Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество" для 5-9 классов
Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество" для 5-9 классов
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Протокол № ___
от _________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ГБОУ гимназии г. Сызрани ______________
Т.В. Рябышева
«Утверждаю»
Директор ГБОУ гимназии г. Сызрани _______________
Ж.И. Назаренко Приказ № ____ от «___»_________2016 г.
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«Я и мое Отечество»
по духовно-нравственному направлению
Класс: 5-9
Срок реализации - 5 лет
Составитель: Рябышева Т.В.,
заместитель директора по УВР
Сызрань - 2016
Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.
Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована
социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;
ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.
Программа внеурочной деятельности “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я и мое Отечество» разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.
Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
В гимназии созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
Создание условий для нравственного самовыражения личности.
Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные ценности:
патриотизм, гражданственность,
социальная солидарность,
человечество, семья,
нравственность,
здоровье,
творчество, труд,
экология,
наука, образование,
интеллект, искусство,
традиционные религии России.
Механизм реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися 5-9 классов.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:
игровую,
творческую,
досуговую,
коммуникативную,
проектную,
издательскую,
социально-значимую,
поисковую.
Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Часов в неделю: 1 час.
Часов в год: 34 часа
Место проведения занятий: учебные кабинеты гимназии, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотека.
Кадровое обеспечение: классные руководители.
Методическое обеспечение программы
При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.
Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.
Эффективность реализации программы оценивается посредством мониторинга, отзывов, следующих методик:
Диагностика. Графический тест Е.П. Ильина «Определение потребности в активности»
Цветовой тест Люшера (сокращенный вариант).
Методика определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева;
Методика изучения уровня развития детского коллектива А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»);
Методика «Определение общественной активности учащихся» Е.Н.Степанова.
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, спо-собность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формиро-ваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществ-лять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
с активной жизненной и гражданской позицией;
уважающий историческое прошлое нашего народа;
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга (Приложение).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектоввоспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Содержание курса (5 класс)
Тема занятия
Всего
часов
Из них
Формы организации занятий
Формы контроля
Аудиторные
Внеаудиторные, активные
5 класс (34 часа)
Патриотизм, гражданственность
«Здравствуй, школа»
1
1
Игра
Диагностика «Свиток»
Страна книг (Экскурсия в библиотеку)
1
1
Библиотечный урок
Отзывы
«Москва - столица нашей Родины»
1
1
Библиотечный урок
Анкета
История праздника «День народного единства»
1
1
Беседа
Беседа «Что такое гражданственность»
1
1
Беседа
Анкета
«Овеянные славою флаг наш и герб»
1
1
Беседа
Отзывы
«Чтоб защитником стать»
1
1
Библиотечный урок
Анкета
Герои России
1
1
Беседа
Встреча с воинами локальных войн
1
1
Встреча
Социальная солидарность
Весенняя неделя добра
1
1
Акция
Отзывы
Акция «Родному городу желаю»
1
1
Уборка территории
«Ветеран живет рядом»
1
1
Акция
Отзывы
Человечество, семья
«Знакомьтесь: пятиклассник»
1
1
Круглый стол совместно с родителями
«Семь Я»
1
1
Конкурс
Беседа «Что такое толерантность»
1
1
Беседа
Отзывы
Пасха в народной традиции
1
1
Инсценировка
Отзывы
Нравственность
«Пусть царит на земле доброта»
1
1
Беседа
«Недописанный тезис»
Беседа «Что такое сострадание»
1
1
Беседа
Отзывы
Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело.
1
1
Беседа
Отзывы
Беседа «Что такое уважение»
1
1
Библиотечный урок
Анкета
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.
1
1
Игра
Диагностика
«Пусть царит на земле доброта»
1
1
Беседа
Анкета
Здоровье
«Уроки доктора Айболита»
1
1
Поход в медкабинет
Анкетирование
«Здоровому все здорово»
1
1
Беседа
Анкета
«Минздрав предупреждает»
1
1
Беседа
Диагностика
День здоровья и спорта
1
1
Соревнования
Отзывы
Прогулка на свежем воздухе
1
1
Прогулка
Отзывы
Экология
Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит»
1
1
Конкурс
Отзывы
Природа в опасности
1
1
Презентация проектов
Интеллект, искусство
Новый год у ворот.
