Срок реализации программы_______________1 год___________________
Возраст обучающихся ___________7-8 лет___________________________
Никулина Анастасия Юрьевна
(Ф.И.О. составителя)
г. Ейск
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Программа «Дорогою добра» разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.
Программа предназначена для учащихся 1 класса и построена с учетом возрастных особенностей. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявления в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации программы «Дорогою добра» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» реализует следующую цель:
создание условий для формирования у младших школьниковдуховно-нравственных основ личности через представление о добре и зле; воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся;
способность усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания;
воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
ПРИНЦИПЫ:
Принцип доступности основа которого определяет содержание в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Принцип коммуникативности помогает воспитывать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип гуманизмалежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Внеурочная программа «Дорогою добра» рассчитана на 34 ч, 1 час занятий в неделю.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, виртуальные экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования).
Организация работы в основном – коллективная, индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.
ФОРМА ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ:
Итоговый отчёт по реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» будет представлен открытым мероприятием семейным праздником «Папа, мама, я – дружная семья».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам года обучения по программе «Дорогою добра» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
экспертные суждения родителей;
анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности.
В результате работы по программе «Дорогою добра» обучающиеся:
будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
познакомятся с общественными нормами, с устройствам общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе;
приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком:
приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношение к социальной реальности в целом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы
Всего часов
Теорети-
ческих
Практи-ческих
Введение 1час
Вводное занятие.
1
1
Школьный и внешкольный этикет 5 часов
Правила поведения на уроке и на перемене.
1
1
Правила поведения в гардеробе и в столовой.
1
1
Правила поведения в библиотеке.
1
1
Правила поведения на школьном дворе.
1
1
Правила поведения на улице и дома.
1
1
Правила общения. Культура внешнего вида. 5 часов
Культура внешнего вида.
1
1
Каждой вещи – свое место.
1
1
Умение ценить свое и чужое время.
1
1
Что я могу сказать о себе?
1
1
«Если вы вежливы…»
1
1
О трудолюбии. 5 часов
«Ученье - свет, а неученее – тьма».
1
1
Как быть прилежным и старательным.
1
1
Наш труд в классе.
1
1
Мой труд каждый день дома.
1
1
«Без труда – не вынешь рыбки из пруда».
1
1
Счастье семьи. 5 часов
Что такое «добро» и «зло».
1
1
О папе, маме и семье.
1
1
Мамино чуткое сердце.
1
1
Чудо материнской любви.
1
1
Порадовать близких. Как это просто!
1
1
Как прекрасен этот мир. 5 часов
Природа и я – одна семья.
1
1
О красках и картинах.
1
1
О музыке и музыкантах.
1
1
Сохрани мир вокруг себя.
1
1
Помни о других – ты не один на свете.
1
1
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. 6 часов
Как стать волшебником?
2
1
1
Почему ты плачешь, бабушка?
1
1
Добрые и недобрые слова.
1
1
Слово на ладошке.
1
1
А ты поступи по-другому.
1
1
Итоги 2 часа
«Папа, мама, я – дружная семья».
2
1
1
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
«Введение»:
Вводное занятие – рассказ – беседа о данном внеурочном занятии, чем будем заниматься и о чем пойдет речь.
«Школьный и внешкольный этикет»: усвоение нравственных норм, правил, требований; формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построение межличностных отношений.
1)Правила поведения на уроке и на перемене – игры, анкетирование
2) Правила поведения в гардеробе и в столовой – экскурсия по школе, беседа
3) Правила поведения в библиотеке – экскурсия в библиотеку
4) Правила поведения на школьном дворе - экскурсия на школьный двор
5) Правила поведения на улице и дома – викторина на проверку знаний о правилах поведения на улице и дома
«Правила общения. Культура внешнего вида»: выработка основных этических понятий и норм речевого поведения; формирование культуры нравственного поведения; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; профилактика вредных привычек.
Культура внешнего вида – беседа с презентацией о культуре внешнего вида
Каждой вещи – свое место – игра - конкурс
Умение ценить свое и чужое время – экскурсия в музей
Что я могу сказать о себе? - самопредставление
«Если вы вежливы…» - игровая программа
«О трудолюбии»: воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду; формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи.
«Ученье - свет, а неученее – тьма» - беседа с презентацией
Как быть прилежным и старательным – просмотр мультфильма, беседа исходя из просмотренного мультфильма
Наш труд в классе - КПД
Мой труд каждый день дома – выставка поделок
«Без труда – не вынешь рыбки из пруда» - высадка растений
«Счастье семьи»: формирование ценностного отношение к семье, её традициям; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа; расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества; повышение значения семейных, государственных ценностей.
Что такое «добро» и «зло» - инсценировка ситуаций и их обсуждение
О папе, маме и семье – беседа с презентацией о семьях
Мамино чуткое сердце – конкурс стихов
Чудо материнской любви – конкурс рисунков
Порадовать близких. Как это просто! – семейный праздник
«Как прекрасен этот мир»: раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины.
Природа и я – одна семья – экскурсия в парк
О красках и картинах – беседа с презентацией
О музыке и музыкантах – музыкальный вечер
Сохрани мир вокруг себя – виртуальная экскурсия
Помни о других – ты не один на свете – чтение книг
«Твоя речь: слово лечит, слово ранит»: формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности; развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника; выработка оценочных моральных принципов, представлений; воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности.
Как стать волшебником? – беседа, трудовой десант
Почему ты плачешь, бабушка? – чтение книг
Добрые и недобрые слова – просмотр мультфильма, беседа по просмотренному
Слово на ладошке – игровая программа
А ты поступи по-другому – акция хороших дел
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя/Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997г.