Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Гармония"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области – лицей № 1 имени М.В. Ломоносова г.Орла
Принято на «Утверждено»
педагогическом совете Директор лицея №1
Протокол № 1 от «...»....2024 г. …………… С.В. Фомина
Приказ №……от «…»….2024г.
Комплексная индивидуальная программа
внеурочной деятельности
коррекционно-развивающей направленности
для 7 - 9 классов
«Гармония»
Составитель: Юсупова Т. М.,
педагог-психолог
лицея № 1
Орел
2024
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Гармония» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, является частью адаптированной образовательной программы. Главное назначение данного курса – адаптация обучающегося к новым условиям обучения, формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания, личностное развитие.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: комплексное развитие познавательной и личностной сферы обучающегося.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
развитие основных познавательных процессов (восприятие, память, мышление, речь);
обучение навыкам общения и сотрудничества;
повышение уровня адаптированности в школьном коллективе;
формирование у подростков навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Программа рассчитана на год. Проводится в индивидуальной форме. Периодичность проведения –3 часа в неделю. Время занятия- 40 минут.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
В основе построения программы заложены следующие психологические принципы:
комплексный характер занятий;
активность участника;
принцип безоценочного отношения;
диалогичность работы;
конфиденциальность;
коммуникативная эффективность;
принцип работы «здесь и сейчас».
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные – обеспечивают умение решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Таким образом, прогнозируемыми результатами работы по программе выступают:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в классе;
укрепление здоровья воспитанников, профилактика вредных привычек и отклонений в поведении;
развитие школьной успешности подростков;
развитие психологической компетентности подростков;
развитие творческой активности каждого ребёнка.
Каждое занятие в рамках курса состоит из трех частей:
Вступительное слово ведущего, обозначение темы и направлений работы;
Основная часть – реализация запланированных заданий;
Заключительная часть – получение обратной связи от участников.
На заключительном занятии курса предполагается подведение итогов в виде защиты творческих проектов (рефлексивных отчетов) об индивидуальных «открытиях», «находках» учащегося, о взгляде на собственную личность.
Учебный план
№
Наименование раздела
Часы
Форма контроля
1.
Вводное занятие
1
Творческий отчет
3.
Основной курс
65
Творческий отчет
4.
Заключительное занятие
1
Защита творческих проектов
Итого:
67
Литература:
Брехер Э. Нестандартные логические головоломки. М., АСТ, 2005.
Мурашова Е.В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург,
У-Фактория, 2005.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. 10-11 класс. В 2-х частях. М., 2003.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» Петровская О.А. Череповец, 2013.
Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога. М., Владос, 1998.
Слоун П., Макхейл Д. Трудные задачки на нестандартное мышление. М., АСТ, 2005.
Тренинги с подростками. Программы. Конспекты занятий. Волгоград, 2009.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб, Речь, 2011.
Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. М., Сфера, 2005.