли. Совет Дворца милосердия объясняет гостям, что на это нужно неимоверно много денег, сил и времени, но так как страна наша добрая, то волшебники, обычные люди и Дворец милосердия помогут вам, чем могут.
Далее Совет Дворца милосердия выдвигает свои требования к гостям:
уважать и ценить людей нашей страны;
жить среди нас и принимать законы нашей страны;
быть трудолюбивыми, благодарными и честными жителями;
помогать всем, нуждающимся в помощи.
Для совета выдвигается еще одна задача. Какими качествами должен обладать человек, который стремится оказать помощь? Предлагается "колесо волшебных слов", которое надо прочитать.
Д.Доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость, помогать в беде…
У.Принятие людей таковыми, каковы они есть + все эти качества + терпение, уважение их чувств и интересов – это все называется толерантностью.
Проводится проверка, толерантны ли члены Совета Дворца милосердия и насколько! Предлагается поднять карточки с ответами на вопросы.
Вызывают ли у вас неприязнь люди другого цвета кожи?
Легко ли вам найти контакт с людьми другой национальности, веры?
Примите ли вы предложение человека, который вам неприятен, но его предложение лучше вашего?
Как вы отреагируете на то, если вас попросили помочь, а у вас нет времени?
Совету Дворца милосердия и гостям предлагается вместе нарисовать символ толерантности.
Подводится итог занятия
У.Что значит быть толерантным по отношению к людям, нуждающимся в помощи?
Д.Быть терпимым к людям, которые вынуждены покинуть свою землю, свой дом
Тема."Стремись творить добро".
Цели. Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся; сформировать понятия "толерантность", "беженцы", "милосердие", "добро"; воспитать культуру человеческих отношений.
ХОД УРОКА
I. Беседа
Учитель. Ребята! Вы, наверное, заметили, что у нас в школе на первом этаже есть плакаты с названием "Толерантность". Слово учитель записывает на доске. – Что же это такое?
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей. В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле... Поэтому очень много людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Киргизии, Азербайджана, Афганистана, Латвии, Эстонии, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем не повинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? Трудностей много: негде жить, негде работать, нет денег, нет одежды, нет пищи, болезни, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие. На доску вывешиваются по очереди плакаты с названиями терминов "милосердие", "благотворить", "добро", дается устное пояснение. – Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям. Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. Худо тому, кто добра не делает никому; в ком добра нет, в том и правды мало. А что такое доброе дело? Это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям, ведь у каждого из нас свои проблемы, мечты, стремления. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Дейл Карнеги – американский специалист в области человеческих взаимоотношений – говорит: "Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того чтобы осуждать людей, проявлять к ним нетерпение, постарайтесь их понять и принять". Заратустра сказал: "Делать добро другим – не обязанность. Это радость, ибо улучшает здоровье и увеличивает счастье". Китайская пословица говорит: "Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит". Подумайте над значением этих слов. Делай добро! Это принесет больше счастья, больше удовлетворения! Именно так ставили вопрос о добре все великие философы с начала истории человечества – Конфуций, Платон, Аристотель, Сократ... Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о служении другим: "Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать – как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какой-нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отлажу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".
II. Работа с афоризмами
Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает.
Афоризмы для работы
1. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой) 2. "...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон) 3. "Сострадание правит миром". (Древнеиндийский афоризм) 4. "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций) 5. "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой) 6. "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций) 7. "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс) 8. "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой) 9. "Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)
III.Тестирование
У.А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.
Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность"
1. Ким плохо одет...
! Это неважно. ? Ты подсмеиваешься над ним.
2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии...
! Ты говоришь, что он выглядит смешно. ? Ты просишь, чтобы он объяснил это.
3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
! Ты стремишься лучше узнать его. ? Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
4. Пожилая женщина медленно идет…
? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. ! Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...
? Ты говоришь, что все девочки – нули. ! Ты разговариваешь с ней.
6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...
? Ты говоришь, что все мальчики – нули. ! Ты разговариваешь с ним.
