. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, способствует формированию научного мировоззрения, стиля жизни современного человека. В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителямиПри вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программирование в КуМир»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Введение в программирование" относится к технической направленности, уровень освоения – ознакомительный.
Актуальность программы.
Современные профессии становятся все более интеллектуальноёмкими, требующими развитого логического мышления. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, способствует формированию научного мировоззрения, стиля жизни современного человека. В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителямиПри вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Новизна программы заключается в раннем изучении азов алгоритмизации и программирования. Программа предполагает раннее знакомство учащихся с основными понятиями, используемыми в языках программирования высокого уровня. Большинство заданий встречаются в разных темах для того, чтобы показать возможности решения одной и той же задачи или проблемы различными средствами, обеспечивающими достижение требуемого результата, что в итоге приведет к способности выбирать оптимальное решение данной задачи или проблемы.
Цельпрограммы:
обучение приемам и методам программирования через составление алгоритмов и программ, формирование у учащихся навыков операционного и логического стиля мышления.
Задачипрограммы.
Обучающие:
- обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям;
- освоение основных этапов решения задачи;
- обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса школьников;
- развитие творческого воображения, математического и образного мышления учащихся;
- развитие умения работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям информатикой;
- воспитание культуры безопасного труда при работе за компьютером;
- воспитание культуры работы в глобальной сети.
Возраст учащихся: 12 - 15лет.
Срок реализации программы: 2 года. Количество часов по годам обучения: 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения - 72 часа.
Формы и режим занятий.
Форма обучения – очная, групповая.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Планируемые результаты реализации программы.
Предметные результаты.
Программные требования к знаниям 1 года обучения:
- понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;-------
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл».
Программные требования к умениям и навыкам:
- умение использовать термины понятий «алгоритм», «данные», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде КуМир;
- практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Программные требования к знаниям 2 года обучения:
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
освоение понятий «алгоритм», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
Программные требования к умениям и навыкам:
практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов для конкретного исполнителя;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования для конкретного исполнителя.
Личностные результаты.
Программные требования к уровню воспитанности:
- воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности, интереса к изучаемому предмету. Заложить предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Программные требования к уровню развития:
- развить у детей познавательный интерес, логическое мышление, память, речь, внимание, анализировать, решать задачи, составлять алгоритмы решения задач, обобщать и делать выводы.
Метапредметные результаты.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год обучения
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Введение в компьютерное проектирование.
История развития вычислительной техники. Введение в алгоритмизацию. Знакомство со средой языка.
8
4
4
Входной, текущий
2
Программирование линейных программ в среде КуМир.
Создание проектов с линейной структурой; понятие константы и переменной; понятие типов данных.
14
4
10
Текущий
3
Программирование ветвлений в среде КуМир.
Полная и неполная формы ветвления. Программирование задач с ветвлениями.
14
4
10
Текущий, промежуточный
4
Программирование циклов в среде КуМир.
Виды циклических структур. Программирование задач с циклической структурой.
18
4
14
Текущий
5
Массивы в среде КуМир.
Понятие массива. Программирование задач с массивами.
18
4
14
Текущий,
итоговый
Итого
72
20
52
2 год обучения
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Исполнитель Кузнечик.
Система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов различных видов.
12
2
10
Входной, текущий
2
Исполнитель Водолей.
Среда обитания, система команд.
6
1
5
Текущий
3
Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд. Способы записи алгоритмов различных видов.
14
2
12
Текущий, промежуточный
4
Исполнитель Робот.
Среда обитания, система команд. Способы записи алгоритмов различных видов.
20
4
16
Текущий
5
Исполнитель Чертёжник.
Среда обитания, система команд. Способы записи алгоритмов различных видов.
20
4
16
Текущий,
итоговый
Итого
72
13
59
Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Введение в компьютерное проектирование.
