Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе ДОУ
Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе ДОУ
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в МДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель средней группы.
Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!
Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. В связи с этим воспитателями была разработана программа кружковой работы, направленная на формирование творческого потенциала детей.
Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к УУД при работе в кружке "Волшебная бумага".
Знать:
правила ТБ;
название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь:
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
различать материалы по их назначению;
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Содержание программы.
Блок 1 – «Волшебные полоски»
Блок 2 – «Игры с бумагой»
Блок 3 – «Рваная бумага»
Блок 4 – «Мятая Бумага»
Блок 5 – «Объемная аппликация»
Блок 6 – «Закрепление пройденного материала»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе №1 «Бабочки» на 2014-2015 учебный год.
Воспитатели: Зинченко. Т.Н
Соловьева. А.Г
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в МДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель средней группы.
Аппликация- один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!
Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. В связи с этим воспитателями была разработана программа кружковой работы, направленная на формирование творческого потенциала детей.
Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к УУД при работе в кружке "Волшебная бумага".
Знать:
правила ТБ;
название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь:
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
различать материалы по их назначению;
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Содержание программы.
Блок 1 – «Волшебные полоски»
Блок 2 – «Игры с бумагой»
Блок 3 – «Рваная бумага»
Блок 4 – «Мятая Бумага»
Блок 5 – «Объемная аппликация»
Блок 6 – «Закрепление пройденного материала»
Тематический план для детей средней группы.
Месяц, блок.
Тема
Содержание занятия
Компонент ДОУ
Материал
Сопутствующие формы работы
Октябрь.
«Волшебные полоски»
Цветы из двух крестиков.
Научить детей склеивать цветок из двух крестиков.
Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета.
Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.
Развитие навыков декоративного конструирования.
Цветы из снежинок.
Познакомить детей с новым способом изготовления цветов.
Развитие творчества, воображения.
Полоски бумаги разного цвета
Разучивание хоровода «Цветы» (муз. Бахудовой)
Гирлянда из цветов.
Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов.
Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде.
Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.
Развитие навыков декоративного конструирования.
Ноябрь. «Игры с бумагой»
Такая разная бумага. Скрутите…
Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр.
Познакомить детей с различными свойствами и видами бумаги.
Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик.
Занятие по ознакомление с окружающим.
Сверните…
Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок.
Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание
Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья.
Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Скатайте…
Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек.
Способствовать развитию навыков конструирования.
Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики.
Развитие речи. Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки».
Сложите…
Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку.
Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой.
Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон.
Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я играю на гармошке…»
Сомните…
Изготовление осьминога.
Изучить прием сминания бумаги.
Цветная бумага, рисунок осьминога.
Физическая культура. Пальчиковая игра «Осьминожки».
Декабрь.
«Рваная бумага»
Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони.
Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага»
Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук.
Разноцветная цветная бумага, заготовки основы зайчика.
Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Совместная рабата детей на тему: «Скоро лето…»
Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе.
Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев
Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке.
Художественное воспитание. Развивать художественно – эстетический вкус при рассматривании произведений великих русских художников.
Май.
Стрекоза.
Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем
Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.
Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы.
Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе.
Божья коровка.
Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем
Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.
Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы.
Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе.
Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Волшебная бумага»
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
Срок диагностики: от 10.05.15 до 18.05.15 г.
В диагностике принимало участие: 26 детей.
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
- беседы, игры, художественное слово;
- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- выставки, изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.
Выделили следующие уровни развития детей:
2- низкий уровень развития.
3-удовлетворительный уровень развития.
4-средний уровень развития.
5-высокий уровень развития.
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста, на конец 2014-15 учебного года кружка «Волшебная бумага»
№
Ф.И ребенка
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев
Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук.
Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем.
Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики)
Владеет приемами работы
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу
1.
А.А
5
5
5
5
5
5
5
2.
А.А
4
3
3
4
3
3
3
3.
Б.Е
4
4
4
4
4
4
4
4.
Б.С
4
3
3
4
3
3
3
5.
В.К
5
5
5
5
5
5
5
6.
Г.Д
5
4
5
5
5
5
5
7.
Г.А
2
3
2
3
3
3
3
8.
Г.К
3
4
3
4
3
4
4
9.
Д.Д
5
4
5
5
5
5
5
10.
Д.Ф
4
3
3
3
4
4
4
11.
К.Д
4
3
3
3
4
4
4
12.
М.Ф
3
3
3
3
4
4
3
13.
М.В
5
5
5
5
5
5
5
14.
Н.А
2
3
2
3
3
3
3
15.
Н.Р
3
3
3
3
3
3
3
16.
П.В
4
4
4
4
4
5
4
17.
П.Е
5
5
4
4
4
5
5
18.
С.В
5
5
4
4
4
5
5
19.
Т.С
4
3
4
4
4
3
4
20.
Т.Н
3
3
3
3
3
3
3
21.
Х.Б
3
3
3
3
3
3
3
22.
Х.Х
3
3
3
3
3
3
3
23.
Ч.Д
4
3
4
3
4
4
4
24.
Ш.С
5
5
5
5
4
5
5
25.
Я.М
5
5
5
5
5
5
5
26.
Я.С
4
4
3
3
4
3
3
Таблица результатов за 2014-2015 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев
Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук.
Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем.
Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики)
Владеет приемами работы
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу
Уровень
2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5
Кол-во
детей
2
6
9
9
0
13
6
7
2
6
11
7
0
11
8
7
0
9
11
6
0
10
6
10
0
10
7
9
(%)
7
23
35
35
0
50
23
27
8
42
23
27
0
42
31
27
0
35
42
23
0
38
24
38
0
38
27
35
Сводная таблица результатов за 2014-2015 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев
Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности
Уровень
2
3
4
5
2
3
4
5
Кол-во
детей
4
30
21
23
0
40
32
32
(%)
5
38
28
29
0
38
31
31
Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:
По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:
Низкий уровень- 5%(Детей испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук).
Удовлетворительный уровень развития – 38%(У детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль);
Средний уровень - 22% (Дети, относительно хорошо пользуются приемами работы, справляются с заданиями при помощи взрослого)
Высокий уровень- 29%, (Владеют навыками и умениями работы с инструментами, проявляют интерес к практической деятельности.)
По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельности
Низкого уровня – нет.
Удовлетворительный уровень развития-40% Дети испытывают затруднения по всем критериям качества освоения продуктивной деятельности (у детей из-за возраста: не сформированы навыки, им 4 года; из- за пропусков д/с по болезни, без причины.)
Средний уровень - 32% .
Высокий уровень- 32%, Дети имеют представление о материале, из которого сделана поделка, самостоятельно определяют последовательность выполнения работы.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в нашей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.
В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Для совершенствования работы по данной проблеме мы наметили следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в следующем году;
-продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;