7. На твоих глазах на кого-то нападают...
! Ты пытаешься защитить его. ? Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
8. К тебе подходит ребенок-инвалид...
! Ты естественным образом разговариваешь с ним. ? Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки. Дети считают. – Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится. У тебя менее 3 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!
IV. Итог
У.Что мы вынесли из сегодняшнего занятия? Дети работают с терминами, записанными на доске: "толерантность", "беженцы", "война", "милосердие". Они отвечают, что это такое, как они поняли значения слов. – Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили. – Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим народам, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слово учителя:(слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия!(слайд 2) Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду:(слайд 3, 4)
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.(Слайд 5)
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?
(Выступления учеников)
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;(слайд 6)
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;(слайд 7)
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;(слайд 8)
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;(слайд 9)
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;(слайд 10)
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;(слайд11)
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.(слайд 12)
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость.Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро.(Слайд 13)
Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.
Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 14) Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
Ученик:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 15)
Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов.(Слайд 16) Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!
Учитель:Сегодня 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.(Слайд 17)
Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. (Слайды 18, 19)
Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Учитель:Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают:(Слайд 20)
Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.(Слайд 21) Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Игра «Давайте поприветствуем друг друга»(слайд 22)
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23) У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.
«Аукцион знаний» (слайд 24)
– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед) – Назовите священную книгу мусульман (Коран) – Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос) – Назовите священную книгу православных. (Библия) – Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл) – Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)
Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
Ученик:Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:(слайд 25)
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
Учитель:Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года.(Слайд 26)
Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.
Ведущая: «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»
Учитель:Концепция плаката заключается в том, чточеловек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия); повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?(Слайд 27)
Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»
Стихи для ребят всех народов и стран: Для абиссинцев и англичан, Для испанских детей и для русских, Шведских, турецких, немецких, французских. Негров, чья родина – Африки берег; Для краснокожих обеих Америк. Для желтокожих, которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать.(Слайд 28) Для эскимосов, что в стужу и снег Лезут в мешок меховой на ночлег. Из тропических стран, где на деревьях Не счесть обезьян; (слайд 29) Для ребятишек одетых и голых. Тех, что живут в городах и селах. Весь этот шумный, задорный народ Пусть соберется в один хоровод. Север планеты пусть встретится с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом.
Учитель: О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(Слайд 30) Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?
Ведущий: (слайд 31) Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.(Слайд 32) Все – мы разные, все мы – равные!(Слайд 33)
Ведущая:Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 34) В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Сценкао терпимом отношении к людям
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.
Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»
Ученик: Я (слайд 36)
терпимый и терпеливый;
считающийся с чужими мнениями и интересами;
умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
уважающий окружающих и уважаемый ими;
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
человек, берегущий природу и культуру;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»
Ученик: В моей семье (слайд 37)
все терпимые и терпеливые;
здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
окружающие друг друга заботой;
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
успешные, независимые, счастливые.
Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок? Продолжи фразу «В моём городе …»
Ученик: В моем городе (слайд 38)
прохожие доброжелательные, вежливые;
улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
река и воздух чистые, природа здоровая;
школа просторная, светлая;
учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Учитель: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»
Ученик:В моём округе и в моей стране (слайд 39)
власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.
Ведущая: (слайд 40) Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?(Слайд 41) Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. (Слайд 42) Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.
Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?(Слайд 43) Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность. Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность. Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность. Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность. Толерантность – значит это, если дружно все живут. И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют. Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут. Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
В заключение, я хотела бы ознакомить вас с результатами теста, который мы с вами проводили на прошлом занятии. (результаты) Результаты теста достаточно оптимистичны!!! Большая часть ребят из нашего класса проявляют толерантность!!!
(Слайд 44) Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как реализовать принципы толерантности».
Рефлексия: (слайд 45) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.) (Слайд 46)
Толерантность – это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют 2 или несколько человек, которые отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.
