Способ освоения содержания образования: репродуктивно-поисковый
Уровень усвоения содержания образования: общекультурный
Уровень реализации программы: школьное образование
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: двухгодич
Введение
Одна из характернейших и ярких черт младших школьников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Поэтому единственный вариант знакомства с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей.
В целях создания благоприятных условий разностороннего развития детей разработана образовательная программа кружка «Почемучка».
Возрастные особенности детей семилетнего возраста определили насыщенность учебного материала программы игровыми заданиями разнообразными по форме и интересными по содержанию. Весь процесс обучения настроен на как можно более раннее возникновения вопроса «Почему?». С появлением этого вопроса открывается новая эра в развитии ребенка. Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», первые собственные выводы и удивления, и горящие «глазенки», и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность.
Отсюда и название образовательной программы – «Почемучка».
Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом.
Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:
постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;
сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
принудительное обучение бесполезно.
Пояснительная записка
Образовательная программа кружка для младших школьников «Почемучка» направлена на развитие любознательности, познавательной активности и совершенствовании мелкой моторики рук, развитие творческих способностей.
Актуальностьсоздания данной программы заключается в формировании творческой личности с ранних школьных лет.
Новизнапрограмма заключается в интеграции нескольких видов деятельности на учебном занятии: познавательной, моторно-двигательной, творческой .
Педагогическая целесообразностьзаключается в планомерной и систематической подготовке детей к адаптации в коллективе.
Цель программы:
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи посредством интегированных развивающих занятий.
Образовательные задачи:
Систематизировать и расширять представления детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развивать интерес к их познанию.
Формировать умение ориентироваться и адекватно действовать в ближайшем окружающем мире.
Формировать элементарные представления о временных и пространственных отношениях.
Формировать и совершенствовать двигательные умения и зрительно-моторную координацию мелкой моторики пальцев рук.
Развивать речь, умение высказываться и обосновывать свои суждения.
Воспитательные задачи:
Развивать эмоциональную сферу детей, воспитывать в них чувство любви к природе.
Воспитывать чувства единства человека и природы.
Формировать навыки обучения речевого и поведенческого этикета.
Воспитывать положительную самооценку, веру в собственные силы.
Формировать адаптационные механизмы личности к социальным условиям.
Работа с младшими школьниками в данной программе строится на основе
следующей системы дидактических принципов
обеспечивается возможность разно-уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор (принципвариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Особенности организации образовательного процесса по работе с младшими школьниками
Деятельность кружка «Почемучка» ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста 7-8 лет, со сроком реализации 2 года.
Основная форма обучения –развивающие интегрированные занятия.
Формы организации познавательной деятельности
Программой предусматриваются различные виды групповой, фронтальной, индивидуальной работы:
дидактические игры по разделам образовательной программы;
викторины, конкурсы, творческие работы;
посещение выставок детского творчества учреждения;
праздники, концерты;
игровые программы;
спортивные программы
Методы, применяемые в работе
создание воспитывающих ситуаций, познавательных игр, создание эмоционально-нравственных ситуаций;
поощрения, «авансирования», создания «ситуаций успеха»;
беседы, методы формирования сознания и личного примера;
словесный; пояснение и разъяснение, рассказ, чтение художественных произведений;
наглядный: наблюдение, демонстрация наглядных дидактических материалов, использование технических средств обучения;
практический: упражнения речевого, подражательного, творческого, двигательного, конструктивного характера, различные виды игр, элементарные опыты и творческие задания.
Прогнозируемые конечные результаты и способы их проверки
Методы определения результативности:
наблюдения;
тестирование;
К концу обучения по программе «Почемучка» у детей должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
1 раздел «Зеленая тропинка»
Дети должны знать:
элементарные правила поведения в городе и природе;
о правилах личной безопасности;
о службах помощи;
свой адрес, название страны, города;
о сезонных изменениях в природе;
об условиях, необходимых для роста растений;
о животных (диких, домашних );
основные трудовые действия людей разных профессий.
Должны уметь:
отличать времена года и их признаки;
отличать город от села;
различать растительный и животный мир разных частей света;
различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения; соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
2 раздел «Волшебные дорожки»
Дети должны уметь:
проводить линии (прямые,кривые, ломаные), выполнять штриховку, копировать рисунки, ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться на листе бумаги в линейку);
уметь владеть своим телом;
ориентироваться на месте, в пространстве – на примере собственного тела, ориентироваться во времени;
использовать словарный запас; уметь слушать, понимать, выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу.
