Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса 7
Правила жизнедеятельности класса 7
Традиции класса: 8
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса 8
Анализ воспитательной работы за 2013/15учебные годы 14
Цели и задачи на новый учебный год 16
План-сетка воспитательной работы на 2015-2016 учебный год __ класса 18
Работа с коллективом учащихся 18
Работа с учителями-предметниками 24
Работа с родителями 26
Работа с внешкольными учреждениями 27
Диагностика воспитательной системы 28
Качество жизни класса 30
Приложения 35
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти. Плутарх.
Пояснительная записка
Для меня слово «воспитание» всегда было синонимом слову «питание» в лучшем его значении. Воспитывать – это подпитывать ребенка своей любовью, своим вниманием, заботой, своими знаниями, умениями, художественными вкусами, моральными установками, нравственными нормами. Подпитывать всем лучшим, что в тебе есть.
Конечно, это не очень просто. И как садовник радуется выращенному им красивому цветку, так нет и большей радости для воспитателя, когда после его «питания» вырастает красивый человек - высоконравственный, образованный, творческий.
Работая 13-ый год классным руководителем (нынешний класс – 4-ый в моей педагогической деятельности), знаю, что каждый класс, как каждый ребенок в семье, требует своих воспитательных подходов; своей системы. Это трудно, но интересно. Заставляет совершенствовать свои знания, изучать литературу, посещать курсы. Большую помощь при составлении данной программы мне оказало методическое пособие под редакцией Е.Н Степанова «Классному руководителю о воспитательной системе класса» и материалы издательского дома «Первое сентября» фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Характеристика класса
В ___классе обучается 25 человека: 13 девочек и 12 мальчиков.
Возрастной состав: 17 учащихся ___г.р.,
18 учащихся ___ г.р.,
19 человек воспитываются в полной семье, 6 обучающихся живут только с мамами (Валентин К., Даша Л., Катя П.), одна ученица (Саша М.) живет с бабушкой и дедушкой. Неблагополучных детей нет.
Особенностью данного класса является то, что в пятый класс дети пришли из двух бывших четвертых классов (4в и 4г), которые до этого не были очень дружными, работали с ними два совершенно разных по характеру, темпераменту и возрасту педагога. Не всем детям удалось быстро привыкнуть к переменам, подружиться с новыми одноклассниками (были и конфликты между девочками, и драки между мальчиками), поэтому главной воспитательной задачей прошлых двух учебных лет была задача - сдружить детей и их родителей через систему коллективно – творческих дел, сформировать новый сплоченный коллектив с благоприятным психологическим климатом. В целом, это удалось, в настоящее время расслоения по бывшим классам уже не наблюдается.
Качественная успеваемость в 2013/14 и 2014/15 г.г. была очень высокая: 70%, абсолютная успеваемость 100%.
В этом учебном году качество снизилось: 60% в 1-ой четверти, 41% во 2-ой. Снижение уровня успеваемости происходит во многих 7-8 классах, так как начинается изучение новых предметов (алгебра, геометрия, физика, биология, химия), а у детей вследствие взросления появляется много новых, не учебных интересов. Поэтому одна из главных воспитательных задач в этом и следующем учебном году – поддерживать познавательный интерес к учебной деятельности, выводить его на новый уровень, направленный на получение будущей профессии. При этом особого внимания требуют слабоуспевающие ученики (Валя К., Полина К., Сергей К., Саша К.) и ученики с отклонениями в поведении на уроках (Даша Л., Полина К., Лев К.)
Все ученики класса занимаются в кружках и различных секциях, треть класса посещает факультатив по математике.
Большинство учеников принимает активное участие в жизни школы и класса. В 5-ом классе команда класса защищала честь школы на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту и авиа - и судомоделированию; в 6-ом классе приняла участие в городской олимпиаде «Здоровый мир»; в первом полугодии 7-го класса – в городских соревнованиях «Безопасное колесо», класс подготовил новогодний спектакль для всей школы.
Краткая характеристика семей учащихся.
Родители учащихся класса в основном – представители интеллигенции, многие имеют высшее образование. Неблагополучных семей нет, характер взаимоотношений детей и родителей в целом соответствует возрастным особенностям учащихся, но есть семьи, в которых родители недостаточно требовательны к своим детям (Саша К., Валентин К., Сергей К., Даша Л.).
Большинство родителей заинтересованы в хорошей успеваемости своих детей. Явка на родительские собрания 80-90 процентов (не всегда приходят родители Саши К., Вали К.). Большинство родителей правильно реагирует на замечания и просьбы учителей. Есть инициативная группа, которая оказывает помощь в воспитательной работе, принимает участие в подготовке и проведении классных дел, ремонте кабинета.
Формы воспитательной работы:
классные часы («Русский язык – язык моего Отечества», «О вреде курения» и др.);
коллективно – творческие дела (новогодний спектакль, «Встреча весны», «Заседание математического суда» и др.);
общешкольные праздники (Фестиваль английской песни, «Свет Маяка»);
спортивные соревнования («Веселые старты», «Безопасное колесо» и др.);
собрания;
экскурсии;
совместные поездки (Челябинск, Екатеринбург, страусиная ферма и др.);
посещение театров (спектакль «Беда от нежного сердца» ), музеев, библиотек («Урок об Атомграде»);
разговор по душам;
консультация;
совместный поиск решения проблемы («Как стать дружнее» и др.);
органы самоуправления.