Дорогие друзья! Представляю вашему вниманию подборку материала для проведения дня толерантности в школе. Толерантность. Что это такое? - Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: "Это все земное. То, на чем стоит Планета вся". Толерантность - это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность - слово для живых!
Определения толерантности:
1.Сотрудничество, дух партнёрства. 2.Готовность мириться с чужим мнением. 3.Уважение человеческого достоинства. 4.Уважение прав других. 5.Принятие другого таким, какой он есть. 6.Способность поставить себя на место другого. 7.Уважение прав быть иным. 8.Признание многообразия. 9.Признание равенства других. 10 Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. 11.Отказ от доминирования, причинения вреда и насилияКак нам стать толерантными? Оставаться самим собой, видеть свои ошибки. Принимать людей таковыми, каковы они есть. Уважать чувства и интересы других людей. Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.
Автор составитель урока: Казанцева Н.А.
Предмет. ИЗО 6 класс
Тема урока: «Портрет. Конструкция головы человека и её пропорции».
Демонстрационный материал и оборудование : слайды.
Цель: ознакомление учащихся с одним из жанров изобразительного искусства-портрет и закономерностями в конструкции построения головы человека, соотношением пропорций его черт лица.
Задачи:
- познакомить с разновидностями портретов(парадный, камерный; в полный рост, по пояс, по грудь, лицо);
- дать понятие-«осреднённая схема»(средняя линия и симметрия лица; соотношение количества модулей пропорций по вертикальной и горизонтальной линиям лица).
- развивать наблюдательность, навыки анализа при построение схемы лица;
- воспитывать эстетический вкус через формирование умения увидеть красоту и гармонию во внешнем облике любого человека опираясь на теорию толерантности.
Ход урока
I.Введение.
1. Приветствие, знакомство, объявление темы и цели урока.
2.Проверка готовности учащихся к уроку(наличие листа бумаги А4, простого карандаша и ластика.
У ч и т е ль. Тема сегоднешнего нашего занятия-«Портрет. Конструкция головы человека и её пропорции». (№1)Посещая музеи,Рассматривая иллюстрации в журналах,книгах и учебниках,мы встречаемся с лицами далёких и незнакомых нам людей.И эти изображения называются портретами.(№2)Перед вами знаменитый портрет помещицы А Струйской кисти великого русского художника-портретиста 18века Фёдора Степановича Рокотова.Всмотритесь в этот портрет,неправдо ли он прекрасен?Мы бы и не знали эту даму 18в.если бы художник в 1772г не написал её портрет,который живёт своей жизнью уже более 200лет. Поэт Николай Заболоцкий- в 1953г,увидев портрет-был потресён и написал стихотворение
ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
(№3)Что же такое-портрет?Это-образ определённого реального человека.Все портреты непохожи друг на друга.Вродебы и устроены все они одинаково:глаза,нос,губы,но как же они индивидуальны.А посмотрите друг на друга и вы сразу же увидете различия черт лица у своего соседа с собой.Мы все разные. но все мы прекрасны.И именно наша индивидуальность делает нас такими неповторимыми.Представьте,если бы мы были все на одно лицо,то мир бы стал скучным и нам трудно было бы отличать друг друга.
Задача портретистов запечетлить и -оставить потомкам изображения лиц своих современников :знаменитых и незнаменитых,красивых и не очень.
(№4)В России первые портреты назывались –парсуна,что обозначает персону.тоесть человека.
(№5)Все портреты по виду художественных материалов делятся на портреты.которые пишут красками(акварель.гуашь.масло).это-живопись. (№6)На портреты.которые рисуют(карандаш,тушь.сангина.угол.мелки….) Это-графика.
(№7)На портреты,которые лепят из глины и гипса,это-скульптура.
(№8)На скульптурные портреты,которые вырезают из дерева или высекают из камня.
(№9)На скульптурные портреты,которые льют из металла.
(№10)Можно сделать из бумаги учебную работу-портрет в технике-бумажная пластика и аппликация.
(№11)Так же портреты по назначению делятся на парадные,целью которых показать общественное положение героя и (№12)камерные, в котором большее внимание уделялось индивидуальным особенностям человека.
