В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, количество которых неуклонно возрастает.
Можно выделить основные виды проблем:
1.Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде.
2.Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка и насилием в семье.
3.Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе.
4.Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и содействовать их разрешению.
В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
Рабочая программа основана на следующих нормативно-правовых документах:
-Конституция Российской Федерации;
-Конвенция о правах ребенка;
-Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Закон РФ «Об образовании»;
-Федеральный Закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
-Устав МБОУ ЦСОШ №9;
Цель:
-Содействие социальному здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
-Социально-педагогическая поддержка детей и семей.
-Выявление отклонений в поведении, профилактика и их коррекция.
Задачи:
1.Формировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости детей в процессе учебного труда.
2.Корректировать деятельность всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
3.Профилактика правонарушений и безнадзорности среди обучающихся.
4.Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
Для реализации поставленных задач на 2018-2019 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
Профилактическая функция:
-изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
-создание банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении;
-индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.
Организационная функция:
-организация групповых тематических консультаций с приглашением психологов, врачей, инспекторов КДН и ЗП, ПДН, Специалистов органа опеки;
-обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и обучающимися;
-контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
План работы социального педагога на 2018-2019 учебный год
№п/п
Мероприятия
Сроки
I
Организационные вопросы
1.
Откорректировать списки следующих категорий обучающихся:
-уклоняющихся от учебы в возрасте от 6 до 15 лет;
-подростков, находящихся в социально опасном положении;
-состоящих на внутришкольном учете;
-состоящих на учете в КДН, ПДН;
-проживающих в малоимущих семьях;
-проживающих в неполных семьях;
-многодетных семей;
-детей-инвалидов;
-детей из приемных семей;
-занимающихся в кружках, спортивных секциях.
Сентябрь,
Январь,
май
2.
Составление социальных паспортов классов
сентябрь
3.
Выявление и контролирование обучающихся, склонных к нарушениям правил поведения в школе и общественных местах.
в течение года
4.
Выявление и контролирование обучающихся, имеющих пробелы в знании учебного материала, систематически или эпизодически не посещающих школу без уважительных причин.
в течение года
5.
Выявление и сопровождение семей, создающих неблагополучные условия для жизни и учебы детей.
в течение года
6.
Выявление и организация работы с детьми из многодетных семей и социально незащищенных семей.
в течение года
7.
Выявление и контроль за обучающимися, склонными к проявлению вредных зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков.
в течение года
8.
Выявление условий и факторов, провоцирующих отклонения в поведении обучающихся.
в течение года
II
Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся
1.
Выявление интересов и потребностей обучающихся, трудностей и проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
постоянно
2.
Своевременное оказание социальной помощи и поддержки обучающимся.
постоянно
3.
Посредничество между обучающимися и учреждением, семьей, социальной средой, специалистами служб.
постоянно
4.
Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности пребывания обучающегося в школе, в семье, в окружающей социальной среде.
Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом
1.
Консультирование классных руководителей по проведению диагностических мероприятий и тестирования.
постоянно
2.
Консультации по составлению педагогических характеристик на обучающихся.
в течение года
3.
Разработка рекомендаций и оказание помощи по ликвидации существующих недостатков в педагогических характеристиках на обучающихся.
в течение года
4.
Индивидуальные консультации для классных руководителей.
в течение года
5.
Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с детьми, требующими особого педагогического внимания.
в течение года
6.
Работа с классными руководителями по организации оздоровительной работы с детьми «группы риска», подопечными детьми.
в течение года
7.
Выступление с докладами на педагогических советах, совещаниях.
в течение года
V
Индивидуальная работа с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, на учете в КДН, ПДН
1.
Ведение индивидуальных программ сопровождения обучающихся, состоящих на различных видах учета.
в течение года
2.
Посещение на дому обучающихся, с целью составления актов обследования условий жизни и воспитания.
1 раз в месяц
3.
Выявление причин непосещения учебных занятий обучающимися, состоящими на разных видах учета.
в течение года
4.
Осуществление регулярного взаимодействия с родителями обучающихся, состоящих на учете, изучение условий проживания данных обучающихся, проведение профилактических бесед индивидуально и на родительских собраниях.
в течение года
5.
Индивидуальная работа с данной категорией обучающихся:
-профилактические беседы;
-диагностические исследования;
-привлечение к выполнению различных поручений;
-диагностика внеурочных интересов обучающихся, требующих особого педагогического внимания;
-вовлечение в различные виды положительной деятельности (кружки, спортивные секции, школьные мероприятия).
в течение года
6.
Проведение классных часов, посвященных пропаганде здорового образа жизни, профилактике безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений, оказание помощи классным руководителям по проведению такого рода классных часов, предоставление дополнительных материалов по данной тематике.
в течение года
7.
Беседы сотрудников ПДН ОМВД Целинского района с обучающимися по профилактике подростковой преступности в соответствии с планом совместной работы.
в течение года
8.
Предоставление характеристик и ежемесячных отчетов в КДН, ПДН
ежемесячно до 5 числа
9.
Вызов и заслушивание обучающихся и их родителей на Совете профилактики.
по мере необходимости
10.
Анализ итогов успеваемости детей «группы риска» по четвертям и за год.
в течение года
VI
Работа с родителями (семьей) обучающихся
1.
Корректировка тематики родительских собраний
сентябрь
2.
Проведение индивидуальных семейных консультаций с родителями по проблемам воспитания детей.
Организация бесед, инструктажей по ТБ с несовершеннолетними и родителями.
в течение года
3.
Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений.
постоянно
4.
Обследование неблагополучных семей.
1 раз в месяц
5.
Обследование жилищно-бытовых условий подопечных детей.
2 раза в год
6.
Проведение индивидуальных бесед с обучающимися, имеющими трудности в обучении, с низким уровнем мотивации познавательных интересов.
постоянно
7.
Проведение лекций и бесед с обучающимися по различным аспектам первичной профилактики употребления ПАВ, о вреде алкоголизма, наркомании и табакокурения.
постоянно
VIII
Пропаганда правовых знаний
1.
Пропаганда здорового образа жизни, организация и проведение мероприятий по тематике вреда табакокурения, алкоголя и наркотиков, оформление наглядной агитации.
октябрь
2.
Профилактические беседы с обучающимися на тему: «Ответственность за уголовные и административные правонарушения».
ноябрь
3.
Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с обучающимися.
постоянно
4.
Рейд – занятость обучающихся во время каникул.
Ноябрь
Декабрь-январь
Март
Июнь-август
IX
Диагностико-аналитическая деятельность
1.
Диагностика вновь зачисленных обучающихся.
По необходимости
2.
Диагностика социальных условий жизни обучающихся (семья, круг общения, интересы и потребности).
сентябрь
3.
Мониторинг занятости обучающихся во внеурочное время
(отдельно для детей группы риска).
Сентябрь
Январь
май
X
Организационная и координационная деятельность
1.
Взаимодействие со специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами для принятия мер по социальной защите и поддержки обучающихся:
-с КДН;
-с ПДН ОМВД;
-с отделом опеки и попечительства;
-с ГИБДД;
-с управлением социальной защиты населения;
-с органами здравоохранения.
в течение года
2.
Анализ работы социального педагога школы за 2018-2019 учебный год.
июнь
3.
Составление плана работы на 2019-2020 учебный год.
июнь
XI
Участие в работе комиссий
1.
Участие в работе Совета профилактики
в течение года
2.
Участие в работе КДН и ЗП при Администрации Целинского района.