Программа развивающего занятия внеурочной деятельности во 2 классе "Я и мир вокруг меня"
Программа развивающего занятия внеурочной деятельности во 2 классе "Я и мир вокруг меня"
Рабочая программа внеурочного развивающего занятия "Я и мир вокруг меня" направлена на развитие учащихся второго класса имеющих отклонения в разитии. Ученики развиваются на данном занятии стараются получить творческие задания задания которые развивают мыслительную деятельность Данная программа соостветствует ФГОС НОО
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол №1 от _____ 01.09.2015г. Приказ № ______от ______
ПРОГРАММА
« Я и мир вокруг меня»
развивающих занятий
внеурочной деятельности
для обучающихся 2 А класса
Программу составила
педагог-психолог МБОУ «СШ №5»
Александрова Л.Ф.
г.Смоленск
2015 – 2016 учебный год
2А класс
Педагог-психолог Александрова Л.Ф.
Количество часов
Всего: 34, в неделю – 1 час
Цель программы: всестороннее развитие личности младшего школьника,
адаптация к обучению и общению.
Задачи программы:
развивать познавательные способности личности младшего школьника: внимание, память, воображение, логическое мышление;
способствовать развитию творческих способностей обучающихся;
формировать у второклассников произвольность поведения, развивать коммуникативные навыки личности младшего школьника;
способствовать охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа разработана на основе методических пособий, рекомендованных для психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса младшего школьника: развитие познавательных процессов, развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков младшего школьника.
Развитие личности младшего школьника во 2 классе на занятиях внеурочной деятельности разработано с учетом возрастных особенностей второклассника.
У младшего школьника во 2 класса преобладает наглядно-образное мышление, формируется словесно-логическое мышление; умственные операции менее связаны с конкретной практической деятельностью, но связь сохраняется и имеет большое значение.
Приемы логического анализа: сопоставление, выделение существенного, отвлечение от несущественного еще не сформировано и находится в зоне ближайшего развития. Способность рефлексии второклассника на стадии формирования и зависит от усвоения действий контроля и оценки.
У второклассника преобладает наглядно-образная память, младший школьник 2 класса склонен к механическому запоминанию, в основном еще без осознания смысловых связей.
Внимание развивается, повышается объем и устойчивость внимания сравнительно с вниманием 1-классника, но еще не высока степень переключаемости внимания и ребенку пока трудно дается распределение внимания.
Базовые учебные навыки ученика 2 класса на стадии формирования и в разной степени требуют коррекции и отработки. Работоспособность младшего школьника во 2 классе на уроке неравномерна и требует частой смены видов деятельности.
Учитывая возрастные особенности младшего школьника, следует отметить, что развитие познавательных способностей детей относится к числу наиболее актуальных педагогических проблем.
Для ребенка в усвоении программного материала актуально умение обобщать, классифицировать, анализировать, управлять приобретенными ранее знаниями об окружающем мире для того, чтобы благополучно адаптироваться в образовательно-воспитательном процессе и в обществе.
Программа развивающих занятий внеурочной деятельности направлена на развитие познавательных процессов, развитие эмоционально-волевой сферы детей и на формирование коммуникативных навыков с учетом возрастных особенностей обучающихся 2 классов.
Приоритетными направлениями в развитии личности младшего школьника, обучающегося во 2 классе, являются: развитие переключаемости внимания, устойчивости внимания, развитие зрительной памяти, кратковременной памяти.
В развитии мышления младшего школьника приоритетным является освоение мыслительных операций анализа и синтеза. А также формирование у детей внутреннего плана действий.
Данная программа направлена на совершенствование у второклассника приемов оценки и контроля своей деятельности и деятельности другого, усвоение (образно, вербально, письменно) эффективных приемов деятельности, а также на расширение кругозора учебных навыков.
В программу включены упражнения на развитие творческого мышления младшего школьника. Формирование творческого человека, стремящегося понять и преобразить окружающий мир, невозможно без целенаправленной работы психолого-педагогической деятельности по развитию у ребенка восприятия, творческого мышления и воображения.
Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-образного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит т умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые сами пытаются найти ответ.
Исследовательская активность детей характеризуется двумя качествами мышления на данном этапе: ростом самостоятельной мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением, поэтому данная программа предусматривает использование развивающих упражнений для формирования навыков самостоятельности и творческого подхода в различных видах деятельности.
Для успешного осуществления целей в развитии творческой личности младшего школьника программа предусматривает использование форм игровой деятельности как наиболее интересной для организации деятельности ребенка , а также творческих развивающих видов
деятельности, когда дети видят результаты своего труда, стимулирующего их к творчеству.
Программа способствует всестороннему развитию личности младшего школьника, положительному восприятию окружающего мира и адаптации к образовательно-воспитательному процессу и обществу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Развитие внимания , произвольности поведения.
Развивающие игры «Веселый счет с мячом» и другие.
1
2.
Развитие внимания, произвольности поведения.
Развивающие игры «Зеваки», «Золотой орешек» и другие.
1
3,
4
Развитие зрительной памяти, произвольности поведения.
Развитие слуховой памяти, произвольности поведения. Развивающие упражнения «Повтори за мной», «Пятый лишний» и другие.
1
6.
Развитие слуховой памяти, произвольности поведения.
Развивающее упражнение «Повтори мелодию» и другие.
1
7.
Развитие логического мышления. Развивающие упражнения
«Учимся сравнивать предметы», «Найди отличия» и другие.
1
8.
Развитие логического мышления. Развивающие упражнения
«Пятый лишний», « Назови одним словом» и другие.
1
9.
Развитие внимания, произвольности поведения.
Развивающие упражнения с мячом « Я знаю» и другие.
1
10.
Развитие внимания, произвольности поведения .
Развивающие упражнения « Когда это бывает?»,
«Находим сходство и различие предметов».
1
11,
12.
Развитие внимания, логического мышления. Развивающие упражнения « Справа или слева?», «Светофор» и другие.
2
13,
14.
Развитие творческого воображения .
Развивающее упражнение «Круг, треугольник, квадрат» и другие.
2
15,
16.
Развитие памяти, ассоциативного мышления. Рисование по ассоциации «На что это похоже?» и другие упражнения.
2
17.
Развитие внимания, логического мышления. Развивающие упражнения «Теплый – холодный», «Ригу-рагу» и другие.
1
18.
Развитие логического мышления, речи. Развивающие упражнения « Опиши свойства предмета», «Что можно сказать о…» и другие.
1
19.
Развитие внимания, памяти, речи. Считалки русского фольклора.
1
20,
21.
Развитие логического мышления, речи. Сравнение двух и более предметов. Развивающее упражнение «Что общего и различного?», «Угадай, из какой сказки» и другие.
2
22,
23.
Развитие логического мышления. Нахождение закономерностей по образцу.
2
24.
Развитие ассоциативного мышления, творческих способностей. Развивающие упражнения « Пятый лишний», «Дорисуй, на что похоже» и другие.
1
25,
26.
Развитие внимания, творческих способностей. Развивающие упражнения «Составь предложение», «Веселый счет с мячом» и другие.
2
27.
Развитие слуховой памяти, логического мышления, речи.
Развивающие упражнения «Запомни пары слов», «Составь предложение» и другие.
1
28.
Развитие логического мышления. Развивающие упражнения
«Найди лишнее слово», «Найди общие признаки» и другие.
1
29,
30.
Развитие кругозора, логического мышления. Упражнение «Угадай, из какой сказки», «Когда это бывает?», «Найди орешек», «Назови пять предметов» и другие.
2
31,
32.
Развитие логического мышления, кругозора, речи.
Развивающая игра «Зоологическое лото» и другие.
2
33,
34.
Развитие ассоциативного мышления, творческих способностей. Развивающее упражнение «Бывает – не бывает», «Составь предложение из рассыпанных слов», «Веселый художник» и другие.
2
Литература:
Д.А.Глазунов. Психология, 2 класс. Развивающие занятия, Москва, Издательство «Глобус», 2010.