эмоционально отзываться на состояния близких людей, сверстников, героев детских сказок;
доброжелательно, бережно, заботливо, с уважением относиться к близким людям, взрослым и сверстникам;
Знать элементарные правила культурного поведения и общения, вежливые речевые обороты;
действовать в соответствии с правилами в совместной игре, следить за их выполнением всеми участниками игры, справедливо разрешать возникающие конфликты;
о семье, родственных отношениях, о себе, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях;
о народных, религиозных праздниках, как историческом наследии, закрепленном опытом и жизнью многих людей;
о государственных праздниках, имеющих историю своего роста и становления, к которым нужно бережно относиться;
о семейных, местных, групповых праздниках, которые присутствуют в жизни отдельного человека, в его семье, в месте, где он родился и живет, в группе, в которую он включен.
Содержание образовательной программы
Содержание комплексной образовательной программы включает
теоретически учебный материал, творческие практические работы по следующим разделам:
Раздел «ЗЕЛЕНАЯ ТРОПИНКА»
Раздел «ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ»
Раздел «В СКАЗКУ ПОПАДИ»
1.Раздел «ЗЕЛЕНАЯ ТРОПИНКА»
Знакомство с формой планеты Земля, с природными зонами, с растительным и животным миром природных зон, с климатическими условиями.
Знакомство с географическими картами, атласами, глобусом. Знакомство с природными явлениями. Понятия: небо, молния, радуга, ветер.
Знакомство с понятиями: лес, лесные ярусы. Растения, животные, насекомые леса. Изменение жизни леса по временам года. Знакомство с Красной книгой.
Знакомство с историей развития людей, разными видами жилищ в разные времена. История одежды и обуви.
2.Раздел «ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ»
Раздел посвящен развитию мелкой моторики рук
мелкой моторики рук (ПРОВЕДЕНИЕ ЛИНИЙ, ШТРИХОВКИ, КОПИРОВАНИЕ РИСУНКОВ , ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИСТЕ БУМАГИ)
умения манипулировать различными предметами, правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
пространственные ориентации на листе бумаги;
ориентации в окружающем пространстве.
3 Раздел «В СКАЗКУ ПОПАДИ»
Рисование, лепка и аппликация с конструированием. Тематика связана с временами года и традиционными праздниками.
Учебный план
№
Наименование раздела
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в месяц
Количество
часов в год
1
«ЗЕЛЕНАЯ ТРОПИНКА»
1ч30м
1 раз
1ч30м
6ч
54 ч
2
«ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ»
1ч30м
1 раз
1ч30м
6ч
54ч
Итого: 108 часов
Учебно-тематический план.
1 Раздел «Зеленая тропинка» 1год обучения
№
Наименование тем
Общее количество учебных часов
1
Вводное занятие «Здравствуй мир»
1ч
2
Мы живем в городе
1ч
3
Прогулка по городу
1ч
4
Улица полна неожиданностей
1ч
5
Домашние животные
1ч
6
Дикие животные
1ч
7
Экскурсия «Осень золото роняет»
1ч
8
В лес за грибами и ягодами
1ч
9
Как животные к зиме готовятся
1ч
10
И снова в городе
1ч
11
Откуда овощи в магазине
1ч
12
Фрукты на прилавках магазинов
1ч
13
Что для чего
1ч
14
Откуда хлеб пришел
1ч
15
Все работы хороши
1ч
16
Зима в городе
1ч
17
Экскурсия «Поёт зима,аукает…»
1ч
18
Лесные обитатели «Звери»
1ч
19
О тех,кто умеет летать
1ч
20
Обитатели птичника
1ч
21
Обитатели воды-рыбы
1ч
22
Мы едем в зоопарк
1ч
23
Календарь
1ч
24
Весенние приметы леса
1ч
25
Перелетные птицы
1ч
26
Шестиногие малыши
1ч
27
ОБЖ «Осторожен будь с водой»
1ч
28
ОБЖ «А у нас в доме газ»
1ч
29
ОБЖ «Ток бежит по проводам»
1ч
30
ОБЖ «Не балуйтесь с огнем»
1ч
31
ОБЖ «Переходим через улицу»
1ч
32
ОБЖ «Мы пришли на водоем»
1ч
33
Почему идет дождь
1ч
34
Почему дует ветер
1ч
35
Почему радуга разноцветная
1ч
36
Экскурсия в Ильменский заповедник
1ч
Итого: 36 часов
Учебно-тематический план.