Методы воспитательной работы: личный пример, убеждение, внушение, требование, стимулирование (поощрение и наказание), поручение, беседа, игра, соревнование, постановка перспективы, воспитывающие ситуации, рефлексия.
Основные виды деятельности: познавательная, игровая, творческая, спортивная, коммуникативная, допрофессиональная.
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся, их сплочению должна сыграть работа при подготовке и проведении коллективно – творческих делна основе следующих педагогических идей:
равенство всех участников;
заботливое отношение друг к другу;
добровольное привлечение к процессу деятельности;
совместная деятельность детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем);
отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
чередование индивидуальной и коллективной работы;
ориентация на результаты дела, пользу;
положительный эмоциональный настрой.
Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса
принцип развития личности;
принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;
принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры, местные традиции;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся;
принцип творчества и успеха;
принцип доверия и поддержки;
принцип непрерывности;
принцип ответственности.
Правила жизнедеятельности класса
относись к людям и одноклассникам так, как хочешь, чтобы они относились к тебе;
не стесняйся творить, пробуй себя в различных делах;
пробуди в себе желание учиться;
выражая неодобрение, не задевай личность, оценивай только поступки и конкретные действия;
помни о том, что лучший собеседник не тот, кто умеет говорить, а тот, кто умеет слушать;
оставайся свободным в своем выборе, но будь готов нести ответственность за свое решение;
знай, что коллективное обдумывание какого-либо вопроса положительно влияет на мышление каждого участника;
не забывай, что стать лучше может каждый.
Традиции класса:
каждое утро приветствовать друг друга, здороваться со всеми взрослыми в школе;
ответственно относиться к учебе и поручениям;
помогать друг другу во всем;
навещать больных;
поздравлять именинников;
принимать активное участие в жизни школы; участвовать в городских мероприятиях;
каждую четверть – Коллективное Творческое Дело;
заботиться о классном кабинете;
оформлять уголок класса.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты
Составные части компонентов
Индивидуально-
групповой
классный руководитель
учащиеся
родители
педагоги, психологи, работники учреждений культуры и другие взрослые.
Ценностно-ориентационный
цели и задачи воспитания
предполагаемые результаты работы
перспективы жизнедеятельности класса
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса
Функционально - деятельностный
системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения
ссновные функции воспитательной системы
педагогическое обеспечение и самоуправление
Пространственно-временной
эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда
связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми
место и роль класса в воспитательном пространстве школы
этапы становления и развития воспитательной системы
Диагностико - аналитический
критерии эффективности воспитательной системы
методы и приемы изучения результативности воспитательной системы
формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов
Индивидуально-групповой компонент имеет огромную важность. Несмотря на то, что главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель, моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями. Какова будет эта система, каким образом она будет функционировать, решать всем членам классного сообщества. Процесс этот сложный, продолжающийся бесконечно, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка, возрастные изменения требуют внесения корректив в первоначально созданную модель.
Ценностно-ориентационный компонент является ценностно – смысловым ядром системы, так как воспитания без цели не бывает. При этом ставятся три основные цели:
идеальная цель (некий идеал, к которому стремится общество, школа, классный руководитель);
результатная цель (прогнозируемый результат воспитательной работы, который планируется достичь за определенный промежуток времени);
процессуальная цель (проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств ученика).
Функционально - деятельностный компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляет совместная деятельность и общение членов классного сообщества (классного руководителя, учащихся, родителей, педагогов).
В своей работе в качестве приоритетных я выбрала следующие направления работы:
Ценностно – ориентированная деятельность, т.е. деятельность, направленная на воспитание нравственности, гражданско – патриотических чувств, личности в отдельности и классного коллектива в целом, воспитание здорового образа жизни, художественно – эстетического вкуса:
классные часы, КТД, участие в школьных и городских мероприятиях, беседы, поездки, встречи с интересными людьми, посещение учреждений культуры и др..
Аналитико – диагностическая деятельность:
анкетирование, тестирование, социометрия, совместная работа с психологом и др.
Интеллектуально – познавательная деятельность:
участие в предметных неделях, олимпиадах по предметам, учебные экскурсии, библиотечные уроки, познавательные классные часы, вовлечение учащихся в кружки и факультативы по предметам.
Трудовая деятельность:
дежурство в классе и по школе, уборка кабинета, общественные поручения.
Работа с семьей:
вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс, родительские собрания, индивидуальные беседы, психолого – педагогический всеобуч, работа с родительским активом.
Спортивно-оздоровительная деятельность:
походы, Дни здоровья, спортивные соревнования, участие в «Лыжне румяных», различных городских эстафетах, соревнованиях, вовлечение детей в спортивные и оздоровительные секции.
Сочетание всех видов деятельности призваны выполнить следующие воспитательные функции:
образовательную (сформировать у детей целостную и научно обоснованную картину мира);
защитную (психологическая защита ученика от негативных влияний среды);
компенсирующую (предполагает создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в различных сферах деятельности);
интегрирующую и корректирующую (заключается в интеграции и корректировке различных влияний, которые может испытывать ученик, как в классе, так и вне его).
Пространственно-временной компонент. Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Основным “местом жительства” моего класса является школа и учебный кабинет, закрепленный за мной и учащимися. В нем происходили и происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование коллектива в целом. Поэтому так важна забота классного руководителя, его учеников и их родителей об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно нравственном насыщении жизненного пространства класса.
