Программа внеурочной деятельности по психологии "Познавая себя"
Программа внеурочной деятельности по психологии "Познавая себя"
Программа внеурочной деятельности рассчитана на три года: 8-10 класс. Направлена на развитие как познаваетльной, так и личностной сфер обучающихся, их коммуникативных навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по психологии "Познавая себя"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области – лицей № 1 имени М.В. Ломоносова г.Орла
Принято на «Утверждено»
педагогическом совете Директор лицея №1
Протокол № 1 от «...»....2024 г. …………… С.В. Фомина
Приказ №……от «…»….2024г.
Программа внеурочной деятельности
социальной направленности
для обучающихся 8-10 класса
«Познавая себя»
Составитель: Юсупова Т. М.,
педагог-психолог
лицея № 1
Орел
2024
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Познавая себя» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности. Главное назначение данного курса – адаптация учащихся к новым условиям обучения, формирование у них навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение, совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Цель программы: создание условий для развития личности, способной к самовоспитанию, самосовершенствованию и к творческой активности.
Задачи:
Познакомить обучающихся с понятиями «личность», «индивидуальность», «самосознание», «самопознание», «самосовершенствование»;
Развить интерес у обучающихся к познанию себя и других людей, научить использованию психологического знания в повседневном общении;
Формировать личность, способную верить в себя, в свои силы и способности.
Подростковый возраст чрезвычайно важен с точки зрения социализации, становления личности школьника. Именно в этом возрасте происходит осознание себя в группе и вне ее, осуществление жизненных выборов. На первый план в развитии выходят реакции группирования со сверстниками и эмансипации от родителей, поиск жизненных ориентиров и авторитетов. Курс начинается с доступного обучающимся обзора психологических качеств человека, приводит в систему имеющиеся представления о собственной личности, помогает понять себя, создать осознаваемый образ своего Я.
Программа «Познавая себя» призвана приобщить подростков к вопросам самопознания. С опорой на психологию изучаются индивидуальные качества, возможности, потребности, способности и интересы.
При организации учебной деятельности в рамках реализации данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
Организация группового взаимодействия;
Анализ конкретных ситуаций;
Организация самостоятельной работы.
Деятельность обучающихся на занятии предполагает применение различных приемов и методов: беседы, обсуждения, диалога, анализа ситуации, упражнений, игр, диагностических заданий, групповых дискуссий, ролевого проигрывания, творческого самовыражения, самопроверки и групповому тестированию. Благодаря разнообразию заданий и используемых методов подростки расширяют и обогащают свои социальные и психологические компетенции.
В работе с подростками отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для подобной работы.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремится понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на год. Занятия проводятся с целым классом. Периодичность проведения –1 раз в неделю (34 часа). Время занятия- 40 минут.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
В основе построения программы заложены следующие психологические принципы:
комплексный характер занятий;
активность каждого участника;
принцип безоценочного отношения друг к другу;
диалогичность работы в группе;
конфиденциальность;
коммуникативная эффективность;
принцип работы «здесь и сейчас».
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации
Дискуссии
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные УУД:
- обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
- самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- адекватное оценивание своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- овладение методами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний и проявлений.
ПознавательныеУУД:
- при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
- умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД:
- при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение работать в группе;
- владение основами коммуникативной рефлексии;
- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Личностные УУД:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
- умение анализировать и обобщать информацию о себе, делать на ее основе выводы;
- умения использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания.
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Таким образом, прогнозируемыми результатами работы по программе выступают:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в классе;
укрепление здоровья воспитанников, профилактика вредных привычек и отклонений в поведении;
развитие школьной успешности подростков;
развитие психологической компетентности подростков;
развитие творческой активности каждого ребёнка.
Каждое занятие в рамках курса состоит из трех частей:
Вступительное слово ведущего, обозначение темы и направлений работы;
Основная часть – реализация запланированных заданий;
Заключительная часть – получение обратной связи от участников.
На заключительном занятии курса предполагается подведение итогов в виде защиты творческих проектов (рефлексивных отчетов) об индивидуальных «открытиях», «находках» учащихся, об их взгляде на собственную личность.
Учебный план
№
Наименование раздела
Часы
Форма контроля
1.
Вводное занятие
1
Творческий отчет
2.
Представление о себе
11
Творческий отчет
3.
Правила и законы общения
7
Творческий отчет
4.
Положительное взаимодействие
6
Творческий отчет
5.
Эмоции
3
Творческий отчет
6.
Способности
5
Творческий отчет
7.
Заключительное занятие
1
Защита творческих проектов
Итого:
34
Литература:
Брехер Э. Нестандартные логические головоломки. М., АСТ, 2005.
Мурашова Е.В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург,
У-Фактория, 2005.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. 10-11 класс. В 2-х частях. М., 2003.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» Петровская О.А. Череповец, 2013.
Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога. М., Владос, 1998.
Слоун П., Макхейл Д. Трудные задачки на нестандартное мышление. М., АСТ, 2005.
Тренинги с подростками. Программы. Конспекты занятий. Волгоград, 2009.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб, Речь, 2011.
Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. М., Сфера, 2005.