1 Раздел «Зеленая тропинка» 2 год обучения
№
Наименование тем
Общее количество учебных часов
1
Приглашение к путешествию
1ч
2
Помощники в путешествии-глобус и карта
1ч
3
ОБЖ «На прогулку мы идем»
1ч
4
ОБЖ «Правила безопасности»
1ч
5
В самом центре земного шара
1ч
6
Где ночует солнышко
1ч
7
Почему луна не падает на землю
1ч
8
Можно ли по солнцу гулять
1ч
9
Кто обгрыз месяц
1ч
10
Есть ли у звезды хвост
1ч
11
Почему небо голубое
1ч
12
Откуда ветер прилетел
1ч
13
Времена года
1ч
14
Выбираем транспорт
1ч
15
Путешествие на северный полюс
1ч
16
Путешествие в тундру
1ч
17
Жители тундры
1ч
18
Экскурсия «Идет волшебница зима»
1ч
19
Путешествие в тайгу
1ч
20
ОБЖ «Если хочешь быть здоров»
1ч
21
ОБЖ «Встреча с незнакомцем»
1ч
22
Путешествие в пустыню
1ч
23
Весна в степи
1ч
24
Путешествие в Африку
1ч
25
Где находиться Австралия
1ч
26
Путешествие в Америку
1ч
27
Путешествие в Антарктиду
1ч
28
Лес- наше богатсво
1ч
29
Кто живет на дереве, кто под деревом
1ч
30
Почему птицы прилетают
1ч
31
Зачем птицы поют
1ч
32
Путешествие по океанам
1ч
33
Что в морской глубине на самом дне
1ч
34
Аквариум
1ч
35
Экскурсия в Ильменский заповедник
1ч
36
Выпускной для дошкольников
1ч
Итого: 36 часов
2 Раздел «Волшебные дорожки» 1 год обучения
№
Наименование тем
Общее количество учебных часов
1
«Здравствуй, карандаш»
1ч
2
«Дождик тише, дождик громче»
1ч
3
«Стоим забор»
1ч
4
«Рисуем забор»
1ч
5
«Чудесный платочек»
1ч
6
«Магазин игрушек»
1ч
7
«Дорожки»
1ч
8
«Подарок жеребенку».
1ч
9
«Узор на салфетке»
1ч
10
«Игра в кегли»
1ч
11
«Везем подарки»
1ч
12
«Подарок Карлсону»
1ч
13
«Цветы на лугу»
1ч
14
«Волшебный клубочек»
1ч
15
«Угощение для гостей»
1ч
16
«Улитки»
1ч
17
«Путешествие божьей коровки»
1ч
18
«Чудо человечки»
1ч
19
«Река засыпает»
1ч
20
«Снегопад»
1 ч
21
«Почта»
1ч
22
«Киоск открыток».
1ч
23
«То ли море, то ли небо, то ли что-нибудь еще».
1ч
24
«Внучка Почемучка»
1ч
25
«Чепуха»
1ч
26
«Новое животное»
1ч
27
«Волшебные картинки»
1ч
28
«Изобретатели»
1ч
29
«Гирлянда»
1ч
30
«Лес наоборот»
1ч
31
«Умная голова»
1ч
32
«Два волшебника»
1ч
33
«Фантики»
1ч
34
«Путешествие на луну»
1ч
35
«Новая сказка»
1ч
36
«Летает, не летает»
1ч
Итого: 36 часов
2 Раздел «Волшебные дорожки» 2 год обучения
№
Наименование тем
Общее количество учебных часов
1
«Мастерская форм»
1ч
2
«Полосатик»
1ч
3
«Воздушные шары»
1ч
4
«Кто кем будет»
1ч
5
«Пляшущие человечки»
1ч
6
«Какая сегодня погода»
1ч
7
«Водители»
1ч
8
«Трудные виражи»
1ч
9
«Что плавает, что тонет»
1ч
10
«Вниз по реке»
1ч
11
«Чудо рыба»
1ч
12
«Бывает, не бывает»
1ч
13
«Чудесные превращения»
1ч
14
«Поезд»
1ч
15
«Волшебный лес»
1ч
16
«Волшебный замок»
1ч
17
«Шкатулка со сказками»
1ч
18
«Секреты»
1ч
19
«Волшебник»
1ч
20
«Зеркало»
1ч
21
«Ковер – самолет»
1ч
22
«Самолеты за облаками»
1ч
23
«Самое веселое»
1ч
24
«Задом наперёд»
1ч
25
«Царевна лягушка»
1ч
26
«Рыба, птица, зверь»
1ч
27
«Волшебные кляксы»
1ч
28
«Лесная история»
1ч
29
«Цветик - семицветик»
1ч
30
«Узнай, кто я»
1ч
31
«Волшебная палитра»
1ч
32
«Продолжи узор»
1ч
33
«Тир»
1ч
34
«Подарки для кукол»
1ч
35
«Несуществующее животное»
1ч
36
«Цветочная поляна»
1ч
Итого: 36 часов
Учебно-тематический план
3 Раздел «Праздничный калейдоскоп» 1 год обучения
Месяц
Наименование тем
Общее количество учебных часов
1
«Осень, в гости просим»
1ч
2
«Шутки – прибаутки»
1ч
3
«Праздник фонарика»
1ч
4
«Приключения у новогодней ёлки»
1ч
5
«День именинника»
1ч
6
«Мама, папа, я – дружная семья»
1ч
7
«Мы рады зимушке – зиме!»
1ч
8
«Шутки, игры, песни соберут нас вместе!»
1ч
9
Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули?»
1ч
Итого: 9 часов
Учебно-тематический план
3 Раздел «Праздничный калейдоскоп» 2 год обучения
Месяц
Наименование тем
Общее количество учебных часов
1
«Мы поем, мы пляшем!».
1ч
2
«В гостях у бабушки Загадушки».
1ч
3
«Праздник осени или путешествие в осеннее царство».
1ч
4
«Красный, желтый, зеленый».
1ч
5
«Праздник игры и игрушки».
1ч
6
Семейный праздник «День именинника».
1ч
7
«Безобразник или день великого фантазера».
1ч
8
«Сказка за сказкой».
1ч
9
«Под новый год, как в сказке, полным – полно чудес!».
1ч
Итого: 9 часов
Методическое обеспечение программы
Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей знаний. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, свои цели и задачи.
Важнейшим условием интегрирования предметов является близость их содержания и их взаимосвязь.
В разделе «Зеленая тропинка» идет интеграция различных методов и приемов, помогающих ребенку освоить знания об окружающем мире и культуре поведения в обществе.
Словесные: беседы, пояснения, разъяснения, рассказ, чтение художественных произведений.
Наглядные: демонстрация дидактических материалов, использование технических средств обучения.
Практические: упражнения речевого, подражательного, творческого, двигательного, конструктивного характера, различные виды игр.
Проблемно-поисковые: создание воспитательных ситуаций, познавательные игры, проведение опытов и экспериментов.
В разделе «Волшебные дорожки» занятия составлены таким образом, что идет интеграция нескольких видов деятельности: игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, игры – действия с игрушками и предметами, игры с геометрическими фигурами, счетными палочками, речными камешками, игры-упражнения с карандашами сочетаются с изобразительной деятельностью (обведение контуров, прорисовывание деталей, штриховка разными способами, раскрашивание).
В разделе «В сказку попади» содержание занятий – рисование, лепка и аппликация с конструированием; в процессе творческой деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, получает новые знания, фантазирует.
учебный материал строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, «открытию». Таким образом, самостоятельные «открытия» детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.
Успешным выполнением заданий является создание в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения педагога к детям.
Материально-техническое обеспечение
программы:
-Школьная доска;
-парты и стулья;
-Компьютер;
-Проектор;
-Ксерокс.
Дидактическое обеспечение программы:
-Карта нашей Родины;
-таблицы;
-предметные и сюжетные картинки;
-игрушки;
-карандаши;
-фломастеры;
-бумага;
-наборы разрезных картинок;
-ребусы, кроссворды;
-дидактические игры;
-фишки, счетные палочки;
-геометрический материал;
-кассы букв и цифр;
-книги для дошкольников;
-энциклопедии;
-прописи;
-атласы, глобус;
-кубики «Сложи узор».
Список литературы
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и букв. М: Просвещение. 2005.
Жуков А. Природа и фантазия.М: Просвещение.1971.
Волкова Г.А. Игровая деятельность. М: Просвещение.1987