На сегодняшний день наш кабинет является одним из самых уютных и озелененных в школе. С помощью родителей, в прошлом году в нем был сделан косметический ремонт. Но главное то, что ребята прибегают сюда до уроков, на переменах, после уроков, потому что здесь можно рассказать о своих проблемах, выпить воды или чая, просто почувствовать себя как дома, а значит, почувствовать себя защищенным. В классе есть уголок, отражающий нашу жизнь (успеваемость, дежурство, мероприятия, поздравления именинникам и другое), который интересен не только ученикам класса, но и родителям, друзьям, гостям.
Диагностико - аналитический компонент:
Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
«Мерилом» эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:
образованность учащихся;
воспитанность учащихся;
удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
сформированность классного коллектива;
репутация класса.
Анализ воспитательной работы за 2013/15 учебные годы
Основные направления работы в эти годы :
моделирование воспитательной системы класса с учетом главной воспитательной цели школы и ее приоритетных направлений;
изучение индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка;
формирование нового творческого, работоспособного коллектива;
продолжение лучших традиций, сложившихся в классах за период обучения в начальной школе, выработка новых традиции с учетом возрастных особенностей;
формирование органов классного и школьного самоуправления;
установление тесной связи с родителями.
Моделируя воспитательную систему класса, я выделила в ней 5 блоков:
1-ый блок (5 класс) «Мы – класс, который умеет дружить»
Главная задача - сдружить детей; начать работу по формированию коллектива /этап проектирования системы.
2-ой блок (6 класс) «Мы – класс, в котором интересно»
Главная задача - вовлечь в разнообразную внеклассную деятельность, через систему коллективно – творческих дел продолжить работу по сплочению коллектива, установлению в нем новых традиций.
3-ий блок (7 класс) «Мы – класс, с которым интересно»
Главная задача - привлечь учащихся класса к активному участию в школьных и городских мероприятиях, подготовить новогодний спектакль для всей школы, тем самым повысить самооценку учеников класса, их авторитет / этапы становления системы.
4-ый блок (8 класс) «Мы – класс, который умеет учиться»
Главная задача - поддерживать познавательный интерес к учебной деятельности, выводить его на новый уровень, направленный на получение будущей профессии.
5-ый блок (9 класс) «Мы – класс, в котором каждый – личность»
Главная задача - помочь осознать каждому ученику свою индивидуальность; развивать способности отстаивать свою точку зрения; общаться с людьми в различных ситуациях; добиваться поставленной цели / этапы стабильного функционирования системы
Для реализации задач первых двух блоков была проведена очень большая работа, большую помощь в которой оказали учителя – предметники, социальный педагог школы, психолог и родители. По всем направлениям деятельности было проведено много разнообразных мероприятий. Вот некоторые из них: общешкольный праздник «Смотрите, кто пришел», «Мисс школы», коллективно – творческие дела «Праздник мам», «Праздник картошки», «Праздник пиццы», «Масленичные забавы», фестивали английской песни, участие в городской олимпиаде «Здоровый мир», городских и школьных спортивных соревнованиях, поездки, экскурсии, познавательные игры – викторины по истории, математике, встречи с интересными людьми. Серия классных часов «Моя семья» с привлечением родителей, семейных альбомов помогла детям лучше узнать друг друга. Коллективно – творческие дела дали возможность увидеть творческие способности детей, проследить и подкорректировать систему взаимоотношений между собой и со взрослыми. Дети перестали делиться на бывшие классы , появился работоспособный актив, положительные лидеры.
В классе сформирован орган самоуправления: мэр, заместитель, ответственные за расписание, журнал, дежурство, спортивный, учебный секторы, организаторы интересных дел, художники – оформители, программисты. Выборы проходят путем голосования, работа актива демократически обсуждается на классных часах, случаются перевыборы с учетом желаний ученика. Актив класса принимает участие в работе школьных органов самоуправления - совет мэров, штаб порядка, учебный сектор.
На высоком уровне ребята проявили познавательную активность: больше половины класса приняли участие в школьных олимпиадах по предметам, в дистанционных олимпиадах, играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок». Треть учеников класса посещает школьные факультативы по математике и экономике, 100 % посещаемость кружков и секций вне школы.
Однако остались и проблемы: не все дети достаточно доброжелательны друг к другу; не все добросовестно относятся к учебе или не умеют рационально использовать свое время. Появились проблемы, связанные с возрастными изменениями. Эти особенности я учитывала при планировании воспитательной работы на следующий учебный год.
Цели и задачи на новый учебный год
Цель воспитания: формирование духовно богатой, нравственной личности, адаптированной к жизни в социуме и способной к творческому самоопределению.
Задачи
воспитания
Перспективные линии по реализации поставленных задач
Предполагаемые результаты воспитательной работы
Продолжить работу по сплочению и развитию коллектива, воспитанию культуры общения.
Коллективно – творческие дела, совместные походы и поездки.
«Я – член коллектива, в котором мне приятно учиться и общаться» (доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, заинтересованность в совместных делах)
Воспитывать чувство гражданина своей страны, любовь к родному краю.
Классные часы, посвященные государственной символике; юбилею ПО «Маяк», участие в школьном конкурсе чтецов «Люблю тебя, мой край родной», встречи с ветеранами, экскурсии, поездки по Уралу, посещение городского музея.