1
1
Конкурс
Выпуск новогодней стенгазеты.
1
1
Творческая мастерская
Выпуск газеты
«Чудо Рождества»
1
1
Праздник
Рыцарский турнир
1
1
Турнир
Отзывы
Проводы зимы
1
1
Конкурс
Отзывы
ВСЕГО ЧАСОВ
34
20
14
Содержание курса (6 класс)
Тема занятия
Всего
часов
Из них
Формы организации занятий
Формы контроля
Аудиторные
Внеаудиторные, активные
6 класс (34 часа)
Патриотизм, гражданственность
«День знаний»
1
1
Игра
Диагностика «Свиток»
«День рождения Сызрани »
1
1
Библиотечный урок
Проекты
«История школы в лицах и фактах»
1
1
Урок-презентация
«День народного единства»
1
1
Устный журнал
Отзывы
Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ»
1
1
Конкурс
Отзывы
Права и обязанности гражданина России
1
1
Беседа
Отзывы
Беседа «Почетная профессия - защищать Родину»
1
1
Беседа
Отзывы
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
1
Встреча с воинами локальных войн
1
1
Встреча
Социальная солидарность
Весенняя неделя добра
1
1
Акция
Отзывы
Акция «Родному городу желаю»
1
1
Акция
Отзывы
«Ветеран живет рядом»
1
1
Акция
Отзывы
Человечество, семья
«Знакомьтесь: шестиклассник»
1
1
Круглый стол совместно с родителями
Отзывы
«Славим руки матери!»
1
1
Праздник
Скромность и тщеславие
1
1
Беседа
Отзывы
Как стать дисциплинированным?
1
1
Беседа
Отзывы
Светлая Пасха
1
1
Беседа
Отзывы
Нравственность
«Что такое нравственность?»
1
1
Беседа
Отзывы
«Может ли доброта исцелить человека?»
1
1
Беседа
Отзывы
«Красивые и некрасивые поступки»
1
1
Беседа
Отзывы
Здоровье
«Я и мое здоровье»
1
1
Беседа
Отзывы
Конкурс на лучшего знатока ПДД
1
1
Конкурс
Диагностика
Правильное питание
1
1
Беседа
Отзывы
Час здоровья «Виват, спорт!»
1
1
Беседа
Отзывы
День здоровья и спорта
1
1
Соревнование
Отзывы
Экология
Брейн ринг «Природа Самарского края»
1
1
Брейн ринг
Что такое экологическая безопасность?
1
1
Библиотечный урок
День птиц
1
1
Интеллект, искусство
КТД «Новогодний праздник»
1
1
Праздник
Выпуск новогодней газеты
1
1
Издательская деятельность
«Чудо Рождества»
1
1
Праздник
Рыцарский турнир
1
1
Турнир
Проводы зимы
1
1
Праздник
«Прекрасное рядом»
1
1
Экскурсия в выставочный зал
ВСЕГО ЧАСОВ
34
17
17
Содержание курса (7 класс)
Тема занятия
Всего
часов
Из них
Формы организации занятий
Формы контроля
Аудиторные
Внеаудиторные, активные
7 класс (34 часа)
«Патриотизм, гражданственность»
«1 сентября»
1
1
Игра
Мозговой штурм
«Я живу в Самарской области!»
1
1
Библиотечный урок.
