Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
(2015/16 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.
Название работы: Проект «Театральные профессии» 2 класс
Автор: Агафонова Анна Николаевна
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №2 г. Аркадак.
Театральные профессии.
Аркадак
2016г.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Этапы подготовки спектакля…………………………………………4
1.1 Работа над текстом пьесы……………………………………………4
1.2 Создание творческих групп по интересам………………………….4
1.3 Знакомство с обязанностями театральных профессий…………….4
1.4 Постановка пьесы…………………………………………………….5
1.5 Выступление перед зрителями………………………………………7
Глава 2. Отзывы зрителей……………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………………………10
Приложения.
Введение.
На уроке литературы мы читали пьесу С.Я. Маршака «Два козла» и решили поставить по ней спектакль. Но перед нами встала проблема: кто, кроме актеров, должен принимать участие в подготовке постановки. Поэтому тема нашей работы появилась сама собой: «Театральные профессии».
Цель проекта:
Познакомиться с театральными профессиями, которые необходимы для подготовки спектакля.
Задачи проекта:
Изучить литературу о театральных профессиях.
Применить полученные знания при подготовке спектакля.
Поставить спектакль и выступить с ним перед зрителями.
Описать результаты и сформулировать выводы.
3
Глава 1. Этапы подготовки спектакля.
Работу над проектом мы разделили на этапы:
Предположить, какие профессии нужны для подготовки спектакля.
Создание творческих групп по интересам.
Знакомство с обязанностями каждой профессии.
Постановка пьесы.
Выступление перед зрителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Театральные профессии"»
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
(2015/16 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.
Название работы: Проект «Театральные профессии» 2 класс
Автор: Агафонова Анна Николаевна
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №2 г. Аркадак.
Театральные профессии.
Аркадак
2016г.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Этапы подготовки спектакля…………………………………………4
1.1 Работа над текстом пьесы……………………………………………4
1.2 Создание творческих групп по интересам………………………….4
1.3 Знакомство с обязанностями театральных профессий…………….4
1.4 Постановка пьесы…………………………………………………….5
1.5 Выступление перед зрителями………………………………………7
Глава 2. Отзывы зрителей……………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………………………10
Приложения.
Введение.
На уроке литературы мы читали пьесу С.Я. Маршака «Два козла» и решили поставить по ней спектакль. Но перед нами встала проблема: кто, кроме актеров, должен принимать участие в подготовке постановки. Поэтому тема нашей работы появилась сама собой: «Театральные профессии».
Цель проекта:
Познакомиться с театральными профессиями, которые необходимы для подготовки спектакля.
Задачи проекта:
Изучить литературу о театральных профессиях.
Применить полученные знания при подготовке спектакля.
Поставить спектакль и выступить с ним перед зрителями.
Описать результаты и сформулировать выводы.
3
Глава 1. Этапы подготовки спектакля.
Работу над проектом мы разделили на этапы:
Предположить, какие профессии нужны для подготовки спектакля.
Создание творческих групп по интересам.
Знакомство с обязанностями каждой профессии.
Постановка пьесы.
Выступление перед зрителями.
1.1. Работа над текстом пьесы.
В ходе изучения пьесы мы пришли к выводу, что на сцене во время спектакля должны быть, конечно, актеры. Актерам, исполняющим роли героев, нужны костюмы, кроме этого, декорации, предметы быта, музыкальное сопровождение.
В связи с этим мы решили, что нам понадобятся профессии актера, художника по костюмам, по декорациям, звукооператора. Узнали, что предметы быта в театре называются реквизитом, поэтому нам нужен и реквизитор.
В ходе обсуждения поняли, что кто-то должен отвечать на сцене за то, чтобы все предметы стояли на своих местах, за то, чтобы их туда вовремя поставили и вовремя убрали, поэтому нам нужны работники сцены.
А кто всем этим будет руководить? Значит, нужен режиссер – постановщик.
Пришла пора распределиться в группы по интересам. Но как зрители узнают, кто готовил спектакль кроме артистов? Ведь на сцене только главные действующие лица. Остальным буде обидно. Решили создать программки-буклеты, чтобы рассказать обо всех, кто принимал участие в постановке пьесы.
1.2. Создание творческих групп по интересам.
В связи с тем, что мы предположили, какие профессии нужны в театре, и распределились в группы по интересам.
Художники по программкам: Катя Зайкова, Настя Клюкина.
Режиссер –постановщик: Абрамова Наталья Николаевна.
1.3. Знакомство с обязанностями театральных профессий.
С обязанностями людей разных профессий мы узнавали из статей в интернете и из аудиоэнциклопедии «Знакомство с театром».
4
Профессия актер.