«Я – гражданин своей страны, за которую испытываю гордость»
(знание и уважение государственной символики, истории, традиций, культурных ценностей Южного Урала и родного города)
Поддерживать познавательный интерес к учебной деятельности, выводить его на новый уровень, направленный на получение будущей профессии
Участие в классных, школьных и городских олимпиадах, предметных неделях, классный час о великих людях, которым образование помогло добиться своих целей в жизни, выявлять способности детей, склонность к изучению того или иного предмета; способствовать их развитию через запись в кружки и факультативы по предметам.
«Я – умнее пятиклассника»
(100% абсолютная успеваемость; качественная не менее 50%)
Повышать дисциплинированность и ответственность
Классные часы, беседы о нормах поведения, изучение Устава школы и правил поведения для учащихся; еженедельная проверка дневников; работа с активом класса; общественные поручения; участие в работе Совета школы.
«Я – человек, на которого можно положиться»
(умение контролировать и корректировать свое поведение;
работоспособный актив, умеющий организовать самоуправление класса)
Формировать положительное отношение к труду
Дежурство в классе и школе, уборка кабинета, самообслуживание в столовой, сохранность учебников, школьной мебели.
«Я – не лентяй» (уважать свой труд и труд других людей)
План-сетка воспитательной работы на 2015-2016 учебный год 7 класса
м
е
с
я
ц
Направления деятельности классного руководителя
Работа с коллективом учащихся
Индивидуальная работа с учащимися
Работа с педагогическим коллективом
Работа с родителями
Общешкольные и общегородские мероприятия
Аналитико-диагностическая деятельность
Классные часы, КТД
с
е
н
т
я
б
р
ь
Праздник «День знаний»
День спорта и здоровья
Соревнования « Безопасное колесо»
Игровая программа «Сделай город лучше»(5‑8 кл.)
Организация деятельности органов детского самоуправления
1. Изучение уровня воспитанности (совместно с психологом школы), 1 этап
2.Работа с документацией (заполнение журналов, корректировка адресов и телефонов в личных делах)
1. «Русский язык- язык моего Отечества»
2. «Реализация приоритетного нац. проекта «Образование» в Озерск. город округе»
3. Акция «Победе посвящается»
4. Встреча с инспектором ПДС (профилактика нарушений правил дорожного движения)
5. Посещение театра - «Беда от нежного сердца»
6. Беседа о поведении в школе
7. Семейный поход
8. Поездка (страусиная ферма)
Работа с активом
Учет посещаемости, опозданий
Запись в кружки и секции
Организация питания учащихся
Организация дежурства по классу
Проверка дневников
1.Знакомство с новыми учителями-предметниками.
2. Совместная работа с учителями физкультуры по организации Дня здоровья.
3. Посещение уроков русского и английского языка.
4.Приглашение учителей-предметников на родительские собрания.
Родительское собрание
Выборы актива
Выработка плана работы на год
Выработка совместных требований к ученику
Совместная работа по вовлечению учащихся в спорт. и оздоровительные кружки и секции
Организация Дня здоровья и поездки
о
к
т
я
б
р
ь
День учителя. Проведение дня самоуправления
Конкурс чтецов «Люблю тебя, мой край родной»
Общешкольный праздник «Ученик года»
Декада русского языка
Школьные предметные олимпиады
1. Социометрия
2. Диагностика уровня школьной тревожности
(психолог)
КТД «Курению – нет»
Кл. час «Урок об Атомграде» (ЦДГБ)
Занятие с
психологом
Беседа о
поведении при
пожаре, угрозе
террорист.
актов, учебная
эвакуация
1.Работа с отстающими
2.Проверка дневников
3.Учёба актива класса
1. Поздравление учителей-предметников с профессиональным праздником
2.Совместная работа с учителями истории по организации совместной осенней поездки в Екатеринбург
3.Посещение уроков физики, биологии, физкультуры 4.Совместная работа с учителями -предметниками по организации школьных олимпиад, вовлечение в них учащихся
5.Конкурс сочинений о здоровом образе жизни (совместно с учителем литературы)
6.Выход в городскую библиотеку.
Родительская конференция
Индивид. работа с родителями ( беседы об успеваемости и поведении учащихся)
Организация консультаций учителей-предметников
Поздравление учителей с профессиональным праздником
н
о
я
б
р
ь
Декада правовых знаний и истории
Городские предметные олимпиады
Первенство города по баскетболу
1. Анкетирование уч-ся с целью выяснения психологического климата в классном коллективе
2.