(№13)Ещё существует одна разновидность портрета,это-по способу изображения:в полный рост.(№14)по пояс.(№15)по грудь.такой портрет ещё называют-бюст.(№16)и изображение лица героя.
(№17)Художникам тоже хотелось.чтобы их облик был известен потомкам и такие портреты называются-автопортрет.
II. Основная часть.
(№18)И как мы уже поняли,Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.
Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела и лица с древности.Особенных успехов в этом достигли художники эпохи Возрождения.
Давайте и мы приступим к изучению конструкции головы человека и её пропорций.(№18) Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. В большинстве случаев голова человека повторяет силуэт яйца. Нарисуем прямоугольник 10х14см впишем в него форму яйца и получим овал человеческого лица.
????? Проведём вертикальную и горизонтальную линии так.чтобы разделить овал на 2 равные части.соответственно по вертикале и горизонтале. Оказывается, что горизонтальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей высоты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это представляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разработана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.
Рис.1.Пропорции головы человека(осреднённая схема).
Установив, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займет l/7 часть этой величины, Мы будем её называть модулем лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка - по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина – l/7 высота головы - оказывается модулем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Расстояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних точек висков - все равно единице. РИСУЕМ
Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индивидуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении конкретных особенностей каждой индивидуальной головы.СМОТРЕТЬ
Рисунок головы требует более глубоких знаний и
большого опыта. Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, затем деталей, но не срисовывая их в упор по отдельности, а сопоставляя их друг с другом и со всей головой как в натуре, так и на рисунке. То есть в начале работы вы должны наметить на листе общую форму головы, показывая ее основные части. В середине работы выясняются ее мелкие формы. В конце работы необходимо возвратиться к обобщению, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.
Найдём линию глаз и разделим её н а5 равных частей,во 2 и4 частях будем распологать глаза.Нарисуем формы,напоминающие листочки или вытянутые овалы. Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.Подрисовываем веки(верхнее чуть шире нижнего)Рисуем зрачки(большой-это цвет глаз и маленький-чёрный)
Отсчитываем сверху 3 модуля и рисуем надбровные дуги ,они тоже могут иметь разную форму(прямые,изогнутые).От бровей вниз рисуем ствол носа.. и обращаем внимание на то ,что переносица(основание) уже кончика носа
Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на (три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие ...
Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту;
Снизу отсчитываем 1 модуль и нарисуем губы.ширина губ чуть шире кончика носа.Верхняя губа уже нижней.У рта есть уголки и они смотрят вниз или вверх.
Начинаем рисовать уши,их высота располагается в 4 и 5 модулях от макушки головы,тоесть от бровей и до кончика носа.
Шея состоит из 3 фигур:прямоугольника по центру и 2 пологих лежачих треугольников.Она у нас всех разной ширины.Можно определить её ширину по уровню внешних уголков глаз или по нижней точке ушей.И обратите внимание.что шея в месте соединения с головой уже.чем в основании.
В самой верхней части головы рисуем волосы,линия волос может быть конечно выше или ниже этого уровня.но мы возьмём усреднённый вариант.
Вот мы и нарисовали портреты неизвестных нам людей, может где-то в мире наверняка существуют люди с такой внешностью, мир так разнообразен,но существуют же в мире двойники. Мы рисовали по одной схеме.но портреты получились разные.Это зависит от ваших индивидуальных возможностей и разнообразия способов видения человеческого лица.
III.Заключение.
Ну а теперь.Покажем нашему жюри свои работы, пусть они их оценят.
Спасибо.а теперь ,пожалуйсто.вы сами оцените наш урок..У каждого из вас по 2 выражения лица.При помощи вот таких личиков , изображающих изменение черт лица по эмоциональному состоянию (позитив-вам понравилось занятие, вы многое узнали и чему-то научились и негатив-вам не понравилось,вы ничему не научилися)оцените наше занятие.Спасибо вам за работу и поддержку.