Проекты
«История школы в лицах и фактах»
1
1
Урок-презентация
«Ветеранам великой войны посвящается»
1
1
Беседа
Отзывы
«Национальные символы России»
1
1
Устный журнал
Отзывы
Права и обязанности гражданина России
1
1
Беседа
Отзывы
День защитника Отечества в православной традиции
1
1
Библиотечный урок
Отзывы
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
1
Урок мужества
Отзывы
Встреча с воинами локальных войн
1
1
Встреча
Отзывы
День Победы
1
1
Возложение цветов
Отзыв
Социальная солидарность»
Весенняя неделя добра
1
1
Акция
Отзывы
«Ветеран живет рядом»
1
1
Музейный урок
Отзыв
«Человечество, семья»
«Знакомьтесь: семиклассник»
1
1
Круглый стол совместно с родителями
Отзывы
Святые заступники Руси
1
1
Библиотечный урок
Отзывы
Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!»
1
1
Литературный журнал
Отзывы
«Семейные ценности»
1
1
Конкурс
Отзывы
Как стать дисциплинированным?
1
1
Беседа
Отзывы
Светла Пасха
1
1
Беседа
Отзывы
«Нравственность»
«Что такое милосердие?»
1
1
Беседа
Тест
«Протяни руку помощи»
1
1
Урок благотворительности
Отзыв
«Здоровье»
«Вредные привычки. Их влияние на здоровье»
1
1
Устный журнал
Отзывы
Викторина по ПДД
1
1
Викторина
Анкетирование
«Уроки доктора Айболита»
1
1
Поход в медкабинет
Анкетирование
«Слагаемые здоровья»
1
1
Урок-презентация
Отзывы
Конкурс рисунков «Я и мое здоровье»
1
1
Конкурс
диагностика
День здоровья и спорта
1
1
Соревнование
Отзывы
«Экология»
Брейн ринг «Природа Самарского края»
1
1
Брейн ринг
«Планета - наш дом, сбереги ее!»
1
1
Презентация проектов
Отзывы
День птиц
1
1
Акция
«Интеллект, искусство»
КТД «Новогодний праздник»
1
1
Праздник
Отзывы
Выпуск новогодней газеты
1
1
Издательская деятельность
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»
1
1
Инсценировка
«А ну-ка, парни!»
1
1
Соревнования
Проводы зимы
1
1
Праздник
Отзывы
«Прекрасное рядом»
1
1
Экскурсия в выставочный зал
ВСЕГО ЧАСОВ
34
17
17
Содержание курса (8 класс)
Тема занятия
Всего
часов
Из них
Формы организации занятий
Формы контроля
Аудиторные
Внеаудиторные, активные
8 класс (34 часа)
«Патриотизм, гражданственность»
«День знаний»
1
1
Игра
Диагностика «Свиток»
«Мой город - Сызрань!»
1
1
Проекты
Проекты
«История школы в лицах и фактах»
1
1
Урок-презентация
Отзывы
Права и обязанности гражданина России
1
1
Беседа
Отзывы
«Правовой турнир»
1
1
Турнир
Отзывы
День защитника Отечества в православной традиции
1
1
Библиотечный урок
Отзывы
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
1
Урок мужества
Отзывы
Встреча с воинами локальных войн
1
1
Встреча
Отзывы
«А ну-ка, парни!»
1
1
Соревнования
Отзывы
«Социальная солидарность»
Весенняя неделя добра
1
1
Акция
Отзывы
День Победы
1
1
Помощь ветеранам
Вахта Памяти
1
1
Акция
Отзывы
«Человечество, семья»
Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!»
1
1
Литературный журнал
Отзывы
Беседа-тренинг «Моя будущая профессия»
1
1
Тренинг.
Деловая игра
Анкетирование
Духовные традиции русской семьи
1
1
Беседа
Отзывы
«Это высокое звание – Человек!»
1
1
Беседа
Отзывы
Беседа-тренинг «Личностью не рождаются»
1
1
Тренинг
Анкетирование
Беседа-тренинг «Я в мире. Мир во мне»
1
1
Тренинг
Анкетирование
Светлое Христово Воскресение
1
1
Беседа
Отзывы
«Нравственность»
«Береги честь смолоду»
1
1
Беседа
Отзывы
«Что такое милосердие?»