Социометрия
1.Классный час, посвященный 60-летию «Маяка», посещение городского музея
2. «Мои права и обязанности» (в рамках недели правовых знаний), знание правил дорожного движения (тест)
3. Профилактика конфликтности (беседа с элементами игры)
4. Поездка в Европу
Организация участия в школьных, гор. и дистанционных олимпиадах
Учёт посещаемости уроков, кружков и секций
Проверка дневников
Конкурс на лучший дневник
1.Совместная работа с учителями-предметниками по организации школьных и городских олимпиад, вовлечение учащихся 2.Работа с учителем музыки по подготовке к Новогоднему спектаклю
3.Работа с учителями англ. языка по подготовке к празднику английской песни. 4.Посещение уроков ИЗО, литературы, географии
Родительское собрание совм. с психологом школы по теме «Уровень школьной тревожности»
Операция «Зима» (утепление кабинета)
Привлечение родителей к кл. часам, посвященным 60-летию хим. комбината «Маяк»
д
е
к
а
б
р
ь
Благотворительная акция «Доброе сердце» (сбор подарков для детей из детских домов)
Новогодний спектакль
Фестиваль английской песни
Профилактическая операция «Зимние каникулы»
1.Диагностика личностных особенностей (совм. с психологом)
1.Классный час, посвященный гос. символике России
2. Занятие с психологом
3.Посещение к/т «Октябрь»
4. Библиотечный урок о новогодних традициях разных стран
5.Подготовка и проведение новогоднего спектакля и вечера
Инд. беседы с учащимися
2. Проверка дневников
Собеседование с учителями-предметниками о способностях и возможностях слабоуспевающих уч-ся
Совместная работа с учителем музыки по подготовке к новогоднему празднику
3. Библиотечный урок
Родительская суббота
Инд. консультации для родителей
3. Работа с родительским активом по организации новогоднего праздника и новогоднего спектакля.
январь
1.Декада математики, физики, химии, информатики
2. Новогодние елки
1.Организация каникул
2.Изучение уровня воспитанности (совместно с психологом) - 2 этап
1. Итоги 1-го полугодия, планирование работы на 2-е полугодие
2. Посещение пожарной части
3. Кл. час «Как стать Неболейкой»
1.Контроль посещаемости
2.Беседы с учащимися, нарушающими дисциплину на уроках
3. Организация питания учащихся в январе
4. Проверка дневников
Совместная работа с учителем биологии по организации беседы по профилактике гриппа 2.Совместная работа с учителем истории и экономики по вовлечению детей во внеклассные мероприятия, олимпиады по данным предметам
3.Посещение уроков труда
1.Родительское собрание (круглый стол) по теме «Как найти общий язык с подростком»
2.Профилактическое сообщение родителя - медика «Как уберечь ребенка от гриппа»
3.Итоги 1-го полугодия
4. Индивидуальные беседы с родителями
февраль
1. День Святого Валентина
2. Театральный фестиваль «Синяя птица»»
3. Соревнование «Лыжня румяных»
4.Спортивная игра (5-8 кл)
Установление шк. рекордов
1. Диагностика агрессии (совместно с психологом)
1. Встреча с ветеранами, участниками боевых действий в горячих точках
2.Поздравление мальчиков с Днем защитника Отечества, выпуск стенгазеты
3.Кл. часы «Учись учиться»
4.Участие в школьных спорт. соревнованиях
5.Занятие с психологом
Контроль успеваемости
Привлечение уч-ся к организации и проведению классных и общешкольных дел, посвященных 23 февр. и 8 марта
1. Поздравление учителей-предметников (мужчин) с праздником защитников Отечества
2. Консультации для родителей
3.Родительский четверг
1.Родительское собрание (круглый стол) по теме «Как найти общий язык с подростком»
2.Профилактическое сообщение родителя - медика «Как уберечь ребенка от гриппа»
3. Итоги 1-го полугодия
4. Индивидуальные беседы с родителями
5. Родительский четверг
март
Игра –олимпиада «Кенгуру»
Конкурс «Юный исследователь»
Профилактическая операция «Весенние каникулы»
Игра «Самая обаятельная и привлекательная»
Общешкольный праздник «Свет Маяка»
1.Анкетирование «Мой любимый предмет» с целью изучения профильной направленности уч-ся
Посещение городской библиотеки
КТД «Встреча весны»; поздравление девочек с праздником 8 Марта
Участие в школьных соревнованиях по пионерболу
Поездка на весенних каникулах (музей П.П.Бажова)
Наблюдение за
физическим и психическим развитием уч-ся
Забота о
сохранении и укреплении здоровья учащихся. 3.Обеспечение учебной помощи заболевшим уч-ся
1.Поздравление учителей-предметников (женщин) с праздником 8 Марта.
2.Совместная работа с учителем ИЗО по участию в городском конкурсе рисунков
1.Родительское собрание совместно с психологом школы по теме «Подростковая агрессия : актуальность, проблемы, коррекция»
2. Работа с родительским активом по организации праздника, посвященного 23 февраля и 8 марта и поездки на весенние каникулах
апрель
Выставка детского творчества
«Страна детства»
Игра по истории «Золотое руно»
Игра-викторина, посвященная Дню космонавтики
1. Диагностика уровня самооценки
Кл. час «Давайте улыбнёмся» (забавные случаи и высказывания на уроках), посвященный 1 апреля
Посещение концерта в музык. колледже
Всероссийский урок здоровья
Матем. Игра
Занятие с психологом
Организация питания
Контроль посещаемости и успеваемости
Индивид. беседы
1.Совместная работа с учителями -предметниками (литературы, истории) по организации классных часов, посвященных Дню Победы, приглашение ветеранов
2.Совместная работа с завучем по внеклассной работе по организации бесед о внешнем виде
1.Родительская суббота
2. Индивидуальные беседы
3. Консультации с психологом школы
май
Торжественная линейка, посвященная Дню Победы
Выставка «Творчество юных»
Декада музыкально-эстетического развития
Операция «Внимание, дорога!»
