ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ"
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ"
РАБОТАЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Я НЕОДНОКРАТНО СТАЛКИВАЛАСЬ С ПРОБЛЕМОЙОСЛАБЛЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ. ДЕТИ ПЛОХО СПРАВЛЯЮТСЯ С НАГРУЗКОЙ,ПЛОХО УСВАИВАЮТ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ,СТАНОВЯТСЯ МАЛОУСПЕШНЫМИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОГРАММА КРУЖКА "СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ" НАПРАВЛЕНА НА РЕШЕНИЕ ЭТИХ ПРОБЛЕМ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ" »
ПРОГРАММА кружка «секреты здоровья»
Наименование курса внеурочной деятельности «Секреты здоровья»
Класс
Количество часов по учебному плану
Всего 34часа в год; в неделю 1
Составила: Митясова И.Б.
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто»
Сократ
Пояснительная записка
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Данная программа учит быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быти
Курс содержит 10 блоков, которые также делятся на подтемы.
Цель программы: создание условий для формирования здорового образа жизни у учащихся начальных классов.
Задачи программы:
- формирование у младшего школьника позиции признания ценности здоровья;
- развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Реализация программы ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его поведении. Учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Программа кружка по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Формы и режим занятий.
Занятия по валеологии спланированы с учётом конкретной образовательной ситуации в школе:
количество часов на год – 34 часов;
количество часов в неделю – 1 занятие;
количество учащихся – 12 -15 человек.
Занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплексы упражнений, общение с природой, утренники, КВНы, игры, викторины, проектная, исследовательская деятельность и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают в себя не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз: дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Примеры оздоровительных минуток:
потянуться 1-2 раза;
сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;
изгнать плохие мысли и успокоить мозг;
сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
помассировать пальцы;
походить по камушкам;
сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой, где могут изучаться правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, формируются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младщих школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они привлекаются к участию в кружковой работе.
Планируемые результаты
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Требования к подготовке учащихся
Младшие школьники должны знать / понимать:
- о важности воды для человека;
- о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей;
- как следует питаться, спать, закаляться;
- почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит;
- о полезных и вредных прививках;
- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током;
- чего не надо бояться;
- что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным;
- как относиться к подаркам, к наказаниям;
- как нужно одеваться;
- как вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах;
- как вести себя, если что-то болит;
- как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным;
- чем заняться после школы;
- что такое наше здоровье;
- как сохранить своё здоровье;
- вредные привычки.
Младшие школьники научатся:
- оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых;
- сдерживать себя в различных ситуациях;
- прислушиваться к советам родителей;
- пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания;
- принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.
Учебно – тематический план курса «Азбука здоровья».
2 класс
34 часа
№
Тема занятия
Количество часов
Дружи с водой.
Забота об органах чувств.
Уход за зубами.
Уход за руками и ногами.
Забота о коже.
Как следует питаться.
Как сделать сон полезным.
Настроение в школе.
Настроение после школы
Поведение в школе
Вредные привычки.
Мышцы, кости и суставы.
Как закаляться.
Как правильно вести себя на воде.
Народные игры.
Подвижные игры. «Сколько весит моё здоровье» Исследовательская работа.
Доктора природы.
Поход на лесную поляну.
2
1
3
1
3
2
1
1
1
2
2
2
1
2
2
4
1
3
Всего: 34 часа
Содержание изучаемого курса
2 класс
Дружи с водой (2ч)
Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
Забота об органах чувств (4 ч)
Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа.
Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.
Уход за зубами (3 ч)
Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.
Уход за руками и ногами (1 ч)
«Рабочие инструменты» человека.
Как следует питаться (2 ч)
Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.
Как сделать сон полезным (1 ч)
Сон – лучшее лекарство.
Настроение в школе (1 ч)
Как настроение?
Настроение после школы(1 ч)
Я пришёл из школы.
Поведение в школе (2 ч)
Я – ученик.
Вредные привычки (2 ч)
Мышцы, кости и суставы (2 ч)
Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.
Как закаляться (1 ч)
Если хочешь быть здоров.
Как правильно вести себя на воде (2 ч)
Правила безопасности на воде.
Народные игры.(2 ч)
Подвижные игры «Сколько весит моё здоровье» Исследовательская работа. (4 ч)
Доктора природы(1 ч)
Поход на лесную поляну(3 ч)
Учебно – тематический план курса «Азбука здоровья»
3 класс
34 часа
№
Тема занятия
Количество часов
Количество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Почему мы болеем.