1
1
Беседа
Отзывы
«Протяни руку помощи»
1
1
Беседа
Отзывы
«Святые заступники Руси»
1
1
Библиотечный урок
Отзывы
По святым местам Сызрани
1
1
Беседа
Отзывы
«Здоровье»
«В здоровом теле - здоровый дух»
1
1
Поход в медкабинет
Анкетирование
Мероприятие по ПДД «Счастливый случай»
1
1
Игра
Анкетирование
Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит»
1
1
Беседа
Отзывы
День здоровья и спорта
1
1
Соревнование
Отзывы
«Экология»
Брейн ринг «Природа Самарского края»
1
1
Брейн ринг
Конкурс презентаций «Природа в опасности»
1
1
Конкурс
«Интеллект, искусство»
КТД «Новогодний праздник»
1
1
Праздник
Отзывы
Выпуск новогодней газеты
1
1
Издательская деятельность
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»
1
1
Инсценировка
Отзывы
«Прекрасное рядом»
1
1
Экскурсия в выставочный зал, краеведческий музей
ВСЕГО ЧАСОВ
34
18
16
Содержание курса (9 класс)
№
Тема занятия
Всего
часов
Из них
Формы организации занятий
Формы контроля
Аудиторные
Внеаудиторные, активные
9 класс (34 часа)
«Патриотизм, гражданственность»
«День знаний»
1
1
Игра
Диагностика «Свиток»
«Мой город - Сызрань!»
1
1
Проекты
Проекты
«Беседа-тренинг «В какой стране я хотел бы жить»
1
1
Тренинг
Отзывы
«История школы в лицах и фактах»
1
1
Урок-презентация
Отзывы
Права и обязанности гражданина России
1
1
Беседа
Отзывы
«Правовой турнир»
1
1
Турнир
Отзывы
«Это те, кто прославил Афган»
1
1
Устный журнал
Встреча с воинами локальных войн
1
1
Встреча
Отзывы
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
1
Урок мужества
Отзывы
«А ну-ка, парни!»
1
1
Соревнования
День Победы
1
1
Библиотечный урок
«Социальная солидарность»
«Белые ленточки памяти» (память репрессированных)
1
1
Акция
Отзывы
Весенняя неделя добра
1
1
Акция
Отзывы
«Ветеран живет рядом»
1
1
Помощь ветеранам
«Человечество, семья»
Беседа-тренинг « Взаимоотношение родителей и детей »
1
1
Тренинг
Отзывы
Беседа-тренинг «Формула успеха»
1
1
Тренинг
Отзывы
Духовные традиции русской семьи
1
1
Беседа
Отзывы
Беседа – тренинг «Личностью не рождаются»
1
1
Тренинг
Анкетирование
«Нравственность»
«Что такое милосердие»
1
1
Беседа
Отзывы
«Протяни руку помощи»
1
1
Беседа
Отзывы
«Читаем и думаем» (обзор литературы духовно-нравственного содержания)
1
1
Библиотечный урок.
Тест
«Иду дорогами добра»
1
1
Беседа
Отзывы
По святым местам Самарского края
1
1
Беседа
Отзывы
Светлое Христово Воскресение
1
1
Беседа
Отзывы
«Здоровье»
«Скажем наркотикам - НЕТ!»
1
1
Беседа
Анкетирование
Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит»
1
1
Беседа
Анкетирование
«Я выбираю здоровый образ жизни!»
1
1
Акция
Отзывы
День здоровья и спорта
1
1
Соревнование
Отзывы
«Экология»
Брейн ринг «Природа Самарского края»
1
1
Брейн ринг
Отзывы
Конкурс презентаций «Природа в опасности»
1
1
Конкурс
«Интеллект, искусство»
КТД «Новогодний праздник»
1
1
Праздник
Выпуск новогодней газеты
1
1
Издательская деятельность
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»
1
1
Инсценировка
«Прекрасное рядом»
1
1
Экскурсия в выставочный зал, краеведческий музей
ВСЕГО ЧАСОВ
34
21
13
Тематическое планирование
5 класс
Тема занятия
Всего
часов
Из них:
аудиторные
внеаудиторные
«Здравствуй, школа»
1
1
«Знакомьтесь: пятиклассник»
1
1
Страна книг (Экскурсия в библиотеку)
1
1
«Москва - столица нашей Родины»
1
1
«Семь Я». «Русские писатели о семье»
1
1
«Пусть царит на земле доброта»
1
1
Уроки доктора Айболита
1
1
История праздника «День народного единства»
1
1
Беседа «Что такое сострадание»
1
1
Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело.
1
1
Беседа «Что такое уважение»
1
1
Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.
1
1
Беседа «Что такое гражданственность»
1
1
«Овеянные славою флаг наш и герб»
1
1
Новый год у ворот.
1
1
Выпуск новогодней стенгазеты.
1
1
«Чудо Рождества»
1
1
«Здоровому все здорово»
1
1
Беседа «Что такое толерантность»
1
1
Беседа «Чтоб защитником стать»
1
1
Герои России
1
1
Встреча с воинами локальных войн
1
1
Рыцарский турнир
1
1
Проводы зимы
1
1
«Минздрав предупреждает»
1
1
«Пусть царит на земле доброта»
1
1
Природа моего края. Конкурс «Юный эрудит»
1
1
Природа в опасности
1
1
Пасха в народной традиции
1
1
Весенняя неделя добра
1
1
Акция «Родному городу желаю»
1
1
«Ветеран живет рядом»
1
1
День здоровья и спорта
1
1
Прогулка на свежем воздухе
1
1
ВСЕГО ЧАСОВ
34
17
17
Тематическое планирование
6 класс
Тема занятия
Всего
часов
Из них:
аудиторные
внеаудиторные
«День знаний»
1
1
«Знакомьтесь: шестиклассник»
1
1
«День рождения Сызрани »
1
1
«История школы в лицах и фактах»
1
1
«Что такое нравственность?»
1
1
Может ли доброта исцелить человека?
1
1
«Я и моё здоровье»
1
1
«День народного единства»
1
1
Конкурс на лучшего знатока ПДД
1
1
Славим руки матери!
1
1
Правильное питание
1
1
Беседа «Красивые и некрасивые поступки»
1
1
Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ»
1
1
Права и обязанности гражданина России
1
1
КТД «Новогодний праздник»
1
1
Выпуск новогодней газеты
1
1
«Чудо Рождества»
1
1
Час здоровья «Виват, спорт!»
1
1
Скромность и тщеславие
1
1
Беседа «Почетная профессия - защищать Родину»»
1
1
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
1
Встреча с воинами локальных войн
1
1
Рыцарский турнир
1
1
Проводы зимы
1
1
Прекрасное рядом
1
1
Как стать дисциплинированным?
1
1
Брейн ринг «Природа Самарского края»
1
1
Что такое экологическая безопасность
1
1
День птиц
1
1
Светлая Пасха
1
1
Весенняя неделя добра
1
1
Акция «Родному городу желаю»
1
1
«Ветеран живет рядом»
1
1
День здоровья и спорта
1
1
ВСЕГО ЧАСОВ
34
17
17
Тематическое планирование
7 класс
Тема занятия
Всего
часов
Из них:
аудиторные
внеаудиторные
«1 сентября»
1
1
«Знакомьтесь: семиклассник»
1
1
«Я живу в Самарской области!»
1
1
«История школы в лицах и фактах»
1
1
«Что такое милосердие?»
1
1
Протяни руку помощи
1
1
Вредные привычки. Их влияние на здоровье.
1
1
Святые заступники Руси
1
1
Викторина по ПДД
1
1
Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!»
1
1
Уроки доктора Айболита
1
1
Семейные ценности
1
1
Национальные символы России
1
1
Права и обязанности гражданина России
1
1
КТД «Новогодний праздник»
1
1
Выпуск новогодней газеты
1
1
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»
1
1
«Слагаемые здоровья»
1
1
«Это высокое звание – Человек!»
1
1
День защитника Отечества в православной традиции
1
1
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
1
Встреча с воинами локальных войн
1
1
«А ну-ка, парни!»
1
1
Проводы зимы
1
1
Прекрасное рядом
1
1
Как стать дисциплинированным?
1
1
Брейн ринг «Природа Самарского края»
1
1
«Планета – наш дом, сбереги ее»
1
1
День птиц
1
1
Светлая Пасха
1
1
Весенняя неделя добра
1
1
День Победы
1
1
«Ветеран живет рядом»
1
1
День здоровья и спорта
1
1
ВСЕГО ЧАСОВ
34
17
17
Тематическое планирование
8 класс
Тема занятия
Всего
часов
Из них:
аудиторные
внеаудиторные
«День знаний»
1
1
«Мой город – Сызрань»
1
1
Береги честь смолоду
1
1
«История школы в лицах и фактах»
1
1
«Что такое милосердие?»
1
1
«Протяни руку помощи»
1
1
«В здоровом теле – здоровый дух!»
1
1
Святые заступники Руси
1
1
Мероприятие по ПДД «Счастливый случай»
1
1
Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!»
1
1
Беседа – тренинг «Моя будущая профессия»
1
1
Духовные традиции русской семьи
1
1
Права и обязанности гражданина России
1
1
«Правовой турнир»
1
1
КТД «Новогодний праздник»
1
1
Выпуск новогодней газеты
1
1
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»
1
1
Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит»
1
1
«Это высокое звание – Человек!»
1
1
День защитника Отечества в православной традиции
1
1
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
1
Встреча с воинами локальных войн
1
1
«А ну-ка, парни!»
1
1
Прекрасное рядом.
1
1
Беседа – тренинг «Личностью не рождаются»
1
1
«Береги честь смолоду»
1
1
Брейн ринг «Природа Самарского края»
1
1
Конкурс презентаций «Природа в опасности»
1
1
По святым местам Сызрани
1
1
Светлое Христово Воскресение
1
1
Весенняя неделя добра
1
1
День Победы
1
1
Вахта Памяти
1
1
День здоровья и спорта
1
1
ВСЕГО ЧАСОВ
34
18
16
Тематическое планирование
9 класс
Тема занятия
Всего
часов
Из них:
аудиторные
внеаудиторные
«День знаний»
1
1
«Мой город – Сызрань»
1
1
Беседа-тренинг «В какой стране я хотел бы жить»
1
1
«История школы в лицах и фактах»
1
1
«Что такое милосердие?»
1
1
«Протяни руку помощи»
1
1
«Скажем наркотикам – НЕТ!»
1
1
«Белые ленточки памяти» (памяти репрессированных)
1
1
«Читаем и думаем» (обзор литературы духовно-нравственного содержания»
1
1
Беседа – тренинг «Взаимоотношение родителей и детей»
1
1
Беседа – тренинг «Формула успеха»
1
1
Духовные традиции русской семьи
1
1
Права и обязанности гражданина России
1
1
«Правовой турнир»
1
1
КТД «Новогодний праздник»
1
1
Выпуск новогодней газеты
1
1
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»
1
1
Беседа «Наше здоровье и от чего оно зависит»
1
1
«Это те, кто прославил Афган»
1
1
Встреча с воинами локальных войн
1
1
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
1
«А ну-ка, парни!»
1
1
«Иду дорогами добра»
1
1
Прекрасное рядом.
1
1
Беседа – тренинг «Личностью не рождаются»
1
1
«Я выбираю здоровый образ жизни!»
1
1
Брейн ринг «Природа Самарского края»
1
1
Конкурс презентаций «Природа в опасности»
1
1
По святым местам Самарского края
1
1
Светлое Христово Воскресение
1
1
Весенняя неделя добра
1
1
День Победы
1
1
«Ветеран живет рядом»
1
1
День здоровья и спорта
1
1
ВСЕГО ЧАСОВ
34
21
13
Список литературных источников
Литература для учителя
Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
Литература для обучающихся
Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.