Праздник «Последний звонок»
1. Анкетирование «Мои успехи в этом учебном году»
2. Выставление годовых оценок в дневники и личные дела
1. Кл. часы:
«Немеркнущий подвиг народа»;
«Что значит быть патриотом сегодня»;
2.Творческий отчёт «Калейдоскоп наших дел» (с приглашением родителей уч-ся)
3.Участие в празднике последнего звонка
1.Организация питания
2.Контроль посещаемости и успеваемости
3.Индивид. беседы
4.Организация дополнительных занятий для отстающих
1. Совместная работа с учителями англ. языка по подготовке и организации переводного экзамена по англ. Языку
2.Совместная работа с учителями физкультуры по вовлечению учащихся в спортивные мероприятия, посвящённые Дню Победы
3.Итоговое родительское собрание
1. Итоговое родительское собрание с привлечением учителей англ. языка
2. Привлечение родителей к организации помощи уч-ся в подготовке к переводному экзамену по англ. языку
3.Работа с родит. активом по организации классного вечера, посвященного окончанию учебного года
Работа с учителями-предметниками
Сентябрь
Знакомство с новыми учителями-предметниками.
Совместная работа с учителями физкультуры по организации Дня здоровья
Посещение уроков русского и английского языка.
Приглашение учителей-предметников на родительские собрания.
Октябрь
1.Поздравление учителей-предметников с профессиональным праздником
2.Совместная работа с учителями истории по организации совместной осенней поездки в Европу
3.Посещение уроков физики, биологии, физкультуры
4.Совместная работа с учителями-предметниками по организации школьных олимпиад, вовлечение в них учащихся
5.Конкурс сочинений о здоровом образе жизни (совместно с учителем литературы)
1.Совместная работа с учителями-предметниками по организации школьных и городских олимпиад
2.Работа с учителем музыки по подготовке к Новогоднему спектаклю
3.Работа с учителями англ. языка по подготовке к празднику английской песни
4.Посещение уроков ИЗО, литературы, географии.
Декабрь
Работа с учителем музыки (продолжение) по подготовке Новогоднего спектакля.
Посещение уроков.
Консультация для родителей
. Библиотечный урок.
Январь
Совместная работа с учителем
биологии по организации беседы по профилактике гриппа
Совместная работа с учителем
истории по организации внеклассного мероприятия «Исторический КВН»
Посещение уроков труда.
Февраль
Поздравление учителей-
предметников (мужчин) с праздником Защитников Отечества.
Родительский четверг
Март
Поздравление учителей-предметников (женщин) с праздником 8 марта.
Совместная работа с учителем ИЗО по участию в городском конкурсе рисунков.
Апрель
Совместная работа с учителями
-предметниками (литературы, истории) по организации классных часов, посвященных Дню Победы, приглашение ветеранов
Совместная работа с завучем
по внеклассной работе по организации бесед о внешнем виде.
3.Совместная работа с учителями математики по организации внеклассного мероприятия «Заседание математического суда»
Май
1. Совместная работа с учителями англ. языка по подготовке и организации переводного экзамена по английскому языку.
2. Совместная работа с учителями физкультуры по вовлечению учащихся в спортивные мероприятия, посвящённые Дню Победы
Работа с родителями
Сентябрь
1.Родительское собрание (13 сент.)
Выборы актива
Выработка плана работы на год
Выработка совместных требований к ученику
Совместная работа по вовлечению учащихся в спорт. и оздоровительные кружки и секции
6. Организация Дня здоровья и поездки
Октябрь
1.Родительская конференция
2.Индивид. работа с родителями ( беседы об успеваемости. и поведении уч-ся)
3.Организация консультаций учителей-предметников
4.Поздравление учителей с профессиональным праздником.
5. Посещение семей (по мере необходимости)
Ноябрь
1.Родительское собрание совместно с психологом школы по теме « Уровень школьной тревожности»
2.Операция «Зима» (утепление кабинета)
3. Привлечение родителей к классным часам, посвященным 60-летию хим.комбината « Маяк
Декабрь
1.Родительская суббота
2. Инд. консультации родителей
3. Работа с родительским активом по организации новогоднего праздника и новогоднего спектакля
Январь
1.Родительское собрание (круглый стол) по теме «Как найти общий язык с подростком». 2.Профилактическое сообщение родителя - медика «Как уберечь ребенка от гриппа»
3.Итоги 1-го полугодия
4. Индивидуальные беседы с родителями, посещение семей (по мере необходимости)
Февраль
1. Родительское собрание (круглый стол) по теме «Как найти общий язык с подростком»
2.Профилактическое сообщение родителя - медика «Как уберечь ребенка от гриппа». Итоги 1-го полугодия
3. Индивидуальные беседы
4.Родительский четверг
март
1.Родительское собрание совместно с психологом школы по теме «Подростковая агрессия: актуальность, проблемы, коррекция»
2. Работа с родительским активом по организации праздника, посвященного 23 февраля и 8 марта и поездки на весенних каникулах
Апрель
1.Родительская суббота
2. Индивидуальные беседы
3. Консультации с психологом школы.
4. Посещение семей (по мере необходимости).
Май
Итоговое родительское собрание с привлечением учителей английского языка. Вручение благодарственных писем.
Привлечение родителей к организации помощи уч-ся в подготовке к переводному экзамену по английскому языку.