«Актер - исполнитель ролей в драматических спектаклях. Актер воссоздает образ героя с помощью интонации, передает чувства движением, мимикой». Для того, чтобы грамотно сыграть роль, надо понять смысл произведения и мысль, которую хотел донести до зрителя автор.
Мы поставили для себя цель рассказать историю благородного Козла: он взял на себя заботу о стариках, которым некому было помочь, а сами они уже не могут ни дров наколоть, ни воды принести, ни щи сварить. Эта сказка учит уважать старость; показывает, что в трудную минуту побеждает упорный и умный; рассказывает, что Козел смог победить семерых Волков, потому что был отважным, сильным и находчивым, а Волки оказались хоть и злыми, но трусливыми.
Чтобы лучше понять, как передать характеры героев, верно сыграть свои роли, мА посмотрели кукольный мультфильм по пьесе. (Режиссеры-постановщики И. Боярский, В. Курчевский.) Это помогло нам правильно передать интонацию и чувства героев, показать, как двигаются старые люди.
Профессия художник по костюмам.
«Художник по костюмам исполняет театральный костюм по эскизам художника-постановщика.»
Так как у нас нет своего художника – постановщика, мы за эскизы приняли костюмы из мультфильма. В них мы решили показать сходство пьесы с русскими народными сказками, поэтому в одежде героев есть элементы народных костюмов.
Часть костюмов нам помогла подготовить Хузина Анна Валентиновна, маски смастерили Леня Налимов и его мама, Анна Андреевна.
В ходе подготовки спектакля мы познакомились с еще одной профессией – костюмер и узнали, что он организует обеспечение артистов на репетициях и спектаклях необходимыми костюмами, отвечает за одевание актеров перед спектаклем, за сохранность костюмов, за ремонт и утюжку, укладку и упаковку.
В связи с тем, что у всех ребята уже имели свои профессии, работу костюмеров мы взяли на себя. К костюму каждого действующего лица составили опись, в которой перечислили все детали: обувь, головные уборы, одежду – и по этой описи выдавали все перед спектаклем и собирали после его окончания.
Профессия реквизитор.
Реквизит тоже является частью образа и дополняет костюм, поэтому костюмер работает сообща с реквизитором. К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене (картины, посуда, цветы и т.п.) или с которыми выходят на сцену и действуют актеры (очки, газета, ведра, веник и т.д.). Реквизиторы хранят все это, раскладывают по
5
местам на сцене и раздают актерам перед спектаклем.
При помощи некоторых предметов мы постарались передать историческое время происходящего на сцене: ложки - деревянные, молоко – в кринке,
щи – в котелке, на полу – тканые половики.
Профессия художник – декоратор.
Об этой профессии мы узнали, что художник – декоратор создает эскизы декораций и костюмов, макеты оформления, чертежи декораций.
Мы создали эскизы декораций 1 и 2 действий. В первом действии постарались воспроизвести интерьер русской избы, во втором – лесную поляну. По этим эскизам оформляли сцену под руководством Колтышевой Елены Сергеевны. По эскизам совместно с ней сделали окно для избы, елки для поляны. Также использовали возможности интерактивной доски: в избе у нас появилась печь, в которой во время первого действия Баба «зажигала» огонь, во время второго лес «освещался солнцем».
Профессия звукооператор.
Нам стало известно, что звукооператор – специалист по звукозаписи и обработке звука. Он обеспечивает подготовку музыкального оформления постановок, осуществляет музыкальное и шумовое оформление спектаклей.
Наши звукооператоры подобрали музыку для колыбельной и заключительной песен, использовали звуковые эффекты для передачи реалистичности происходящего: звуки деревенского утра с мычанием коров и пение петуха, звуки леса с пением птиц.
Профессия рабочий сцены.
В театре есть профессия машинист монтировочного цеха – монтировщик. В его обязанности входит сборка и разборка декораций, т.е подготовка сцены к репетиции или спектаклю, хранение декораций. Так что профессия монтировщика является одной из главных. Он приходит раньше всех в театр и уходит последним.
Профессии художника программок в театре нет. За это отвечает главный художник театра. Среди прочих его обязанностей – подготовка эскизов рекламы и программок.
Программка – визитная карточка спектакля. В верхнем углу многих театральных программок располагается эмблема театра, несложный рисунок – символ, образное выражение особенности данного коллектива.
Театральная программка – это печатный указатель по спектаклю. Начинается он с названия пьесы и имени ее автора, содержит перечень действующих лиц и исполнителей, фамилию режиссера, поставившего спектакль, художника – оформителя, композитора, написавшего музыку.
По форме программки бывают разные, но, как правило, они напоминают листок бумаги, сложенный пополам. Получаются странички, на которых располагаются сведения о спектакле.
Мы создали программки, в которых указали название нашего спектакля и перечислили всех, кто принимал участие в его создании.
6
Профессия режиссер – постановщик.
Кто же в театре самый главный, кто всем руководит? Это – режиссер. Он выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, проводит репетиции, работает с художниками-постановщиками, проверяет свет, музыку, грим, костюмы и многое – многое другое. Все ради того, чтобы выпустить спектакль, который долгое время будет радовать зрителей.
Чтоб состоялась в театре премьера,
Долго готовили ее костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гример,
А отвечает за все – режиссер.
Профессия суфлер.
Когда мы предполагали, люди каких профессий принимают участие в подготовке спектакля, о профессии суфлер мы не знали. Но на репетициях, особенно на первых, когда еще забывали слова, поняли, что нам нужен кто-то, кто будет их подсказывать. Так узнали, что в театре есть человек, который присутствует на репетициях и спектаклях и следит за правильностью воспроизведения исполнителями текста и оказывает им, в случае необходимости, помощь. Это и есть суфлер.
1.4. Постановка пьесы.
В этап постановки пьесы входит создание декораций, подбор и создание костюмов, реквизита, репетиции.
Репетиции проходили по следующему плану:
сцены, где участвуют Дед и Баба;
сцены с участием Деда, Бабы и Козла;
сцены, где участвуют только Волки;
сцены с участием Волков и Козла;
репетиции 1 действия;
репетиции 2 действия;
сводные репетиции всех актеров;
репетиции работников сцены;
сводные репетиции всех участников спектакля;
генеральная репетиция с костюмами и декорациями.
1.5. Выступления перед зрителями.
Зритель – это тот, ради которого существует театр.
Режиссер Театра Вахтангова Владимир Иванов сказал: «Театр может обойтись без режиссера, без драматурга, без артиста. Наверняка он может обойтись без театрального критика и без художника. Но единственный, без кого невозможно представить театр, - это зритель».
7
Нашими зрителями были родители, бабушки, дедушки, тети, братья, сестры, дети из детских садов, первоклассники, работники нашей школы и, конечно, мы сами.
График наших выступлений:
06.03.2016 – спектакль для родителей.
13.03.2016– выступление перед детьми детского сада «Солнышко»
14.03.2016 – выступление перед детьми детского сада «Чайка».
15.03.2016 – выступление перед детьми детского сада «Светлячок».
06.04.2016 – выступление перед первоклассниками нашей школы.
13.04.2016 – выступление перед работниками нашей школы.
Глава 2. Отзывы читателей.
После первого выступления зрители написали свои отзывы. В них были не только слова похвалы, но и критические замечания: мало деревьев для сцены в лесу, музыка для колыбельной неподходящая, актеры не всегда говорили достаточно громко, не слышен стук топора. Все это мы учли и постарались недостатки устранить.
Вот некоторые выдержки из отзывов:
- Мне очень понравилась игра всех актеров, но больше всех – Димы Гутина, который играл Деда. Он очень хорошо передал его характер и привычки.
- Мне понравилась игра Кристины: она даже передвигалась сгобившись и держась за спину, чтобы показать, как стара и больна Баба.
- Мне очень понравилось выступление Волков. Было видно, что они трусливые. Когда они от Бабы и Деда прятались за елки, было очень забавно, и все зрители дружно смеялись.
- Саша Ярцев хорошо передал заботу Козла о Деде и Бабе.
- Хорошо была организована работа работников сцены и реквизиторов: каждый знал, что и когда ему делать, выполняли работу слаженно и быстро.
- Хорошо были подобраны костюмы, они были красивыми и в русском народном стиле.
- Музыкальные редакторы замечательно подобрали музыку и звуки, все это включали своевременно.
- Программку я оставлю на память: там есть и моя фамилия.
- Спектакль получился интересным, веселым. Мне очень понравилось в нем участвовать!
9
Заключение.
В результате работы над проектом были выполнены все поставленные задачи: мы познакомились с театральными профессиями, применили свои знания во время подготовки спектакля и выступили перед зрителями.
На этапе подготовки музыкального сопровождения, декораций, костюмов, репетиций основной проблемой было их совмещение с учебой, кружками и секциями.
В ходе репетиций и выступлений столкнулись со следующими трудностями: ребята – актеры заболевали, и нам приходилось на ходу замещать их другими детьми. Мы поняли, что на каждую роль надо ставить по два человека, но у нас был недостаток в людях, и некоторые ребята совмещали по две специальности.
Нам не хватало человека еще одной театральной профессии – хореографа для постановки танца в конце спектакля, поэтому заключительная сцена с частушками не выглядела зрелищно.
За время работы над спектаклем мы узнали много нового и интересного, смогли преодолеть страх сцены и стали дружнее.