Кто и как предохраняет нас от болезней.
Кто нас лечит.
Прививки от болезней.
Что нужно знать о лекарствах.
Как избежать отравлений.
Безопасность при любой погоде.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила обращения с огнём.
Как уберечься от поражения электрическим током.
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
Как защититься от насекомых.
Предосторожности при обращении с животными.
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Сегодняшние заботы медицины.
3
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
1
3
Всего – 34 часа
Содержание изучаемого курса
3 класс – 34 часа
Почему мы болеем(3ч)
Причины болезни. Признаки болезни. Как здоровье?
Кто и как предохраняет нас от болезней(2ч)
Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни
Кто нас лечит(1ч)
Какие врачи нас лечат
Прививки от болезней(2ч)
Инфекционные болезни. Прививки от болезней
Что нужно знать о лекарствах(2)
Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка
Как избежать отравлений(2ч)
Отравление лекарствам Пищевые отравления
Безопасность при любой погоде(2ч)
Если солнечно и жарко Если на улице дождь и гроза
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте(2ч)
Опасность в нашем доме Как вести себя на улице
Правила безопасного поведения на воде(1ч)
Вода – наш друг
Правила общения с огнём(1ч)
Чтобы огонь не причинил вреда
Как уберечься от поражения электрическим током(1ч)
Чем опасен электрический ток
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.(1ч)
Травмы
Как защититься от насекомых. (1 ч)
Укусы насекомых
Предосторожности при обращении с животными(1ч)
Что мы знаем про кошек и собак
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом(2ч)
Отравление ядовитыми веществами
Отравление угарным газом
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях(2ч)
Как помочь себе при тепловом ударе
Как уберечься от мороза
Первая помощь при травмах(3ч)
Растяжение связок и вывих костей
Переломы
Если ты ушибся и порезался
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос(1ч)
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек(1ч)
Укусы змей
Сегодняшние заботы медицины(3ч)
Расти здоровым
Воспитай себя
Я выбираю движение
Учебно – тематический план курса «Азбука здоровья»
4 класс
34 часа
№
Тема занятия
Количество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Чего не надо бояться.
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.
Почему мы говорим неправду.
Почему мы не слушаемся родителей.
Надо уметь сдерживать себя.
Не грызи ногти , не ковыряй в носу.
Как относиться к подаркам.
Как следует относиться к наказаниям.
Как нужно одеваться.
Как вести себя с незнакомыми людьми.
Как вести себя, когда что-то болит.
Как вести себя за столом.
Как вести в гостях.
Как вести себя в общественных местах.
«Нехорошие слова». Недобрые шутки.
Что делать, если не хочется в школу.
Чем заняться после школы.
Как выбрать друзей.
Как помочь родителям.
Как помочь беспомощным и больным.
Повторение.
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
2
1
2
3
Всего-34 часа
Содержание изучаемого курса
4 класс – 34 часа
Чего не надо бояться(1ч)
Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)
Учимся думать. Спеши делать добро.
Почему мы говорим неправду(2ч)
Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.
Почему мы не слушаемся родителей(2ч)
Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)
Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.
Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч)
Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек ( продолжение)
Как относиться к подаркам(2ч)
Я принимаю подарок. Я дарю подарок.
Как следует относиться к наказаниям(1ч)
Наказание.
Как нужно одеваться(1ч)
Одежда.
Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)
Ответственное поведение.
Как вести себя, когда что – то болит(1ч)
Боль.
Как вести себя за столом(2ч)
Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Как вести себя в гостях(1ч)
Ты идёшь в гости.
Как вести себя в общественных местах(2ч)
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, вкино, школе.
«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)
Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.
Что делать. Если не хочется в школу(1ч)
Помоги себе сам.
Чем заняться после школы(1ч)
Умей организовать свой досуг.
Как выбрать друзей(2ч)
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.
Как помочь родителям(1ч)
Как доставить родителям радость.
Как помочь больным и беспомощным(2ч)
Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.
Повторение(3ч)
Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.
Материально-техническое обеспечение
Л.А. Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва «Вако» 2004г.
Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва «Вако» 2004г.
Т. Н. Захарова и др. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград «Учитель» 2007г.
Ю. В. Науменко «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Глобус» 2010г.
Г. А. Воронина и др. «Основы развития двигательной активности младших школьников», Департамент образования Кировской области, Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2008г.