Работа с родительским активом по организации классного вечера, посвященного окончанию учебного года
Работа с внешкольными учреждениями
Сентябрь
1. Театр «Наш дом» (спектакль «Беда от нежного сердца»)
2. Запись в кружки и секции различных учреждений города
Октябрь
1. ЦДГБ (классный час «Урок об Атомграде»)
2. Совместные репетиции с режиссером театра «Наш дом» - подготовка к новогоднему спектаклю
Ноябрь
1. Встреча с инспектором ГАИ (профилактическая беседа)
2. Поездка в Екатеринбург
3. Совместные репетиции с режиссером театра «Наш дом»
Декабрь
1. К/т «Октябрь» - м\ф , игровая программа
2. Совместные репетиции с режиссером театра «Наш дом»
Январь
1. Экскурсия в пожарную часть, профилактическая беседа
2. Встреча с медицинским работником (профилактика простудных заболеваний)
Февраль
1. Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних (профилактическая беседа)
Март
Посещение городского музея
Поездка в театр г. Челябинска
Апрель
1.Посещение концерта в музыкальном колледже
Май
1. Экскурсия в ДЭБЦ
Диагностика воспитательной системы
Критерии
Показатели
Диагностические средства
Интеллектуальная развитость
учащихся
Познавательная активность
Интеллектуальный потенциал
Уровень мотивации
Освоенность образовательных программ
Методика «Культурно-свободный тест на интеллект»
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
Нравственная
развитость
учащихся
Сформированность основных нравственных качеств личности.
Социальная активность
Анкета «Диагностика уровня воспитанности учащихся»
Анкета «Я и смысл моей жизни»
Методика «Детское стихотворение»
Игра «Магазин»
Методика неоконченных предложений.
Эстетическое развитие
учащихся
Развитость чувства прекрасного
Педагогические наблюдения
Самоактуализированность
личности
Стремление к самопознанию
Наличие положительной самооценки
Личностный рост ребенка
Методика по самооценке
Методика «Акцентуация личности» (психолог).
Методика неоконченных предложений.
Деловая игра «Лидер»
Методика изучения мотивов участия в деятельности.
Развитость
коммуникативности
Коммуникативность
Методика «Социометрия»
Педагогические наблюдения
Физическая
развитость
Состояние здоровья
Развитость физических качеств
Статистический медицинский анализ состояния здоровья.
Выполнение нормативов.
Сочинения «Что такое здоровый образ жизни» (совместно с учителем литературы)
Удовлетворенность учащихся, педагогов,
родителей
жизнедеятельностью в
классном коллективе
Комфортность
удовлетворенность
Методика для учащихся по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса.
Анкетирование, опросы родителей.
Анкета «Ты и твой класс»
Методика «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!»
Методика «Наши отношения»
Методика «Цветок настроения»
Создание самой модели воспитательной системы также невозможно без глубокого и детального изучения потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классной общности.
Кроме уже перечисленных диагностических средств, в еще в 5 классе была проведена игра «Приходи к нам в будущее» (из опыта работы Н.А. Алексеевой), чтобы выявить представления детей о желаемом образе класса и жизнедеятельности в нем, творческое дело «Устав класса», чтобы совместно определить принципы жизнедеятельности в классном сообществе.
Для побуждения к практическим действиям по развитию общественной жизни класса, на классных часах периодически рассматриваются такие вопросы, как «Кто в нашем классе хозяин?», «Как наш класс сделать дружным?» и т.д.
Особой формой диагностики учащихся является сочинение, так как из него можно узнать о детской жизни, досуге школьника, об отношении к различным проблемам современности. В прошлом учебном году наш класс принял участие в школьном конкурсе сочинений о школе будущего, в этом – в конкурсе сочинений «Что такое здоровый образ жизни», что тоже дало большой аналитический материал для личностного изучения учащихся, их потребностей.
Качество жизни класса
Включенность в воспитательный процесс всего классного сообщества. Активное участие в работе воспитательной системы класса принимают:
- учителя – предметники: оказывают помощь в воспитании нравственности, трудолюбия и многих других положительных качеств личности через воспитательные функции урока, в изучении индивидуальных особенностей учащихся, в организации познавательной деятельности и вовлечения в нее учащихся;
- родители: явка на родительские собрания составляет более 90 %, каждый год в классе выбирается новый состав родительского комитета, чтобы в течение всех учебных лет задействовать в воспитательном процессе большинство родителей; всегда есть добровольцы не из числа родительского комитета, готовые оказать любую помощь классному руководителю, при проведении КТД;
- психолог (социальный педагог) школы: диагностики, беседы, индивидуальные консультации, тренинги, педагогические лектории, например, в этом учебном году лектории по темам «Уровень школьной тревожности», «Подростковая агрессия: актуальность, проблемы, коррекция», совместная работа с отстающими;
- администрация школы: планирует воспитательную работу школы, круговой цикл традиционных общешкольных дел, организует работу школьного самоуправления (ДОМ), проводит воспитательно – организационные линейки по понедельникам, радиопередачи, встречи с интересными людьми.
2) Координирующая роль классного руководителя.
Для успешного выполнения этой функции я систематически изучаю методическую литературу по проблемам воспитания и детской психологии, нормативные документы, изучаю индивидуальные особенности учащихся, уровень воспитанности, составляю рейтинги успеваемости, осуществляю индивидуальную работу с детьми и их родителями. Четко, конкретно, с учетом уровня воспитанности и концепции школы, определяю цели и задачи воспитания. Воспитательную работу веду непрерывно. Хорошо знаю семьи, их воспитательные возможности, активно привлекаю родителей к воспитательной работе, систематически провожу совместные мероприятия: «Праздник мам», «Праздник картофеля», «Масленичные забавы» и др.