Теория. Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир». Алгоритм как модель деятельности исполнителя. СКИ исполнителя. Формы записи алгоритмов. Программа. Переменные. Типы переменных. Объявление переменных.
Практика. Знакомство с системой программирования КуМир, интерфейс системы, структура программы, синтаксис программы.
2. Программирование линейных программ в среде КуМир.
Теория. Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных. Порядок выполнения операций. Трассировка программ. Знакомство с исполнителем Робот. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота.
Практика. Ввод, вывод данных; разработка и исполнение линейных программ; использование операций div, mod. Создание линейных программ для Робота.
3. Программирование ветвлений в среде КуМир.
Теория.Разветвляющиеся алгоритмы. Условный оператор. Сложные условия. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. Трассировка программ.
Практика. Разработка и исполнение разветвляющихся программ; использование простых и сложных ветвлений.
4.Программирование циклов в среде КуМир.
Теория. Циклические алгоритмы. Операторы арифметического и условного циклов. Зацикливание программ. Разработка программ для исполнителя Робот. Вычисление НОД чисел. Циклы с переменной. Трассировка программ.
Практика. Разработка и исполнение циклических программ; использование арифметических и условных циклов, разработка циклических, разветвляющих программ для исполнителя Робот.
5. Массивы в среде КуМир.
Теория. Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Обработка массива с переменной. Обработка массива в цикле. Поиск максимального/минимального элемента массива. Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Сумма элементов массива: с условием и без. Сортировка массивов. Обработка символьных массивов. Операции со строками. Матрицы. Работа с файлами.
Практика. Разработка и исполнение программ создания и обработки массивов: ввод, вывод элементов массива, поиск максимального/минимального элемента массива, подсчет количества элементов в массиве: с условием и без, нахождение суммы элементов массива: с условием и без, сортировка массивов, обработка символьных массивов, обработка элементов матрицы, обработка файлов.
год обучения
Исполнитель Кузнечик.
Теория. Система команд исполнителя Кузнечик.
Практика. Решение задач
Исполнитель Водолей.
Теория. Система команд исполнителя Водолей.
Практика. Решение задач на переливание. Поиск оптимального решения.
Исполнитель Черепаха.
Теория. Система команд исполнителя Черепаха.
Практика. Работа с пультом управления. Связь пульта управления со средой. Алгоритм. Программа. Редактирование и оптимизация программ. Переменные. Типы данных. Арифметические действия. Параметры алгоритмов. Масштабирование. Повторяющиеся действия. Организация счётного цикла.
Исполнитель Робот.
Теория. Система команд исполнителя Робот.
Практика. Использование счётного цикла. Вспомогательные алгоритмы (процедуры). Оформление и вызов вспомогательного алгоритма. Метод последовательного уточнения. Алгоритмы разветвляющейся структуры. Условный оператор «если», полное и неполное ветвление. Виды условий для Робота. Цикл с предусловием «пока». Программирование «сверху вниз».
Исполнитель Чертёжник.
Теория. Система команд исполнителя Чертёжник. Понятия точки и вектора, координаты.
Практика. Понятия точки и вектора, координаты. Вспомогательные алгоритмы с параметрами-аргументами. Построение прямоугольников по двум точкам. Вложенные циклы.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль предметных результатов.
Входной контроль. Опрос.
Текущий контроль. Кратковременный проект.
Промежуточный контроль. Компьютерный практикум.
Итоговый контроль. Защита проекта.
Система оценивания предметных результатов.
Учебные результаты программы фиксируются по уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень овладения материалом обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и выполняет не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.
Средний уровень овладения материала - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями и выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
Низкий уровень - обучающийся владеет опорной системой знаний и выполняет не менее 50% заданий базового уровня.
Система оценивания личностных результатов.
Результаты воспитания:
- умение работать самостоятельно;
- умение работать в паре и в группе.
Методы выявления уровня воспитанности: наблюдение.
Результаты развития:
- устойчивый познавательный интерес к программированию.