Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Современное рукоделие"»
Утверждаю:
директор МБОУ «Школа-интернат №1 для
детей с ОВЗ» г. Перми
________________________
В.Н.Куликова
Программа кружка
«Современное рукоделие»
Составитель:
Леонтьева М.В.
Пермь 2016
Пояснительная записка
В современном мире существует много разных способов заинтересовать детей всевозможными видами рукоделия, тем самым развивая их творческие способности. Используя наряду с профессиональными и специальными простые, недорогие, доступными всем, и взрослым, и детям, материалы – природный, бумагу и бросовый материал (картонная упаковка от яиц, CD-диски, пластиковые бутылки и пр.), можно добиться очень неплохих результатов. Природный материал по своему разнообразию, доступности, многофункциональности, конкурентов не имеет, аналогично обстоит дело с бросовым материалом. Бумага легка в обработке, поэтому привлекательна для использования в детском творчестве. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти, обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, природного или бросового материала ребёнку необходимо соотносить наглядные символы со словесными, и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Программа кружка «Современное рукоделие» дает ребенку представление о технологических процессах, как совокупности правил, требований; предоставляет возможность овладеть различными приемами и способами действий с различными, в том числе современными и специальными (профессиональными) материалами. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того, программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
знакомятся со свойствами бумаги и других материалов;
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
Содержание данной программы подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего и среднего школьного возраста);
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой, природными и иными материалами (изготовление шляп из газетной бумаги, роспись акриловыми красками камешков, мелкая пластика, картонаж и др.).
В результате освоения данной программы обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
• формирование умения отзывчиво относиться к сверстникам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
• бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться сравнивать способы действия и результат с образцом;
• учиться корректировать, вносить изменения в работу;
•учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с материалами, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
• выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
• знать об особенностях работы с разными видами бумаги, природными и иными материалами;
• уметь соблюдать правила техники безопасности;
• иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
• уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи,
• уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках;
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, презентация;
рассматривание иллюстраций;
работа с шаблонами;
творческое конструирование;
показ образца выполнения последовательности работы.
Формы работы и контроля:
Формы занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая.
Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, выставки, показ готовых работ.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Возраст обучающихся 10-11 лет. Программа предусматривает два года обучения.
Содержание программы 1 года обучения:
Тематический план работы
кружковой деятельности
на 2016-2017уч.г (34 часа)
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1
Вводное занятие
1
2
Изготовление фоторамки из картона в технике декупаж
3
3
Работа с бросовым материалом. Изготовление шкатулки из бобин от скотча
3
4
Работа с бумагой. Изготовление закладки для книг на «День учителя»
1
5
Работа с бумагой в технике оригами. Сердечко. Лилия.
2
6
Изготовление новогодних подарков. Декор шаров в технике декупаж.
3
7
Изготовление игрушек из мишуры.
1
8
Знакомство со скрапбукингом. Изготовление новогодней открытки.
2
9
Работа с салфеточными жгутиками. Панно в технике бумажной филиграни.
2
10
Изготовление шариковой ручки из бумаги на День защитника Отечества
2
11
Изготовление открытки к 8 марта.
2
12
Изготовление шариковой ручки в подарок на 8 Марта
2
13
Работа в технике декупаж. Изготовление сувенира из речной гальки.
2
14
Работа с бросовым материалом. Домик из решетки от яиц.
1
15
Скрапбукинг. Поздравительная открытка ко Дню Победы.
2
16
Изготовление пригласительных билетов к последнему звонку.
2
17
Работа с проволокой. Балерина.
1
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
К концу учебного года обучения учащиеся должны знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
К концу учебного года обучения учащиеся должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).