Наличие воспитывающей среды и положительного психолого – педагогического климата в школе.
В школе 32 с ее давними традициями, опытным и профессиональным коллективом, давно сложилась особая воспитывающая среда и положительный психологический климат, способствующий нравственному росту каждого ученика, развитию его познавательных интересов, заинтересованности проявить себя как личность. В школе возрождено детское движение ДОМ (Детская Организация Мира), в котором активисты класса принимают свое участие. Многие выпускники школы продолжают свое образование в лучших вузах страны. В 2006 году за заслуги в области образования школа 32 получила Грант Губернатора Челябинской области, в 2014 году вошла в число 100 лучших школ России. В 2016 году на базе школы 32 прошел областной конкурс «Учитель года»
4) Уровень воспитанности учащихся изучается в системе с 5-го класса по традиционной методике. Совместно с психологом анализируются результаты, делаются выводы, воспитательная работа корректируется, большее внимание уделяется тем направлениям работы, где обнаруживается снижение или отсутствует рост. По приведенным графикам динамики уровня воспитанности заметен рост по 5-ти критериям из семи: эрудиция, отношение к обществу, отношение к труду, отношение к природе. Тревогу вызывает некоторое снижение успеваемости (дети объективно отметили снижение своего прилежания в 7-м классе по сравнению с предыдущими годами). Как уже было замечено, такая тенденция характерна для 7-8-х классов, так как начинается изучение новых предметов, а у детей вследствие взросления появляется много новых не учебных интересов. Тем не менее, эта проблема не осталась в стороне, особый упор в воспитательной работе с классом сделан на поддержание и развитие познавательного интереса к учебной деятельности.
5) Сформированность учебных интересов (желание учиться) в классе на очень высоком уровне:
Учебный год
Всего в классе учащихся
Отличники
На 4 и 5
(хорошисты)
Абсолют.
успеваем.
Качественная успеваемость
2013/14
25
7
11
100%
72%
2014/15
25
5
12
100%
68%
Данные показатели выше средних по школе, так как средняя абсолютная успеваемость по школе 96%, качественная 53%.
По итогам каждой четверти составляется рейтинг общей успеваемости, мониторинг изменения общей успеваемости, динамика успеваемости по предметам.
6) Уровень сплоченности классного коллектива.
Проводимые ежегодно социометрические исследования класса отражают значительные положительные изменения: если в начале 5-го класса на графике видны две различные группировки, возникшие из-за слияния двух различных 4-х классов, то уже в 6-ом классе мы видим насколько возросло число взаимных выборов, деления по классам больше не наблюдается, хотя заметно типичное для данного возраста деление мальчики – девочки. В 7-ом классе видим еще большее число взаимных выборов, почти все ученики класса сплотились вокруг своих лидеров (актива класса), что свидетельствует о значительном продвижении классной общности к настоящему коллективу, благоприятном эмоционально – психологическом климате в классе.
9)Наличие детского самоуправления.
В классе сформирован орган самоуправления: мэр (Вика С.), заместитель (Саша К.), ответственный за расписание (Степан Р.), ответственный за журнал (Полина К.), ответственный за дежурство (Полина К), спортивный, учебный сектора, организаторы интересных дел, художники – оформители, программисты. Выборы проходят путем голосования, работа актива демократически обсуждается на классных часах, случаются перевыборы с учетом желаний ученика. Актив класса принимает участие в работе школьных органов самоуправления (ДОМ, совет мэров, штаб порядка, учебный сектор).
10) Состояние здоровья учащихся класса хорошее.
Вовлеченность детей в различные виды деятельности, спортивные соревнования, дни здоровья, правильная организация распорядка дня, регулярное посещение спортивных секций, улучшение психологического климата класса, совместная работа с родителями и медицинским персоналом школы способствует значительному уменьшению пропусков уроков учащимися по болезни. Хотя проблемы остаются, особенно со зрением (специфика школы изначально подразумевает большие нагрузки на глаза) и сколиозом (тяжелые портфели).
Чтобы уменьшить вес портфелей, в классном кабинете у детей есть своя «полка вторых учебников», где ребята оставляют один экземпляр и пользуются им в школе (эти учебники помогают найти родители, классный руководитель, библиотекарь).
11) Вовлеченность детей в познавательную деятельность.
Третий учебный год ученики класса принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах:
«Кенгуру» - 14 человек;
«Русский медвежонок» - 13 человек;
«Золотое руно» - 8 человек;
школьная олимпиада по английскому языку – 11 человек ;
школьная олимпиада по математике – 10 человек;
школьная олимпиада по биологии – 7 человек;
дистанционные олимпиады по различным предметам (УРФО и др.) – 8 человек;
обнинские олимпиады по английскому языку – 4 человека;
школьный конкурс чтецов – 4 человека;
школьные конкурсы сочинений о здоровом образе жизни, конкурсы рисунков, познавательные викторины по истории, математике – все учащиеся класса.
Занимая призовые места, получая поощрения, несколько учеников класса пробовали свои силы и на городских олимпиадах с хорошими результатами.
12) Вовлеченность детей в деятельность по интересам.
Все 22 ученика класса посещают различные кружки и секции, в выборе которых многие определились уже давно: